Урок по ОРКСЭ "Христианство на Руси"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Болтухова Галина Владимировна

На этом уроке ребята узнают о том, как христианство пришло на Русь,знакомятся с князем Владимиром- крестителем Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок ОРКСЭ "Христианство на Руси"21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Христианство на  Руси .

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель, задачи

Цель урока: углубление представлений учащихся о христианстве на Руси и в Россиии, церкви и крещении

Задачи урока:

-Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси; акцентировать внимание на роли князя Владимира в этом событии; узнать о сегодняшнем положении Церкви в России

-Развивающая: осознать, что представление о Святой Руси – это представление о России, стремящейся к святости; понять, какое значение имело Крещение в жизни целой страны;

-Воспитывающая: интерес к предмету, уважение к верующим людям

Необходимое оборудование

Мультимедийный  проектор, экран, компьютер, рабочие листы с таблицей

Дидактическое обеспечение

аудиозаписи «Колокола»,  репродукция картины В. Васнецова «Крещение великого князя Владимира»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Вводный этап.

Задача: Эмоциональный настрой на урок.

- Закройте глаза и представьте то, о чем говорится в стихотворении.

Учитель читает стихотворение:

Здравствуй, Русь: седые дали,

Плуг и меч, копье и серп.

Край надежды и печали,

Стон дубов и слезы верб…

Все твои озера святы,

Все ручьи твои чисты.

Вкус полыни, запах мяты,

И – кресты, кресты, кресты…

Сколько бед прошло над Русью,

Подсчитать и не берусь.

Только низко поклонюсь я,

И промолвлю: «Здравствуй, Русь!»

                                              Е. Санин

- О чем это стихотворение? (о Родине, о русской земле)

- Когда нашу родину называли Русью?

Учащиеся слушают и представляют то, о чем говорится в стихотворении.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

  1. Целеполагание.

Задача: совместная формулировка цели.

- Прочитайте тему нашего урока.

- Что вам известно по этой теме?

- На уроке поработаем с понятиями: крещение, церковь, Святая Русь.

- Где была первая столица Руси?

- Киевский князь Владимир - Красное Солнышко первым принял крещение.

- Знаете ли вы о том, как христианство пришло на Русь?

Сегодня на уроке поговорим, как христианство пришло на Русь.

Что вы хотите узнать по этой теме?

Дети совместно заполняют первый столбик таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Можно использовать для этого карточки приготовленные заранее.

Ответы на вопросы.

Заполнение таблицы ЗХУ второго столбика

  1. Работа с притчей

Задача:  продолжить работу над умением анализировать притчи.

- Откройте стр 58 учебника

- Какие главные слова сказаны для нас в этой притче?    

- Согласны ли вы со словами священника и почему? (люди передают опыт, знания из поколения в поколение)

- Как учение Христа распространялось по земле?

Чтение буксиром: учащиеся читают притчу совместно с учителем.

Ответы учащихся на вопросы учителя

  1. Открытие новых знаний.

Задача: познакомить с новым понятием, его характеристиками

- Найдите и выпишите понятия, имеющие отношения к теме нашего урока.

На основании учебника дайте им определения понятий: церковь, крещение.

Церковь – это объединение христиан в общество.

- Как вы понимаете высказывание: Храм не в брёвнах, а в ребрах.

Чтение материала «Крещение Руси» на стр 58 учебника, выписывание в рабочую тетрадь основных понятий: церковь, крещение.

Учащиеся дают новое определение понятия церковь.

Объяснение высказывания

  1. Физкультминутка

Задача: Снятие физического и эмоционального напряжения.

  1. Исследовательская работа с текстом. Работа в группах

Задача:  Познакомить с историческим источником.

«Повесть временных лет» «Выбор веры»  

В год 6495 (987). И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…

- Почему Русь крестилась в православие?  

- 988 год – Крещение Руси

- Что такое Крещение? Крещение - это присоединение к церкви.

- Как происходит обряд крещения?

учащиеся в группах находят ответ на вопрос: Почему Русь крестилась в православие?  

  1. Самостоятельная работа с текстом

Задача: работа с информацией учебника

- Какие изменения произошли на Руси после принятия Крещения? (открывались школы для детей, началось строительство храмов, церквей и соборов)

Определение понятия Святая Русь – это стремление людей на Руси к святости и идеалам Евангельской правды.

- Конечно, кто-то оставался равнодушным. Но все равно человек, совершив грех, знал, что он грешит. Поэтому люди на Руси, стремились к святости и укоряли себя за то, что остаются от него далеко. И за это стремление людей, Русь стали называть Святой Русью.

Чтение текста «Святая Русь» стр 60 – 61 с пометками

«Маркировка текста»

+ -знаю

Н- новое

? не понял

--думал иначе.

Ответы на вопросы.

  1. Закрепление

Задача: закрепить изученный на уроке материал.

- Что мы узнали сегодня на уроке

- В наше время многие храмы оказались разрушенными. Но вера в Бога не позволила остаться равнодушными к православной культуре, поэтому люди стали вновь восстанавливать и возводить новые церкви, храмы, соборы, часовни.

- Задание «Лови ошибку»

Крещение на Русь пришло в 988 г до н.э. (988 г н.э.)

Принял первым крещение князь Дмитрий. (Владимир)

С принятием крещения стали закрывать школы и разрушать церкви. (наоборот)

Всяк входящий в храм снимает головной убор. (мужчина – снимает, женщина – одевает)

Заполнение третьего столбика таблицы «ЗХУ»

Работа в тетради.

выполнение заданий 2 – 3

Выполнение задания 4 в тетради.

Работа с приложением 1-3

  1. Рефлексия

Задача: обобщить изученное на уроке

- Что показалось интересным на уроке?

- Что нового открыли для себя?

Вся Русь поныне чтит Владимира Святого,

При нем блеснул над нею Христианства первый луч…

О, Ты! страны родной, великий Просветитель,

Владимир-Солнышко! ее отцом ты был,

Молись за нашу Русь, которой Сам Спаситель,

Крещением святым грехи ее омыл".

ответы на вопросы

  1. Домашнее задание

1. Ответить на вопросы к параграфу учебника;

2. Рассказать членам семьи и друзьям об особенностях православия в России;

3. Составить кроссворд по теме урока (по желанию ученика)  

4. Задание 5 в рабочей тетради

 

 Приложение №1

Как христианство пришло на Русь?

Кто принял христианство, какова причина принятия

христианства?

Как распространялось христианство?

Что изменилось с принятием христианства на Руси, как

преобразило христианство Русь?

 

Приложение № 2

Вставь слова, пропущенные в тексте:

Русь была крещена князем _______________ В ____году он призвал жителей ______ креститься в реке ________. За это потомки назвали князя ________________________. Христианство пришло на Русь из _______________. В городе ____________________ был построен самый величественный храм христианского мира – храм ________ __________

 

Приложение №3

тест по теме “Христианство на Руси и в России”

1. Укажите дату Крещения киевского князя Владимира:

а) 911 г.; б) 988 г.; в) 945 г.?

2. Отметьте неверную причину принятия христианства:

а) необходимость централизации страны;

б) необходимость борьбы с хазарами;

в) стремление укрепить международный авторитет Руси?

3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:

а) многобожие; б) трехбожие; в) единобожие?

4. Первым правителем Руси, принявшим христианств, был (а):

а) Ярослав; б) Владимир; в) Ольга?

5. При каком князе произошло принятие христианства на Руси:

а) Ярослав; б) Владимир; в) Ольга?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку технологии "Постройки на Руси"

Презентация к уроку технологии "Постройки на Руси"  по программе Лутцевой, 3 класс....

Урок по теме "Крещение Руси"

Урок по теме "Крещение Руси" для учащихся 4 класса. Цели урока: познакомить учащихся с жизнью древних славян; сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русь...

Тема урока: «Колокольные звоны на Руси»

Интегрированный урок с элементами исследовательской работы.Ведущим на уроке является проблемно-поисковый метод.Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа. На уро...

Урок-исследование "Колокола на Руси"

Интегрированный урок-исследование по музыке для 3 класса по рограмме Сергеевой, Критской....

Урок "Колокольные звоны на Руси" для второго класса по программе Критской, Сергеевой из раздела "О России петь - что стремиться в храм".

Раздел является новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Он посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся I—IV классов в художес...

Урок литературоного чтения «Крещение Руси» 4класс УМК Гармония

Урок открытия нового знания. Цель урока: создать условия для осознания учащимися воспитательного воздействия художественного текстаЗадачи:...

Урок литературоного чтения «Крещение Руси» 4класс УМК Гармония

Урок открытия нового знания. Цель урока: создать условия для осознания учащимися воспитательного воздействия художественного текстаЗадачи:...