ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "СУРГУТСКИЕ ЗАДАЧИ"
элективный курс по математике (4 класс) по теме
В условиях модернизации общего образования особое внимание уделяется процессу развития личности, востребованной современным обществом. Школа — это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников. Сегодня в преподавании математики в начальных классах не всё благополучно. Одной из основных проблем для детей остаётся «Решение тестовых задач» Для того чтобы углубить и расширить знания по предмету, повысить интерес к точным наукам , я провожу большую внеурочную работу по математике с применением проектной и компьютерной технологий, что является продолжением урочной деятельности. Главная миссия образования это - «обеспечение условий самоопределения и самореализации личности». Как известно, с введением новых стандартов меняются цели школьного образования. На первый план выходит развитие умения учиться самостоятельно, а также способности к «саморазвитию самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». Очевидно, что эти перемены ставят и меня, как учителя, перед необходимостью пересмотра своей педагогической деятельности, своей роли в образовательном процессе и своих профессиональных установок.
Особенностью данного проекта является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания – через включение проектной деятельности.
Актуальность проекта обусловлена его методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. В этом качестве курс обеспечивает реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Новизна проекта определяется тем, что в процессе освоения курса у гимназистов формируются навыки социальной деятельности и управленческие функции, такие как анализ и планирование, организация и координация, руководство и сотрудничество, мониторинг и оценка результатов образовательной деятельности.
Мы хотим, чтобы наши дети выросли грамотными и успешными. Проект "Сургутские задачи" позволяет реализовать компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия «Лаборатория Салахова»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "СУРГУТСКИЕ ЗАДАЧИ"
Автор проекта: Незговорова Жаннета Ивановна
Учитель начальных классов
Сургут, 2012
Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни.
И. Л. Лобачевский
2. Аннотация проекта
В условиях модернизации общего образования особое внимание уделяется процессу развития личности, востребованной современным обществом. Школа — это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников. Сегодня в преподавании математики в начальных классах не всё благополучно. Одной из основных проблем для детей остаётся «Решение тестовых задач» Для того чтобы углубить и расширить знания по предмету, повысить интерес к точным наукам , я провожу большую внеурочную работу по математике с применением проектной и компьютерной технологий, что является продолжением урочной деятельности. Главная миссия образования это - «обеспечение условий самоопределения и самореализации личности». Как известно, с введением новых стандартов меняются цели школьного образования. На первый план выходит развитие умения учиться самостоятельно, а также способности к «саморазвитию самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». Очевидно, что эти перемены ставят и меня, как учителя, перед необходимостью пересмотра своей педагогической деятельности, своей роли в образовательном процессе и своих профессиональных установок.
3. Обоснование необходимости проекта
Особенностью данного проекта является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания – через включение проектной деятельности.
Актуальность проекта обусловлена его методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. В этом качестве курс обеспечивает реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Новизна проекта определяется тем, что в процессе освоения курса у гимназистов формируются навыки социальной деятельности и управленческие функции, такие как анализ и планирование, организация и координация, руководство и сотрудничество, мониторинг и оценка результатов образовательной деятельности.
Мы хотим, чтобы наши дети выросли грамотными и успешными. Проект "Сургутские задачи" позволяет реализовать компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, закреплённые в государственных документах:
1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего и основного общего образования, раскрывающий необходимость метапредметных результатов – освоенных обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметах, обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.[1];
2. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», подчеркивающая значимость информационной грамотности в начальной школе – совокупность умений работы с информацией (сведениями)[2];
3. «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы» - программа, определяющая роль краеведения в учебной и внеурочной работе.
Как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач, тем большего результата добиваешься. Это правильно. Но эти проблемы более успешно можно решать в процессе обучения школьников составлению задач, в том числе авторских задач, на основе интересующего детей материала. Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью мы получаем опыт работы с величинами, опыт применения математики к решению практических задач. Использование задач, построенных на краеведческом материале, обогащает мыслительную деятельность, активизирует познавательную активность, позволяет узнать больше о крае, где мы родились, живем, учимся, работаем.
Текстовая задача, составленная на основе местного числового материала, позволяет заинтересовать детей, совершенствовать умения и навыки, развивает познавательные интересы младших школьников, позволяет сделать обучение математике содержательным и интересным.
Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой он ищет сюжет и содержание, интересные, прежде всего ему самому. Для нас же важно, что придумывая собственную задачу, ученик глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач учащиеся получают дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения, тем самым, учитывая региональный компонент в содержании образования, который является обязательной составляющей государственного образовательного стандарта. Целенаправленная работа по составлению текстовых задач на местном цифровом материале, собранном учащимися, снимает неуверенность ребёнка в своих математических способностях, ликвидирует формализм в знаниях, связывает математику с окружающей жизнью, а это и есть одна из основных задач обучения математике.
Введение элементов краеведческих знаний в учебный процесс способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия. Знакомство с историческими фактами помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, расширяет кругозор, а найденные совместно с учителем межпредметные элементы интегрирования способствуют выработке правильных мировоззренческих взглядов (задача о выборах) . Составляя задачи на краеведческом материале, учащиеся глубже вникают в суть исторических фактов и математических закономерностей. Подготовка презентаций авторских задач развивает художественный вкус, умение находить нужную информацию в книге, в электронных источниках, воспитывает устойчивый интерес к математике.
Элективный курс «Сургутские задачи» способствует тесной взаимосвязи образования и воспитания детей на уроках математики. Об истории города Сургута очень мало информации, отыскать ее совсем не просто.
Учитывая потребность образовательной практики города Сургута в информационном представлении текстовых задач на краеведческом материале и недостаточную разработку данного направления в региональном компоненте, возникла идея проекта «Сургутские задачи».
Целенаправленная работа, проводимая систематически, позволяет снять некоторый психологический барьер – та информация, которую ученики получают на уроках, добывают сами, используется на уроке, им разрешено творить, расширяется их кругозор и появляется потребность самостоятельно добывать знания, то есть учить себя учиться. Кроме того, закрепляются вычислительные навыки, формируется логическое мышление, умственное развитие, несомненно, шлифуются навыки контроля – ведь на практике можно многое проверить.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Проект «Сургутские задачи» способствует тесной взаимосвязи образования и воспитания детей в соответствии с
-Основной образовательной программой начального образования;
- Программой развития гимназии.
4. Цели и задачи проекта
Разработанный мною элективный курс « Сургутские задачи» является практико-ориентированным. Основные виды деятельности: творческий, информационный, прикладной. Обучая учащихся составлению задач, преследую цель: развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению через составление и решение текстовых задач методом проектного обучения.
С созданием проекта "Сургутские задачи" мною были осуществлены задачи:
- показана прикладная значимость математики в практической деятельности;
- умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- усиление взаимосвязи математики с другими дисциплинами: историей, экономикой, информатикой;
- формирование проектного мышления;
- развитие исследовательских умений;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
Применяемые умения:
– проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные);
– предметные (математические)
Формы обучения: групповая и индивидуальная.
5. Основное содержание проекта(характеристика элективного курса)
Мною разработан элективный курс «Сургутские задачи», определено его содержание; создан сборник задач с краеведческим компонентом, систематизированных по темам и уровням сложности. Выявлены и охарактеризованы основные педагогические условия для формирования активной гражданственной позиции по отношению к «малой родине» средствами математического образования. Раскрыто приложение математики в смежных учебных дисциплинах (географии, истории, технологии, природоведении, информатики); показано ее применение в быту, в экономике современного производства; реализован региональный компонент образовательной программы МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова. Прикладные задачи — хороший элемент проблемного обучения; при решении их у школьников пробуждается интерес к знаниям, повышается внимание на уроке.
Особенности реализации проекта
Сроки реализации проекта: 4 года (1-4 класс).
Относится к внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению с включением проектной деятельности.
Курс предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения геометрических и проектных задач. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать поставленные задачи. Учащиеся начинают практически измерять величины, устанавливают соотношения между ними. Это происходит в процессе наблюдений, измерения, вычерчивания, моделирования.
Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Математика приобретает общий характер и более широкие применения.
В ходе решения системы геометрических, исследовательских и проектных задач у младших школьников формируются следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Для того чтобы ученикам было легче подбирать числовые данные для задач, вначале провожу математические экскурсии со следующей тематикой:
- математика вокруг школы (измерение высоты дерева, расстояние от школьного крыльца до ворот футбольного поля, вычисление площади клумбы.…);
- математика в открытом поле (снятие плана участка, нахождение площади участка, проведение прямой АВ, если точка А не видна из точки В, …);
- математика в краеведческом музее (исторические справки о становлении нашего города, развитии нефтеперерабатывающей отрасли…);
-математика в столовой (расчет продуктов на одну порцию, месячные затраты),
- математика по дороге из школы домой (выбор оптимального пути и времени, измерение расстояния от дома до школы, выбор транспорта, …) и т.д.
К проведению математических экскурсий привлекаются родители, представители организаций, специалисты. Полученные данные записываются учащимися в справочники, а затем используются при составлении задач. Кроме этого, учащиеся получают данные для составления задач в ходе лабораторно-практических работ.
Практика реализации предлагаемого курса (2008-2012) показывает, что гимназисты в начальной школе успешно овладевают основами проектной деятельности.
Применяю в педагогической деятельности следующие методы обучения:
- деятельностный,
- поисковый,
- эвристический,
- исследовательский,
- практический,
- наглядный,
- самостоятельный,
- метод моделирования и конструирования,
- метод создания игровых ситуаций,
- метод проектов,
- метод программированного обучения,
- проблемное обучение,
- разноуровневое обучение,
- индивидуальное обучение,
- обучение в сотрудничестве:
а) совместное обучение в малых группах;
б) обучение в командах на основе игры, турнира.
На различных этапах использую следующие приемы педагогической техники:
- Привлекательная цель: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
- Удивляй: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
- Ловушка: ученик получает текст или задание со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».
- Практичность теории: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
- Пресс-конференция: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.
- Повторяем с контролем: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
- Три уровня домашнего задания: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней (обязательный минимум, тренировочный, творческое задание).
- Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое домашнее задание, по составлению задач.
- Организация работы в группах:
а) группы получают одно и то же задание;
б) группы получают разные задания;
в) группы получают разные задания, но работающие на общий результат.
- Учебно-мозговой штурм: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Проектное обучение является той педагогической технологией, которая дает мне возможность построить учебный процесс так, чтобы он был наиболее эффективным в плане познания, так как только через деятельность ребенка осуществляется развитие его творческого потенциала и формирование его духовного мира.
Примеры проектов, подготовленных гимназистами в рамках элективного курса «Сургутские задачи»:
- Проект «Памятники и достопримечательности нашего города» (подборка авторских задач);
- Дорога к знаниям в прямом смысле» (расчет оптимального маршрута и минимального расхода времени на путь в школу и обратно);
- Симметрия на улицах города Сургута (фотосессия, анализ архитектурных строений нашего города);
- «Самолеты и полеты» (как связано развитие авиации в нашем городе с семьей Голощаповых);
- «Математический путеводитель по городу Сургуту» (как узнать площадь, периметр города; самые высокие здания в Сургуте, перспективы развития);
- «Выборы президента – числа и цифры» (процент сознательных и равнодушных сургутян, активная гражданская позиция в цифрах и числах).
В ходе работы над проектом были разработаны требования к формулировке задач, составленных на краеведческом материале и составлена памятка:
- Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике.
- Содержание задачи должно быть кратким, но понятным учащимся. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими ее фабулу. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснить устно.
- Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.
- В тексте задачи для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов.
В рамках «Сургутские задачи» можно рассмотреть несколько разных видов работ над проектом.
Тема «Дроби». Учащиеся 4 класса в работе проекта разбиваются на четыре группы. Каждый ученик выбирает самостоятельно, в какой группе он может реализовать себя: теоретиков, практиков, историков или художников.
- Теоретики составляют справочник по выполнению действий с дробями, способов решения задач на проценты; справочные материалы для школьников; свою работу сопровождают презентацией;
- Историки осуществляют подбор исторических фактов в цифрах о городе; издают слайд-шоу и буклеты "По исторических местам родного города", "Возникновение дробей";
- Художники выполняют рисунки об исторических памятниках города; презентацию "Прогулка по старому городу", электронный «Историко-математический задачник моей малой Родины»;
- Практики составляют задачи на проценты, примеры на действия с обыкновенными и десятичными дробями на основе исторических фактов для "Историко-математического задачника моей малой Родины".
Защита проекта проводиться в присутствии родителей, во время традиционных гимназических дней Науки.
На следующем этапе предлагаю детям выбрать тему, для составления задачи и определиться с составом группы (с кем из ребят тебе комфортно будет работать). Работа строится следующим образом:
Поэтапная организация групповой работы
Таблица №1.
Этапы | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Планирование | Каждая группа выбирает тему, по которой будет составлять задачи. | История появления нашего города.(1группа) | Знакомит учащихся с памяткой “Как составить задачу на краеведческом материале.” Необходимая консультативная и организационная помощи (совет по выбору темы для задачи каждому ребенку |
Сургут в цифрах и фактах (2 группа) | |||
Памятники и знаменитые дома нашего города (3 группа) | |||
Достопримечательности нашего города (4 группа) | |||
Природа нашего города (5 группа) | |||
Дети в нашем городе (6 группа) | |||
Планирование | Способ представления конечного результата. | Выбор представления конечного результата деятельности. | Критерии оценки результатов деятельности: -наличие исторической справки; - корректность формулировки задачи; -наличие подробного решения; - подготовка трех слайдов с иллюстрациями. |
2. Осуществление деятельности | |||
Поиск информации | За недостающей информацией обратиться в городской комитет здравоохранения, городской спорткомитет, краеведческий музей, библиотеку имени Пушкина, в детскую городскую библиотеку. | Поиск, отбор и изучение необходимой информации в предложенных источниках, самостоятельное фотографирование некоторых объектов (памятника первооткрывателям города Сургута, Дворца пионеров, Ледового дворца и .т.д.) | Помогает в текущей поисковой, аналитической и практической работе (по просьбе). Дает дополнительные задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость. |
Обобщение результатов и выводов | Анализ полученной информации, формулирование выводов | Анализируют информацию, формулируют условия задачи | Наблюдает, советует. |
Из исторической справки выбирают математической содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем: – Действия с натуральными числами; – Единицы измерения длины, площади; – Нахождение числа по его части; Оформляют задачу, ее решение, готовят материалы для защиты проекта и его презентации. | Ненавязчиво контролирует. Оказывает консультативную и методическую помощь по теме “Как работать над формулировкой задачи”. Консультирует в подготовке презентации. | ||
Представление результатов и их оценка | |||
Презентация | Открытый отчет участников проекта о проделанной работе. | Общий анализ в каждой группе делают все ответственные . | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. |
Каждый участник проекта индивидуально защищает свою задачу с мультимедийной демонстрацией 3 слайдов | |||
Критерии оценки | 1) соответствие задачи изученной теме; 2) наличие исторической справки; | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. | |
Оценка процесса и результатов работы | Оценка конечного результата коллективной деятельности | Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы. | Проводит рефлексию |
Анализ достижения поставленной цели | Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки | |
Рефлексия |
Затем вся информационная деятельность – поиск, запись, сбор, анализ, организация, представление, передача информации, проектирование и моделирование, осуществляемые учащимися, представляются в виде числовых данных, презентаций, фотосъемок, видео.
В итоге урочной и внеурочной деятельности на уроках математике к концу 4 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные - личностное самоопределение; действие смыслообразования, действие нравственно-этического оценивания.
Регулятивные
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
- умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические - моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные
- умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);
- умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Мои ученики активные участники гимназической юниорской лиги «Грани», победители городских конкурсов.
Призеры городского интеллектуального конкурса «Шаг в будущее-Юниор»
Таблица №2
Ф.И. победителя | место | тема | кл |
2007-2008 уч.год | |||
Городилов Артем | 1 м | секция «Математика» « Сургутские задачи» | 4а |
Шакалов Алексей | 4а | ||
2009-2010 уч.год. | |||
Аминов Аскар | 1 м | секция «Математика» «Путеводитель по Сургуту» | 4а |
2011-2012 уч.год | |||
Ганиятов Ринат | 2м | секция «Математика» «Путь к знаниям в прямом смысле» | 4д |
Корнелюк Александр | 2м | секция «Космос» «Транспорт на Земле и в космосе» | 4а |
Креативность мышления мои ученики проявляют, участвуя в дистанционных олимпиадах и конкурсах Центра Дистанционного образования «Эйдос», во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» (победители и призеры представлены в инновационной карте).
За результативность награждены
сертификатами общероссийской детской общественной организации
Малая академия наук «Интеллект будущего»
Таблица №3
Ф.И. победителя | Кол-во баллов | звание |
Решетов Алексей | 820 баллов | «Знаток» ранг «Высший» |
Гетман Владислав | 1180 баллов | «Знаток» ранг «Высший" |
Корнелюк Александр | 610 баллов | «Знаток» ранг «Базовый |
Морозова Екатерина | 650 баллов | «Знаток» ранг «Базовый |
Я попыталась обобщить и систематизировать свои наработки в этом направлении и поделилась результатами работы на сайтах в Интернете: http://www. [515693]festival.1september.ru«Открытый урок» http:// [564080]portfolio.1september.ru
http://www. sgls.admsurgut.ru
metodisty.ru/Журнал «Управление качеством образования»№7 2011г.
http://www. [616085]festival.1september.ru«Открытый урок»
6. Ресурсы: Для успешной реализации проекта мною были задействованы следующие ресурсы:
- учебно-методические (цифровые ресурсы, учебно-методическая литература, дидактический и раздаточный материал);
- кадровые (педагоги, социальные партнёры);
- материалы Сургутского краеведческого музея;
- библиотека гимназии «Лаборатория Салахова» , которая включает в себя фонды научно-методической и учебной литературы, художественной литературы, периодических изданий;
- медиатека;
- локальная сеть гимназии;
- многофункциональный сервер;
- Интернет;
- семейные архивы гимназистов.
7. Партнеры: Результаты развития партнёрских отношений с учреждениями дополнительного образования представлены в таблице 4.
Реализация совместных проектов с учреждениями
дополнительного образования
Таблица 4
Учреждение дополнительного образования, с которым осуществляется партнерство | Совместный проект или программа | Содержание деятельности |
Установление партнерских связей с центром для одаренных детей "Интеллектуал" | Применение современных педагогических технологий работы с разными категориями одаренных детей, | Изучение новых приемов целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики учащихся, разработку методических рекомендаций по совершенствованию форм внеурочной образовательной деятельности. |
Сургутская городская библиотека имени А.С. Пушкина. | Совместный проект по интеллектуальному развитию. | Подборка материалов для поисковой деятельности, проведение конкурсов, бесед. |
ГОУ ДО «Центр дополнительного образования» | Совместная программа «По дорогам Сургута» | Проведение теоретических и практических занятий |
Сургутский краеведческий музей | Совместный проект по нравственному и патриотическому воспитанию | Проведение тематических занятий, экскурсий |
Учебный класс при ОГИБДД УМВД России по г. Сургуту | Совместная программа по ПДД | Проведение занятий по ПДД |
В реализации проекта принимают участие учителя-предметники, работники музеев и библиотеки, родители гимназистов, которые организуют посещение культурно-просветительных учреждений города, принимают участие в подготовке проектов, являются независимыми экспертами оценки достижений учащихся. Совместная оценка результатов деятельности позволяет учитывать удовлетворённость учащихся и родителей содержанием и условиями осуществления образовательной деятельности, анализировать уровень воспитанности и продуктивной деятельности гимназистов.
8. Целевая аудитория: учащиеся 1-4 классов
9. План реализации проекта (этапы реализации) Ход выполнения проекта (последовательные этапы)
Выбирая формы, методы и способы проведения интегрированных занятий, я пришла к выводу о необходимости поэтапной работы в процессе изучения краеведения в соответствии с возрастными и познавательными особенностями развития младших школьников.
Поэтапная организация работы над проектом
Таблица 5
Этапы | Мероприятия | Содержание | Сроки |
Первый этап Подготовительный репродуктивный | Беседа, практическое занятие, экскурсия, проектная деятельность, деловая игра упражнения и задания, содержащие информацию о нашем городе | элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию и инструкции учителя | 1 класс |
-формирование у младшего школьника умения ориентироваться в информационном море, основанном на знании, где и как найти нужную информацию; -формирование информационных вкусов и потребностей, понимания; -обучение рациональным (экономным по затратам сил и времени и эффективным по резуль- тату) приемам работы с информацией (в этом мне видится элемент здоровьесберегающих технологий). | |||
Второй этап Деятельностный | развитие творческих способностей учеников. Сбор фактических данных (каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой) Источники информации: исторические очерки, архивы, электронные справочники, периодическая печать (сургутские газеты, журналы), Интернет и др. | Виды деятельности: информационный, творческий, прикладной Содержание второго этапа – элементарная самостоятельная поисково-исследовательская деятельность ребят по заданию учителя. Программа ФГОС НОО по развитию информационной грамотности школьников рекомендует выполнение детьми самостоятельных действий техникой для приема, передачи или обработки информации: телефон, радио, телевизор, магнитофон, диктофон, фотоаппарат, видеокамера, копировальный аппарат, компьютер. Умения, относящиеся к информационной грамотности, фор- мируются целевым образом на уроках по предметам и во внеурочной деятельности. | 2-3 класс |
На третьем этапе (продуктивном) | Развитие исследовательских навыков детей. Создание исследовательских и творческих проектов. | 4 класс 1 полугодие | |
«Город,в котором я живу». Выпуск журналов, создание сборника мультимедийных презентации составленных задач | Прежде чем составить такую задачу, учащийся должен был собрать необходимые сведения, то есть узнать количество жителей в данных населенных пунктах и проанализировать, подходят ли полученные числа для условия этой задачи. Работа такого характера формирует следующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение; развивает познавательную активность, самостоятельность учащихся. | ||
Четвертый этап являлся эвристическим завершающий этап | Презентация своих задач во время урока в других классах, защита проектов в секции «Математика» на традиционных Днях науки, на городском конкурсе «Шаг в будущее-Юниор» | Дает возможность моим выпускникам показать все то, чему его научили на уроках, продемонстрировать умение анализировать, самостоятельно ставить проблемные вопросы и находить ответы на них, проводить простейшие исследования, и, конечно же, применять свои знания и умения на практике | 4 класс 2 полугодие |
Лучшие презентации, исследовательские работы размещены на CD-диске, Составлен электронный сборник задач для учащихся 2 - 4 классов.
Риски
Таблица 6
Риск | Оценка | Методы предотвращения и реагирования |
Неготовность некоторых родителей оказать посильную помощь школьнику. | Невысокая степень | Популяризация миссии гимназии. Персонифицированный (индивидуальный) подход в работе с детьми и родителями. |
Неадекватная самооценка и низкая мотивация к саморазвитию, достижению успеха | Высокая степень | Учет личных интересов ребенка. Добровольчество и вариативность предлагаемых форм работ. |
Опасность формального подхода в организации проектной деятельности | Невысокая степень | Непрерывное методическое сопровождение. Обновление мероприятий и практик с точки зрения новизны и интриги. |
Обучаясь по системе РО, учащиеся прогимназии с первого класса осваивают главный метод работы на уроке – частично поисковый, исследовательский. Это способствует нахождению удачного пути к научно-исследовательской деятельности учащихся. Мои ученики с увлечением занимаются научно-исследовательской деятельностью. Созданная более 15 лет юниорская лига научного общества «Грани» в прогимназии, позволяет найти ребенку единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований.
10. Требования к результатам освоения курса. Ожидаемые результаты
Ожидаемый результат курса складывается из личностных приращений в предметных, метапредметных областях знаний. Проект реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся, раскрывающихся в динамике от 1-го класса к 4-му классу, по ступенчатому принципу, обеспечивая преемственность в обучении. У детей будут сформированы умения и навыки информационного самообеспечения их учебной и внеучебной деятельности. Проведение данной системы занятий позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение учебных заданий и при решении конкретных учебных и жизненных проблем.
Информационно-образовательная среда является одновременно и условием и средством формирования новой системы образования. Эти умения применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов. Такая организация работы позволяет формировать УУД такие как: "поиск информации, знаково-символическое моделирование, структурирование информации, анализ, синтез, выбор оснований для сравнения и классификации, подведение под понятие"5, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и другие.
11. Программные продукты реализации проекта
- Методическая разработка элективного курса.
- Проектные работы участников проекта.
- Мультимедийные презентации участников проекта.
- Коллективом учащихся 3-4 классов создан сборник задач и заданий с краеведческим компонентом (диск «Сургутские задачи»), в котором более 50 задач, которые систематизированы по темам, и уровню сложности.
- Учебно-поисковые работы участников проекта.
- Созданы условия для развития познавательного интереса к предметам математики и краеведения и формирования активной гражданской позиции по отношению к « малой родине» средствами математического образования;
12. Перспективы дальнейшего развития проекта
Осуществление данного проекта сделало уроки математики более привлекательными для учеников. Процесс обучения решению текстовых задач вызывает меньшие затруднения. Планирую создать сайт, с помощью которого можно привлечь внимание учащихся к краеведческой деятельности, вызвать интерес к изучению математике и истории Тюменского края.
Я пришла к выводу, что решение задач с использованием краеведческого материала позволяет углубить знания учащихся по краеведению, способствует 5 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. "Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе" под редакцией А.Г. Асмолова. М. Просвещение 2011г..
привитию интереса к математике, продолжает развитие творческого мышления, формирует ответственный подход к решению задач. Кроме этого формируются такие качества, "как самостоятельность, ответственность, любовь к родному краю, своей малой родине" 6.
Проведённая работа подтвердила выдвинутую гипотезу: «Применение разнообразных приёмов при словесном моделировании текстовых задач с использованием прикладной и краеведческой направленности на уроках математики способствует росту познавательной активности, развивается интерес к предмету, возникает желание работать с дополнительными источниками».
Мониторинговые исследования в 4 классе подтверждают, что работа по проекту позитивно сказывается на качестве решения задач в контрольных и срезовых работах, на годовых оценках по математике, окружающему миру, азбуке экономики.
Анализ срезовых работ по математике 2011-2012уч.год
4а класс
Таблица №12
1 четверть | 2 четверть. | 3 четверть. | 4 четверть. | |
Верно решили задачу | 69% | 74% | 87% | 95% |
Допустили ошибки в выборе действий | 22% | 16% | 9% | 3% |
Допустили ошибки в вычислениях | 9% | 9% | 7% | 3% |
Данные срезовых работ дают основание сделать вывод: применение математических знаний учениками на практике, вне урока, способствует качественному изменению знаний гимназистов.
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010.– С.40. – (Стандарты второго поколения).
Мониторинг качества обученности гимназистов 4а класса за 2008-2012 уч.год
Таблица №13
класс | 1кл | 2кл (усп.%/кач-во%) | 3кл (усп.%/кач-во%) | 4кл (усп.%/кач-во%) |
математика | - | 100/ 72 | 100 / 82 | 100 / 92 |
окружающий мир | - | 100/ 92 | 100 /100 | 100 /100 |
азбука экономики | - | 100 / 87 | 100 /92 | 100 /100 |
Мониторинг качества подтверждает эффективность проделанной работы. Ученики получают жизненные ориентиры, учатся принимать обдуманные решения.
В стратегических документах последнего времени чётко прослеживается ориентация на личностный и деятельностный подход, практическую направленность, формирование ключевых компетенций, региональный компонент в содержании образования, что способствует конкурентоспособности наших учеников.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] : методические указания / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. – 48 с. - (Стандарты второго поколения)..
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. – М., 2009 [Электронный ресурс]: http://standart.edu. ru/
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) // Всероссийское Совещание работников образования, 14-15 января 2000 года. - М., 2000.-7с.
- Асмолов А.Г. "Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе" Стандарты второго поколения. М. Просвещение, 2011г. -27с.
- "Проектные задачи в начальной школе" под редакцией А.Б. Воронцова .Стандарты второго поколения. М. Просвещение, 2011г 49с, 57с.
- Копылова В. В. Методика проектной работы на уроках математики: Методическое пособие.-М.: Дрофа, 2010.-96с
- Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.-23с.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.-223с. : ил. – (Работаем по новым стандартам).
- Иванова Е.О., 4. Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011.-190с.- (Работаем по новым стандартам).
- Котельникова Г.Н., Плесовских М.Н. Проектирование основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения.-Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2011.-256 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) // Всероссийское Совещание работников образования, 14-15 января 2000 года. - М., 2000.-7с.
- Якиманская И.С. Основы личностно-ориентированного образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 220с.
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего и основного общего образования [Текст] : методические указания / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. – 48 с. - (Стандарты второго поколения).
[2]1 1Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образова-
ние. – М., 2009 [Электронный ресурс]: http://standart.edu. ru/
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) // Всероссийское Совещание работников образования, 14-15 января 2000 года. - М., 2000.-7с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников»
Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формирова...
Формирование у школьников универсальных учебных действий через решение логических задач на уроках информатики с использованием ИКТ.
Формирование УУД через решение логических задач:обеспечит обучающихся возможностью самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые ...
Формирование универсальных учебных действий через усвоение программного материала и внеурочной деятельности
Презентация к выступлению на РМО учителей начальных классов...
Формирование универсальных учебных действий через технологию педагогических мастерских
В данной статье представлена модель занятия, разработанного по технологии педагогических мастерских...
Доклад на тему: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через системно - деятельностный подход к обучению в начальных классах.
Доклад на педсовет...
Развитие познавательных универсальных учебных действий через решение учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Работа по самообразованию....
Повышение эффективности процесса формирования универсальных учебных действий через геометрическую подготовку младших школьников
Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности. На современном этапе реал...