Собрание родителей и детей при изучении курса ОРКСЭ
классный час (4 класс) на тему

Захарова Ирина Владимировна
После полугода изучения нового предмета "Основы религиозных культур и светской этики" можно провести такое совместное собрание, главной целью которого считаю общение взрослых и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie__4_kl_orkse.docx38.45 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание при участии учащихся 4 класса.

Тема: «Светская этика. Первые уроки жизни детей и взрослых».

Авторы:

Захарова И.В.

Мамонова Т.А.

Цель собрания:

 Формирование у родителей и учащихся мотивации к необходимому взаимодействию при изучении комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики».

Задачи:

  1. Продолжение знакомства родителей с основами модуля светской этики.
  2. Обобщение знаний, понятий и представлений о нравственных нормах в рамках курса.
  3. Формирование коммуникативной среды классного коллектива.

Форма собрания – круглый стол.

Материалы и оборудование: анкеты родителей и их анализ, мини –сочинения детей, бумага, ватман и фломастеры, ромашки – заготовки для букета нравственных качеств, карточки для детей и взрослых с положительными и отрицательными качествами личности; мультимедиапроектор.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель:

- Здравствуйте, уважаемые родители и дорогие дети. Я рада вас всех приветствовать. Мы в очередной раз собрались, чтобы сообща обсудить вопросы введения нового курса и подвести промежуточные итоги нашей работы. Начнем.

2. Анализ анкет.

  -  Родители в сентябре получили домашнее задание: ежемесячно в специальной анкете отмечать и фиксировать свои наблюдения над детьми.

Анкета для родителей учащихся 4 класса  МБОУ _________________

Варианты ответов: да    нет    иногда

№ п/п

Вопросы  анкеты

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1.

С удовольствием ли Ваш ребенок идет на урок светской этики?

2.

С удовольствием ли Ваш ребенок читает учебный текст?

3.

Обращается ли за помощью при выполнении домашнего задания?

  1. При толковании незнакомых слов.
  2. При необходимости привести жизненные ситуации в качестве примера.
  3. При выполнении творческих заданий (составить рассказ, составить или отгадать кроссворд, найти информации, используя дополнительные источники информации).

4.

Замечаете ли Вы изменения в жизни ребенка. В чем это проявляется?

  1. Стал более организованным.
  2. Стал уважительнее относиться к родным и близким.
  3. Изменилось ли качество общения с друзьями?

5.

Изменился ли круг чтения Вашего ребенка?

6. Мне очень важно Ваше мнение о необходимости преподавания модуля светской этики учебного курса ОРКСЭ.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Спасибо!

 - Учитель:

-  Я проанализировала Ваши анкеты. Вот, что из этого получилось.

- У Ваших детей тоже было задание к нашему собранию. Оно носило творческий характер. Вы услышите выдержки из мини-сочинений, в которых дети рассуждали на тему: «Мое отношение к предмету».

3. Игра « Не ошибись»

- Одна из задач этого предмета расширение словарного запаса, обогащение его с целью дальнейшего использования его в речи. Я приготовила задание для взрослых и детей «Не ошибись». Сейчас на экране Вы увидите несколько определений. У вас на партах есть карточки с терминами, определения которых вы видите и слышите. Вы должны поднять табличку со словом над головой.  Взрослые проверяют, как справились дети, а дети контролируют ответы взрослых.

  1. Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними (ДОБРО)
  2. Середина между расточительностью и скупостью (ЩЕДРОСТЬ)
  3. Выбор между различными способами поведения, между нормами,, которым следует человек, между различными идеалами, к которым он стремиться. (МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР)
  4. Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом. (ДОБРОДЕТЕЛЬ)
  5. Богатство нашей многонациональной страны. (КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ)
  6. Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (МОРАЛЬ)
  7. Противоположность добра (ЗЛО)
  8. Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим  людям (ПОРОКИ)
  9. Черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)

(Учитель оценивает работу взрослых  и детей и предлагает посмотреть инсценировку рядовой жизненной  ситуации).

  1. Создание и разрешение проблемной ситуации.

Инсценировка.

Мама зашла в комнату и увидела, как Оля замазывает брату Игорю зеленкой ссадину на коленке.

- Что случилось? – сразу заволновалась мама.

Ребята переглянулись.

- Да тут… замялся Игорь,  - в общем, ничего страшного, случайно упал.

- А синяк под глазом тоже случайно появился? -  спросила мама.

  Пришлось рассказать маме, как Артем задира стал обзывать Игоря обидными словами.  Игорь сначала помалкивал, но когда Артем начал дразнить Олю, не выдержал и попросил его замолчать. На это замечание Артем ударил Игоря в глаз. От обиды Игорь ответил ударом, в драке досталось обоим.

- Ругаться сильно будешь? – виновато спросил  Игорь, закончив свой рассказ.

  -Ну… покачала головой мама, драться, конечно, нехорошо, но награда у тебя достойная. Теперь  все во дворе будут знать, что ты умеешь постоять за свою….

Тут зазвонил телефон и мама вышла, не договорив.

- Я что-то не понял, - пробормотал Игорь. Мама считает, что я плохо поступил или хорошо?

- По-моему, хорошо, - предположила Оля.

- И какая же у меня награда за этот «хороший» поступок? – пожал плечами Игорь. – Ведь не синяк же под глазом?

Учитель:

-  Какой вопрос возникает в этой ситуации?

(Формулировка вопроса и обсуждение его детьми. Учитель просит родителей критически оценить ответы детей и выдвинуть свою версию ответа, используя примеры жизненных ситуаций).

Учитель подводит итоги:

-  Моральной наградой человеку за хорошие поступки служит  добрая молва.  Игорь смог отстоять свою честь и за честь сестры смог постоять.

- Я хочу рассказать о реальной истории.

В подмосковном Ногинске восьмилетний Женя Табаков погиб, спасая свою сестру от насильника. Благодаря маленькому герою, самоотверженно напавшему на взрослого мужчину, рецидивиста поймали и привлекли к ответственности.

  1. Классификация нравственных качеств личности.

     Учитель:

-  Честь- это положительное или отрицательное качество человека?

- Положительное.

- А какие еще положительные качества человека вы знаете?

(Дети и взрослые отвечают)

- Определиться в выборе таких качеств вам поможет задание на карточке. Выберите из набора слов те качества, которые вы считаете положительными, и запишите их на лепестках ромашки. Работать будете в группах. Можно воспользоваться советом родителей.

КАРТОЧКА №1

Гнев, терпение, чуткость, жадность, глупость, доброжелательность, доверие, злость, скромность, равнодушие.

КАРТОЧКА №2

Зависть, подлость, доброта, забота, гнев, милосердие, скупость, сопереживание, правдивость, лень, изуверство.

КАРТОЧКА №3

Злость, лень, любовь, уважение, глупость,  взаимовыручка, рассеянность, искренность, сострадание, жестокость, корысть.

КАРТОЧКА №4

Толерантность, жадность, жестокость, щедрость, ответственность, коварство, гуманизм, драчливость, сквернословие,  лживость,  двойственность.

КАРТОЧКА №5

Активность, верность, предательство, болтливость, дружелюбие, бескорыстие, жестокость, лень, подозрительность, невежество, нетерпимость.

(Дети выполняют задание в группах. Из готовых ромашек учитель собирает букет на доске.)

  1. Игра «Лавка ценностей»

Учитель:

- Давайте пооткровенничаем! Может быть, у вас есть качества,  от которых вы хотите избавиться?    Тогда приглашаем вас в « Лавку ценностей». Напишите на листочке то качество, которое мешает вам в жизни и обменяйте его на то, которое поможет вам стать лучше.

(У родителей  наборы  карточек , на которых написаны положительные качества личности. Дети подходят к родителям и обмениваются карточками.)

КАРТОЧКИ  для  родителей:

УСПЕШНЫЙ

ЗАБОТЛИВЫЙ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

ДРУЖЕЛЮБНЫЙ

ОТКРОВЕННЫЙ

ТЕРПЕЛИВЫЙ

МИЛОСЕРДНЫЙ

АКТИВНЫЙ

НЕЖНЫЙ

ГУМАННЫЙ

ЧУТКИЙ

ПРАДИВЫЙ

ВЕРНЫЙ

МИРОЛЮБИВЫЙ

БЛАГОРОДНЫЙ

СКРОМНЫЙ

ИСКРЕННИЙ

УВЛЕЧЕННЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ

ГОСТЕПРИИМНЫЙ

ДОБРЫЙ

ЩЕДРЫЙ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ

СОСТРАДАТЕЛЬНЫЙ

ВЕСЁЛЫЙ

Учитель:

- Ребята, посмотрите, от какого груза отрицательных качеств вы хотите избавиться.

(Учитель называет качества, демонстративно рвет карточку и выбрасывает в урну)

- А теперь, ребята, похвалитесь, какими качествами вас одарили родители?

(Дети поднимают карточки, учитель озвучивает их)

- Надеюсь, что они станут вашими добрыми спутниками по жизни.

7. Подведение итогов.

Учитель:

- В русском языке когда-то было слово «даритель». Оно обозначало человека, который даром дает другому человеку что- нибудь хорошее. Уважаемые родители, любите ли вы получать подарки? Один из подарков вы уже сегодня получили - общение с вашими повзрослевшими детьми. И я  приготовила вам  подарок: мудрые и добрые советы,  которые помогут  в воспитании ваших детей.

Советы родителям при изучении курса светской этики.

  1.  Настройтесь на воспитание, вы и есть главный воспитатель для ребенка.
  2. Хорошее средство воспитания ребенка- диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.
  3. Воспитывайте у ребенка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
  4. Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.
  5. Поддерживайте в ребенке понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни.
  6. Создавайте в общении и взаимодействии с ребенком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.

И пожелание от поэта Юрия Левитанского

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже - как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с притчей "Добрый самарянин" при изучении курса "ОРКСЭ"

Конспект  разработан для курса ОРКСЭ для урока по теме "Добро и зло" в разных модулях. Материал также можно использовать на классных часах, диспутах, внеклассных мероприятиях....

Воспитание нравственных и духовных качеств ребенка посредством изучения курса ОРКСЭ

Статья для выступления на педсовете по заданной тематике. К ней имеется презентация-споровождение, которую вы также сможете найти на моем мини-сайте....

Семинар - практикум "Обеспечение психологической комфортности при изучении курса ОРКСЭ как условие формирования у обучающихся толерантного отношения к людям"

"Обеспечение психологической комфортности при изучении курса ОРКСЭ как условие формирования у обучающихся толерантного  отношения к людям"...

Обучающие технологии в изучении курса ОРКСЭ

В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности могут быть использованы как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА "ОРКСЭ"

В презентации дается классификация интерактивных технологий обучения, их использование на уроках ОРКСЭ в 4 классе...

Взаимодействие с родителями при изучении курса ОРКСЭ и ОПК в 4 классе.

Данный материал пренедставляет собой выступление учителя на заседании РМО учителей ОПК. Раскрывается роль родителей при изучении курса, рассматриваются основные приемы работы с родителями поэтапно....