"К мудрости ступенька". Обобщающий урок. Модуль: основы мировых религиозных культур.
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

Ларина Ольга Николаевна

Форма организации урока: групповая

Цель: обобщение и закрепление знаний учащихся.

Задачи:общеучебные:находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

 воспринимать другое мнение и позицию, формулировать свою точку зрения; вступать  в учебное сотрудничество с одноклассником; участвовать  в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения;

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к традициям разных религий; привитие бережного отношения к культуре разных религий.

 Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.pptx2.72 МБ
Файл urok_plan.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы мировых религиозных культур 4 класс ГБОУ СОШ № 1948 «Лингвист-М» учитель: Ларина Ольга Николаевна 2015г.

Слайд 2

Религии мира 1 2 3 4 Священные сооружения 1 2 3 4 Обычаи и обряды 1 2 3 4 В поте лица 4

Слайд 4

Хранители преданий в религиях мира

Слайд 5

Священные книги религий мира 1. 1. 2. 3.

Слайд 6

Священные книги религий мира 1. Б 2. Т И П И 3. Т А 4. К А Б О О Л Р Р И А А Я Н

Слайд 7

Символы 1 4 2 3 5 6 7 8

Слайд 12

Объясните значение слов: Хадж Шаббат Мантра Алтарь

Слайд 13

Какой город называют – «город трёх религий»?

Слайд 14

Крылатые выражения Блудный сын Нести свой крест Голубь мира

Слайд 15

Кому могут принадлежать эти высказывания? « Возлюби ближнего твоего, как самого себя» «Рай находится под ногами наших матерей» «Главное – мудрость: приобретай её, высоко цени её, люби её, и она возвысит тебя и прославит тебя»

Слайд 16

*А знаете ли вы … С помощью карточек заполнить таблицу



Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 1948 «Лингвист-М»

4 класс «А»

учитель: Ларина Ольга Николаевна

предмет: ОРКСЭ

модуль: основы мировых религиозных культур

тема: Обобщение пройденного материала

 Содержание урока

Форма организации урока: групповая

Цель: обобщение и закрепление знаний учащихся.

Задачи:

Познавательные: общеучебные – находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: воспринимать другое мнение и позицию, формулировать свою точку зрения; вступать  в учебное сотрудничество с одноклассником; участвовать  в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения; составлять небольшие устные монологические рассказы, «удерживая» логику повествования; осуществлять взаимоконтроль; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к традициям разных религий; привитие бережного отношения к культуре разных религий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

 Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.

Материалы и оборудование:  мультимедийный проектор, ПК, слайдовая презентация,  раздаточный материал (карточки, таблица), клей

Ожидаемые  результаты:

-развитие дальнейшего интереса к предмету

-способность аргументировать собственное мнение

-ранжирование жизненных ценностей.

Список используемых источников:

1.Беглов А.Л., Саплина Е.В. «Основы мировых религиозных культур 4-5 классы»,М.Просвещение,2010

2.Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. «Исторические темы курса «Окружающий мир» Деятельностный развивающий подход» М.Вако,2006

3.Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. «Военно-патриотическое воспитание детей и подростков»М. Айрис Пресс,2006

4. http://muzofon.com

5. http://images.yandex.ru


Обобщающий урок проводится в форме викторины. Жюри –  приглашенные гости. Принимают участие четыре команды, которые, пользуясь приведенной ниже схемой, выбирают тему вопроса. Задание «В поте лица» - общее для всех команд. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку со своим названием. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее номеру вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если дан неправильный ответ – та же сумма со счета команды снимается, и право ответить на этот переходит к другим командам. В конце подводится итог и определяется победившая команда.

Религии мира

1

2

3

4

Священные сооружения

1

2

3

4

Обычаи и обряды

1

2

3

4

В поте лица

4

Ниже приведена схема ответов по игровому полю, оценочный лист для жюри, раздаточный материал командам.

Религии мира

1

Иисус Христос

Имя «Мухаммад» в арабской каллиграфии. По исламским канонам изображать Пророка Мухаммада не принято.

Сиддхартха Гаутама – Будда - Просветленный

 

2

Священник Диакон  Епископ

Имамам Мулла Хафиз

Раввин

Лама

Перечислите хранителей преданий религий мира

3

Библия  Новый Завет

Коран                                          

Типитака

Тора    Ветхий Завет

кроссворд

Проверим

4

Крест    икона

Полумесяц   Каллиграфия

Статуя Будды    Колесо Сансары - Мандала

Менора      Звезда Давида

Назовите символы религий

Священные сооружения

1

Храм    Церковь          Костел

Храм Гроба Господня (Иерусалим)

Святая Земля – Иерусалим, Вифлеем

реликвия – мощи, святыни -  чудотворные иконы

Христианство:

- православие

- католицизм

2

Мечеть                  Минарет

Кааба (Мекка)

Мечеть пророка (Медина)

Храм «Купол скалы» (Иерусалим)

Паломничество в город Мекку – хадж

Как должен вести себя мусульманин в мечети?

3

Пагода    Ступа

Место, где родился Будда, где к нему пришло просветление, где он прочитал первую проповедь, где умер Будда (Индия)

8 ступ с прахом Будды

Паломничество - накхор

4

Синагога

Иерусалим – Стена Плача

Синагога - « дом собраний»

 Обычаи и обряды

1

Объяснить значение слов:

Хажд – паломничество в исламе, мантра - молитва, шаббат - суббота,

алтарь -  Самое священное место в православном храме

2

Какой город называют – «город трёх религий»?

ИЕРУСАЛИМ  - нажать – картинка

ПОЧЕМУ?

3

Блудный сын. Рембрандт
Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука, 15, 11—32), Младший сын Испытав нужду и лишения, вернулся к своему отцу. Отец сжалился над ним, обнял его и простил.  Выражение "блудный сын" значит: сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях.

Нести свой крест. Эль Греко.

(покорно переносить тяготы своей судьбы). Иисус сам нес крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Иоан. 19,17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина

Голубь мира. Пабло Пикассо

Из повествования о всемирном потопе. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8,11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.

             

4

Кому принадлежат эти высказывания?

«Рай лежит под ногами наших матерей» - пророк Муххамад

«Письмо – половина знания» - Пророк Муххамад

 «К тому, кто обижает безвинного человека, именно к такому глупцу возвращается зло, как тончайшая пыль, брошенная против ветра» -  Будда

 «Главное – мудрость: приобретай её, высоко цени её, люби её, и она возвысит тебя и прославит  тебя» - царь Соломон

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» - Евангелия от Матфея

В поте лица

4

Праздники - таблица  - для всех команд 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Оценочный лист для жюри

КОМАНДЫ

Примечание/

дополнительные баллы

Религии мира

1

Иисус Христос  Пророк Мухаммад     Сиддхартха Гаутама – Будда - Просветленный

2

Священник Диакон  Епископ

Имамам Мулла Хафиз       Раввин                          Лама

3

Библия  Новый Завет                       Коран                          

Типитака                                           Тора    Ветхий Завет

4

Крест    икона              Полумесяц   Каллиграфия

Статуя Будды    Колесо Сансары – Мандала         Менора      Звезда Давида

Священные сооружения

1

Храм    Церковь          Костел

Храм Гроба Господня (Иерусалим)  Святая Земля – Иерусалим, Вифлеем

2

Кааба (Мекка) Мечеть пророка (Медина)  Храм «Купол скалы» (Иерусалим)

3

Пагода    Ступа     Место, где родился Будда, где к нему пришло просветление, где он прочитал первую проповедь, где умер Будда (Индия)

8 ступ с прахом Будды

4

Синагога

Иерусалим – Стена Плача

 Обычаи и обряды

1

Объяснить значение слов:

Хажд – паломничество в исламе, мантра - молитва, шаббат - суббота,

алтарь -  Самое священное место в православном храме

2

Какой город называют – «город трёх религий»? ИЕРУСАЛИМ  

3

Блудный сын. раскаявшийся в своих заблуждениях.

Нести свой крест. (покорно переносить тяготы своей судьбы).

Голубь мира. символом примирения.

4

Кому принадлежат эти высказывания?

«Рай лежит под ногами наших матерей» - пророк Муххамад

«Главное – мудрость: приобретай её, высоко цени её, люби её, и она возвысит тебя и прославит  тебя» - царь Соломон

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» - Евангелия от Матфея

В поте лица

4

Праздники - таблица  - для  всех  команд 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вопросы для команд

  1. Назовите религию
  2. Священные   сооружения?
  3.  Почему на слайде  представлен храм  и костел?
  4. Святыни: паломничество

  1. Назовите религию
  2. Священные   сооружения?

Как должен вести себя мусульманин в мечети?

  1. Святыни: назовите места (города), священные для мусульман
  2.  паломничество – как называется?

  1. Назовите религию
  2. Священные   сооружения?  Как переводится это слово?
  3. Святыни: паломничество – главная святыня иудеев?

  1. Назовите религию
  2. Священные   сооружения?
  3. Святыни: наиболее священные места
  4. Паломничество – как называется?

Приложение 3

Таблица для задания «В поте лица». Пользуясь разрезанными карточками, заполнить поля таблицы. Соотнести название праздника и событие, с которым связан данный праздник.

Название праздника

Событие, с которым связан

данный праздник.

Праздники христианства

Праздники

ислама

Праздники буддизма

Праздники иудаизма

Рождество

Курбан-байрам

Сагаалган

Пасха

Ураза-байрам

Песах

Троица

Мавлид

Шавуот

День рождения Иисуса

Ханука

Праздник свечей у

Светлое Христово Воскресенье

Праздник окончания поста

Буддийский Новый год

Дончод - хурал

День рождения пророка Мухаммада

Освобождение еврейского народа из египетского рабства

Праздник, прославляющий Бога-отца, Сына и Святого Духа

Праздник жертвоприношения, когда был установлен запрет на пролитие человеческой крови

Праздник дарования еврейскому народу Десяти заповедей на горе Синай

День рождения, Просветления и Ухода в нирвану Будды

Для проверки

Название праздника

Событие, с которым связан данный праздник.

Рождество

Праздники христианства

День рождения Иисуса

Пасха

Светлое Христово Воскресенье

Троица

Праздник, прославляющий Бога-отца, Сына и Святого Духа

Курбан-байрам

Праздники

ислама

Праздник жертвоприношения, когда был установлен запрет на пролитие человеческой крови

Ураза-байрам

Праздник окончания поста

Мавлид

День рождения пророка Мухаммада

Дончод - хурал

Праздники буддизма

День рождения, Просветления и Ухода в нирвану Будды

Сагаалган

Буддийский Новый год

Песах

Праздники иудаизма

Освобождение еврейского народа из египетского рабства

Шавуот

Праздник дарования еврейскому народу Десяти заповедей на горе Синай

Ханука

Праздник свечей у евреев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Модуль « Основы мировых религиозных культур»Класс:  4Урок: № 26Тема: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Цель: Познакомить с основными христианскими праздниками....

Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»

Основы религиозной культуры и светской этики  Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы мировых религиозных культур".

Рабочая программа к  учебнику Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.Б. ...

разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль " Основы мировых религиозных культур"

Урок разработан по курсу " Основы религиозных культур и светской этики", где через понятие Родина идет знакомство учащихся с основами православной, мусуль­манской, буддийской, иудейской культур, основ...

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...