Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»
рабочая программа
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране, в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_orkise.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране, в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Программа составлена на основе авторской программой «Основы светской этики» для 4 класса А.И. Шемшурина, (М., Просвещение, 2015 г.)
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
- Основы православной культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы мировых религиозных культур;
- Основы светской этики.
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Количество часов, отводимых на изучение данного курса
В учебном плане на изучения предмета «Основы светской этики» отводится в 4 классе 34 часа (1 ч в неделю)
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы светской этики»
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,народов,культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Метапредметные результаты:
- Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы мировых религиозных культур», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;
- Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- Осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного курса (34 ч)
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы светской этики».
Основное содержание:
Раздел «Введение. Этика-наука о нравственной жизни человека» 1час
Обучающие научатся:
- понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия):
- Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
- Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
- Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
Раздел «Этика общения» - 4 часа
Обучающие научатся:
- Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
- Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
- Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.
Обучающие научатся:
- Первоначальным представлениям об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.
Раздел « Этикет » - 4 часа
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Обучающие научатся:
- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Раздел «Этика человеческих отношений» - 4 часа
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Правилам поведения в школе.
- Что значит играть роль ученика?
- Равновесие прав и обязанностей школьника
- Новые ситуации – новые правила.
- Этикет – форма для содержания этики.
Обучающие научатся:
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Раздел «Этика отношений в коллективе» - 4 часа
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Правилам поведения в коллективе.
- Равновесие прав и обязанностей школьника
- Новые ситуации – новые правила.
- Этикет – форма для содержания этики.
- Форма в отношениях между людьми в школе.
- Действия – форма для поступков.
Обучающие научатся:
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Раздел «Ежели душевны вы и к этике не глухи» - 4 часа
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Осознавать и переживать вечные истины как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров, распознавать такие понятия «добро», «милосердие»
Обучающие научатся:
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
- Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.
Раздел «Простые нравственные истины» - 4 часа
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Осознавать и переживать вечные истины как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров, распознавать такие понятия «добро», «милосердие»
Обучающие научатся:
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
- Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.
Раздел «Душа обязана трудиться» - 4 часа
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Проявлять человеческое соучастие в проявлении сочувствия, сопереживания, сострадания по отношению к другому человеку.
Обучающие научатся:
- Понимать, сочувствовать , терпимо относится по отношению к другим людям.
Раздел «Посеешь поступок- пожнешь характер» - 4 часа
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Обучающие научатся:
- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Раздел «Судьба и Родина едины» - 5 часов
Обучающие научатся:
- понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры.
- Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
- Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
- Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Введение. Этика-наука о нравственной жизни человека – 1 час | ||
1 | Этика-наука о нравственной жизни человека | 1 |
Этика общения- 4 часа | ||
2 | Добрым жить на белом свете веселей | 1 |
3 | Правила общения для всех | 1 |
4 | От добрых правил-добрые слова и поступки | 1 |
5 | Каждый интересен | 1 |
Этикет- 4 часа | ||
6 | Премудрости этикета | 1 |
7 | Красота этикета | 1 |
8 | Простые школьные и домашние правила этикета | 1 |
9 | Чистый ручеек нашей речи | 1 |
Этика человеческих отношений-4 часа | ||
10 | В развитии добрых чувств-творение души | 1 |
11 | Природа- волшебные двери к добру и доверию | 1 |
12 | Чувство Родины | 1 |
13 | Жизнь протекает среди людей | 1 |
Этика отношений в коллективе-4 часа | ||
14 | Чтобы быть коллективом | 1 |
15 | Коллектив начинается с меня | 1 |
16 | Мой класс-мои друзья | 1 |
17 | Ежели душевны вы и к этике не глухи… | 1 |
Простые нравственные истины- 4 часа | ||
18 | Жизнь священна | 1 |
19 | Человек рожден для добра | 1 |
20 | Милосердие-закон жизни | 1 |
21 | Жить во благо себе и другим | 1 |
Душа обязана трудиться- 4 часа | ||
22 | Следовать нравственной установке | 1 |
23 | Достойно жить среди людей | 1 |
24 | Уметь понять и простить | 1 |
25 | Простая этика поступков | 1 |
Посеешь поступок-пожнешь характер-4 часа | ||
26 | Общение и источники преодоления обид | 1 |
27 | Ростки нравственного опыта поведения | 1 |
28 | Доброте сопутствует терпение | 1 |
29 | Действия с приставкой «со» | 1 |
Судьба и Родина едины | ||
30 | С чего начинается Родина | 1 |
31 | В тебе рождается патриот и гражданин | 1 |
32 | Человек-чело века | 1 |
33 | Слово, обращенное к себе. Сообщение. | 1 |
34 | Обобщающий урок. Слово, обращённое к тебе. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)
Рабочая программа:пояснительная записка,календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики ", модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль"Основы светской этики" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс
Рабочая программа с КТП по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики "( модуль" Основы светской этики"). 4 класс.
Основы светской этики34 часа в год, при 1 часе в неделюА.И.Шемшурина «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» Программа составлена в соответствии с ...