Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Тема: «Золотое правило нравственности»
материал по теме
Цель урока: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.
Задачи урока:
- развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
- учить прогнозированию последствий своих поступков;
Предполагаемый результат:
- учащиеся имеют четкое представление о золотом правиле нравственности,
- умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,
- способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,
- умеют работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_kursu_orkse_modul.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Т.А. Шухардина,
учитель начальных классов
Тема: «Золотое правило нравственности».
Цель урока: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.
Задачи урока:
- развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
- учить прогнозированию последствий своих поступков;
Предполагаемый результат:
- учащиеся имеют четкое представление о золотом правиле нравственности,
- умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,
- способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,
- умеют работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.
Оборудование:
Электронное приложение к учебнику «Основы светской этики», компьютер,
экран, проектор, раздаточный материал, учебное пособие «Основы светской этики», «Волшебные слова», сборник рассказов и стихов. М.: «Детская литература», 1977; тест «Какой Я?».
I Орг. момент.
Учитель: Сегодня за окном метель, но в классе у нас тепло и уютно, потому что в каждом из вас живет маленькое солнышко. Поделитесь своим теплом с теми, кто находиться рядом с вами - улыбнитесь друг другу. Спасибо, теперь можем начинать работу.
II. Вызов.
Учитель читает сказку
«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
(По книге «Классическая басня».)
У.: Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?
Д.: В жизни каждому нужно быть дружелюбным.
Д.: Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.
Д.: И зло обернётся к тебе тоже.
Д.: Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.
У.: Очень хорошая мысль. Но когда и где появилось это высказывание?
III. Сообщение нового материала.
У.: Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?
Золотая монета, золотая брошь, золотое правило
(Золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном значении)
У.: Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?
Д.: Мы будем говорить на уроке о правилах поведения.
У.: Я думаю, темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».
У.: Итак, тема нашего урока «Золотое правило нравственности».
- Чтение статьи по учебному пособию на стр. 42–43.
У.:- По ходу чтения статьи я попрошу вас на полях страниц сделать карандашом следующие пометы:
- + «знаю»
- V «совершенно новая информация»
- ? «не понял»
- = «знал, но забыл»
- Поделитесь своими наблюдениями, используя ваши пометы.
- Обсуждаем.
У.: Почему появилось золотое правило?
Д.: Люди хотят знать, как нужно поступать в том или ином случае.
Д.: Как правильно доказать, что я правильно поступил.
У.: Подтвердите ваши мысли цитатой из статьи.
У.: Как и когда появилось это правило?
Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».
Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».
В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
У.: Чему учат эти правила?
Д.: Быть добрым. Творить добро в жизни.
Д.: Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло.
Д.: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.
Д: Учат правильно жить.
У.: Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности. Прочитаем его ещё раз (стр. 42).
У.: Как применять это правило в жизни? Можно ли составить алгоритм
применения этого правила? Перечитайте последний абзац статьи.
- Групповая работа (стр. 43).
- Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие.
- Каково будет мне, если со мной так поступят?
- Хочу ли я, чтобы со мной так поступили?
Нет. |
У.: Вспомните примеры того, как действует это правило в жизни. Можно из своей жизни или из жизни ваших друзей или знакомых.
IV. Тренажёр:
- Диск «Основы светской этики «Проверь себя»,
- «Кто они и откуда?» (по страницам сборника детских рассказов и стихов «Волшебные слова». Издательство «Детская литература», 1977 г.:
– В. Железников «История с Азбукой»,
– А. Барто «Друг напомнил мне вчера…»,
– А.Барто, Р. Зелёная «Из словаря вежливого человека»).
– Оцените слова и поступки героев известных произведений с точки зрения «золотого правила» нравственности.
V. Рефлексия.
Тест «Какой Я?».
В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.
Твоё мнение
- Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ - Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?
Хочу избавиться | Хочу приобрести |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод:
- Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
- Посеешь привычку – пожнёшь характер.
- Посеешь характер – пожнёшь судьбу.
VI. Домашнее задание.
Расспроси своих близких о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.
- Мама ...
- Папа ...
- Брат/сестра ...
- Бабушка/дедушка ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)
Основы религиозных культур и светской этики Модуль: «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель: формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...
Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"
Цель: формирование представления о совести, стыде, как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить понятия «совесть», «стыд» через анализ художест...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: « СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: « СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»
Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...
Урок по курсу Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика.Тема: «Справедливость и милосердие».
К уроку по теме "Справедливость и милосердие", разработанному по программе "Школа 2100" подобраны и добавлены материалы из других информационных источников....
Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»
Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»
Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...