Урок литературоного чтения «Крещение Руси» 4класс УМК Гармония
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Дуйсенгазина Алмагуль Ширажаденовна

Урок открытия нового знания. Цель урока: создать условия для осознания учащимися воспитательного воздействия художественного текста

Задачи:               

личностные: способствовать формированию интереса к урокам литературного чтения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

познавательные: содействовать развитию умения работать с трудными словами, пользоваться разными видами чтения, работать с текстом, обобщать, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, обеспечить развитие монологической и диалогической речи, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, развивать умение полно и чётко выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, проявлять интерес к общению и групповой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: литературное чтение

Автор: учитель начальных классов Дуйсенгазина А.Ш.

Класс: 4

Учебник: О.Б.Кубасова «Любимые страницы». - Смоленск, Ассоциация XXI век, 2010г.

Тема:  «Крещение Руси».

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: создать условия для осознания учащимися воспитательного воздействия художественного текста

Задачи:

личностные: способствовать формированию интереса к урокам литературного чтения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

познавательные: содействовать развитию умения работать с трудными словами, пользоваться разными видами чтения, работать с текстом, обобщать, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, обеспечить развитие монологической и диалогической речи, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, развивать умение полно и чётко выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, проявлять интерес к общению и групповой работе.

Предполагаемый результат: осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы; оформлять свою мысль в речевое высказывание; коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

Оборудование: презентация,  мультфильм, рисунки к рассказу, карточки с заданиями

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Самоопределение к учебной деятельности.

 Приветствие.

Проверка  готовности к уроку

II.Проверка д/з.

Актуализация опорных знаний с выявлением затруднения.

- Мы с вами закончили составлять альбом  «Моя Родина», в которой вы собрали стихотворения о Родине разных поэтов. Сегодня вы сделаете презентацию альбома и  прочитаете некоторые стихотворения наизусть.

(оценить)

- Чтобы определить тему урока я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма.

- Итак, о каком историческом герое идёт речь в мультфильме?

- Какое историческое событие произошло во времена княженья Владимира?

О чём вам говорит дата 988год?

Карточки крепятся на доску.(Приложение)

Делают презентацию альбома и читают наизусть стихи

(5 учащихся)

Просмотр мультфильма «Князь Владимир»

(2 мин)

- О князе Владимире.

- Крещение Руси.

III.Определение темы и цели урока.

- Назовите тему нашего урока. (слайд)

- Какие  задачи поставим перед собой?

Задачи проговариваются, и карточки с опорными словами  крепятся на доску. (Приложение)

- На каком уроке мы говорили с вами о крещении Руси?

- Давайте вспомним, что мы знаем о князе Владимире, а поможет нам в этом Назар.

- Ребята, а какие ещё вы знаете верования?

- А есть ли среди нас люди разной веры?

- Как люди должны относиться к разным верам? Какое чувство должны проявлять по отношению  к  другой вере?

- А что значит быть толерантными?

Вывод: веры разные, но бог один. Все веры учат людей добру, быть хорошими.

- Мы познакомимся с произведением «Крещение Руси».

- Мы должны прочитать произведение, узнать о жизни к. Владимира; узнать, как произошло крещение Руси.

- На уроке окружающего мира.

Сообщение о

к.Владимире.

- Ислам

( мусульманство), буддизм, христианство.

- Люди должны относиться с уважением к другой вере, быть толерантными.

- Т.е. быть терпимыми.

IV.Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.

- Приступим к чтению статьи «Крещение Руси» и читать будете  «цепочкой».

По ходу чтения проводится словарная работа. (слайд)

изба- деревянный дом

терем, хоромы- дворец

земледелие- работа в поле

идол- бог из камня, дерева или золота

- Как вы считаете, является ли этот рассказ познавательным?

Объясните, почему?

- Ребята, я вам предлагаю познакомиться с ещё одним произведением, прочитайте и сравните статью, которую вы прочитали и данное произведение. Работать будете в парах.

- Прежде чем преступить к работе ответьте на вопрос, а как вы должны работать в парах?

- Итак, приступайте к работе.

- Вы прочитали отрывок из летописи «Повесть временных лет».

 - Чем отличаются статьи?

- А что общего?

Чтение статьи учащимися «цепочкой» по абзацам.

- Этот рассказ познавательный, т.к. мы узнали о том, как происходило крещение Руси, откуда пришло христианство, узнали о жизни к. Владимира.

Учащиеся читают статью, сравнивают.

- Первая статья- это рассказ, вторая- отрывок из документа. Язык написания разный.

- Говорится о крещении Руси.

V.Физминутка

- Я буду называть слова, употребляемые и не употребляемые в русском языке. Если слово употребляется – выполняете наклон вперёд, если слово не употребляется – хлопаете в ладоши.

Дом, изба, перст, палец, глаз, око, терем, дворец, лоб, чело.

- Какие слова вы вспомнили?

- Для чего мы вспоминаем устаревшие слова?

- Устаревшие.

- Чтобы помнить об истории страны.

VI.Контроль и самооценка знаний и способов действия

1.Беседа по содержанию статьи.

– Что  вы  узнали  о  жизни  наших  предков?  

- Как их называют в этом тексте?

     – События, какой давности описываются в тексте?

– Кто правил Русью в то далекое время?

– В каком году произошло крещение жителей Киева?

– Что произошло после крещения Руси?

 

2.Повторное чтение статьи учащимися про себя.

– Перечитайте текст еще раз. Отметьте слова, которые помогут вам при составлении рассказа о князе Владимире.

3. Словесное рисование портрета князя Владимира, с использованием слов текста.

4.Выборочное чтение .

-Найдите и прочитайте:

- о занятиях славян;

-о князе Владимире;

- о крещении Руси.

5.Составление плана рассказа о Владимире. (слайд)

- Прочитайте ещё раз о князе Владимире. Расставьте пункты плана в нужной последовательности. (работа в группах)

1) Занятия князя Владимира.

2) Вера князя.

3) Крещение и женитьба Владимира.

4) Крещение Киевской Руси.

5) «Красное Солнышко».

6.Работа с иллюстрацией в учебнике с.25.

- Найдите в тексте предложение, которым можно подписать иллюстрацию к статье. («Из дальних стран – с запада, востока и юга – приходили в Киев послы»).

- Наши предки жили в деревянных городах на берегах рек и т.д.

- Их называют славянами.

- 10 век.

- Правил Русью к.Владимир.

- В 988году.

- Сожгли идолов. Люди стали верить в одного бога.

Рассказывают, опираясь на текст в учебнике с.24.

VII.Итог урока.

  1. Игра «Внимательный читатель».

Учитель читает предложение, начиная с конца, учащиеся должны найти это предложение в тексте и прочитать полностью.

2. Вопросы учителя.

– Что нового узнали, прочитав этот текст?

– Можете ли вы что-то дополнить?

- Вспомните, какие задачи вы поставили перед собой.

- Решили ли вы эти задачи?

- Прочитали статью? Узнали о жизни князя Владимира? Что узнали? Откуда пришло христианство на Руси?

Отвечают на вопросы.

VIII. Рефлексия

- Закончите одно из предложений: (слайд)

  • Я на уроке узнал(а)…
  • Меня удивило …
  • Я захотел(а) узнать …
  • Было интересно…

Домашнее задание(слайд)

- Какие задачи можно поставить на будущее?

- Продолжить знакомство с историей нашей страны.

Список использованной литературы:

  1. Учебник литературного чтения для 4 класса О.Б.Кубасова «Любимые страницы».-Смоленск, Ассоциация XXI век, 2010г.
  2. С.И Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.- Издательство "Азъ", 1992.
  3. Хрестоматия по истории СССР. Пособие для учителей средней школы. Том I с древнейших времён до конца XVII века.- Государственное учебно-педагогическое издательство НАРКОМПРОСА РСФСР Москва 1939г.

     

Приложения

к. Владимир

988 год

крещение Руси

Прочитать…

Узнать…

Узнать …

Епископ Корсунский  с попами царицы сделал оглашение и крестил Владимира… Дружина его видела это, и многие крестились. Крестился он в церкви святого Василия… После крещения привели царицу Анну к венцу.

Одни, не знающие истины, говорят, что Владимир крестился в Киеве, другие – в Василеве, третьи иначе говорят.

 Когда (Владимир) пришёл (в Киев), повелел ниспровергнуть кумиры, - одни изрубить, а другие предать огню…

После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идёт против меня»… И начал Владимир ставить по городам церкви и попов, а людей заставлял креститься по всем городам и сёлам.

Епископ Корсунский  с попами царицы сделал оглашение и крестил Владимира… Дружина его видела это, и многие крестились. Крестился он в церкви святого Василия… После крещения привели царицу Анну к венцу.

Одни, не знающие истины, говорят, что Владимир крестился в Киеве, другие – в Василеве, третьи иначе говорят.

 Когда (Владимир) пришёл (в Киев), повелел ниспровергнуть кумиры, - одни изрубить, а другие предать огню…

После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идёт против меня»… И начал Владимир ставить по городам церкви и попов, а людей заставлял креститься по всем городам и сёлам.

 

 □Вера князя.

 □«Красное Солнышко».

 □Крещение и женитьба Владимира.

 □Занятия князя Владимира.

 □Крещение Киевской Руси.

 □Вера князя.

 □«Красное Солнышко».

 □Крещение и женитьба Владимира.

 □Занятия князя Владимира.

 □Крещение Киевской Руси.

 □Вера князя.

 □«Красное Солнышко».

 □Крещение и женитьба Владимира.

 □Занятия князя Владимира.

 □Крещение Киевской Руси.

 □Вера князя.

 □«Красное Солнышко».

 □Крещение и женитьба Владимира.

 □Занятия князя Владимира.

 □Крещение Киевской Руси.

 □Вера князя.

 □«Красное Солнышко».

 □Крещение и женитьба Владимира.

 □Занятия князя Владимира.

 □Крещение Киевской Руси.

 □Вера князя.

 □«Красное Солнышко».

 □Крещение и женитьба Владимира.

 □Занятия князя Владимира.

 □Крещение Киевской Руси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Древние жители Руси"

Конспект урока окружающий мир 3 класс...

Урок литературного чтения в 4классе. УМК «Гармония», авт. О.В.Кубасова. Тема: «Познавательный текст из сборника « Сто тысяч почему»

В настоящее время стало очень важным умение работать с деловыми и научными текстами (текстами познавательного характера), так как мы вынуждены изучать инструкции к новым приборам, руководства по экспл...

Урок литературоного чтения «Крещение Руси» 4класс УМК Гармония

Урок открытия нового знания. Цель урока: создать условия для осознания учащимися воспитательного воздействия художественного текстаЗадачи:...

Решение задач 4класс УМК "Гармония"

Совершенствование умений  выполнять действия с составными именованными числами, знать единицы измерения величин и соотношения между единицами величины.Развитие мыслительных операций, внимания, па...

Презентация к уроку музыки «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Презентация поможет полноценно провести урок музыки в 3 классе ....

Сценарий урока окружающего мира. Тема урока:" Когда на Руси появилось государство?"

Класс: 3Авторы учебника:  А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.ТыринТема: Когда на Руси появилось государство?Дидактическая цель: создать условия для формирования УУД в условиях решени...

Презентация к уроку музыки «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Презентацию можно использовать на уроках музыки в начальной школе по программе авт.В.В. Алеев, Т.Н. Кичак....