статья "Условия духовно- нравственного воспитания учащихся начальной школы через изучение курса ОРКСЭ"
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Пономарева Г.Ю.
г.Троицк, МБОУ «Лицей №17»
Условия духовно- нравственного воспитания учащихся
начальной школы через изучение курса ОРКСЭ
Детство всегда обращено в будущее ,
как бы ни было беспощадно настоящее.
И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые
показали им путь, который определит им жизнь.
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в школе.
Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя.
Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно – нравственного воспитания, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении. Сегодня в воспитании школьников все больше внимания уделяется духовно – нравственному аспекту Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру и традиции своего народа? Разработаны различные программы духовно –нравственного воспитания.
С 2012 – 2013учебного года в учебный план Лицея введен курс в в условиях модернизации образования « Основы духовно – нравственной культуры народов России»
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В этой связи стало актуальным включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции, что соответствует основам духовно- нравственной культуры народов. Практическая значимость учебного предмета обусловлена тем, что объектом его содержания являются ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. Подготовка по ОРКСЭ необходима для формирования положительного, доброжелательного отношения к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям, толерантного отношения к верующим людям и атеистам. С помощью ОРКСЭ формируются потребности выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения, а также для других школьных предметов и продолжения образования.
Введение курса « Основы религиозных культур и светской этики» вызвало множество опасений со стороны родителей учащихся лицея. Они не понимали ,для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на котором мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители поддержали введение нового учебного курса. Программа составлена с учетом обязательного минимума содержания образования и требованиями к результатам освоения курса ОРКСЭ.
Программа направлена на обеспечение духовно –нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения и семьи.
В основу положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, предусматривающие приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы российского общества.
Программа содержит перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, модулей поведения младших школьников. Формирует у обучающихся на ступени начального общего образования ценностные ориентиры общечеловеческого содержания, активную жизненную позицию, развивает коммуникативные навыки, расширяет опыт позитивного взаимодействия с окружающим миром, способствует воспитанию основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
На занятиях по данному курсу уделяется большое значение общению т.к
«Общение –это обмен духовными ценностями…, который происходит в форме диалога… как с « другими Я», так и процессе взаимодействия с окружающими людьми». В этом определении удачно соединены сразу несколько важных понятий –внутриличностный диалог, духовность.
Особый интерес у школьников вызывают уроки, посвященные духовным традициям многонационального народа России т. к мы проживаем на территории Челябинской области с многовековыми национальными традициями.
Это такие темы, как:
Россия –наша Родина, что такое светская этика, культура и мораль, особенности морали, добро и зло, свобода и моральный выбор человека, свобода и ответственность, род и семья – исток нравственных отношений..На уроках используются нетрадиционные формы работы, а именно ролевые игры и информационные технологии. На каждом уроке вносятся элементы самостоятельного поиска,так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельноти учеников.
Особый интерес на уроке у детей вызывает форма работы в группах: конструирование церкви из деталей конструктора, собирание пазлов, изготовление открыток к христианским праздникам, составление кроссвордов, презентаций к урокам.
Успешно применяется технология развития критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, технология проектной деятельности, активно используются интернет – ресурсы, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения.
Курс ОРКСЭ ведется в школе 1-й год. Наверное, говорить о каких – либо больших результатах рано. Вместе с тем уже сейчас мы можем говорить о том, что уроки ОРКСЭ помогают формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России,
Вот примеры выводов и открытий ребят на уроках ОРКСЭ: «Как, оказывается, важно уметь правильно слушать и понимать, тогда все по- другому»; «У каждого человека есть духовный мир!»; «Как трудно быть справедливым, но людям это нужно»; «Уроки меня учат, что надо выбирать свой путь в жизни»; «Личность всегда уникальна, всегда незаменима, ценна»; «Я понял, кто такой эгоист и постараюсь им не быть»…
Для родителей проводился родительский лекторий.
В беседе с родителями узнаю о том, что дети стали интересоваться историей семьи, им интересно кто были их предки, чем они занимались, откуда родом, какими были их семейные традиции.
Дети после каждого урока делятся своими впечатлениями, о том что нового и интересного они узнали на уроке ОРКСЭ.
На уроках ОРКСЭ использовала различные задания.
Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.
Список использованной литературы:
- Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность: пособие для учителей/ Д.В. Григорьев, Кураев А.В «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»,/ Кураев А.В., издательство «Просвещение»
П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
- ФГОС НОО;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы на уроках чтения
Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках чтения в начальной школе....
Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы «Русь Златоглавая. Ты – её частичка».
Срок реализации программы 4 года, возраст воспитанников 7-10 лет.С первого класса ребята принимают участие в работе школьного духовного центра «Светоч», проводятся факультативные занятия «Изучаем осно...
Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы
Основная цель: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, усвоившего общечеловеческие и национальные ценности....
Духовно – нравственное воспитание учащихся начальной школы. Классный час
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности и нравственного воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе....
Тема: «Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы»
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок,...
Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы
ВИДЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НЕОБЫЧНО МНОГООБРАЗНЫ. ЭТО РАЗЛИЧНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КРУЖКИ, ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ, УТРЕННИКИ, ВЕЧЕРА, КОНКУРСЫ, ОБСУЖДЕНИЯ ПОПУЛЯРНЫХ КНИГ О РУССКОМ...
Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...