Методические рекомендации по изучению курса ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс) на тему
Данная статья содержит методические материалы для педагогов курса ОРКСЭ.Даны рекомендации по проведению урочной и внеурочной деятельности данного курса,памятки ,темы проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_pedagogam_orkse.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Слюсаренко Елена Владимировна,
учитель начальной школы г. Санкт-Петербурга
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
(Методические рекомендации
по изучению комплексного учебного курса )
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. №84-р с 2012/13 учебного года в 4 классах общеобразовательных учреждений всех субъектов Российской Федерации вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). Его изучение призвано способствовать самоопределению личности в мировоззренческих позициях, духовных ценностях, формировать мировоззренческую и конфессиональную толерантность, способствовать реализации свободы совести.
Курс затрагивает жизненно важные вопросы бытия человека: смысл жизни, «цена» жизни и смерти, добро и зло в жизни человека, и в этом смысле содержит большой нравственный потенциал.
Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на формирование у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Организационно-методические основы
изучения комплексного курса ОРКСЭ
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. №84-р с 2012/13 учебного года в 4 классах общеобразовательных учреждений всех субъектов Российской Федерации вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ).
В связи с введением курса ОРКСЭ в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений
Курс ОРКСЭ представлен следующими предметными модулями:
1.Основы православной культуры;
2.Основы исламской культуры;
3.Основы иудейской культуры;
4.Основы буддистской культуры;
5.Основы религиозных культур народов России;
6.Основы светской этики.
Один из них изучается учащимися с его согласия и по выбору его родителей (лиц, замещающих родителей).
Изучение курса осуществляется на основе примерных учебных программ по курсу с учетом региональных и местных культурно-исторических, конфессиональных условий.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной дисциплиной. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых учащимися должно быть обеспечено в процессе освоения курса, а также в системе содержательных, ценностно-смысловых связей курса с другими гуманитарными предметами начальной школы.
Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1) знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2) развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3) обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4) развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
С целью оказания методической поддержки педагогам при реализации курса ОРКСЭ МОиН РФ направило методические материалы для учителей и кураторов данного курса. В этих материалах содержатся ответы на вопросы, наиболее часто поступающие в адрес органов управления образованием, СМИ, а также учреждений, оказывающих методическую поддержку.
Основное содержание курса ОРКСЭ «Основы религиозных культур народов России» представляет в хронологической последовательности историю возникновения и развития традиционных религий и краткое описание вероучений. Курс «Основы этики» рассматривает основные нормы нравственности, дает первичное представление о морали.
Особенности учебного курса ОРКСЭ
Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на формирование культурологической компетентности учащихся. Его изучение ориентировано на систематизацию, обобщение знаний учащихся о нравственности, истории, культуре, которые они получили в предыдущие годы обучения. Курс расширяет представления о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, раскрывает их значение в жизни современного общества, формирует понимание своей сопричастности к ним.
Освоение курса призвано заложить мировоззренческую основу для духовно-нравственного развития школьников на последующих этапах обучения. Курс развивает и дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. С другой стороны, этот курс, в содержательном плане связанный с историей, предваряет изучение систематического курса истории, закладывая общие представления о нравственных идеалах и духовных ценностях народов России в историческом контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Учебный курс ОРКСЭ вводится в содержание начального общего образования в условиях поликультурного общества, признающего ценность многообразия. Это определяет акценты в преподавании курса: содержание и технология должны быть нацелены на формирование у учащихся толерантности. В этом контексте актуально включение в содержание занятий материала, отражающего региональные и этнокультурные особенности Татарстана. Подобный материал хорошо представлен в учебном пособии «Основы светской этики».
Изучение культурно-религиозных традиций и нравственных норм, заложенных в содержание курса ОРКСЭ, рассматривается как основа воспитания нравственных качеств ученика, формирования гармоничной толерантной личности.
Изучение курса ОРКСЭ базируется на требованиях ФГОС начального общего образования. (ФГОС: 12.4: Основы духовно-нравственной КУЛЬТУРЫ народов России):
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести
и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
Основополагающими принципами при изучении курса являются:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, направленный на развитие личности, индивидуальности ребенка. Реализация данного принципа на занятиях ОРКСЭ направлена на обеспечение взаимосвязи между процессом овладения знаниями, способами деятельности и развитием школьника, между приобщением к ценностям социума и индивидуализацией;
- принцип сознательности и активности учащихся. Соблюдение данного принципа требует активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, развития у них навыков самоорганизации в учебной деятельности, умений оперировать освоенными знаниями и навыками в других ситуациях;
- принцип ориентации на ценности, означающий акцентуацию внимания обучающихся на социально-культурных и духовных ценностях, содержащихся в изучаемом материале, на значимости нравственных категорий, таких как добро, достоинство, красота в широком понимании слова и других в жизни человека;
- принцип связи обучения с жизнью, предполагающий ознакомление и активное приобщение школьников к общественной и трудовой деятельности в процессе урочной и внеурочной деятельности по курсу ОРКСЭ, формирование опыта нравственного поведения в различных ситуациях, опору на собственный опыт учащихся;
- принцип междисциплинарности, предполагающий привлечение учителем на занятиях по курсу ОРКСЭ знаний и опыта рассмотрения нравственно-этических вопросов, приобретенных детьми при изучении базовых предметов (литературного чтения, курса «Окружающий мир» и др.).
Средствами различных предметов в образовательном пространстве школы формируется система ценностных отношений обучающихся к себе, к миру; закладываются основы для освоения курса ОРКСЭ и формируются условия для достижения учащимися метапредметных и личностных результатов. Преподавание курса ОРКСЭ подразумевает единство воспитательных воздействий всех, кто причастен к обучению и воспитанию детей: школы, семьи, общественности.
Курс ОРКСЭ в отличие от традиционных школьных предметов принципиально новый, естественно, его освоение представляет определенную трудность как для учителя, так и для младших школьников. Учитывая уровень развития младших школьников, которым адресован курс, важно организовать обучение в доступной и интересной форме.
Принцип доступности особо актуален в связи с тем, что учебники содержат достаточно много новой, непривычной для детей информации, много новых понятий. Реализация данного принципа обеспечивается учетом возрастных особенностей обучаемых при формировании содержания и выборе способов обучения, опорой на имеющиеся знания и социальный опыт учащихся при освоении новых знаний и учебных действий, расширением словаря, использованием разнообразных форм работы с текстом.
Для младшего школьника характерна эмоциональность восприятия. С учетом этого познавательная деятельность на занятиях по курсу ОРКСЭ должна строиться на основе:
- использования ярких образов, интересных фактов, наглядности - всего, что привлекает внимание, производит впечатление;
- использования современной наглядности: фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, представленные мультимедийными средствами обучения;
- организацию обучения на деятельностной основе с опорой на дифференцированные и индивидуальные формы занятий;
- организацию интеллектуального и эмоционального диалогового взаимодействия на соответствующем возрасту детей уровне.
Особое значение для успешного обучения ОРКСЭ имеет также микроклимат в классе.
Учет этих факторов позволит организовать обучение в интересной, увлекательной для ребят форме.
Внеурочная деятельность при изучении курса ОРКСЭ
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Включение в различные виды внеурочной деятельности обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них. В различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе.
Согласно ФГОС начального общего образования организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Ее назначение - углубление знаний учащихся, создание условий для реализации познавательных интересов учащихся с учетом специфики региона. В ходе внеурочных мероприятий более подробно раскрываются заинтересовавшие учащихся темы, расширяется кругозор детей, развивается их интерес к конкретным знаниям и более глубоким наблюдениям в сфере этического знания.
Являясь органичной частью обучения, внеурочная деятельность основывается на тех же концептуальных позициях, что и урочная, отличаясь, вместе с тем, от уроков тем, что:
- нет жесткой регламентации времени, внеурочные занятия могут быть кратковременными, меньше урока по времени, могут быть и большей длительности;
- участие в ней детей носит добровольный характер, определяется их интересами.
Организация внеурочной деятельности по проблемам, связанным с ОРКСЭ, должна строиться с учетом таких подходов, как:
- формирование мотивационных основ изучения курса ОРКСЭ;
- целенаправленное включение учащихся в обсуждение вопросов, связанных с изучением истоков представлений об Отчизне и долге перед ней, о нравственности в контексте отечественной, в том числе региональной культурной традиции;
- организация различных форм самостоятельной познавательной деятельности школьников в процессе занятий внеурочного блока курса ОРКСЭ (проектной, исследовательской);
- обеспечение преемственности учебной и внеучебной деятельности, реализация межпредметных подходов;
- обеспечение позитивного эмоционального фона занятий, обеспечивающего личностное восприятие содержания занятий.
Внеурочная деятельность открывает широкие возможности для реализации региональной и этнической составляющих курса ОРКСЭ. Содержательный аспект обеспечивается использованием материала об этнокультурных ценностях, традиционных религиях народов Среднего Поволжья. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся проявляют активный интерес к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, к ярким страницам истории. В этом контексте значительный потенциал для реализации задач курса ОРКСЭ представляет краеведческий материал, направленный на:
- формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города (села, района), о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города (района, села) в историко-культурное и духовное наследие региона;
- осознание учащимися своей связи с окружающим их «малым» миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона; воспитание гражданственности и патриотизма;
- развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе ознакомления и исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компетенций.
Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребенка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем народа, частью окружающего его мира, связанного с миром далеким и большим. Под понятием «местная история» принято понимать историю города, района, села. Изучение истории края предполагает также знакомство с природно-географическими, социально-экономическими и демографическими особенностями места проживания, его историко-культурными памятниками, духовными и нравственными ценностями жителей. Преломляясь через события края, история и современность становятся близкими и понятными ученикам.
Сюжеты, конкретизирующие эти факторы, могут привлекаться на уроках для иллюстрации тех или иных рассматриваемых положений или быть предметом изучения во внеурочной деятельности. В процессе его освоения дети знакомятся с присущими религиям и светской традиции духовно-нравственными ценностями, имеющими место в личной, семейной жизни, в общении с представителями других этносов, проживающих рядом.
Включение во внеурочную деятельность регионального и этнокультурного, а также краеведческого материала способствует развитию понимания школьниками социальной реальности в ее повседневных проявлениях, приобретению опыта позитивного отношения к ценностям окружающего общества и опыта самостоятельного поведения и общественного действия в социально значимой ситуации.
При организации внеурочной деятельности следует учитывать также, что у учащихся есть определенный социальный опыт и собственные представления в сфере духовно-нравственных ценностей. Влияние на их формирование оказывают ближайшее окружение ребенка: семья, друзья, а также телевидение, компьютерные средства (Интернет, игры), мультфильмы, документальные фильмы.
Формы внеурочной деятельности могут быть разнообразными; это зависит от местных условий, целей и ожидаемых результатов.
Примерные формы внеучебных занятий и мероприятий
в рамках курса ОРКСЭ
Беседа.
Дискуссия.
Викторина.
Экскурсия.
Деловые и ролевые игры.
Общественный смотр знаний.
Ученическое исследование.
Проекты.
Стенгазеты.
Исторический спектакль.
Олимпиады.
Конкурсы.
Устный журнал.
Электронный журнал.
Встреча с интересными людьми (в контексте содержания курса ОРКСЭ).
Социальные акции (участие в субботниках, волонтерском движении совместно со старшими школьниками, мемориальных акциях).
В процессе внеурочной деятельности продолжается личностное развитие и духовно-нравственное воспитание ребенка. Подготовка к различным мероприятиям, участие в общественно-полезных делах способствует формированию полезных привычек, на основе которых формируются убеждения. Важную роль при этом играют общественные поручения, которые позволяют школьнику получить общественное признание и оценку своей значимости. Школьники приобретают опыт самостоятельного общественного действия. Именно в опыте самостоятельного действия приобретаются те качества, которые необходимы в реальной жизни, формируется готовность к поступку.
Таким образом, у младших школьников формируются коммуникативная, социальная, гражданская, этическая компетентности.
Результатом освоения курса выступают:
1. Приобретение школьниками социально значимых знаний, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной социализации: знания об устройстве общества и общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, понимание роли религии и этики в жизни человека и общества.
2. Получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, нравственным установкам, ценностного отношения к окружающей жизни - ценная составляющая курса.
3. Приобретение школьниками опыта социального действия: расширение границ деятельности (группа, класс, школа, окружающий социум), усложнение взаимодействия со взрослыми (учитель, родители, другие взрослые).
ФОРМЫ И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В практике работы утвердились следующие организационные формы обучения: фронтальные, групповые и индивидуальные.
Фронтальные формы организации обучения предполагают познавательную деятельность всего класса под руководством учителя. При этом класс выполняет общее задание, работает, как правило, в едином темпе.
В процессе изучения курса ОРКСЭ фронтально могут быть организованы такие виды занятий, как:
- различные формы работы с текстом (комментированное чтение, коллективное составление планов, опорных конспектов к текстам, пересказам);
- беседа;
- работа с изобразительным рядом (на бумажных и электронных носителях).
Однако фронтальная работа не рассчитана на учет индивидуальных особенностей, в результате одним трудно работать в заданном темпе, другим - неинтересно. Поэтому современная ситуация требует организации учебного процесса в групповых и индивидуальных формах.
Групповая работа активно используется учителями как форма, способствующая развитию у школьников не только познавательных, но и коммуникативных компетенций. Она предполагает функционирование малых групп, работающих как над общими, так и специфическими заданиями. Групповые формы организации учебного процесса используются как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в рамках курса ОРКСЭ. Их характеризуют осознание цели деятельности как единой и значимой, разделение функций, установление отношений взаимной ответственности и сотрудничества.
Организация работы в группе позволяет учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их метапредметных компетенций, степень мотивации, а также степень самостоятельности в познавательной деятельности.
Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса. Одна из задач, стоящих перед учителем при организации работы в группах, – создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.
В современной образовательной практике значимы индивидуальные формы организации занятий, позволяющие полнее учитывать познавательные возможности и интересы обучающихся, например, выполнение различных заданий к занятиям, подготовка разнообразных творческих работ (сообщений, сочинений, проектов и др.). Особенно это актуально во внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ.
Рассмотренные организационные формы обучения могут выступать как самостоятельные формы образовательного процесса (урок-экскурсия, урок-исследование и др.) и как элемент урока.
Основной организационной формой обучения по курсу ОРКСЭ является урок. Он обеспечивает организационную четкость, целостность и системность образовательного процесса, предоставляет возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.
При освоении курса «Основы религиозных культур и светской этики» уместны как репродуктивные, так и творческие формы деятельности учащихся:
-репродуктивные формы необходимы для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
-частично-поисковые (эвристические) способствуют развитию интеллектуальных навыков, они необходимы для закрепления знаний и способствует развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
-творческие формы освоения материала курса ОРКСЭ (сочинение, ученическое исследование, проект) способствуют формированию навыков критического мышления, умения ориентироваться в информационном потоке, вырабатывать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
Распространенной формой работы в начальной школе и актуальной в преподавании курса ОРКСЭ является беседа, предполагающая целенаправленный разговор по определенной теме. Беседа проводится с различной целью и на разных этапах урока при:
- выявлении уровня знаний учащихся;
- изучении нового материала;
- закреплении знаний.
Беседа может быть репродуктивной или эвристической. Беседа репродуктивного характера направлена на сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний; эвристического характера - на стимулирование познавательной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
При организации беседы учителю необходимо владеть способами установления и активизации механизмов обратной связи. Важно подготовить продуманную систему логически связанных вопросов, раскрывающих изучаемую тему и соответствующих уровню развития учащихся.
Эффективность беседы зависит от следующих факторов:
- четкое определение цели беседы;
- разработка доступных учащимся вопросов;
- последовательность постановки их в процессе беседы;
- умение при необходимости видоизменить вопросы, задать наводящие вопросы и т.д.
Одной из важных форм учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» является работа с текстом учебника, поскольку он является одним из основных источников знаний при изучении курса ОРКСЭ. Среди многообразия форм работы с текстом можно назвать:
- комментированное чтение – оно актуально, если осваивается сложный материал;
- чтение текста или его фрагментов с последующим обсуждением;
- передача текста в преобразованном виде – составление планов, опорных схем.
Важно формировать у учащихся вдумчивое отношение к вопросам и заданиям к тексту, обращать внимание на их типологию. Часть из них направлена на воспроизведение информации, например: «Как называются священные книги христиан?», «В чем основы ислама?». Репродуктивный характер носит также выполнение заданий на пересказ, определение понятий и т. п.
Другие задания требуют перечисления, извлечения и описания информации, например: «Опишите устройство синагоги», «Как выглядит мечеть?» и др. Такого типа задания способствуют развитию наблюдательности учащихся, умений находить необходимую информацию.
Есть задания, требующие осмысления и оценки информации. Это - задания сравнительно-сопоставительного, причинно-следственного характера, например, «Укажите сходство и различие разных храмов».
Развитию навыков работы с текстом, с одной стороны, с другой – лучшему осмыслению содержания способствуют задания, направленные на передачу текста в преобразованном виде. Это – выделение главной мысли фрагмента текста, составление плана, подготовка сообщения или доклада, заполнение таблиц.
В процессе изучения курса учитель может привлекать документы, отрывки из художественной литературы. При работе с документами учащиеся под руководством учителя выясняют содержание документа:
- кто автор документа?
- с какой целью написан документ?
- о чем говорится в тексте (о ком)?
- о каких событиях рассказывает автор?
- как он относится к тому, о чем пишет?
После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, рассказа учителя и т.д. организуется беседа, учащиеся отвечают на вопросы, иногда сами их формулируют.
С учетом возрастных особенностей младших школьников большое значение при изучении курса имеет наглядность, которая обеспечивает конкретность, эмоциональность, прочность усвоения содержания курса, стимулирует осмысление изучаемого материала, способствует развитию образного мышления и познавательного интереса. Наглядность помогает глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, четче увидеть события, действующих лиц. В учебно-методическом комплексе ОРКСЭ широко представлен иллюстративный материал – это произведения изобразительного искусства, рисунки, предназначенное для восприятия в единстве с текстом.
Наглядные средства обучения (иллюстрации, фотографии, рисунки и др.), конкретизируя материал, частично заменяют описание, повышают содержательность изложения материала, оптимизируют использование времени на занятиях.
Необходимый иллюстративный материал ко многим урокам учащиеся могут найти в сети Интернет.
Созданию образного восприятия изучаемого материала в курсе ОРКСЭ, установлению внутренних связей курса не только на теоретическом, наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной или светской культуры. Учащиеся могут написать к подобранным материалам краткие аннотации, а на завершающем уроке (занятии) - провести презентацию материалов галереи.
Для усвоения материала курса важно освоить понятийный аппарат. Можно практиковать составление словаря, в котором будут представлены понятия, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок.
Интересной и привлекательной для младших школьников формой занятий являются театрализованные сюжеты. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента при объяснении или домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.
Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. Содержание экскурсии должно составлять программное содержание изучаемого курса, конкретизируя или расширяя осваиваемый материал. Учитель определяет наблюдаемые объекты их целесообразность, последовательность наблюдений, систему вопросов, тематику групповых и индивидуальных заданий.
При невозможности организации экскурсии она может быть проведена в заочной или виртуальной форме. Желательно использовать подготовленные учителем или учащимися презентации.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для понимания и эмоционально - ценностного освоения нравственно-этических норм.
В настоящее время учащиеся, как правило, не испытывают дефицита в информации. Возникает другая проблема: ученик должен обладать определенными компетенциями по работе с информацией. В этих целях многие учителя используют различные памятки. Обращение к памяткам особенно полезно на первых порах выполнения того или иного типа задания. У учащихся вырабатываются образцы выполнения заданий различного характера - анализа учебного материала, формирования развернутых ответов и т. п. Это снимает напряжение при работе с текстом, во время устных выступлений у доски, способствует развитию коммуникативных навыков учащихся.
Памятки могут быть использованы также при организации разноуровневой познавательной деятельности учащихся, что содействует реализации принципа дифференциации и индивидуализации обучения. Использование памяток возможно на различных этапах обучения: при знакомстве с новым материалом, закреплении, проверке знаний. Впоследствии, когда у учащихся сформированы стереотипы выполнения заданий, необходимость в использовании памяток отпадает, мыслительные действия выполняются в «свернутом виде» или автоматически.
Ниже предлагаю примерные образцы различных памяток, которые могут быть модифицированы учителем для конкретных педагогических условий.
Памятка к описанию исторического памятника (храма)
- Как называется памятник?
- Кто его создал (кто автор)?
- Как выглядит памятник? (опишите его внешний вид).
- Каково его назначение?
Памятка к составлению плана текста
- Внимательно прочитайте текст.
- Разделите текст по смыслу на логически законченные части.
- Выделите в каждой части главную мысль.
4. Озаглавьте каждую часть. В заголовках должна содержаться главная мысль каждой части.
5. Проверьте, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
Как определить главную мысль в тексте (части текста)?
1. Прочитайте текст;
2. Подумайте, о чем говорится. Если затрудняетесь ответить кратко, поставьте к тексту вопросы;
3. Выберите ответ, без которого текст теряет смысл, то есть без которого нельзя обойтись. Этот ответ должен содержать в себе смысл других.
Памятка для сравнения культурных (культовых) объектов
- Найдите общее в сравниваемых фактах (событиях, характеристике исторических деятелей, памятниках, их назначении и т. д.).
- Найдите различия.
- Сделайте вывод.
Обучающие технологии в изучении курса ОРКСЭ
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности могут быть использованы как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и др.).
Проектные технологии
В основе проектных технологий лежит активная познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников. В процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий в рамках проекта учащиеся приучаются к самоорганизации, самоанализу, формируются навыки самообразования.
Отличительные черты данной технологии:
- целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта;
- практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов;
- ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся;
- деятельностный подход;
- сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом (групповой проект);
- возможность работать в индивидуальном темпе;
- формирование жизненно важных компетенций.
Виды проектной деятельности
По доминирующей деятельности выделяют следующие виды проектов:
— исследовательские – напоминающие научное исследование. Они предполагают выбор темы, связанной с решением творческой, исследовательской проблемы с характерными для любой научной работы методами исследования (определение задач исследования, выдвижение гипотезы, ее последующая проверка);
— прикладные – нацеленные на получение конкретного результата деятельности;
— информационные – нацеленные на сбор и анализ информации о каком-либо явлении или объекте для представления классу;
— ролевые и игровые - направленные на реконструкцию или моделирование социальных или деловых ситуаций.
Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (групповые, общешкольные, межшкольные и т. д.).
В проектной деятельности велика роль учителя. Он формирует мотивацию участников, проводит консультации в ходе работы над проектом, оказывает содействие в ресурсном обеспечении, координирует действия участников в коллективных проектах, помогает при анализе проделанной работы.
Исследовательская деятельность учащихся
Школьные дисциплины, в том числе и ОРКСЭ, уже своим содержанием закладывают основы научного знания: содержание учебных пособий представляет собой адаптированный на определенный возраст учащихся научный текст, в них раскрывается понятийная основа предмета – язык базовой науки, ставятся проблемные вопросы, приводятся аргументы и обоснования. Осваивая содержание и способы познавательной деятельности, знакомясь с примерами научного анализа проблем, учащиеся знакомятся с методами исторического исследования.
В практике работы учителей истории достаточно широко представлен опыт ученического исследования. Не ставя задачи анализа данного опыта, отметим лишь некоторые подходы и направления в этой области.
- Элементы исследования вводятся на уроке непосредственно. При достаточной подготовке учащихся иногда целый урок проводится в форме исследования. Обучение в данном случае выступает как совместный поиск учителя и ученика.
- Ученическое исследование как индивидуальная или групповая работа имеет место вне уроков при подготовке к семинарам, конференциям.
- Исследования различного характера проводятся школьниками в ходе различных акций, конкурсов, олимпиад и т. п.
По содержанию работы можно выделить следующие направления:
- историческое исследование теоретического характера в форме реферативной работы – учебное исследование;
- обобщение материалов экспедиций (археологических, этнографических, экологических);
- разработка проектов исследовательского характера.
Примерная тематика
проектов, исследований учащихся
Добро и зло в народных сказках (татарских, русских, чувашских, удмуртских и др.)
Духовно-нравственные ценности в пословицах какого-либо народа России
Дружба начинается с улыбки
Красота общения: этикет в жизни людей.
Кто такой друг?
Наши бабушки
Национальные костюмы народов России
Национальные традиции в нашей семье
Наша семья в годы Великой Отечественной войны
Нравственные правила в поведении героев народных сказок (русских, татарских, чувашских и т.д.)
Памятники духовной культуры в моем городе
Правила поведения в храмах (церкви, мечети, синагоге)
Правила гостеприимства народов России
Религиозные праздники в нашей республике.
Так жили наши деды
Традиции и ценности моей семьи
Игровые технологии
Игра – один из основных видов деятельности учащихся. Игры в обучении предполагают деятельность, направленную на воссоздание и усвоение социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая деятельность многофункциональна, реализуется через все направления внеучебной деятельности и особенно востребована младшими школьниками. Ролевая игра способствует отработке правил и моделей поведения, школьники приобретают знания об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Дети в игре примеряют на себя разные социальные роли, создают различные сценарии поведения, получают опыт их использования в различных ситуациях.
Деловая игра – это моделирование различных социальных ситуаций, цель которых – обучение принятию решения. В ходе деловой игры учащиеся:
- находят первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний;
- приобретают опыт решения проблем в непосредственном действии, проживая определённую ситуацию в ходе игры;
- анализируют то, что происходит в процессе игры – чувства, эмоции и поведение, основываясь как на собственных ощущениях, так и на обратной связи от участников и ведущего;
- учатся делать выводы на основе последующего анализа о собственном уровне компетентности, использовать в качестве примеров наиболее ценное из полученного.
Информационно-коммуникационные технологии
Курс ОРКСЭ обеспечен в достаточной мере мультимедийными средствами обучения, что позволяет организовать изучение курса на современном уровне в интересной и увлекательной для учащихся форме. Компьютерное сопровождение преподавания курса позволяет одновременно использовать разноплановую информацию: тексты, аудио, видеоматериалы, презентации. Использование различных форм наглядности, музыкальное сопровождение усиливает эмоциональный фон занятий, вызывают интерес у учащихся, усиливает мотивационные установки к изучению курса.
Использование ИКТ представляет более широкие возможности для повышения эффективности преподавания курса. Это:
- использование разноплановой наглядности - картины, портреты, фотографии, карты и др.;
- активизация познавательной деятельности учащихся через использование активных и интерактивных форм деятельности;
- создание информационной базы по курсу для организации самостоятельной исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- организация проверки знаний учащихся и самоконтроля;
- организация проектной и исследовательской деятельности.
Работа с родителями и членами семей учеников
в рамках курса ОРКСЭ
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.
Привлечение родителей и членов семей школьников к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает:
- создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;
- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;
- углубление и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.
Введению курса ОРКСЭ должна предшествовать подготовительная работа с родителями, которую можно провести в форме собеседования или пресс-конференции. Главная задача этих мероприятий – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.
После изучения первой части программы для констатации позитивных промежуточных результатов усвоения курса и предоставления родителям возможности контроля процесса обучения желательно проведение родительского собрания, в котором примут участие сами ученики, выступив с рассказом о своих впечатлениях, своем понимании, своих достижениях, с презентацией своих промежуточных образовательных результатов.
Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких пролонгированных домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.
Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.
При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях. Например, как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям, и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.
Традиции, праздники, знание основных понятий и фактов могут стать курса могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.
Также в рамках курса могут быть затронуты вопросы духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения, формирования домашней библиотеки. Возможна организация клуба «Семейное чтение», члены которого будут рассказывать детям и их родителям о своем читательском опыте, давать рекомендации по выбору книг, делиться впечатлениями о прочитанном.
Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.
Родители и члены семей учеников обязательно должны быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.
Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.
Литература
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Аркадьева А.В. Проблемы преподавания религиоведения в начальной школе//Начальное образование. - 2011. - № 3.
Быков А.К. Патриотизм в контексте гражданско-нравственного становления школьников//Образование в современной школе. - 2012. - № 4.
Григорьев ВД. Социальное и духовное в воспитании человека//Воспитательная работа в школе. – 2009. - №10.
Клепиков В. Психолого-педагогический механизм приобщения к ценностям// Воспитательная работа в школе. – 2010. -№ 9.
Колокольцева М.А. Семейные проекты как средство нравственного воспитания младших школьников,/Начальное образование. - 2011. - № 3.
Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. – 2006. - №1.
Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005 - №2.
Лапшина Т.П. Воспитание культуры поведения//Начальная школа. 2010. - №1.
Логинова Н.В. Роль притч в самоопределении личности в процессе духовно-нравственного образования учащихся//Начальное образование. - 2011. - № 3.
Метлик И.В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе//Воспитание школьников. № 2. – 2012.
Метлик И.В. Религиозное образование в школе и проблема интеграции российского общества// Образование в современной школе. - 2012. - № 4.
Основы религиозных культур и светской этики (итоги эксперимента и перспективы учебного курса) / Библиотечка журнала «Вестник образования России». – 2012. - № 1.
Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж.С. Технологии игры в обучении и развитии. - М., 1996.
«Святая наука – расслышать друг друга…» (еще раз об изучении религиозной культуры в начальной школе). Из портфеля главного редактора. /Начальное образование. - 2011. - № 3.
Сергеева В.П. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности. Методическое пособие. - М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011.
Г.И. Тарасова. Нравственная значимость современного урока//Начальная школа. - 2010. - №1.
Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы. – М., 2005.
Хуторянская Т. В. Технологические приемы сотрудничества учителя с семьей младшего школьника// Начальная школа.– 2010. - № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание родителей и детей при изучении курса ОРКСЭ
После полугода изучения нового предмета "Основы религиозных культур и светской этики" можно провести такое совместное собрание, главной целью которого считаю общение взрослых и детей....
Организация работы с притчей "Добрый самарянин" при изучении курса "ОРКСЭ"
Конспект разработан для курса ОРКСЭ для урока по теме "Добро и зло" в разных модулях. Материал также можно использовать на классных часах, диспутах, внеклассных мероприятиях....
Воспитание нравственных и духовных качеств ребенка посредством изучения курса ОРКСЭ
Статья для выступления на педсовете по заданной тематике. К ней имеется презентация-споровождение, которую вы также сможете найти на моем мини-сайте....
статья "Условия духовно- нравственного воспитания учащихся начальной школы через изучение курса ОРКСЭ"
Пономарева Г.Ю. г.Троицк, МБОУ «Лицей №17» У...
Семинар - практикум "Обеспечение психологической комфортности при изучении курса ОРКСЭ как условие формирования у обучающихся толерантного отношения к людям"
"Обеспечение психологической комфортности при изучении курса ОРКСЭ как условие формирования у обучающихся толерантного отношения к людям"...
Обучающие технологии в изучении курса ОРКСЭ
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности могут быть использованы как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые...
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...