Методическая разработка урока по ОРКиСЭ ОПК в 4 классе по теме: "Устройство православного храма"
методическая разработка (4 класс) по теме
В данную методическую разработку вошли: технологичекая карта урока, презентация к уроку, приложение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка урока по теме "Храм" | 81.5 КБ |
приложение к уроку | 321.13 КБ |
prezentaciya_k_uroku_po_orkse_po_teme_hram.ppt | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ №16 г. Бирюсинска
районный конкурс методических разработок
для начальной школы «Его Величество Урок»
Тема: «Православный храм», ОРКиСЭ ОПК
4 класс
Грибоедова Татьяна Валерьевна
Тайшетский район 2013 г.
ОРКиСЭ ОПК
Грибоедова Татьяна Валерьевна
учитель начальных классов МКОУ СОШ №16
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Православный храм
Цель: сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.
Учебные задачи:
направленные на достижения личностных результатов обучения:
- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками).
направленные на достижения метапредметных результатов обучения :
- развивать у учащихся навык слушания;
- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным тестовым материалом;
- развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия;
- развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
направленные на достижение предметных результатов обучения:
- познакомить с устройством храма;
Средства обучения: Основы православной культуры: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений / А.В. Кураева. – М.: Просвещение, 2012., Компьютер; Мультимедиапроектор; Экран; иллюстративный тест для групповой работы; аудиозапись колокольного звона.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Организационный момент Слайд №1 Здравствуйте, ребята! Улыбнемся солнышку, Дадим друг другу руку Поднимем настроение Себе и другу. | Ученики поворачиваются друг к другу, дарят улыбку. Настраиваются на работу Садятся на свои рабочие места. | |
II. Выявление восприятия, мотивации. Слайд №2 Предлагает рассмотреть иллюстрации и ответить на вопрос: зачем нужны эти здания человеку? (жилые дома, стадион, магазины, вокзал и т.д..) - А теперь перенесемся в старину и подумаем над тем, каких зданий было больше в старинных русских городах? Слайд №3 - Послушайте описание одного из русских городов (на слайде) - О каких одно- и двухэтажных деревянных постройках пишет автор? - Что оживляло монотонность рельефа города? Ресурсный круг. - Осенью мы с вами были на экскурсии в храме Воскресение Христова по улице Горького. Теперь представьте, что вы снова находитесь в нашем храме. –Что вы видите, что вы слышите и что чувствуете в храме? | Учащиеся смотрят слайд и отвечают на вопрос. Учащиеся слушают рассказ учителя и следят глазами по тексту на слайде. Отвечают на вопросы по тексту. Учащиеся обращаются к своим воспоминаниям, передовая словами то, что они чувствовали, видели в храме. | Регулятивные УУД: понимание цели выполняемых действий; составление плана и последовательности действий Личностные УДД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
III.Формулирование темы урока. Постановка цели. - Кто сможет сформулировать тему нашего занятия? Слайд №4 - Что бы вы хотели узнать о храме? Наши задачи: 1) познакомиться с устройством православного храма; 2) получить знания о назначении храма; Работа с иллюстрациями известных храмов России и города Бирюсинска. Учитель: На Руси всегда было много храмов. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством. Слайд №5 - 8 Преображенская церковь. Храм Христа Спасителя в Москве. Слайд №9 - 12 - Какие храмы вы знаете? (Ответы детей) Слайд №13 – Какие храмы располагаются на территории нашего города? (Ответы детей) Слайд №14 – Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов? | Определяют тему урока, планируют работу на уроке. Ответы на вопросы. Просмотр слайд-шоу. Участие в обсуждении. (Предполагаемые ответы учащихся: купола, кресты, звонница) | Регулятивные УУД: определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации при первичном знакомстве с иллюстрациями Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме; владение диалогической формой общения |
IV.Изучение нового материала Учитель: Итак, мы «отправляемся» с вами в храм. Слайд № 15 – Одной из особенностей храма, отличающей его от других видов строений, является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько. – Но далеко не всегда православный храм имеет лишь один купол. Их количество может быть различным, и каждое число символично. - Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов? - Есть и другое количество куполов. А где вы об этом можете узнать? Учитель: Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Происхождение слова «колокол» иногда связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук-сигнал. На Русь привезли колокола с Запада, пока не появились свои мастера колокольного звона. - А какой колокол является самым знаменитым? Что вы о нём знаете? Слайд №16 Как вы думаете, какую функцию выполняли в старину колокола? Учитель. Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению.
Колокольный звон напоминает нам о небесном мире. Ростовские звоны - замечательное творение русского народного творчества. Слайд № 17 Прослушивание фрагментов колокольных звонов. -Прослушайте фрагмент колокольного звона. Прислушаетесь к своим чувствам, к своей душе. - Какие чувства вызывает у вас звон колоколов? Мысли о храме, церкви, России… - Какие они, храмы? Выберите слова, характеризующие ваш храм. Поработайте с карточкой №1. - Посмотрите, ребята, к какой интересной мысли мы пришли. Оказывается, храмы можно охарактеризовать теми же словами, что мы могли бы подобрать и для характеристики людей. Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они тоже похожи на людей. Как и у человека, у храма есть свое имя, день рождения. - Сейчас нам Сизов Ваня расскажет об истории храма и церкви нашего города. Слайд №18-21 Проведение физ. минутки Вот мы руки развели, Словно удивились. И у храма до земли В пояс поклонились. Наклонились, выпрямились, Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись! Слайд № 22 Учитель: Храм – корабль плывущий к богу. Что же является неотъемлемыми частями любого православного храма? Слайд № 23 Православный храм делится на несколько частей: паперть, притвор, сам храм, алтарь и колокольня. А что же находится внутри храма? Работа в группах. 1-я группа –«иконостас», «Царские врата» 2-я группа – «благословение», «алтарь» 3-я группа – «каждение (кадить)», «икона» Задача: объяснить понятия, подготовить выступление. Учитель: «Войдем» в храм. Слайд № 24-29 Выступление от групп. | Выступление с заранее подготовленным сообщением, используя при выступлении презентацию и иллюстрации Выступление с заранее подготовленным сообщением, используя при выступлении презентацию и иллюстрации Используя сведения, полученные с уроков окружающего мира, дети дают предполагаемые ответы: Выступление с заранее подготовленным сообщением, используя при выступлении презентацию и иллюстрации Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. Прослушивают музыкальный фрагмент, прислушиваясь к своему эмоциональному состоянию. Мысли о храме, церкви, России… Работают в группах. Выбирают из предложенных слов те, которыми можно описать храм. Выступление с заранее подготовленным сообщением, используя при выступлении презентацию и иллюстрации Выполняют физ. минутку Просматривают слайд-шоу Продолжают работу в группах. По учебнику с. 48-51 находят определение понятий, выбирают лидеров групп и готовят выступление. Оценивают выступления, задают вопросы на понимание материала. | Регулятивные УУД: оценивание качества и уровня выполнения задания, высказывания Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую; подробное пересказывание небольшого текста; выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: высказывание своего предположения (версии) на основе работы с иллюстрацией слайда; инициативное сотрудничество с учителем. |
V. Закрепление изученного материала. Предлагается контрольное тестирование. 1) Выполнение тренировочного теста. В группах. Слайд № 30 2) Самоконтроль. Поставьте себе оценку за этот вид работы. | Пользуясь словами- подсказками соотносят рисунок и понятие. По слайду проводят проверку выполнения задания. Оценивают работу группы | Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль своего поведения Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстраций, текстов; анализ совместной работы с классом и учителем Регулятивные УУД: оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей; осознание уровня усвоения материала урока, сличение результатов с эталоном Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности на уроке. |
VI. Рефлексия. - Сегодня на уроке мы много узнали о православном храме. А для чего храмы нужны людям? Что получает человек в храме? Слайд № 32 - В конце нашего занятия предлагаю группам написать синквейн на тему урока. Выберите того, кто будет записывать, а остальные будут сочинителями. - Напоминаю, что синквейн – это стихотворение, которое пишется по определенным правилам. Прочитаем, что у вас получилось. Пример: Храмы красивые, белокаменные защищают, успокаивают, оберегают Храм – светлая душа России. Вера. | Отвечают на вопросы, приводят примеры. Работают в группах. Пишут синквейн на тему «Храм» Лидеры групп зачитывают получившиеся синквейны | Личностные УУД: развитие умения высказывать свое отношение , выражать свои эмоции. Коммуникативные УУД: оценка действий сверстников; умение оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение высказывать свое мнение на основе личностных ценностей Регулятивные УУД: анализировать свою деятельность на уроке, оценивать ее. |
VII. Домашнее задание. Слайд № 33 Домашнее задание. Составить кроссворд на тему «Православный храм» или рассказать о любом храме России. Слайд № 34 |
Предварительный просмотр:
1-я группа – «иконостас»
«Царские врата»
2-я группа – «благословение»
«алтарь»
3-я группа – «икона»
«каждение (кадить)»
Приложение №1
ТЕСТ
|
Слова – подсказки: Царские врата, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник. |
Синквейн
|
Карточка №1
Подберите слова, характеризующие ваш храм.
Добрый, злой, тихий, мрачный, строгий, зловещий.
Карточка №1
Подберите слова, характеризующие ваш храм.
ужасный, большой, темный, мрачный, красивый, великолепный
Карточка №1
Подберите слова, характеризующие ваш храм.
мощный, мрачный, сырой, воздушный, белокаменный, зловещий
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока (с презентацией) учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. по математике "Решение задач и выражений", 2 класс.
Урок по математике "Решение задач и выражений" , 2 класс (по программе "Начальная школа XXI века"). Наряду с обучающими целями (формирование умения находить значение выражения с переменными, решение з...
Методическая разработка урока по ОРКиСЭ
Урок для 4 класс по ОРКиСЭ, модуль Православная культура, тема урока "Православный храм"...
Методическая разработка занятия кружка "Финансовая грамотность.История денег" по теме "Устройство монеты"
Методическая разработка занятия по теме "Устройство монеты" знакомит с историей денег, устройством монеты....
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модули "Светская этика" и "Основы православной культуры" тема: Чтобы быть коллективом
Представленная методическая разработка урока, включает тренинги и игровыеупражнения, вырабатывающие у учащихся чувство дружбы. коллективизма, взаимовыручки....
Методическая разработка урока по ОРКиСЭ
Конспект урока...