Обучающие технологии в изучении курса ОРКСЭ
статья по орксэ на тему

Гаврилова Наталия Анатольевна

В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности могут быть использованы как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchayushchie_tekhnologii_v_izuchenii_kursa_orkse.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающие технологии в изучении курса ОРКСЭ

В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности могут быть использованы как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и др.).

Проектные технологии

  В   основе  проектных технологий лежит активная познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников. В процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий в рамках проекта учащиеся приучаются к самоорганизации, самоанализу, формируются навыки самообразования.

Отличительные черты данной технологии:

  • целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта;
  • практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов;
  • ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся;
  • деятельностный подход;
  • сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом (групповой проект);
  • возможность работать в индивидуальном темпе;
  • формирование жизненно важных компетенций.

   

Виды проектной деятельности

По доминирующей деятельности выделяют следующие виды проектов:

— исследовательские – напоминающие научное исследование. Они предполагают выбор темы, связанной с решением творческой, исследовательской проблемы с характерными для любой научной работы методами исследования (определение  задач исследования, выдвижение гипотезы, ее последующая проверка);

— прикладные – нацеленные на получение конкретного результата деятельности;

— информационные – нацеленные на сбор и анализ информации о каком-либо явлении или объекте для представления классу;

— ролевые и игровые -  направленные на реконструкцию или моделирование социальных или деловых ситуаций.

Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (групповые, общешкольные, межшкольные и т. д.).

Особое значение в работе над проектами имеют междисциплинарные связи: ОРКСЭ и «Литературное чтение», ОРКСЭ и «Окружающий мир»,  проекты по краеведению.

В проектной деятельности велика роль учителя. Он формирует мотивацию участников, проводит консультации в ходе работы над проектом, оказывает содействие в ресурсном обеспечении, координирует действия участников в коллективных проектах, помогает  при анализе проделанной работы.

Исследовательская деятельность школьников

         Школьные дисциплины, в том числе и ОРКСЭ, уже своим содержанием закладывают основы научного знания: содержание учебных пособий представляет собой адаптированный на определенный возраст учащихся научный текст, в них раскрывается понятийная основа предмета – язык базовой науки, ставятся проблемные вопросы, приводятся аргументы и обоснования. Осваивая содержание и способы познавательной деятельности, знакомясь с примерами научного анализа проблем, учащиеся знакомятся с методами исторического исследования.

         В практике работы учителей истории достаточно широко представлен опыт ученического исследования. Не ставя задачи анализа данного опыта, отметим лишь  некоторые подходы и направления в этой области.

  1. Элементы исследования вводятся на уроке непосредственно. При достаточной подготовке учащихся иногда целый урок проводится в форме исследования. Обучение в данном случае выступает как совместный поиск учителя и ученика.
  2. Ученическое исследование как индивидуальная или групповая работа имеет место вне уроков при подготовке к семинарам, конференциям.
  3. Исследования различного характера проводятся школьниками в ходе различных акций, конкурсов, олимпиад и т. п.

     По содержанию работы можно выделить следующие направления:

  • историческое исследование теоретического характера в форме реферативной работы – учебное исследование;
  • обобщение материалов экспедиций (археологических, этнографических, экологических);
  • разработка проектов исследовательского характера.      

         Примерная тематика проектов, исследований школьников по ОРКСЭ

Памятники духовной культуры в нашей области

Добро и зло в  сказках народов, проживающих в вашей местности

Духовно-нравственные ценности в пословицах народов России

Дружба начинается с улыбки

Красота общения: этикет в жизни людей родного города.

Кто такой друг?

Наши бабушки

Национальные костюмы народов России

Национальные традиции в нашей семье

Наша семья в годы Великой Отечественной войны

Нравственные правила в поведении героев народных сказок

Образование в  религиях народов России

Памятники духовной культуры в моем городе (селе)

Правила поведения в храмах (церкви, мечети, синагоге)

Правила гостеприимства народов России

Религиозные праздники в нашей республике.

Так жили наши деды

Традиции и ценности моей семьи

Интерактивные технологии

Эти   технологии предполагают взаимодействие учителя и учащихся в процессе познавательной деятельности («inter» - взаимный, «act» - действие). Такое взаимодействие формирует навыки сотрудничества, кооперации. К интерактивным формам работы можно отнести  коллективный способ обучения, парные и групповые формы работы и различные технологии (например, модульная, диалоговая, проектная и др.).

           

         Игровые технологии

Игра – один из основных видов деятельности учащихся. Игры в обучении предполагают деятельность, направленную на воссоздание и усвоение  социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая деятельность многофункциональна, реализуется через все направления внеучебной  деятельности и особенно востребована младшими школьниками. Ролевая игра способствует отработке правил и моделей поведения, школьники приобретают  знания об общественных нормах,  о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.  Дети в игре примеряют на себя разные социальные роли, создают различные сценарии поведения, получают опыт их использования в различных ситуациях.

Деловая игра – это моделирование различных социальных ситуаций, цель которых – обучение принятию решения.  В ходе  деловой игры учащиеся:

-находят первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний;

-приобретают опыт решения проблем в непосредственном действии, проживая определённую ситуацию в ходе игры;

-анализируют то, что происходит в процессе игры – чувства, эмоции и поведение, основываясь как на собственных ощущениях, так и на обратной связи от участников и ведущего;

-учатся делать выводы на основе последующего анализа о собственном уровне компетентности, использовать в качестве примеров наиболее ценное из полученного.

Обращение к игровым формам через сквозных героев, которые выбираются для того, чтобы они придали целостность курсу, несли позитивный заряд, смогли снизить уровень тревожности в связи с введением нового предмета.

В УМК издательства «Дрофа» это:

  • Дети из разных стран мира, которые общаются и дружат через Интернет (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
  • Старшая сестра, изучающая курс этики в университете, и её брат, который учится в школе (модуль «Основы светской этики»)
  • Мальчик-пастушонок с монахом (модуль «Основы православной культуры»)
  • Бабушка Рабия и её внуки (модуль «Основы исламской культуры»)
  • Индийский мальчик и его друг слонёнок (модуль «Основы буддийской культуры»)
  • Дедушка и внук (модуль «Основы иудейской культуры») 

Информационно-коммуникационные технологии

Курс ОРКСЭ обеспечен в достаточной мере мультимедийными средствами обучения, что позволяет организовать изучение курса на современном уровне в интересной и увлекательной для учащихся форме. Компьютерное сопровождение преподавания курса позволяет одновременно использовать разноплановую информацию: тексты,  аудио, видеоматериалы, презентации. Использование различных форм наглядности, музыкальное сопровождение усиливает эмоциональный фон занятий, вызывают интерес у учащихся, усиливает   мотивационные установки к изучению курса.

Использование ИКТ представляет более широкие возможности  для повышения эффективности   преподавания курса. Это:

  • использование разноплановой наглядности - картины, портреты,  фотографии, карты;
  • активизация познавательной деятельности учащихся через использование активных и интерактивных форм деятельности;
  • создание информационной базы по курсу для организации самостоятельной исследовательской и проектной деятельности учащихся;
  • организация проверки знаний учащихся и самоконтроля;
  • организация проектной и исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание родителей и детей при изучении курса ОРКСЭ

После полугода изучения нового предмета "Основы религиозных культур и светской этики" можно провести такое совместное собрание, главной целью которого считаю общение взрослых и детей....

Организация работы с притчей "Добрый самарянин" при изучении курса "ОРКСЭ"

Конспект  разработан для курса ОРКСЭ для урока по теме "Добро и зло" в разных модулях. Материал также можно использовать на классных часах, диспутах, внеклассных мероприятиях....

Семинар - практикум "Обеспечение психологической комфортности при изучении курса ОРКСЭ как условие формирования у обучающихся толерантного отношения к людям"

"Обеспечение психологической комфортности при изучении курса ОРКСЭ как условие формирования у обучающихся толерантного  отношения к людям"...

Современные технологии в изучении курса ОРКСЭ в целях внедрения ФГОС

Обучающие технологии в изучении курса ОРКСЭ. Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики». Положительные аспекты в преподавании...

ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ОРКСЭ

Как понять педагогу  уровень освоения младшим школьником данных тем? Ведь это не математика, где учитель оценивает точные знания. Как оценить знания, если объектом оценивания становиться нравстве...

Особенности духовно – нравственного воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы в процессе изучения курса ОРКСЭ

Особенности духовно – нравственного  воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы в процессе изучения курса ОРКСЭ...