Урок-исследование "Колокола на Руси"
план-конспект урока по музыке (3 класс) по теме

Новикова Любовь Михайловна

Интегрированный урок-исследование по музыке для 3 класса по рограмме Сергеевой, Критской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.kolokola_na_rusi.docx21.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок – исследование

«Колокола на Руси»

3 класс

2013

   Задачи: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры. Путем исследования определить, какой след оставили звоны в русской классической музыке.

   Музыкальный материал: П.И. Чайковский  Симфония «1812 год»; М. П. Мусоргский  Увертюра к опере «Борис Годунов»; А. П. Бородин опера «Князь Игорь»; С, В. Рахманинов «Концерт для фортепиано с оркестром №2», «Христос воскрес» детская песня

   Видеоматериал: «Колокольный звон», «Музей колоколов» (фрагменты).

   Литература: Энциклопедический словарь юного музыканта./Сост. Медушевский В.В. – М.: Педагогика, 1985. Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. З. – С. Пб.: Лита, 2000. Мишин В. Колокола России. Краткая иллюстрированная история. – М.: Московский журнал, 1995.

Ход урока

(Звучит колокольный звон.)

- Здравствуйте ребята. Скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок?           ( Это был колокольный звон).

- Правильно. А где можно услышать колокола? (На улице, в церкви, по телевизору.)

- Наш сегодняшний урок будет посвящен этому замечательному явлению – колокольному звону. Скажите , пожалуйста, можно ли колокола назвать музыкальным инструментом?  (Да).

- А почему?  (Потому что когда звонят колокола, то можно услышать в их звоне мелодию.)

- Правильно. Как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет?  (Нет. Это  было придумано давно).

- Если придумано давно, то должны были остаться доказательства. Наша задача сегодня – исследовать, где звучал колокол, и какое место он занимает в душах русских людей. А когда колокола звучат по особенному, не так как  обычно?   (На праздниках).

 - Верно, и сегодня мы услышим один из самых красивых праздничных звонов, где будут звучать все колокола: и большие и маленькие.

 - Как вы думаете, в каком веке появились колокола на Руси?  (…)

 - Первое упоминание о колоколах встречается в X веке, и на протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби.

Ребята,  вы наверное слышали такое  выражение  «малиновые» перезвоны», как вы считаете, откуда взялось это название?  ( От звона воздух как будто малинового цвета…

- На самом деле выражение «малиновый» звон западного происхождения – от французского названия города Мехелна ( фр. Malines), где издавна отливали колокола.

Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава, что звон» - так говорили о том, что было достойно высшей похвалы. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью.

  Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте как это сказано в стихах:

   Колокола!                                     Колокола-                      

   Ваш звучный звон –                   Руси венец,

   Язык земли,                                 Червонным золотом

  Меня вскормившей,                  Горящий,

   Живет в вас радость,                 Ваш звон -

   Клич и стон,                                 Связующая нить

   Как отголосок                             Меж будущим

   Жизни бывшей.                         И настоящим.

                                                                       Г. Голуб.

Но не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Не обошла вниманием колокола и русская классическая музыка. Давайте послушаем с вами фрагмент из увертюры П. И. Чайковского «1812 год».

        ( Звучит фрагмент с колокольным звоном).

  - Постарайтесь рассказать, каким вам услышался этот звон, о чем он говорил – о празднике или о несчастье?

       ( Анализ прослушанного фрагмента)

  -А теперь я предлагаю вам музыкальную загадку. Послушайте внимательно и подумайте, что же здесь звучит?

  (Звучит фрагмент из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов».)

                        (Звучали колокола)

    - Нет, это была имитация звона инструментами симфонического оркестра. Вспомните, пожалуйста, что означает  слово «имитация»?

                (Это значит изображение или подражание).

  - Часто композиторы пользовались этим приемом в различных произведениях. Послушайте фрагмент «Концерта №2 для фортепиано с оркестром» С. В. Рахманинова и постарайтесь догадаться, какой инструмент изображает колокольный звон.

         (Звучит фрагмент «Концерта №2» С. В. Рахманинова).

                    (Это рояль)

  - Правильно. О каком событии рассказывает этот колокольный звон ?

   ( О том, что произошло что-то очень важное, наверно какая -то беда.)

    - Да, композитор очень переживал за те события, которые происходили в его родной и горячо любимой стране. Этот звон звучит очень тревожно и называется он «набат».

   - Вы, наверное, слышали и о таком названии как «красный» звон. Что означает это название?

     («Красный»  в старину на Руси   означал красивый).

- Конечно, и этот звон был праздничным.

                           Светлый праздник.

  И мощный звон промчался над землею,

   И воздух весь, гудя, затрепетал.

   Певучие, серебряные громы

   Сказали весть святого торжества.

                                                 Хомяков.

У каждого колокола свой особенный, неповторимый голос. Голоса колоколов называют так же, как и голоса людей. Какие тембры голосов вы знаете?

            (Женские: сопрано и альт, мужские: тенор и бас.)

Это не случайно. К колоколам относились, как к людям. Их наказывали, отправляли в ссылку и даже брали в плен. У побежденных брали то, что являлось национальной святыней. Очень часто можно услышать в песнях упоминание колоколов и даже изображение звона.

      (Звучит песня «Колокола».)

  - Колокола находились в специальном помещении. Как оно называется?

                     (Колокольня, звонница.)

  - Почему колокольня понятно, а вот почему звонница?

              (Потому что оттуда лился колокольный звон.)

   - А как называли человека, который звонил в колокола?

                    (Звонарь)

- Послушайте стихотворение, которое написал иеромонах Роман:

          …Твой черед настал,

          Молодой звонарь,

           Пробуди простор,

          Посильней ударь.

         - Господи, помилуй.-

         С музыкой такой

          Хоть иди на смерть!

         Много ли тебе,

         Русь Святая, петь?

  -Здесь автор символически говорит о колокольном звоне как о главной песне Святой Руси, а о звонаре – как традиционном пробудителе народа, его совести, сил к духовному возрождению.

Церковные звоны в России стали народным искусством. О колоколах сложилось много легенд, сохранились наблюдения, что под колокольней не живут крысы, что колокольный звон способствует выздоровлению, заживлению ран. В волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится.

  - Давайте и мы с вами споем песню о колокольном звоне.

           (Исполняется песня «Христос воскрес».)

- Мы спели такую строчку: «Повсюду благовест звучит». А что такое «благовест»?

                        ( Это праздничный перезвон).

  - Верно, от каких слов образовалось это название?

                   (От слов «благо», и «весть».)

    - Получается, что колокола празднуют вместе с людьми. А ведь действительно, колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, а в их звучании слышалась человеческая речь.

   По рассказам жителей Ярославской  губернии, однажды люди перевозили два колокола, отлитые одновременно на одном заводе. При перевозке через реку один колокол утонул, да так и остался на дне реки. Второй благополучно довезли до места и повесили на колокольне. Однако, когда он звонил, звуки его были печальны. И в них ясно можно было расслышать слова: «Брат Кондрат на дне лежит, а мне не велит.»

    Как колокол называл своего брата?   (Кондрат)

  - Многим большим колоколам давали имена. Например: Лебедь, Сысой, Реут. А теперь назовите имя самого большого колокола не только в России, но и во всем мире.

       (Царь – колокол. Он находится в Москве, только он не звонит, потому что поломан).

  - Самые лучшие колокола отливали в России. Они на столько разные, звонкие да певучие, что в Суздале даже устраивают колокольные концерты. Давайте посмотрим фрагмент такого концерта.

      («Колокольный звон»).

  - Вы заметили, что после концерта всем желающим разрешали попробовать себя в роли звонарей? Широко известен обычай: в Пасхальную неделю пускать на колокольню всех желающих, и звон в эти праздничные дни продолжается весь день.

  Говорят: икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол – молитва в звуке.

Скажите, смогли ли мы доказать большое значение колокола в жизни русского человека?

  -И я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.

       

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мне посчастливилось родиться на Руси" для 4 класса

Воспитание любви к Родине, к малой Родине. Работа в группах. Интеллектуальная игра....

Крещение Руси. Иконописание

Конспект урока в 4 классе по окружающему миру ("Школа России", автор Плешаков А.А.)...

Презентация к уроку музыки «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Презентация поможет полноценно провести урок музыки в 3 классе ....

Презентация к уроку музыки «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

Презентацию можно использовать на уроках музыки в начальной школе по программе авт.В.В. Алеев, Т.Н. Кичак....

Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...

" Художественные ремёсла в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артисты на Руси." Урок окружающего мира.

Интьегрированный урок окружающего мира для 4 класса "Художественные ремесла в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артистты на Руси"...