Урок-исследование "Колокола на Руси"
план-конспект урока по музыке (3 класс) по теме
Интегрированный урок-исследование по музыке для 3 класса по рограмме Сергеевой, Критской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.kolokola_na_rusi.docx | 21.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок – исследование
«Колокола на Руси»
3 класс
2013
Задачи: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры. Путем исследования определить, какой след оставили звоны в русской классической музыке.
Музыкальный материал: П.И. Чайковский Симфония «1812 год»; М. П. Мусоргский Увертюра к опере «Борис Годунов»; А. П. Бородин опера «Князь Игорь»; С, В. Рахманинов «Концерт для фортепиано с оркестром №2», «Христос воскрес» детская песня
Видеоматериал: «Колокольный звон», «Музей колоколов» (фрагменты).
Литература: Энциклопедический словарь юного музыканта./Сост. Медушевский В.В. – М.: Педагогика, 1985. Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. З. – С. Пб.: Лита, 2000. Мишин В. Колокола России. Краткая иллюстрированная история. – М.: Московский журнал, 1995.
Ход урока
(Звучит колокольный звон.)
- Здравствуйте ребята. Скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок? ( Это был колокольный звон).
- Правильно. А где можно услышать колокола? (На улице, в церкви, по телевизору.)
- Наш сегодняшний урок будет посвящен этому замечательному явлению – колокольному звону. Скажите , пожалуйста, можно ли колокола назвать музыкальным инструментом? (Да).
- А почему? (Потому что когда звонят колокола, то можно услышать в их звоне мелодию.)
- Правильно. Как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет? (Нет. Это было придумано давно).
- Если придумано давно, то должны были остаться доказательства. Наша задача сегодня – исследовать, где звучал колокол, и какое место он занимает в душах русских людей. А когда колокола звучат по особенному, не так как обычно? (На праздниках).
- Верно, и сегодня мы услышим один из самых красивых праздничных звонов, где будут звучать все колокола: и большие и маленькие.
- Как вы думаете, в каком веке появились колокола на Руси? (…)
- Первое упоминание о колоколах встречается в X веке, и на протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби.
Ребята, вы наверное слышали такое выражение «малиновые» перезвоны», как вы считаете, откуда взялось это название? ( От звона воздух как будто малинового цвета…
- На самом деле выражение «малиновый» звон западного происхождения – от французского названия города Мехелна ( фр. Malines), где издавна отливали колокола.
Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава, что звон» - так говорили о том, что было достойно высшей похвалы. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью.
Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте как это сказано в стихах:
Колокола! Колокола-
Ваш звучный звон – Руси венец,
Язык земли, Червонным золотом
Меня вскормившей, Горящий,
Живет в вас радость, Ваш звон -
Клич и стон, Связующая нить
Как отголосок Меж будущим
Жизни бывшей. И настоящим.
Г. Голуб.
Но не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Не обошла вниманием колокола и русская классическая музыка. Давайте послушаем с вами фрагмент из увертюры П. И. Чайковского «1812 год».
( Звучит фрагмент с колокольным звоном).
- Постарайтесь рассказать, каким вам услышался этот звон, о чем он говорил – о празднике или о несчастье?
( Анализ прослушанного фрагмента)
-А теперь я предлагаю вам музыкальную загадку. Послушайте внимательно и подумайте, что же здесь звучит?
(Звучит фрагмент из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов».)
(Звучали колокола)
- Нет, это была имитация звона инструментами симфонического оркестра. Вспомните, пожалуйста, что означает слово «имитация»?
(Это значит изображение или подражание).
- Часто композиторы пользовались этим приемом в различных произведениях. Послушайте фрагмент «Концерта №2 для фортепиано с оркестром» С. В. Рахманинова и постарайтесь догадаться, какой инструмент изображает колокольный звон.
(Звучит фрагмент «Концерта №2» С. В. Рахманинова).
(Это рояль)
- Правильно. О каком событии рассказывает этот колокольный звон ?
( О том, что произошло что-то очень важное, наверно какая -то беда.)
- Да, композитор очень переживал за те события, которые происходили в его родной и горячо любимой стране. Этот звон звучит очень тревожно и называется он «набат».
- Вы, наверное, слышали и о таком названии как «красный» звон. Что означает это название?
(«Красный» в старину на Руси означал красивый).
- Конечно, и этот звон был праздничным.
Светлый праздник.
И мощный звон промчался над землею,
И воздух весь, гудя, затрепетал.
Певучие, серебряные громы
Сказали весть святого торжества.
Хомяков.
У каждого колокола свой особенный, неповторимый голос. Голоса колоколов называют так же, как и голоса людей. Какие тембры голосов вы знаете?
(Женские: сопрано и альт, мужские: тенор и бас.)
Это не случайно. К колоколам относились, как к людям. Их наказывали, отправляли в ссылку и даже брали в плен. У побежденных брали то, что являлось национальной святыней. Очень часто можно услышать в песнях упоминание колоколов и даже изображение звона.
(Звучит песня «Колокола».)
- Колокола находились в специальном помещении. Как оно называется?
(Колокольня, звонница.)
- Почему колокольня понятно, а вот почему звонница?
(Потому что оттуда лился колокольный звон.)
- А как называли человека, который звонил в колокола?
(Звонарь)
- Послушайте стихотворение, которое написал иеромонах Роман:
…Твой черед настал,
Молодой звонарь,
Пробуди простор,
Посильней ударь.
- Господи, помилуй.-
С музыкой такой
Хоть иди на смерть!
Много ли тебе,
Русь Святая, петь?
-Здесь автор символически говорит о колокольном звоне как о главной песне Святой Руси, а о звонаре – как традиционном пробудителе народа, его совести, сил к духовному возрождению.
Церковные звоны в России стали народным искусством. О колоколах сложилось много легенд, сохранились наблюдения, что под колокольней не живут крысы, что колокольный звон способствует выздоровлению, заживлению ран. В волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится.
- Давайте и мы с вами споем песню о колокольном звоне.
(Исполняется песня «Христос воскрес».)
- Мы спели такую строчку: «Повсюду благовест звучит». А что такое «благовест»?
( Это праздничный перезвон).
- Верно, от каких слов образовалось это название?
(От слов «благо», и «весть».)
- Получается, что колокола празднуют вместе с людьми. А ведь действительно, колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, а в их звучании слышалась человеческая речь.
По рассказам жителей Ярославской губернии, однажды люди перевозили два колокола, отлитые одновременно на одном заводе. При перевозке через реку один колокол утонул, да так и остался на дне реки. Второй благополучно довезли до места и повесили на колокольне. Однако, когда он звонил, звуки его были печальны. И в них ясно можно было расслышать слова: «Брат Кондрат на дне лежит, а мне не велит.»
Как колокол называл своего брата? (Кондрат)
- Многим большим колоколам давали имена. Например: Лебедь, Сысой, Реут. А теперь назовите имя самого большого колокола не только в России, но и во всем мире.
(Царь – колокол. Он находится в Москве, только он не звонит, потому что поломан).
- Самые лучшие колокола отливали в России. Они на столько разные, звонкие да певучие, что в Суздале даже устраивают колокольные концерты. Давайте посмотрим фрагмент такого концерта.
(«Колокольный звон»).
- Вы заметили, что после концерта всем желающим разрешали попробовать себя в роли звонарей? Широко известен обычай: в Пасхальную неделю пускать на колокольню всех желающих, и звон в эти праздничные дни продолжается весь день.
Говорят: икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол – молитва в звуке.
Скажите, смогли ли мы доказать большое значение колокола в жизни русского человека?
-И я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Мне посчастливилось родиться на Руси" для 4 класса
Воспитание любви к Родине, к малой Родине. Работа в группах. Интеллектуальная игра....
Крещение Руси. Иконописание
Конспект урока в 4 классе по окружающему миру ("Школа России", автор Плешаков А.А.)...
ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. КРЕЩЕНИЕ РУСИ.
Окружающий мир. 4 класс....
Презентация к уроку музыки «На Руси родной, на Руси большой небывать врагу...»
Презентация поможет полноценно провести урок музыки в 3 классе ....
Презентация к уроку музыки «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»
Презентацию можно использовать на уроках музыки в начальной школе по программе авт.В.В. Алеев, Т.Н. Кичак....
Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)
Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...
" Художественные ремёсла в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артисты на Руси." Урок окружающего мира.
Интьегрированный урок окружающего мира для 4 класса "Художественные ремесла в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артистты на Руси"...