Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»
рабочая программа

Анисифорова Анна Васильевна

 Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране, в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления  личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_orkise.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                       

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране, в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления  личности.

 Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).  

Программа составлена на основе авторской программой «Основы светской этики» для 4 класса А.И. Шемшурина, (М., Просвещение, 2015 г.)

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры;
  2. Основы исламской культуры;
  3. Основы буддийской культуры;
  4. Основы иудейской культуры;
  5. Основы мировых религиозных культур;
  6. Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей).

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Количество часов, отводимых на изучение данного курса

В учебном плане на изучения предмета «Основы светской этики» отводится  в 4 классе 34 часа (1 ч в неделю)

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы светской этики»

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностные результаты:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,народов,культур и религий;
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Метапредметные результаты:

  • Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы мировых религиозных культур», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;
  • Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и    вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • Осознание ценности человеческой жизни.

Содержание учебного курса (34 ч)

         Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

     Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы светской этики».

Основное содержание:

Раздел «Введение. Этика-наука о нравственной жизни человека» 1час

Обучающие научатся:

  • понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия):
  • Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
  • Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
  • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

Раздел «Этика общения» - 4 часа

Обучающие научатся:

  • Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
  • Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
  • Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.

Обучающие научатся:

  • Первоначальным представлениям об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.

Раздел « Этикет » - 4 часа

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
  • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

Обучающие научатся:

  • Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
  • Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Раздел «Этика человеческих отношений» - 4 часа

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Правилам поведения в школе.
  • Что значит играть роль ученика?
  • Равновесие прав и обязанностей школьника
  • Новые ситуации – новые правила.
  • Этикет – форма для содержания этики.

Обучающие научатся:

  • Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
  • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Раздел «Этика отношений в коллективе» - 4 часа

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Правилам поведения в коллективе.
  • Равновесие прав и обязанностей школьника
  • Новые ситуации – новые правила.
  • Этикет – форма для содержания этики.
  • Форма в отношениях между людьми в школе.
  • Действия – форма для поступков.

Обучающие научатся:

  • Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
  • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Раздел «Ежели душевны вы и к этике не глухи» - 4 часа

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Осознавать и переживать вечные истины как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров, распознавать такие понятия «добро», «милосердие»

Обучающие научатся:

  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
  • Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.

Раздел «Простые нравственные истины» - 4 часа

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Осознавать и переживать вечные истины как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров, распознавать такие понятия «добро», «милосердие»

Обучающие научатся:

  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
  • Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него.

Раздел «Душа обязана трудиться» - 4 часа

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Проявлять человеческое соучастие в проявлении сочувствия, сопереживания, сострадания по отношению к другому человеку.

Обучающие научатся:

  •  Понимать, сочувствовать , терпимо относится по отношению к другим людям.

Раздел «Посеешь поступок- пожнешь характер» - 4 часа

  • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
  • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

Обучающие научатся:

  • Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
  • Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Раздел «Судьба и Родина едины» - 5 часов

Обучающие научатся:

  • понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры.
  • Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
  • Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
  • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Введение. Этика-наука о нравственной жизни человека – 1 час

1

Этика-наука о нравственной жизни человека

1

Этика общения- 4 часа

2

Добрым жить на белом свете веселей

1

3

Правила общения для всех

1

4

От добрых правил-добрые слова и поступки

1

5

Каждый интересен

1

Этикет- 4 часа

6

Премудрости этикета

1

7

Красота этикета

1

8

Простые школьные и домашние правила этикета

1

9

Чистый ручеек нашей речи

1

Этика человеческих отношений-4 часа

10

В развитии добрых чувств-творение души

1

11

Природа- волшебные двери к добру и доверию

1

12

Чувство Родины

1

13

Жизнь протекает среди людей

1

Этика отношений в коллективе-4 часа

14

Чтобы быть коллективом

1

15

Коллектив начинается с меня

1

16

Мой класс-мои друзья

1

17

Ежели душевны вы и к этике не глухи…

1

Простые нравственные истины- 4 часа

18

Жизнь священна

1

19

Человек рожден для добра

1

20

Милосердие-закон жизни

1

21

Жить во благо себе и другим

1

Душа обязана трудиться- 4 часа

22

Следовать нравственной установке

1

23

Достойно жить среди людей

1

24

Уметь понять и простить

1

25

Простая этика поступков

1

Посеешь поступок-пожнешь характер-4 часа

26

Общение и источники преодоления обид

1

27

Ростки нравственного опыта поведения

1

28

Доброте сопутствует терпение

1

29

Действия с приставкой «со»

1

Судьба и Родина едины

30

С чего начинается Родина

1

31

В тебе рождается патриот и гражданин

1

32

Человек-чело века

1

33

Слово, обращенное к себе. Сообщение.

1

34

Обобщающий урок. Слово, обращённое к тебе.  

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)

Рабочая программа:пояснительная записка,календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики ", модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль"Основы светской этики" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс

Рабочая программа  с КТП по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики»  4 класс...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики "( модуль" Основы светской этики"). 4 класс.

Основы светской этики34 часа в год, при 1 часе в неделюА.И.Шемшурина  «Основы религиозных культур  и светской этики. Основы светской этики» Программа составлена в соответствии с ...