Разработка урока ОПК на тему "Подвиг"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Урок разработан в помощь учителям ОПК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока ОПК | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Подвиг»
Цели:
- учебная - познакомить с православным пониманием подвига, его бескорыстной и жертвенной сутью;
- воспитательная - способствовать воспитанию духовно-развитой личности, воспринимающей подвиг как проявление жертвы ради себя, ради людей и ради Бога;
- развивающая – способствовать развитию мышления, мировоззрения, коммуникативных навыков.
Задачи:
- познакомить с этимологией слов «подвиг», «подвижник», «подвижничество»;
- помочь осознать значимость совершения подвига в жизни человека;
- способствовать воспитанию потребности быть добрее и внимательнее к людям, преодолевая собственный эгоизм.
Содержание изучаемого материала:
I Беседа (с использованием фоновых знаний)
- Что такое подвиг в вашем понимании?
- Кто может совершить подвиг?
- О каких подвигах вам известно?
II Работа со словом
- Что же означает слово «подвиг», как и откуда оно возникло?
(это слово пришло из старославянского языка)
Разберём слова по составу (запись на доске):
По-двиг( ) – по-движ-к(а) – по-движ-ник( ) – по-движ-нич-еств(о) – по-двиз-а(ть)-ся
- Что общего в этих словах? (корень двиг//движ//двиз)
Это один и тот же корень, в котором наблюдается чередование согласных
г//ж//з (чередование согласных в корне часто можно наблюдать при разборе слов: друг-дружить-друзья; лик-лицо-личина)
- Как вы думаете, от какого глагола образованы слова подвиг-подвижник-подвижничество-подвизаться?
от глаг. по-двиг-а(ть) – по-дви(г)-ну(ть)
III Работа в группах
Соотнесите стрелками значения слов с данными словами
| Небольшое продвижение вперёд |
| Героический, самоотверженный поступок |
| Устремляться, подвигаться куда-либо, собираться с силами, духом для совершения чего-либо |
| Образ жизни, действия подвижника; поступки не ради себя, не из гордыни и тщеславия, а ради любви и правды Божией |
| Человек, героически принявший на себя тяжёлый труд или лишения для достижения высокой цели; тот, кто движется ко Христу |
IV Аудирование
Послушайте, как поэт А.С.Хомяков писал о подвиге:
Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпеньи,
Любви и мольбе…
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились,-
С верой бодрой и смелой
Ты за подвиг берись.
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них
Без труда, без усилья
Выше мраков земных,
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков
Гордой черни людской.
Значит, подвиг помогает человеку приблизиться к добру, к Богу. Это становится возможным, если человек умеет жертвовать (отдавать без принуждения и сожаления) мелкой радостью или удовольствием ради радости душевной, ради высшей цели, отказаться от эгоизма.
Фоновые знания
Примеры из жизни: когда не хочется, а нужно; когда сдерживаешь себя и не отвечаешь грубостью на грубость; укрепляешь силу воли, обливаясь по утрам холодной водой, или делаешь зарядку…
Всё это тоже можно назвать подвигом ради себя.
Но этого мало – человек должен научиться жертвовать своей гордостью, тщеславием, уметь признавать свои ошибки… ради людей.
Стремление человека жить по заповедям Божиим, исполнять волю Бога, жертвуя своими капризами и прихотями – это жертва ради Бога.
О подвигах
Вова мечтал о подвигах. Он даже купил записную книжку, хотел записывать свои подвиги. Но записная книжка была пустой.
Грустный шагал Вовка домой. Недавно прошел ливень. По улице мчались потоки мутной воды. Вовка шагнул к тротуару, но неожиданно упал в воду. Под водой оказалась яма. Выбрался Вовка, отряхнулся. Видит-улицу переходит мужчина с чемоданом. Вовка предупредил его об опасности.
Потом помог женщине с коляской. Вовка давно продрог. Хотел есть, спать. Он несколько раз пытался уйти, но на улице раздавались шаги, и он возвращался.
Вовка сердился. Вместо того, чтобы совершить подвиги, он потратил зря столько времени.
(По С.Жемайтису)
- Согласны вы с Вовкой в том, что он подвига не совершал?
- О чём вас заставил задуматься текст?
- Это был подвиг ради себя или ради людей?
Работа с текстом (другой вариант)
Тексты раздать детям: слушают учителя и следят по тексту.
Лапти
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...
Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
- Ну что, барыня, как? Не полегчало?
- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...
- Лапти? Что за лапти такие?
- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. - Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:
- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
- Как добывать?
- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
- Господи, помоги! Господи, защити!
И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
И.Бунин
- С какими героями вы познакомились? (больной ребёнок, барыня, Нефёд)
(Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.)
- В какое время года происходит действие рассказа? (вьюжной зимой)
- Какая стоит погода? Сколько дней? (пятый день несло непроглядной вьюгой)
- Что просит больной ребёнок? (красные лапти)
- Кем в доме барыни был Нефёд? (слугой)
- Каким вы его себе представляете?
- Знал ли Нефёд, что в такую погоду опасно идти шесть вёрст в Новосёлки? Почему всё-таки пошёл?
- Какие черты характера проявляются в нём? (добрый, мужественный, смелый, самоотверженный, человек слова)
- Как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда? (было неуютно, переживали…)
- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?
- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет; самоотверженный поступок Нефёда и его смерть не могли быть напрасны)
- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? Ради кого?
- Как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?
(Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям, тем, кто нуждается в нашей помощи)
- Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет, личным временем, вещью, спокойствием, комфортом…)
VI Повторение ранее изученного учебного материала (внутрипредметные связи)
Мы недавно говорили с вами о том, как христианство пришло на Русь.
- Можно ли сказать, что князь Владимир совершил подвиг?
- В чём он заключался?
- Ради кого был совершён этот подвиг? (и ради себя, и ради людей, и ради Бога)
- Скажите, а в чём заключается подвиг Кирилла и Мефодия?
Стимульный материал и особенности работы с ним:
Стихотворение А.С.Хомякова
Текст С.Жемайтиса
Рассказ И.Бунина «Лапти»
Беседа по тексту, ответы на вопросы, работа со словом.
Опора на фоновые знания учащихся:
Привести известные примеры подвига, примеры того, как можно преодолевать свои капризы, прихоти, желания…
Внутрипредметные связи: обращение к теме предыдущего урока «Как христианство пришло на Русь»
Межпредметные связи:
- связь с литературой (работа с художественным текстом);
- связь с русским языком (этимология слова «подвиг», лексическое толкование, чередование согласных в корне слова)
Метапредметные и личностные компетенции:
- овладение навыками аудирования, осознанное построение речевого высказывания;
- овладение логическими действиями анализа, сравнения, классификации, установление аналогий, построение рассуждений;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности; развитие личной ответственности за свои поступки на основе православных представлений о нравственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...