Конспект урока по ОРКСЭ: основы православной культуры по теме "Заповеди". 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Просвирнина Валентина Алексеевна

Тип урока: изучение нового материала. Ставятся цель урока, обучающие, развивающие и воспитывающие задачи, описываются ожидаемые результаты. Содержание урока включает УУД с указанием конкретных действий. Обосновывается выбор технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Просвирнина Валентина Алексеевна

Район

Автозаводский  район г. Нижний Новгород

Место работы

МБОУ СОШ №179

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

УМК

Издательство "Просвещение"

Тема урока

Заповеди

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель, задачи

Общая цель: воспитание нравственных принципов на основе понимания значения заповедей .

Задачи:

  • Обучающая: познакомиться с понятием "заповеди"; привести к пониманию того, что заповеди - это проявление любви и заботы о людях, лежат в основании жизни.
  • Развивающая: учить  устанавливать взаимосвязь между православной культурой и поведением людей, вести проблемный диалог с детьми.
  • Воспитывающая: на примере заповедей показать правильное отношение к человеку, создать представление о заповедях как нравственном внутреннем критерии поведения.

Необходимое оборудование

Учебник, интерактивное оборудование, доска, мультимедийный диск, презентация

 "  "Заповеди Божьи".

Дидактическое обеспечение

Толковый словарь С.И.Ожегова.

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • Воспитание человечности, чувства любви и уважения к людям.
  • предметные
  • Знание, понимание слов "заповеди",заветы, священные слова.
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • Умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы
  • умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнёров
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Проекты учащихся: "Толковый словарик в виде книжки-малышки "Заповеди", конкурс рисунков "Как жить в радости?"

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Кураев А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России","Основы  православной  культуры" 4-5классы Москва "Просвещение" 2012  

Дополнительная

  • А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Интернет-ресурсы

  • school-collection.edu.ru

ЭОРы


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Задаёт детям вопрос:

Что такое традиция?

Выслушивает ответы детей.

На доске даёт определение понятия традиции из словаря С.И. Ожегова.

Спрашивает детей о традициях, которые сложились в их семьях, в школе, в кругу друзей.

Высказывают своё мнение, отвечая на поставленный вопрос, сравнивают своё понимание с определением из толкового словаря.

Познавательные УУД:

Умение отвечать на поставленные  вопросы. Анализ лексики и её сопоставление формулировать определение.

Регулятивные УУД:

Определение границ своего знания.

Коммуникативные УУД:

Умение точно и полно выражать свои мысли.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

По окончанию беседы задаёт вопросы:

 Что даёт человеку следование традициям?

Это помогает или мешает ему жить?

Из древности к нам пришли заповеди.

Рассказ учителя о том, как Бог дал людям заповеди.

Показ презентации  "Заповеди Божьи".

Отвечают на вопросы.

Вместе с учителем делают вывод о том, что следование традициям даёт взаимоуважение, следование слову, обещанию, стремление помочь, уважение к старшим.

Дети слушают рассказ учителя, смотрят презентацию, пытаются осмыслить услышанное и увиденное.  

Познавательные УУД: Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Умение отвечать на вопросы.

Регулятивные УУД:

Поиск ответа на поставленный вопрос

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Спрашивает, как дети поняли смысл слова "заповеди"?

Какие заповеди вы знаете?

 Есть ли что -общее между этим словом и словами "заповедник", "заповедный"?

 Почему именно с Моисеем говорил Бог?

Почему заповеди были написаны на двух скрижалях?

Дети отвечают на вопросы, пытаются определить смысл слова "заповеди". Вместе с учителем дают определение заповеди: "Заповедь_- это религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества".

Дети выделяют главные слова в определении заповеди: религиозное предписание, моральная норма.

Познавательные УУД:

Умение пользоваться новыми понятиями, применять их в своей речи.

Регулятивные УУД:

Анализ и соотнесение по смыслу суждений.

Личностные УУД:

Попытка разобраться в том, чем человек может заслужить доверие и уважение.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Разбор заповедей с использованием материала учебника, дополнительных вопросов и личного опыта учащихся.

Спрашивает, кажутся ли заповеди чем-то новым. неизвестным?

Слышали ли о них раньше? Где?

Отвечают на вопросы с использованием текста учебника. 4заповеди  - об отношении человека и Бога,  6заповедей - об отношениях между людьми.

О заповедях говорят народные пословицы, народные сказки, этому учат родители.

Познавательные УУД:

Ответы на вопросы, анализ качеств человека, умение пользоваться новыми понятиями, применять их в своей речи.

Личностные УУД:

Формирование нравственно- этической модели поведения детей.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Предлагает детям проанализировать поступки героев из заранее прочитанных произведений А.С Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", Л.Н.Толстого "Старый дед и внучек"  с точки зрения соблюдения или нарушения ими заповедей и как это в дальнейшем повлияло на их жизнь

Высказывают свои мнения, делают выводы о важности соблюдения заповедей.

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации. Анализ поступков героев, умение формулировать свою точку зрения. Установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

Умение точно выражать свои мысли. Умение слушать мнение других людей

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Делит класс на группы. Даёт задание-размышление на карточках над некоторыми заповедями Моисея:

1.Почитай отца своего и мать свою.

2.Не убивай.

3.Не кради.

4.Не поизноси ложного свидетельства.

1группа - Почему почитание и уважение родителей - первое требование на второй скрижали? Почему это залог доброй жизни на Земле?

2группа - Но убить можно и словом. К чему призывает эта заповедь?

3группа - Не воруй - живи по совести. Но красть можно не только деньги, вещи, но и время, идеи, настроение. Лентяй - тот же вор!

4группа - Не клевещи, не осуждай. Анализ афоризма "На соседа смотри опустивши веки, а на себя смотри во все глаза".

Познавательные УУД:

Ответы на вопросы, анализ качеств человека, умение классифицировать поступки и качества характера. Открытие нового знания. Развитие творческого мышления.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать собеседника, оценивать полноту и правильность высказывания товарища.

Личностные УУД:

Определение собственной нравственной позиции

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Предлагает тест с мультимедийного диска.

Тренажёр 3.

Заполните пропуск подходящим выражением. Закончите предложение.

Самопроверка.

Познавательные УУД:

Анализ и синтез.

Регулятивные УУД:

Формирование способности к соморегуляции.

Самооценка.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Задаёт детям вопросы о важности соблюдения заповедей:

Нужны ли заповеди современному человеку?

Как изменился бы наш мир, если бы все люди не Земле жили по заповедям- Законам Бога?

Расскажите о случаях преодоления себя.

Дети вместе с учителем делают выводы:

Мы сами строим  свою жизнь.

Бог протягивает нам руку помощи, но выбор делаем мы.

Существует прямая связь между мыслями, словами, поступками человека и событиями в его жизни.

Познавательные УУД:

Построение логической цепи рассуждений.

Личностные УУД:

Формирование нравственной модели поведения детей.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Даёт оценку работы групп.

Домашнее задание:

Каждая группа готовит проект к следующему уроку.

Учащиеся дают оценку работы в группах, записывают домашнее задание:

Группы готовят толковые словарики в виде книжки-малышки "Заповеди" и рисунки по теме: "Как жить в радости?" или выбрать свою тему по желанию.

Регулятивные УУД:

Формирование самооценки, умение оценивать работу товарищей.

Планирование.

:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ (Основы православной культуры)

Тема урока. Чудо в жизни христианина....

Рабочая программа по ОРКСЭ /основы православной культуры/ для 4 класса

Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по ОРКСЭ/Основы православной культуры/ для 4 класса...

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Тема: «ЗАПОВЕДИ»

Конспект пригодится учителям, которые ведут уроки православной культуры. Тема "Заповеди"  - непростая тема. но тема вечная. Как подать материал по  этому вопросу, чтобы он был понятен и инте...

УРОК ПО ОРКСЭ «Основы Православной культуры» «ХРАМ»

Увлекательный урок в форме игры, расскажет обучающимся, о таинствах происходящих в православном храме.Доступно и увлекательно говорится о важных понятиях и ритуалах православия....

Урок учебного курса ОРКСЭ " Основы православной культуры" в 4 классе. Тема урока:«Библия и Евангелие». Базовый учебник: Автор: А.В. Кураев, издательство «Просвещение»

Познакомить учащихся со значением Библии и Евангелие для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальности.      ...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Основы православной культуры" в 4 классе по теме: «Есть только одна Книга»

 Тема урока: «Есть только одна книга».    Цель урока: дать учащимся представление о содержании и структуре Библии.    Задачи урока:·...