Разработка урока ОПК на тему "Подвиг"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Урок разработан в помощь учителям ОПК

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Подвиг»

Цели:

  • учебная -  познакомить с православным пониманием подвига, его бескорыстной и жертвенной сутью;
  • воспитательная -  способствовать воспитанию духовно-развитой личности, воспринимающей подвиг как проявление жертвы ради себя, ради людей и ради Бога;
  • развивающая – способствовать развитию мышления, мировоззрения, коммуникативных навыков.

Задачи:

  • познакомить с этимологией слов «подвиг», «подвижник», «подвижничество»;
  • помочь осознать значимость совершения подвига в жизни человека;
  • способствовать воспитанию потребности быть добрее и внимательнее к людям, преодолевая собственный эгоизм.

Содержание изучаемого материала:

I Беседа (с использованием фоновых знаний)

  • Что такое подвиг в вашем понимании?
  • Кто может совершить подвиг?
  • О каких подвигах вам известно?

II Работа со словом

  • Что же означает слово «подвиг», как и откуда оно возникло?

(это слово пришло из старославянского языка)

Разберём слова по составу (запись на доске):

По-двиг( ) – по-движ-к(а) – по-движ-ник( ) – по-движ-нич-еств(о) – по-двиз-а(ть)-ся

  • Что общего в этих словах? (корень двиг//движ//двиз)

Это один и тот же корень, в котором наблюдается чередование согласных

г//ж//з (чередование согласных в корне часто можно наблюдать при разборе слов: друг-дружить-друзья; лик-лицо-личина)

  • Как вы думаете, от какого глагола образованы слова подвиг-подвижник-подвижничество-подвизаться?

     от глаг. по-двиг-а(ть) – по-дви(г)-ну(ть)

III Работа в группах

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Соотнесите стрелками значения слов с данными словами

  • Подвиг

Небольшое продвижение вперёд

  • Подвижка

Героический, самоотверженный поступок

  • Подвижничество

Устремляться, подвигаться куда-либо, собираться с силами, духом для совершения чего-либо

  • Подвизаться (не путать с «подвязаться»)

Образ жизни, действия подвижника; поступки не ради себя, не из гордыни и тщеславия, а ради любви и правды Божией

  • Подвижник

Человек, героически принявший на себя тяжёлый труд или лишения для достижения высокой цели; тот, кто движется ко Христу

IV Аудирование

Послушайте, как поэт А.С.Хомяков писал о подвиге: 

Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе;

Высший подвиг в терпеньи,

Любви и мольбе…

Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной;

Если скорби земные

Жалом в душу впились,-

С верой бодрой и смелой

Ты за подвиг берись.

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них

Без труда, без усилья

Выше мраков земных,

Выше крыши темницы,

Выше злобы слепой,

Выше воплей и криков

Гордой черни людской.

Значит, подвиг помогает человеку приблизиться к добру, к Богу. Это становится возможным, если человек умеет жертвовать (отдавать без принуждения и сожаления) мелкой радостью или удовольствием ради радости душевной, ради высшей цели, отказаться от эгоизма.

Фоновые знания

Примеры из жизни: когда не хочется, а нужно; когда сдерживаешь себя и не отвечаешь грубостью на грубость; укрепляешь силу воли, обливаясь по утрам холодной водой, или делаешь зарядку…

Всё это тоже можно назвать подвигом ради себя.

Но этого мало – человек должен научиться жертвовать своей гордостью, тщеславием, уметь признавать свои ошибки… ради людей.

Стремление человека жить по заповедям Божиим, исполнять волю Бога, жертвуя своими капризами и прихотями – это жертва ради Бога.

V Работа с текстом

                             

                                      О подвигах

Вова мечтал о подвигах. Он даже купил записную книжку, хотел записывать свои подвиги. Но записная книжка была пустой.

        Грустный шагал Вовка домой. Недавно прошел ливень. По улице мчались потоки мутной воды. Вовка шагнул к тротуару, но неожиданно упал в воду. Под водой оказалась яма. Выбрался Вовка, отряхнулся. Видит-улицу переходит мужчина с чемоданом. Вовка предупредил его об опасности.

Потом помог женщине с коляской. Вовка давно продрог. Хотел есть, спать. Он несколько раз пытался уйти, но на улице раздавались шаги, и он возвращался.

        Вовка сердился. Вместо того, чтобы совершить подвиги, он   потратил зря столько времени.

                                                                                    (По  С.Жемайтису)

  • Согласны вы с Вовкой в том, что он подвига не совершал?
  • О чём вас заставил задуматься текст?
  • Это был подвиг ради себя или ради людей?

Работа с текстом (другой вариант)

 Тексты раздать детям: слушают учителя и следят по тексту.

Лапти

     Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

     Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

- Ну что, барыня, как? Не полегчало?

- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

- Лапти? Что за лапти такие?

- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. - Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:

- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

- Как добывать?

- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

Еще подумал.

- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

     И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

      Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

- Господи, помоги! Господи, защити!

     И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

     Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...

     За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

                                                                                                       И.Бунин

  • С какими героями вы познакомились? (больной ребёнок, барыня, Нефёд)

(Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.)

  • В какое время года происходит действие рассказа? (вьюжной зимой)
  • Какая стоит погода? Сколько дней? (пятый день несло непроглядной вьюгой)
  • Что просит больной ребёнок? (красные лапти)
  • Кем в доме барыни был Нефёд? (слугой)
  • Каким вы его себе представляете?
  • Знал ли Нефёд, что в такую погоду опасно идти шесть вёрст в Новосёлки? Почему всё-таки пошёл?
  • Какие черты характера проявляются в нём? (добрый, мужественный, смелый, самоотверженный, человек слова)
  • Как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда? (было неуютно, переживали…)
  • Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?
  • Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет; самоотверженный поступок Нефёда и его смерть не могли быть напрасны)
  • Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? Ради кого?
  • Как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?

(Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям, тем, кто нуждается в нашей помощи)

  • Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет, личным временем, вещью, спокойствием, комфортом…)

VI Повторение ранее изученного учебного материала (внутрипредметные связи)

Мы недавно говорили с вами о том, как христианство пришло на Русь.

  • Можно ли сказать, что князь Владимир совершил подвиг?
  • В чём он заключался?
  • Ради кого был совершён этот подвиг? (и ради себя, и ради людей, и ради Бога)
  • Скажите, а в чём заключается подвиг Кирилла и Мефодия?

Стимульный материал и особенности работы с ним:

Стихотворение А.С.Хомякова

Текст С.Жемайтиса

Рассказ И.Бунина «Лапти»

Беседа по тексту, ответы на вопросы, работа со словом.

Опора на фоновые знания учащихся:

Привести известные примеры подвига, примеры того, как можно преодолевать свои капризы, прихоти, желания…

Внутрипредметные связи: обращение к теме предыдущего урока «Как христианство пришло на Русь»

Межпредметные связи:

  • связь с литературой (работа с художественным текстом);
  • связь с русским языком (этимология слова «подвиг», лексическое толкование, чередование согласных в корне слова)

Метапредметные и личностные компетенции:

  • овладение навыками аудирования, осознанное построение речевого высказывания;
  • овладение логическими действиями анализа, сравнения, классификации, установление аналогий, построение рассуждений;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности; развитие личной ответственности за свои поступки на основе православных представлений о нравственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...