Урок по ОРКиСЭ в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Дружба
Форма проведения: Урок
Класс 4
Цель: создать условия для развития и совершенствования представлений о дружбе, как важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
Образовательные: уточнить детские представления о понятии «дружба».
Развивающие: способствовать умению аргументировать свою точку зрения, анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями; развивать навыки сотрудничества со сверстниками.
Воспитательные: создать условия для воспитания чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Компетентности: формирование компетентностей в сфере самостоятельной творческой коммуникативной деятельности, компетентности гражданской ответственности.
Виды деятельности : беседа, комментированное чтение, игровая, групповая, коллективная.
Технические средства обучения: выставка книг о дружбе, толковый словарь, фонограмма песни «Дружба» мультимедийная презентация, плакат «Законы дружбы», мультимедиа,
Методическая литература:
1. учебное пособие ОРКиСЭ. «Основы светской этики» для 4-5 класс. М.: Просвещение,2010.
2. электронное приложение к учебному пособию. ОРКиСЭ. Основы светской этики: учебное пособие для 4-5 классов. М.: Просвещение, 2010
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Комментарии (Формируемые УУД) |
1.Организационный момент. | Уважаемые ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке, посвященной одной важной теме. Мы продолжаем наш разговор о человеке и его личностных качествах. Великий Фауст Гете говорил: «Самая великая роскошь, это роскошь человеческого общения». Как вы понимаете это высказывание? | Человек не может быть один. Ему нужно общение. Именно тогда он развивается. | - планирование учебного сотрудничества с учителем (К) |
2.Сообщение темы и цели урока – «вызов» | А сейчас обратите внимание на выставку книг, которую я подготовила. Эти произведения отражают тему нашего урока. Как вы думаете, что объединяет героев этих книг, и о чем мы будем говорить? Догадались верно, мы будем говорить о дружбе. | Дети формулируют тему урока | - извлечение необходимой информации из книг (П) - самоопределение (Л) смыслообра- зование (Л) - целеполагание (П) - понимание информации, представленной в неявном виде (П) - принятие и сохранение учебной задачи (Р) - планирование своих действий (Р) |
3.Изучение нового учебного материала. Работа с учебником. Работа с толковым словарем. | Что такое дружба? Каждый знает. Может быть, и спрашивать смешно. Ну а все же, что обозначает Это слово? Значит что оно? -Как вы думаете, что такое «дружба»? Ответ начните со слов «Дружба – это…» Итак, ребята ваши ответы…. Мы услышали много мнений о значении слова «Дружба». Подберите однокоренные слова к этому слову. От какого слова произошло слово дружба? (друг) Как вы понимаете кто такой друг? - Говорят, что «друг это тот, кто дарит то, что тебе самому дорого и жалко, когда ты словно от своего сердца отрываешь» Я нашла несколько определений, раскрывающих понятие Дружба. «Дружба – это созвучие душ в соединённости судеб». – Восточная мудрость. «Дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей». – Джон Ивлин. Понять эти сложные высказывания о дружбе поможет нам учебник. - Обратимся к нему и узнаем что такое дружба. Прочитайте с. 32 и найдите определение «Дружба» (2 определения) запишите в тетради. У каждой группы на столе - свое задание. Выполните его в течение времени, обсудите и выберите человека, который будет защищать мнение группы. С сигналом – начали, с сигналом – закончили. 1 группа. Зачитайте определения «Дружба», называя источник (отУпражнение куда выписали). - Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? - Общность интересов? - Привязанность? 2 группа Назовите отличительные черты дружбы: Что такое избирательность, бескорыстность, общность интересов и взаимная симпатия. 3 группа. Работа с притчей. Прочитайте притчу. - О какой пословице шла речь в притче? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей). - От чего может погибнуть дружба? - Какие ещё пословицы и поговорки о дружбе вы знаете? 4 группа Какие вы выделили основные функции слова дружба. Имеет ли понятие дружба во всех культурах одинаковое значение? Мы можем сделать вывод, что понятие дружба во всех культурах имеет одинаковое значение. И сказал Абу Давуд: «Человек исповедует религию своего друга и поэтому пусть каждый из вас обратит внимание на того, с кем он дружит». Какое надёжное и ёмкое слово…Дружба! Если все вокруг подружатся - улыбнётся вся Земля!» О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты, и писатели, и учёные, и философы, и крестьяне и дворяне. Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы. Есть дружба народов, существуют особые дружеские отношения между странами. | ( Мозговой штурм). Учащиеся пытаются дать определение понятию «ДРУЖБА». (друг, дружить, подруга, друзья) • Друг – это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней; • друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; • друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; • друг – это твоя любимая игрушка, которая тебя выслушает, когда тебе плохо. Учащиеся самостоятельно работают с учебником, находят определения понятия «ДРУЖБА», выписывают в тетрадь. Приложение1. Дети работают в группах. (Ребята отвечают на поставленный вопрос). Приложение 2 | - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П) - подведение под понятие (П) - интерпретация и обобщение информации (П) - извлечение необходимой информации из текстов (П) - анализ и объяснение понятий (П) - сравнение понятий (П) - формулировка выводов на основе анализа объектов (П) - выполнение пробного действия (Р) - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р) - оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р) - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - учет разных мнений (К) - аргументация своего мнения (К) - достижение договоренностей и согласование общего решения (К) - смыслообразование (Л) |
4. Физминутка. Игровое упражнение для объединения детей. | Дружбу можно выражать по-разному: можно словами, можно поступками, можно жестами, а можно танцем – танцем дружбы, который я предлагаю вам сейчас станцевать. Приложение 3. Спасибо, ребята, за танец. Я вижу, что вы умеете танцевать и умеете дружить | Ученики встают в круг. И выполняют движения. Песня «Дружат дети всей Земли» | - адекватное использование различных средств для решения коммуникационных задач (К) - осознание ответственности за общее дело (Л) |
5. Закрепление изученного материала. Игра «Ромашка». «Законы дружбы» Интерактивное упражне- ние «Моделирование дерева дружбы». | - Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. - У кого из вас есть настоящие друзья? Почему вы считаете их настоящими?
- Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить? - Какими качествами должен обладать настоящий друг? - Лепестки этого красивого цветка вы заполняете словами, но не просто словами, а напишите по одному самому главному качеству, без которого дружба состояться не может. Вам дается 1 минута. А теперь прикрепите на доску лепестки с «Качествами друга», которые вы написали. - Теперь мы знаем, что такое дружба, что важно в дружбе, кто такой настоящий друг, какими качествами он обладает. А зачем нам нужны друзья в классе? Может быть, достаточно иметь друга за школой? Чем дружеские отношения могут помочь? (желание идти в школу, повлиять на успеваемость, надежда на то, что тебе помогут в трудную минуту). Поэтому сейчас давайте сформулируем законы дружбы для нашего класса, которые помогут вам укрепить дружеские взаимоотношения в классе. В группах, на отдельных листах, запишите 3-4 правила и прикрепите на доску. Выстраивается список правил дружбы, иначе «Законов дружбы». - Прочитайте законы дружбы, которые мы все вместе написали. - В дополнение хочу предложить, какие «Законы дружбы» составил великий педагог В.А. Сухомлинский.
- Мне очень приятно, что мнение нашего класса совпало с мнением такого великого педагога. Думаю, что отныне отношения между собой вы будите строить по этим правилам. - Мне очень хочется, чтобы мы вместе с вами посадили дерево дружбы. Но пока земля не готова его принять. И поэтому мы создадим дерево дружбы у себя в классе. Сейчас послушайте песенку, и подумайте, чем мы можем заменить листву дерева – дерева дружбы. Землю обогнули тоненькие нити, Нити параллелей и зелёных рек, Протяните руку, руку протяните, Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек. - Итак, чем можно заменить листву дерева? - У вас на партах лежат бумажные ладошки. Напишите на них своё имя. Будем считать, что это протянутая вам рука друга – символ дружбы. Прикрепите ладошку к дереву дружбы. Мы создали дерево дружбы. Вы можете его использовать как символ вашего класса, а возможно вы сами найдете ему применение. | Группы по очереди выходят к доске, куда прикрепляют свою ромашку и называют качества необходимые для дружбы. Лепестки ромашки: не бросать друга в беде, умеет хранить секреты, честный, должен уметь дружить, заступаться друг за друга и др. | - осознание ответственности за общее дело (Л) - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) - извлечение необходимой информации из текстов (П) - формулировка выводов на основе анализа проблемных ситуаций (П) - осуществление синтеза, составление целого из частей (П) - подведение под понятие (П) - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П) - оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) - использование критериев для обоснования своего суждения (К) - достижение договоренностей о правилах общения и поведения, сотрудничестве в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе (К) - определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил, формулировка выводов (Л) - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания(Л) - сопоставление положительных и отрицательных поступков людей (Л) - осознание ответственности за общее дело (Л) |
6. Итог урока. 7. Рефлексия. | Ребята, итогом нашего урока явилось создание «Правил дружбы», «дерево - дружбы» Которое, мы поместим в ваш классный уголок. Был ли разговор полезен для каждого из вас? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни? О чем этот урок заставил задуматься? Какую роль играет дружба в жизни человека? - Мне хочется, чтобы у каждого из вас было доброе, верное, любящее сердце. Чтобы вы научились дружить друг с другом, помогать друг другу в трудную минуту и чтобы вы никогда никого не обижали. Помните, всё в жизни зависит от нас! | - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - формулирование и аргументация своего мнения (К) - использование критериев для обоснования своего суждения (К) - формулировка выводов с пониманием моральных норм и этических требований (Л) | |
| - Напишите небольшой рассказ о своем друге. А на следующем уроке узнаем, умеет ли такой человек дружить. | ||
- Сегодня мы с вами узнали, что такое дружба, и на память я дарю вам этот слайд-клип «Всем друзьям посвящается». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по ОРКиСЭ ОПК в 4 классе по теме: "Устройство православного храма"
В данную методическую разработку вошли: технологичекая карта урока, презентация к уроку, приложение....
Курс ОРКиСЭ. 4 класс Урок по Основам светской этики. Тема "Россия - Родина моя"
Курс ОРКиСЭ. 4 класс Урок по Основам светской этики. Тема "Россия - Родина моя"...
Урок по ОРКиСЭ в 4 классе "Священные сооружения" (1 часть)
Конспект урока по ОРКиСЭ "Священные сооружения"...
Методическая разработка по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Презентация к уроку "Дружба" (ОРКиСЭ)
Презентация к уроку "Дружба" (ОРКиСЭ)...
Конспект урока ОРКиСЭ 4 класс
Урок ОРКиСЭ по теме Россия - наша Родина разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В методической разработке урока представлены разные формы работы, использованы различные педтехнологии....
презентация и конспект урока по оркисэ 4 класс по теме "Дружба"
презентация и конспект урока по оркисэ 4 класс тема "Дружба"...
Конспект урока по ОРКиСЭ, 4 класс
Тема: «Добро и зло»Цель урока: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле, основываясь на текстах священных книг мировых религий.К ур...