Урок по ОРКСЭ "Христианство на Руси"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
На этом уроке ребята узнают о том, как христианство пришло на Русь,знакомятся с князем Владимиром- крестителем Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок ОРКСЭ "Христианство на Руси" | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока
Христианство на Руси .
Тип урока
Урок открытия новых знаний.
Цель, задачи
Цель урока: углубление представлений учащихся о христианстве на Руси и в Россиии, церкви и крещении
Задачи урока:
-Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси; акцентировать внимание на роли князя Владимира в этом событии; узнать о сегодняшнем положении Церкви в России
-Развивающая: осознать, что представление о Святой Руси – это представление о России, стремящейся к святости; понять, какое значение имело Крещение в жизни целой страны;
-Воспитывающая: интерес к предмету, уважение к верующим людям
Необходимое оборудование
Мультимедийный проектор, экран, компьютер, рабочие листы с таблицей
Дидактическое обеспечение
аудиозаписи «Колокола», репродукция картины В. Васнецова «Крещение великого князя Владимира»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Задача: Эмоциональный настрой на урок. | |
- Закройте глаза и представьте то, о чем говорится в стихотворении. Учитель читает стихотворение: Здравствуй, Русь: седые дали, Плуг и меч, копье и серп. Край надежды и печали, Стон дубов и слезы верб… Все твои озера святы, Все ручьи твои чисты. Вкус полыни, запах мяты, И – кресты, кресты, кресты… Сколько бед прошло над Русью, Подсчитать и не берусь. Только низко поклонюсь я, И промолвлю: «Здравствуй, Русь!» Е. Санин - О чем это стихотворение? (о Родине, о русской земле) - Когда нашу родину называли Русью? | Учащиеся слушают и представляют то, о чем говорится в стихотворении. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
Задача: совместная формулировка цели. | |
- Прочитайте тему нашего урока. - Что вам известно по этой теме? - На уроке поработаем с понятиями: крещение, церковь, Святая Русь. - Где была первая столица Руси? - Киевский князь Владимир - Красное Солнышко первым принял крещение. - Знаете ли вы о том, как христианство пришло на Русь? Сегодня на уроке поговорим, как христианство пришло на Русь. Что вы хотите узнать по этой теме? | Дети совместно заполняют первый столбик таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Можно использовать для этого карточки приготовленные заранее. Ответы на вопросы. Заполнение таблицы ЗХУ второго столбика |
Задача: продолжить работу над умением анализировать притчи. | |
- Откройте стр 58 учебника - Какие главные слова сказаны для нас в этой притче? - Согласны ли вы со словами священника и почему? (люди передают опыт, знания из поколения в поколение) - Как учение Христа распространялось по земле? | Чтение буксиром: учащиеся читают притчу совместно с учителем. Ответы учащихся на вопросы учителя |
Задача: познакомить с новым понятием, его характеристиками | |
- Найдите и выпишите понятия, имеющие отношения к теме нашего урока. На основании учебника дайте им определения понятий: церковь, крещение. Церковь – это объединение христиан в общество. - Как вы понимаете высказывание: Храм не в брёвнах, а в ребрах. | Чтение материала «Крещение Руси» на стр 58 учебника, выписывание в рабочую тетрадь основных понятий: церковь, крещение. Учащиеся дают новое определение понятия церковь. Объяснение высказывания |
Задача: Снятие физического и эмоционального напряжения. | |
Задача: Познакомить с историческим источником. | |
«Повесть временных лет» «Выбор веры» В год 6495 (987). И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той… - Почему Русь крестилась в православие? - 988 год – Крещение Руси - Что такое Крещение? Крещение - это присоединение к церкви. - Как происходит обряд крещения? | учащиеся в группах находят ответ на вопрос: Почему Русь крестилась в православие? |
Задача: работа с информацией учебника | |
- Какие изменения произошли на Руси после принятия Крещения? (открывались школы для детей, началось строительство храмов, церквей и соборов) Определение понятия Святая Русь – это стремление людей на Руси к святости и идеалам Евангельской правды. - Конечно, кто-то оставался равнодушным. Но все равно человек, совершив грех, знал, что он грешит. Поэтому люди на Руси, стремились к святости и укоряли себя за то, что остаются от него далеко. И за это стремление людей, Русь стали называть Святой Русью. | Чтение текста «Святая Русь» стр 60 – 61 с пометками «Маркировка текста» + -знаю Н- новое ? не понял --думал иначе. Ответы на вопросы. |
Задача: закрепить изученный на уроке материал. | |
- Что мы узнали сегодня на уроке - В наше время многие храмы оказались разрушенными. Но вера в Бога не позволила остаться равнодушными к православной культуре, поэтому люди стали вновь восстанавливать и возводить новые церкви, храмы, соборы, часовни. - Задание «Лови ошибку» Крещение на Русь пришло в 988 г до н.э. (988 г н.э.) Принял первым крещение князь Дмитрий. (Владимир) С принятием крещения стали закрывать школы и разрушать церкви. (наоборот) Всяк входящий в храм снимает головной убор. (мужчина – снимает, женщина – одевает) | Заполнение третьего столбика таблицы «ЗХУ» Работа в тетради. выполнение заданий 2 – 3 Выполнение задания 4 в тетради. Работа с приложением 1-3 |
Задача: обобщить изученное на уроке | |
- Что показалось интересным на уроке? - Что нового открыли для себя? Вся Русь поныне чтит Владимира Святого, При нем блеснул над нею Христианства первый луч… О, Ты! страны родной, великий Просветитель, Владимир-Солнышко! ее отцом ты был, Молись за нашу Русь, которой Сам Спаситель, Крещением святым грехи ее омыл". | ответы на вопросы |
| |
1. Ответить на вопросы к параграфу учебника; 2. Рассказать членам семьи и друзьям об особенностях православия в России; 3. Составить кроссворд по теме урока (по желанию ученика) 4. Задание 5 в рабочей тетради |
Приложение №1
Как христианство пришло на Русь?
Кто принял христианство, какова причина принятия
христианства?
Как распространялось христианство?
Что изменилось с принятием христианства на Руси, как
преобразило христианство Русь?
Приложение № 2
Вставь слова, пропущенные в тексте:
Русь была крещена князем _______________ В ____году он призвал жителей ______ креститься в реке ________. За это потомки назвали князя ________________________. Христианство пришло на Русь из _______________. В городе ____________________ был построен самый величественный храм христианского мира – храм ________ __________
Приложение №3
тест по теме “Христианство на Руси и в России”
1. Укажите дату Крещения киевского князя Владимира:
а) 911 г.; б) 988 г.; в) 945 г.?
2. Отметьте неверную причину принятия христианства:
а) необходимость централизации страны;
б) необходимость борьбы с хазарами;
в) стремление укрепить международный авторитет Руси?
3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:
а) многобожие; б) трехбожие; в) единобожие?
4. Первым правителем Руси, принявшим христианств, был (а):
а) Ярослав; б) Владимир; в) Ольга?
5. При каком князе произошло принятие христианства на Руси:
а) Ярослав; б) Владимир; в) Ольга?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку технологии "Постройки на Руси"
Презентация к уроку технологии "Постройки на Руси" по программе Лутцевой, 3 класс....
Урок по теме "Крещение Руси"
Урок по теме "Крещение Руси" для учащихся 4 класса. Цели урока: познакомить учащихся с жизнью древних славян; сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русь...
Тема урока: «Колокольные звоны на Руси»
Интегрированный урок с элементами исследовательской работы.Ведущим на уроке является проблемно-поисковый метод.Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа. На уро...
Урок-исследование "Колокола на Руси"
Интегрированный урок-исследование по музыке для 3 класса по рограмме Сергеевой, Критской....
Урок "Колокольные звоны на Руси" для второго класса по программе Критской, Сергеевой из раздела "О России петь - что стремиться в храм".
Раздел является новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Он посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся I—IV классов в художес...
Урок литературоного чтения «Крещение Руси» 4класс УМК Гармония
Урок открытия нового знания. Цель урока: создать условия для осознания учащимися воспитательного воздействия художественного текстаЗадачи:...
Урок литературоного чтения «Крещение Руси» 4класс УМК Гармония
Урок открытия нового знания. Цель урока: создать условия для осознания учащимися воспитательного воздействия художественного текстаЗадачи:...