ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКиСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс. Из опыта работы
статья по орксэ (4 класс) на тему

Дуркина Нина Николаевна

В статье раскрываются задачи, которые необходимо решить на уроках светской этики. Подробно объясняется необходимость тесного сотрудничества школы и родителей. Приводится пример моделирования урока, необходимого для формирования УУД, требуемых ФГОС. Также рассказывается о видах работы, которые наиболее ярко помогают раскрыться личности ученика, повысить его интерес к теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_teme.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме:

                                               Преподавание курса ОРКиСЭ (модуль «Светская этика»)(4 класс)

(Из опыта работы Дуркиной Н.Н., учителя начальных классов ГБОУ СоШ № 601 Приморского района г.Санкт-Петербурга)

          Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как первостепенная. Причин тому много,  и одна из них – отказ от идеологии прошлого, кото-рый привел к распаду «связи времен», чувства сопричастности к истории своей Родины. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становящуюся причиной утраты критериев нравственности и угрожающую психологическому здоровью человека.

          Все больше и больше людей приходят ныне к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить доброту, любовь, веру, истину, уважение к другим людям, сострадание, что соответствует ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

          Главное достояние любого государства - это дети. Какими мы их воспитаем, в такой стране мы завтра будем жить. Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, здоровыми духовно и физически. Вот поэтому важно было согласовать совместные усилия школы и семьи, чтобы в полной мере учесть образовательные запросы граждан, актуализировать в учебной практике нравственные ценности самых близких и важных для ребенка людей, их богатый жизненный опыт и стремление передать его подрастающему поколению.

           Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса по  выбору его родителей (законных представителей) предлагался для изучения один из шести учебных модулей. Мнение родителей моего 4 класса по выбору модуля «Основы светской этики» было единым. Я была рада, так как считаю, что одна из задач данного модуля – это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребенка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.

            На изучение нового учебного курса предусмотрено 34 часа, 1 час в неделю. Это немного. Значит, эффективность работы зависит от форм организации урока, выбранных методов, оптимального подбора материала. Значит, каждый урок требует особого внимания со стороны педагога, ведь на карту поставлены не знания ребенка, которые можно подкорректировать, а его душевное состояние.

            Работу на уроке я строила в соответствии с учебником. Вместе с детьми определяли проблему урока, вспоминали, что знаем, учились открывать новые знания, сравнивали свой вывод с авторским, применяли новые знания на жизненных примерах. При изучении темы «Виды этикета», дети придумывали сценки о поведении в транспорте, на улице, в общественных местах.

              В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты реализовывались как индивидуальные, так и  коллективные. В ходе подготовки проекта учащиеся получали  возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в форме творческой  деятельности.

                 Вопросы, которые я использовала при работе с классом, группами учащихся, отдельными учениками являются одним из главных средств обучения. Правильно подобранные вопросы помогают учащимся сконцентрировать внимание на важнейших аспектах изучаемого материала, повысить их активность на уроке,подтолкнуть к участию в дискуссии, помочь в систематизации материала.К тому же, вопросы, задаваемые учащимися, играют роль «обратной связи», помогают выяснить, что из изучаемого материала осталось непонятным. Подбор вопросов определяется целями занятия. Одни вопросы особенно полезны при организации обсуждения учащимися изучаемой темы, другие помогают оценивать уровень усвоения материала, способствуют творческому подходу, к работе над ним.

                 Немаловажная роль отводится работе с иллюстрациями, которые помогают глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, ярче увидеть события и действующих лиц. Просмотр видеосюжетов в учебных целях предполагает решение комплекса задач урока.

                 При подготовке к уроку я отказалась от написания традиционных конспектов, а воспользовалась более мобильным вариантом – Технологической картой. Вот пример моделирования одного из уроков светской этики:

Технологическая карта урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в четвёртом классе.

Модуль: «Светская этика»

Учебное пособие: А.Я. Данилюк. Основы светской этики»

Тема урока: «Особенности морали»

Урок № 4

Цель: формирование системы базовых национальных ценностей у школьников; нравственно и интеллектуально развитой    личности, способной объективно оценивать окружающую обстановку и принимать активное участие в реальных событиях.

Задачи:

          - дать определение понятия «мораль», определить её особенности;

          - провести сравнительную характеристику ценностей, представленных   в разных религиях;

          - развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы;

          - воспитывать чувство толерантности

Основные понятия: мораль, моральные нормы, идеалы, ценности, духовность, культура

Основные виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с   источниками   информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Этапы урока: 1. Организационный момент

                        2. Актуализация знаний

                        3. Изучение нового материала

                        4. Закрепление изученного

                        5. Самостоятельная работа

                        6. Домашнее задание

                        7. Рефлексия        

Формы организации работы на уроке: фронтальная, групповая (в парах)

Ресурсы: учебное пособие «Основы светской этики» авт. Данилюк А.Я., медиа - ресурсы «Основы светской этики»

Рефлексивная деятельность:

 - Познавательные УУД:   - Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых    норм и    ценностей, отделять поступки человека от него самого.

 - Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки   считаются хорошими и плохими.

  - Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила   поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  - Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.

   - Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт       ответственность за свои поступки.

         

                                         - Регулятивные УУД: - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

                                                                                           - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

                                                                                           - Совместно с учителем составлять план решения задачи.

                                                                                           - Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять

                                                                                             ошибки с помощью учителя.

                                                                                            - В диалоге с учителем вырабатывать критерии качества и оценивать свою работу и  

                                                                                                              своих товарищей.

                                      - Коммуникативные УУД: -.Доносить до других людей свою позицию, оформлять свои мысли в устной и пись-

                                                                                                   ной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

                                                                  - Доносить свою позицию до других людей, высказывать свою точку зрения и обосно-

        вывать её.

                                                                                               - Слушать других людей, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить

                                                                                                свою точку зрения.

                                                                                              - Читать вслух и про себя тексты учебника, ставить вопросы к тексту и находить

                                                                                                                 ответы, отделять новое от известного, выделять главное.

Домашнее задание: Подготовь рассказ об особенностях морали как особого вида духовной культуры (опираясь на   записи в тетради и    текст статьи из пособия для учащихся).Вспомни или придумай пример, иллюстрирующий одну из особенностей морали.

Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности на уроке

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

I этап

Организационный момент

Создать рабо-чую обстановку

Приветствие,ор-ганизация вни-мания

Ответы дежурных об отсутсву-

ющих

II этап

Актуализация знаний

Установить пра-

вильность, пол-

ноту выполне-ния д.з., устра-

нить проблемы

Проверка д.з. по вопросам:

- Кому вы рас-сказали о куль-туре и морали?

Самостоятельно

предполагать, перерабатывать

полученную ин-формацию, де-

лать выводы

Высказывать свою

точку зрения, обо-сновывать её и приводить аргу-менты

В диалоге с учите-

лем оценивать свою работу

Объяснять посту-

ки с точки зрения

общепринятых

норм и ценностей

III этап

Изучение нового материала

Обеспечить мотивацию, актуализируя субъектный опыт

1.Какие вопроы

вызвали затруд

нения? Как ты думаешь,поче-му? Как ты по-мог ответить на

трудные вопро-сы?

2.Комментиро-ванное чтение статьи из посо-бия.

 

Работа в парах:

Нзнакомство с лланами статьи

из пособия, сос-

тавленными уча-

щимися (внутри пары).

Отбирать необхо

мую информа-цию для решения

учебной задачи.

Перерабатывать

полученную ин-формацию.

Доносить свою по-зицию до других людей, обосновы-

вать свою точку,

слушать своего со

беседника, прислу

шиваться к его мнению.

Читать вслух и про себя текст уче

бника, искать от-веты на вопросы.

Сверять свой план с планом товари-ща, приходить к единому мнению.

Сверять свои дей-

ствия с целью и при необходимо-сти исправлять

ошибки с помощью

учителя.

Самостоятельно

определять и фор

мулировать про-

стые, общие для

всех правила по-

ведения.

Опираясь на пра-

вила поведения

делать выбор своих поступков

IV этап

Закрепление

изученного

Обеспечить восприятие, ос-

  мысление и пер-вичное запоми-нание нового материала

Задание по выполнению выборочного пересказа те-кста

Ответы на во-просы и выпол-

нение заданий

для уч-ся из пособия.

Отделять новое от известного, вы

делять главное

В диалоге с учите-лем составить план пересказа

Формулировать

основы общече-

ловеческих нрав-

ственных ценно-

стей

V этап

Самостоятельная работа

Обеспечить ус-

воение знаний и способов дей-

ствий на уровне

применения их в разнообраз-ных ситуациях

Задаёт разно-

уровневые са-

мостоятель-ные задания:

Почему плохо

быть равноду-шными? Поче-му вы так дума

ете?

Выпишите и пособия осно-вные особен-ности морали.

Извлекать инфо

рмацию, пред-

ставленую в ви-

де текстов и ри-

сунков

Оформлять свои

мысли в устной и

письменной речи

с учётом учеб-ных и жизненных

ситуаций

Делать свой выбор в учебных

моделях жизнен-

ных ситуаций и от-

вечать за него

Чувствовать от-

ветственность за свой выбор, пони-

мать, что человек

всегда отвечает

за свои поступки

VI этап

 Итог урока.

Домашнее задание

Выявление качества и уровня усвое-ния понятия «мораль» при выполнении за-

дания: «Поду-мать и обсудить

с друзьями и ро

дителями, нуж-ны ли в общест-ве специальные

смотрители за

моралью».

Объясняет уча

щимся цель, содержание и способы выпо-лнения домаш

него задания

Перерабаты-вать получен-ную информа-цию, делать вы-

воды на основе

обобщения зна-

ний

Доносить свою позицию до других людей, вы

казывать свою

точку зрения и обосновывать её.

В диалоге с роди

телями, друзья-ми вырабаты-вать критерии ка

чества и оцени-вать поступки свои и чужие

Объяснять с точ-

ки зрения обще-

принятых норм и

ценностей раз-

личные поступки,

оценивать их

                   В конце учебного года еще раз был проведено родительское собрание с анкетированием родителей. По их мнению, данный курс необходим, потому что в нашем 4-ом с первых дней у детей сложилось положительное отношение к урокам светской этики. Результатом проведённых уроков стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. Полученные результаты свидетельству-    ют о значимости данного курса для решения задач начального образования, его концептуальном единстве со стандартом второго поколения (ФГОС) и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

                   По моему мнению, зрелость личности проявляется в том, что человек сознательно удерживается от плохого поступка. Не потому, что боится наказания, а потому, что по-другому поступить не может. Курс ОРКиСЭ - это только начало на пути к такому осознанию своих поступков, первая ступенька к воспитанию зрелой личности.

Список использованной литературы:

         - Концепция  духовно-нравственного   развития   и  воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,     В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009.

          - Книга для родителей. А.Я.Данелюк.  Москва, «Просвещение», 2012.

          - Путь духовного обновления. Путь к очевидности. Ильин И.А.  – М., 1993.

          - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования. Москва, «Просвещение», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в практике преподавания курса "Музей в моём классе""

Презентация для учителей, работающих поУМК  "Перспективная начальная школа"...

Результативность работы по букварю и прописям УМК «Гармония» в 1 классе (Из опыта работы)

Большая часть существующих азбук и букварей делает акцент прежде всего на обучении чтению. Букварь Соловейчик М. С. обеспечивает дальнейшее продуктивное  изучение русского языка....

Преподавание ОРКСЭ в 4 классе (из опыта работы)

В статье передаётся опыт сотрудничества с музеем ГМИР г. СПб...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса

   Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?  Применение акт...

« Особенности преподавания английского языка в начальной школе. ( из опыта работы)»

При обучении младших школьников английскому языку от учителятребуется не только знание методики преподавания своего предмета, но и хорошее знание психологических особенностей обучающихся младшего школ...

Учебный проект на тему «Открытка ветерану» по курсу ОРКиСЭ (модуль «Светская этика»)(4 класс) (Из опыта работы Дуркиной Н.Н., учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 601 Приморского района г.Санкт-Петербурга)

9 мая 2020 года наш народ будет отмечать 75-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В нашей школе планируется много праздничных мероприятий. Но самым трогательным из них будет традиционная ...

Родительское собрание "О преподавании курса ОРКСЭ в 4 классе"

Материал  и презентация для выступления на родительском собрании по введению курса ОРКСЭ в 4 классе...