Метод проектов как эффективное средство формирования универсальных учебных действий (на примере курса "Окружающий мир")
статья по окружающему миру на тему

Статья по применению метода проектов на уроках окружающего мира, духовно-нравственного развития школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности младшего школьника средствами предмета «Окружающий мир» (система учебников «Школа России»)

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников является основной задачей современной образовательной системы, что подтверждается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Это сложный процесс, объединяющий в себе развитие и воспитание. Но не следует забывать, что развитие и воспитание тесно связаны между собой, без одного нет другого. Объединяющим фактором в данном случае стали базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, которые и являются основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания.    

Следует отметить, что изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. В основу ценностных ориентиров содержания курса были положены базовые национальные, ценности, а именно:

-Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;

- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

- Человечество как многообразие народов, религий, культур. Международное сотрудничество как основа мира на Земле;

- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;

- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-нравственных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное;

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Рассмотрим подробнее этот актуальный вопрос.

В образовательный процесс нашей школы успешно вошел такой вид учебной деятельности, как проектная работа. Метод проектов относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

Проекты предполагают совместную работу обучающихся и родителей, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи. В проектной деятельности у обучающихся систематизируются нравственные знания, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт социального поведения.

Несколько слов о тех проектах, над которыми мы работали, с точки зрения нравственного воспитания.

Работая над проектом «Моя малая Родина», мы совместили учебную и внеурочную деятельность. Самым интересным пунктом работы над проектом для детей стала защита своих проектов. С интересом, непринужденно ребята рассказывали о своей малой Родине (о городке, в котором они живут, о тех местах, где побывали со своими родителями летом), показывали рисунки, фотографии. Стало понятно, что дети принимали непосредственное участие в работе над этим проектом.

При работе над проектом «Моя семья» детям было предложено составить рассказ о своей семье, воспользоваться фотографиями из семейного альбома или просто нарисовать свою семью.

Считаю, что эти проекты, над которыми мы с детьми работали, действительно способствуют нравственному воспитанию детей.

        В курсе «Окружающий мир в соответствии с требованиями ФГОС значительное место отведено развитию эстетических потребностей, ценностей чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе. Достижению этой цели способствует как текстовый, так и иллюстративный материал. Иллюстрации и фотографии обращают внимание школьников на красоту природы, ее необычность, несхожесть с миром рукотворным.

        Задания и вопросы заставляют задуматься об отношении человека к природе. Дети учатся различать объекты живой и неживой природы, находить связи в природе, учатся соблюдать правила поведения в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.

В статье расрываются способы, формы деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе по включению  учеников в образовательный процесс, развитию их  самоопределения, а так ж...

Формирование универсальных учебных действий на примере материала долгосрочного проекта.

Формируя универсальные учебные действия нельзя не задаться вопросом: « А как это сделать эффективно и чтобы не насаждать это формирования вопреки желанию обучающихся?» Работая в режиме эксперимен...

Групповая работа- эффективное средство формирования универсальных учебных действий

Эффективное использование групповых форм работы неоднократно доказывалась на практике. Кроме этого, на сегоднешний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррек...

Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников

В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе...

Презентация ИОППР на тему «Технология педагогических мастерских как эффективное средство формирования универсальных учебных действий».

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.  Введение профессионального...

Тема: Использование метода сотворчества на уроках «Литературного чтения» как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Главным условием решения задач личностного развития и нравственного воспитания обучающихся на уроках «Литератур­ного чтения» является организация значимого для ученика полноценного чтения и самостояте...

Учебный сетевой проект как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.

В статье рассматривается понятие "учебный сетевой проект", его достоинства и недостатки, порядок включения в работу по проекту, основные этапы. Основное внимание уделяется описание УУД, кото...