Урок по ОРКиСЭ в 4 классе "Священные сооружения" (1 часть)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок: 12 (часть первая)
Тема урока: Священные сооружения. Синагога. Мечеть.
Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с сооружениями религиозных культур иудеев и мусульман.
Задачи урока:
Предметные:
- Выявить сущность понятий: «синагога», «менора», «Тора», «мечеть», «михраб», «минарет».
- Ознакомить со священными сооружениями иудаизма и ислама.
- Показать сходства и отличия священных сооружений данных мировых религий.
Метапредметные:
- Развивать умения учащихся анализировать иллюстративный материал, текст, находя необходимую информацию и реализовывать ее в учебном процессе.
Личностные:
- Воспитывать толерантное отношение к культурам основных мировых религий.
- Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
- Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению отстаивать свою точку зрения.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, словарная работа (кроссворд, работа со словарём) работа в парах, в группах с источниками информации, работа с текстом, составление фотоколлажа.
Тип урока: изучение нового материала. Урок открытия новых знаний.
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Используемые методы: наглядный, частично – поисковый, эвристический.
Формы работы: беседа, работа с текстом учебника, иллюстрациями, с дополнительной литературой.
Основные термины и понятия: Синагога, Тора, менора, мечеть, михраб, минарет.
Техническое оснащение урока: ПК, мультимедиа, раздаточный материал.
Педагогические технологии: ЛОО, технология развивающего обучения, деятельностный подход.
Предполагаемый результат: расширение первоначальных знаний обучающихся о священных сооружениях, основанных на личном социальном опыте.
Структура урока
- Организация деятельности учащихся.
- Проверка усвоения материала прошлого урока и домашнего задания
- Введение в тему. Постановка проблемы.
- Объяснение нового материала.
- Демонстрация презентации.
- Беседа с классом и работа с иллюстративным материалом.
- Работа в парах.
5. Закрепление материала
-Опрос.
- Работа в группах с раздаточным материалом.
- Составление фотоколлажа.
6.Проверка усвоения знаний
7.Подведение итогов урока.
- «Закончи предложения»
8.Домашняя деятельность (дифференцированная): перечитать информацию в учебнике; нарисовать рисунок с изображением одного из священных сооружений; узнать о священных сооружениях на территории своего города; создать мини-фотоальбом «Священные сооружения иудаизма и ислама в Петрозаводске».
Этапы урока | Хроно-метраж | № слайда презентации, раздаточный материал | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УДД | |
Стадия вызова | ||||||
Организационный момент Проверка домашней деятельности | СЛАЙД 1. Приложение 1. (крос-сворд) Приложение 2. (вопросы к кроссворду) | Настрой класса на положительное восприятие новых знаний. Учитель приветствует детей. -Поговорим? - О разном и о прочем. -О том, что хорошо и что не очень. -Чего – то знаешь ты, а что-то мне известно. -Поговорим? -Нам будет интересно. Проверка домашней деятельности (фронтальный устный опрос) Детям предлагается разгадать кроссворд, в котором зашифрована тема урока. | Организационный момент. Проверяют свою подготовку к уроку. Дети отвечают в рифму: -О чем? -Поговорим! Дети под руководством учителя заполняют кроссворд и выходят на формулирование темы урока. | Личностные УУД: мотивационная основа учебной деятельности; учебно - познавательный интерес к новому знанию; понимать успешность собственной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности, ориентация на понимание причин успеха; проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов и своего народа; воспринимать речь учителя(одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся; применять правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре. | ||
Смысловая стадия | ||||||
Изучение нового материала | СЛАЙД 1 Учебник стр. 30 Слайд 2 Учебник стр. 30 Рубрика «Вы узнаете» Слайды 3-10 | Предлагает прочитать ключевое слово в кроссворде и просит сформулировать тему урока. Учитель просит детей дать объяснение слову СООРУЖЕНИЕ (словарная работа). Предлагает обратиться к страницам учебник, прочитать тему урока и попытаться объяснить значение словосочетания СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ. Учитель предлагает детям определить цель данного урока. Просит высказать предположения о том, что дети узнают в ходе урока. Предлагает прочитать рубрику «Вы узнаете» и дополнить свои предыдущие предположения. Предлагает ответить на вопрос «Для чего нужны священные сооружения?» Знакомит с древними священными сооружениями (понятия СКИНИЯ и СТОУНХЕНЖД) и вместе с детьми размышляют над значением этих сооружений в жизни людей. | Читают ключевое слово и пробуют сформулировать тему урока. Высказывают свои предположения. Ученик-консультант зачитывает значение слова СООРУЖЕНИЕ и СВЯЩЕННЫЙ из толкового словаря. Высказывают свои предположения. Высказывания детей. Чтение и высказывания детей. Высказывают свои мнения. Совместно с учителем делают вывод. | Регулятивные УУД: принять учебную ситуацию; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осознавать границы знаний, понимать полученные знания; удерживать цель деятельности до получения её результата. | ||
Физкультминутка | Показывает комплекс упражнений. | Выполняют комплекс упражнений. | ||||
Изучение нового материала | Слайд 11 Слайды 12-16 Слайд 17 Слайды 18-23 Слайд 24 Слайды 25-30 | Предлагает вопросы, ответы на которые помогут детям определить о священных сооружениях каких религиозных культур пойдёт речь на уроке. - Тора – священная книга какого народа? - Народ, который первый поверил в Единого Бога. - Кто получил от Бога каменные таблички – скрижали, на которых были записаны заповеди Бога? - Основатель этой религии родился в городе Мекка. Рассказ учителя о священных сооружениях сопровождается слайдами. (Виртуальное путешествие к священным сооружениям): - Иерусалимский храм; - Стена плача А пока верующие молятся в специальных сооружениях – синагогах (это не храм, а лишь помещение для молитвы). Демонстрация слайдов с изображением синагоги. (разных по внешнему виду) Детям предлагается прочитать в учебнике на стр. 31 последний абзац статьи «Священные здания иудаизма» (работа в парах) и выделить ключевые слова. Учитель сообщает дополнительный материал, обращая внимания на иллюстративный ряд. Предлагает совершить виртуальную экскурсию по синагоге. | Отвечают на вопросы и делают вывод, что сегодня на уроке мы будем говорить о священных сооружениях иудаизма и ислама. Дети описывают иллюстрацию, отмечая величественность, правильные формы сооружения. Ученики удивлены, что стена является местом памяти даже в настоящее время. Рассматривают иллюстрации и делают вывод о том, что внешне синагоги могут выглядеть по-разному. Ученики в паре читают статью в учебнике, анализируют ее содержание, выделяя ключевые слова. (свиток Торы, менора, доска с Десятью заповедями). Дети имеют возможность задавать вопросы об увиденном. Ученики пытаются вспомнить увиденные предметы, дают им описание, делятся впечатлениями . | Познавательные УУД: желать включиться в учебный процесс; строить речевое высказывание в устной форме; классифицировать объекты, выделять признаки; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; учить вчитываться в текст, выделять ключевые слова, делать выводы; уметь обобщать изученное, делать собственный вывод; оценивать полученные знания, соотносить их с собственным опытом, понимать учебную информацию; уметь преобразовывать объект, творчески переделывать. | ||
Физкультминутка | «Самолёты» | Выполняют комплекс упражнений. | ||||
Изучение нового материала | Слайды 31-32 Слайды 33-44 Слайд 45 Слайды 46-56 | Учитель сообщает детям, что они оказались на востоке страны, около священного сооружения мусульман, которое называется мечеть. Предлагает «ученику-исследователю» рассказать об устройстве мечети, сопровождая рассказ иллюстративным материалом из презентации. Просит детей ответить на вопрос: -Как надо вести себя в мечети? Обращает внимание детей на особые правила поведения в мечети, сопровождая рассказ показом иллюстраций. | Рассматривают иллюстрацию с изображением мечети, делятся впечатлениями. «Ученик-исследователь» рассказывает об устройстве мечети, выделяя основное (Минарет, михраб, отсутствие изображений живых существ) Обучающиеся слушают, рассматривают иллюстрации, задают вопросы. Ученики предлагают правила поведения в храме. Ученики высказывают свое мнение. | Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение; задавать вопросы, строить понятные собеседнику высказывания; воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы(классификация) | ||
Первичная проверка понимания учащимися нового материала | Слайд 57 | Предлагает ответить на вопросы: -Какие священные сооружения мы узнали? -Подберите имена прилагательные для описания этих зданий. -Нужны ли сегодня в 21 веке человечеству эти здания? - Почему? -Как человек к ним относится? | Ученики называют священные строения, подбирая определения. Дети доказывают необходимость уважительного отношения к старинным святым местам. | |||
Закрепление | Приложение 2. | Работа в группах. Создание ФОТОКОЛЛАЖА. | Работают в группах, создают фотоколлаж. По иллюстрациям, которые остались прогнозируют тему следующего урока. | |||
Рефлексия | ||||||
Сообщает об остановке виртуального путешествия и предлагает задание: . Закончи предложения: На уроке я узнал… На уроке меня удивило… Я бы хотел узнать… Я хочу сказать «спасибо»… | Дети продолжают предложения. | |||||
Домашняя деятельность | ||||||
Предлагает 3 вида домашних заданий на выбор: репродуктивное(Р), продуктивное(П), творческое(Т) -Предлагаю выбрать задание по интересам. 1)Прочитайте страницы в учебнике с.30-31, с. 32-33ответьте на вопросы.(Р.) 2)Нарисуйте по представлению священное сооружение.(П.) 3)Узнайте, какие священные сооружения есть в нашем городе. К каким мировым религиям они относятся. Создайте мини фотоальбом о священных сооружениях иудаизма и ислама в Карелии.(Т.) | Обучающиеся могут выбрать любое задание, при желании выполнить в паре с другом или в группе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок № 15 ОРКиСЭ. Модуль "Светская этика". "Что значит быть моральным?"
Презентация к уроку по теме: "Что значит быть моральным?" для 4 класса....
Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)
Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...
Урок по ОРКиСЭ "Священные сооружения"
Урок по ОРКиСЭ "Священные сооружения"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».
Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....
Урок ОРКСЭ на тему "Священные сооружения"
Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть....
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Священные сооружения"
В материале представлен конспект урока и соответствующая ему презентация....
Урок по ОРКиСЭ Модуль « Основы мировых религиозных культур» Тема: Священные сооружения Санкт Петербурга.
данный материал предназначен для урока ОРКиСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")...