Особенности преподавания курса ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс) на тему
Введение в школе курса ОРКСЭ вызвало со стороны родителей множество опасений. Они не понимали, для чего это необходимо детям и что они будут делать.
Необходимо уже в конце 3 класса провести родительское собрание, на котором родители выбирают один из модулей. Учитель должен раскрыть цели и задачи курса, детально познакомить родителей с содержанием учебника, формами и методами педагогической работы с детьми. Можно пригласить на собрание учителей, которые вели этот курс. Результаты должны быть зафиксированы протоколом родительского собрания и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.
Одна из особенностей курса то, что курс безотметочный, но зачётный.
Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности преподавания курса ОРКСЭ | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из особенностей курса ОРКСЭ является обязательное педагогическое партнёрство учителя и родителей.
Введение в школе курса ОРКСЭ вызвало со стороны родителей множество опасений. Они не понимали, для чего это необходимо детям и что они будут делать.
Необходимо уже в конце 3 класса провести родительское собрание, на котором родители выбирают один из модулей. Учитель должен раскрыть цели и задачи курса, детально познакомить родителей с содержанием учебника, формами и методами педагогической работы с детьми. Можно пригласить на собрание учителей, которые вели этот курс. Результаты должны быть зафиксированы протоколом родительского собрания и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.
В ходе изучения курса необходимо сотрудничество с родителями. Формы работы с родителями :
- проведение родительских собраний;
- система домашних заданий, включающих родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие в подготовке и проведение школьных семейных праздников;
- участие в подготовке проектов и творческих работ;
- участие в выставке детских художественных работ;
- изготовление и дегустация блюд национальной кухни.
Одна из особенностей курса то, что курс безотметочный, но зачётный.
Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.?
Так как этот процесс индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубину сформированности учебных умений. Оценка должна решать как минимум две основные задачи:
- подведение итогов работы;
- сравнение (с самим собой).
Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности.
Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.
Критерии результатов усвоения курса | Инструментарий |
Предметные результаты: - знание и принятие ценностей; - понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений; - осознание и принятие нравственной нравственности и духовности в жизни. | - тесты, - составление словарей терминов и понятий, - контрольно - измерительные материалы, - защита проектов. |
Метапредметные результаты | - творческие работы, - участие в конференциях, - диспуты, - ролевые игры, - тесты, - тренинги. |
Личностные качества | - карта наблюдений, - диагностика качеств личности, - портфолио. |
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются следующие виды мониторинга:
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- тестовые диагностические работы;
- текущие проверочные работы;
- портфолио ученика.
Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить уровень знаний, необходимый для обучения.
Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку действий, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.
Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.
Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает защиту проекта по основным темам учебного периода.
Для диагностики теоретических знаний разрабатываются поурочные тесты на бумажных носителях и анкеты, результат в которых оценивается словами «молодец», «очень хорошо», «хорошо».
Тестовые задания предлагаются всех видов тестов:
- множественный выбор (с единственным правильным ответом и с несколькими правильными ответами);
- заполни пропуски;
- верно/неверно;
- соотнеси;
- краткий ответ;
- электронные тесты, выполненные в программе «Cаptivаtе»;
- контрольные тесты.
Для диагностики личностных изменений учащихся реализуется мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, ведётся Портфолио ученика.
Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр.
Динамика результативности усвоения курса учащимися фиксируется учителем.
Привычную форму письменной контрольной работы можно дополнить такими формами контроля результатов, как:
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
- бальная шкала;
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
- результаты учебных проектов.
Динамика результативности усвоения курса учащимися фиксируется учителем.
1. Педагогическое наблюдение.
• Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке.
• Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.
• Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.
• Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.
• Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.
Данные наблюдений могут быть зафиксированы в портфолио ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.
2. Ведение бальной сетки.
Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу, по которой будут начисляться баллы. Например:
• активная работа на уроке — 1 балл,
• выполнение домашнего задания — 2 балла,
• активное участие в групповой работе — 2 балла,
• выполнение творческого задания — 3 балла,
• выполнение дополнительного задания — 3 балла,
• составление проекта — 4 балла и т. д.
3. Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия).
Самооценка должна присутствовать и в повседневной жизни.
Возможный вариант самооценки:
Перед выполнением с.р. учитель обсуждает с учащимися критерии успешности её выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы в соответствии с критериями для каждого задания. После этого учитель проверяет работу и рядом с выставленными ребёнком баллами ставит свои.
Используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки.
Базовые критерии достаточно просты:
• Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
• Я мог выполнить работу значительно лучше;
• Я плохо работал на уроке.
Можно такие листы вести на каждом уроке. Заполнять их в форме таблицы, так как это нагляднее и легче обрабатывать учителю. Строк должно быть 34 по количеству уроков, а количество столбцов предлагает учитель сам или совместно с обучающимися. Можно предложить цветовое или символическое оформление.
Дата | Я хорошо выполнил свою работу на уроке | Я мог выполнить работу значительно лучше | Я плохо работал на уроке. |
06.09.12 | |||
13.09.12 | |||
20.09.12 |
4. Защита проекта.
Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта. Тему проекта ребята выбирают самостоятельно. Например «Ценности и традиции моей семьи и моего рода», «Без друзей меня чуть-чуть». Проект может быть групповым или индивидуальным. Защиту можно провести, соединив разные модули, тем самым у обучающихся будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей.
Защита может проходить в разных формах:
- в форме праздника с приглашение зрителей;
- в форме конкурса с приглашением жюри;
- в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.
Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся сформированы все группы универсальных учебных действий.
На заключительном занятии можно предложить детям анкету. Также на последнем родительском собрании можно предложить анкету для родителей, насколько изменилось их отношение к данному курсу.
Ведение документации
По комплексному курсу составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.
Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются.
Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Сборный портфель), составленных согласно программам по каждому предмету.
Я желаю всем успехов в изучении нового курса ОРКСЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе " Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ"
В данном эссе я постаралась выразить свое мнение о введении курса "Основы религиозных культур и светской этики" в 4-х классах. Прослушав курс лекций на курсах, пообщавшись с родителями, познакомившись...
Преподавание курса ОРКСЭ (модуль Светская этика)
Все больше и больше людей приходят ныне к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Никакая сумма наук сама по себе не в со...
Использование активных и интерактивных методик в преподавании курса ОРКСЭ
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методик. Какие же их них можно применять в ходе изучения курса ОРКСЭ?...
Преподавание курса ОРКСЭ
Можно использовать на родительских собраниях....
Организация проектной деятельности в преподавании курса ОРКСЭ
Презентация поможет педагогам-тьюторам в проведении занятия по данной теме....
Родительское собрание в 3-ем классе по ОРКСЭ. Тема: «Знакомство с содержанием и особенностями преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Выбор модуля».
В разработке подробно изложены особенности и содержание 6 модулей в курсе ОРКСЭ....
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...