Конспект урока по ОРКСЭ: основы православной культуры по теме "Заповеди". 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Тип урока: изучение нового материала. Ставятся цель урока, обучающие, развивающие и воспитывающие задачи, описываются ожидаемые результаты. Содержание урока включает УУД с указанием конкретных действий. Обосновывается выбор технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_prosvirnina_v.a._orkse_osnovy_pravoslavnoy_kultury_.tema_zapovedi._4_klass.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Просвирнина Валентина Алексеевна |
Район | Автозаводский район г. Нижний Новгород |
Место работы | МБОУ СОШ №179 |
Должность | Учитель начальных классов |
Общая информация | |
Модуль | Основы православной культуры |
УМК | Издательство "Просвещение" |
Тема урока | Заповеди |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Цель, задачи | Общая цель: воспитание нравственных принципов на основе понимания значения заповедей . Задачи:
|
Необходимое оборудование | Учебник, интерактивное оборудование, доска, мультимедийный диск, презентация " "Заповеди Божьи". |
Дидактическое обеспечение | Толковый словарь С.И.Ожегова. |
Планируемые результаты урока | |||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* | Проекты учащихся: "Толковый словарик в виде книжки-малышки "Заповеди", конкурс рисунков "Как жить в радости?" |
Литература и Интернет-ресурсы | |||
Основная |
| ||
Дополнительная |
| ||
Интернет-ресурсы |
| ||
ЭОРы |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |||||
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) | ||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Задаёт детям вопрос: Что такое традиция? Выслушивает ответы детей. На доске даёт определение понятия традиции из словаря С.И. Ожегова. Спрашивает детей о традициях, которые сложились в их семьях, в школе, в кругу друзей. | Высказывают своё мнение, отвечая на поставленный вопрос, сравнивают своё понимание с определением из толкового словаря. | Познавательные УУД: Умение отвечать на поставленные вопросы. Анализ лексики и её сопоставление формулировать определение. Регулятивные УУД: Определение границ своего знания. Коммуникативные УУД: Умение точно и полно выражать свои мысли. | ||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | По окончанию беседы задаёт вопросы: Что даёт человеку следование традициям? Это помогает или мешает ему жить? Из древности к нам пришли заповеди. Рассказ учителя о том, как Бог дал людям заповеди. Показ презентации "Заповеди Божьи". | Отвечают на вопросы. Вместе с учителем делают вывод о том, что следование традициям даёт взаимоуважение, следование слову, обещанию, стремление помочь, уважение к старшим. Дети слушают рассказ учителя, смотрят презентацию, пытаются осмыслить услышанное и увиденное. | Познавательные УУД: Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Умение отвечать на вопросы. Регулятивные УУД: Поиск ответа на поставленный вопрос | ||
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Спрашивает, как дети поняли смысл слова "заповеди"? Какие заповеди вы знаете? Есть ли что -общее между этим словом и словами "заповедник", "заповедный"? Почему именно с Моисеем говорил Бог? Почему заповеди были написаны на двух скрижалях? | Дети отвечают на вопросы, пытаются определить смысл слова "заповеди". Вместе с учителем дают определение заповеди: "Заповедь_- это религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества". Дети выделяют главные слова в определении заповеди: религиозное предписание, моральная норма. | Познавательные УУД: Умение пользоваться новыми понятиями, применять их в своей речи. Регулятивные УУД: Анализ и соотнесение по смыслу суждений. Личностные УУД: Попытка разобраться в том, чем человек может заслужить доверие и уважение. | ||
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Разбор заповедей с использованием материала учебника, дополнительных вопросов и личного опыта учащихся. Спрашивает, кажутся ли заповеди чем-то новым. неизвестным? Слышали ли о них раньше? Где? | Отвечают на вопросы с использованием текста учебника. 4заповеди - об отношении человека и Бога, 6заповедей - об отношениях между людьми. О заповедях говорят народные пословицы, народные сказки, этому учат родители. | Познавательные УУД: Ответы на вопросы, анализ качеств человека, умение пользоваться новыми понятиями, применять их в своей речи. Личностные УУД: Формирование нравственно- этической модели поведения детей. | ||
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Предлагает детям проанализировать поступки героев из заранее прочитанных произведений А.С Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", Л.Н.Толстого "Старый дед и внучек" с точки зрения соблюдения или нарушения ими заповедей и как это в дальнейшем повлияло на их жизнь | Высказывают свои мнения, делают выводы о важности соблюдения заповедей. | Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации. Анализ поступков героев, умение формулировать свою точку зрения. Установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: Умение точно выражать свои мысли. Умение слушать мнение других людей | ||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Делит класс на группы. Даёт задание-размышление на карточках над некоторыми заповедями Моисея: 1.Почитай отца своего и мать свою. 2.Не убивай. 3.Не кради. 4.Не поизноси ложного свидетельства. | 1группа - Почему почитание и уважение родителей - первое требование на второй скрижали? Почему это залог доброй жизни на Земле? 2группа - Но убить можно и словом. К чему призывает эта заповедь? 3группа - Не воруй - живи по совести. Но красть можно не только деньги, вещи, но и время, идеи, настроение. Лентяй - тот же вор! 4группа - Не клевещи, не осуждай. Анализ афоризма "На соседа смотри опустивши веки, а на себя смотри во все глаза". | Познавательные УУД: Ответы на вопросы, анализ качеств человека, умение классифицировать поступки и качества характера. Открытие нового знания. Развитие творческого мышления. Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника, оценивать полноту и правильность высказывания товарища. Личностные УУД: Определение собственной нравственной позиции | ||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Предлагает тест с мультимедийного диска. | Тренажёр 3. Заполните пропуск подходящим выражением. Закончите предложение. Самопроверка. | Познавательные УУД: Анализ и синтез. Регулятивные УУД: Формирование способности к соморегуляции. Самооценка. | ||
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Задаёт детям вопросы о важности соблюдения заповедей: Нужны ли заповеди современному человеку? Как изменился бы наш мир, если бы все люди не Земле жили по заповедям- Законам Бога? Расскажите о случаях преодоления себя. | Дети вместе с учителем делают выводы: Мы сами строим свою жизнь. Бог протягивает нам руку помощи, но выбор делаем мы. Существует прямая связь между мыслями, словами, поступками человека и событиями в его жизни. | Познавательные УУД: Построение логической цепи рассуждений. Личностные УУД: Формирование нравственной модели поведения детей. | ||
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Даёт оценку работы групп. Домашнее задание: Каждая группа готовит проект к следующему уроку. | Учащиеся дают оценку работы в группах, записывают домашнее задание: Группы готовят толковые словарики в виде книжки-малышки "Заповеди" и рисунки по теме: "Как жить в радости?" или выбрать свою тему по желанию. | Регулятивные УУД: Формирование самооценки, умение оценивать работу товарищей. Планирование. |
:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОРКСЭ (Основы православной культуры)
Тема урока. Чудо в жизни христианина....
Рабочая программа по ОРКСЭ /основы православной культуры/ для 4 класса
Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по ОРКСЭ/Основы православной культуры/ для 4 класса...
Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.
Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...
Конспект урока по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Тема: «ЗАПОВЕДИ»
Конспект пригодится учителям, которые ведут уроки православной культуры. Тема "Заповеди" - непростая тема. но тема вечная. Как подать материал по этому вопросу, чтобы он был понятен и инте...
УРОК ПО ОРКСЭ «Основы Православной культуры» «ХРАМ»
Увлекательный урок в форме игры, расскажет обучающимся, о таинствах происходящих в православном храме.Доступно и увлекательно говорится о важных понятиях и ритуалах православия....
Урок учебного курса ОРКСЭ " Основы православной культуры" в 4 классе. Тема урока:«Библия и Евангелие». Базовый учебник: Автор: А.В. Кураев, издательство «Просвещение»
Познакомить учащихся со значением Библии и Евангелие для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальности. ...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Основы православной культуры" в 4 классе по теме: «Есть только одна Книга»
Тема урока: «Есть только одна книга». Цель урока: дать учащимся представление о содержании и структуре Библии. Задачи урока:·...