Урок ОРКСЭ на тему "Священные сооружения"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Попова Наталия Владимировна

  Сформировать представление об основных священных сооружениях  мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx223.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ  на тему "Священные  сооружения"

в 4 - ом  классе по УМК "Гармония"

Тема: Священные сооружения.

Цель:  Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Задачи:

  1. Сформировать представление об основных священных сооружениях  мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть.
  2. Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.
  3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных  религиозных культур как к памятникам мировой культуры.
  4. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
  5. Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы,  работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом.

Основные термины и понятия: Синагога, церковь, мечеть, минарет, ступа, пагода, алтарь, икона, фреска.

Оборудование: ПК, мультимедиа, раздаточный материал, выставка рисунков на классной доске.

Тема: «Священные  сооружения»

Цель: знакомство с устройством, предназначением и архитектурными особенностями священных сооружений разных религий

Задачи:

- познакомиться с названиями Священных сооружений разных религий

- узнать историю возникновения сооружений

- узнать как проходят молитвы и как нужно вести себя в храме, мечети, синагоге, в пагоде.

Материалы и оборудование: мультимедиапроектор, презентация PowerPoint (приложение)

Основные термины и понятия: Синагога  Церковь  Алтарь  Икона  Фреска Мечеть  Минарет  Ступа  Пагода.

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся.

Дети    садятся по группами за  столы.   

     Сегодня  вы работаете  в  группах, чтобы узнать какую конфессию  вы представляете  найдите зашифрованное слово  и выберите символ вашей религии. ( Приложение 1)

            55_1156islam-symbol

     - Какое слово у вас получилось? ( Православие, ислам, иудаизм, буддизм)

       1 группа – православие

       2 группа – ислам

      3 группа – иудаизм

      4 группа – буддизм

  1. Работа в группе.

       На прошлых  уроках мы с вами говорили о том, как возникла религия , какие бывают религии  и кто является основоположником тех или иных религий. Так же мы продолжаем заполнять нашу информационную  карту. ( Приложение 2)

     

       А чтобы сегодня узнать тему нашего урока, вам необходимо. Используя  координатную  прямую  отгадать  слова. ( Приложение 3)

И так, тема нашего урока «Священные сооружения». А научиться мы сегодня должны  различать Священные сооружения разных религий, узнать историю их возникновения,

узнать как проходят там молитвы и как нужно вести себя в них.

Слайд 1.

- Уже в далекой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам. Для этого они сооружали специальные строения. Некоторые из них дошли до наших дней. Самое крупное из них находится в Англии Стоунхедж.

Слайд 2.

Слайд 3.

- Сегодня совместные ритуальные действия верующие  выполняют в специальных сооружениях. Я предлагаю Вам посмотреть видео и ответить: « Чем они отличаются друг от друга»

Просмотр видео.

- Какие же молодцы древние зодчие, создавшие такие прекрасные и необычные здания. А как же узнать к какой культуре они относятся? В чем особенность каждого? Предлагаю совершить экскурсию в каждое сооружение.

Слайд 4.

 

Буддийские священные сооружения

        Как, вы уже знает, тело Будды было сожжено  на погребальном костре, а его прах ученики поместили в ступы

       По легенде, он сам объяснил своим ученикам, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу. Внутри ступы нет пространства, в неё нельзя войти.

        Но позже стали строить и другие сооружения – пагоды.

Работа по ЦОР.

Слайд 4.

                                     

                              Христианский храм

                                                   

          Здание храма венчает купол с установленным на нём крестом. Посмотрите на форму купола. Понять, почему купол именно такой формы, нам поможет небольшой эксперимент(зажигается свеча). Форма купола символизирует пламя горящей свечи. 

         Стены храма расписаны фресками. Самое священное место в  храме – алтарь. Священник молится именно там, и без его благословения никто не может туда входить. Это не секретная комната, просто человек должен понимать, что не всё ему позволено

- Выборочное чтение. Учебник   стр.33.

Слайд 5.

Священные здания мусульман называются мечети.

             Купол мечети имеет полукруглую форму и увенчан полумесяцем. Рядом с мечетью находится минарет. Внутри мечети нет изображений живых существ, они украшены лишь специальными надписями  и орнаментами..В мечеть входят  без обуви, пол заслан коврами. Женщины не молятся рядом с мужчинами.

Работа по ЦОР.

Слайд 6.

Синагога

       В середине 10 века до н.э. был построен Иерусалимский храм. Он стал центром  религиозной жизни еврейского народа. В Храме находились священные предметы. Но  к сожалению храм был разрушен. Его смоли восстановить только через 70 лет.. Но и этот Храм был разрушен.Уцелела лишь часть стены. Она считается  святыней и называется Стеной Плача. Иудеи считают, что Храм единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен. А пока верующие молятся в специальных сооружениях – синагогах домах собраний.

- Работа по учебнику. Чтение статьи « Это интересно» стр. 34.

- Скажите, а мы можем в одном городе увидеть священные сооружения разных мировых религий?  Где  мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу. Это помогает уважать людей любой конфессии.

Работа в группах.

- Ваша задача найти ошибки, которые допустили авторы, описывая священные сооружения.

Группа 1.

Посещение  мечети.

            Таня  с родителями отдыхала  в Египте. В один из таких дней она посетила мечеть. Вот как она описала свои впечатления от экскурсии.

           «В Египте очень много мечетей, т.к. здесь много верующих.  При каждой мечети есть минарет- это высокая башня, с которой верующих призывают на молитву. Когда мы вошли в мечеть, я увидела много мужчин и женщин, которые сидели на небольших стульчиках и молились. Было время обеда. Я достала пирожок и съела его. Я очень устала, поэтому сняла свои туфли и поставила рядом с собой. Я посмотрела вокруг. Стены мечети были украшены рисунками, иллюстрирующими  жизнь пророка. Мне очень понравилась мечеть»

Группа 2.

Посещение  христианского храма.

            Летом я с родителями путешествовал  по Золотому кольцу. Мне больше всего запомнился  город Ярославль. В  нем  множество величественных церквей и храмов. Особенно мне запомнился Успенский собор. Построен он был еще  в 12 веке, но потом его несколько раз разрушали. А сегодня - это главная церковь города. В храме шла служба. Я разулась и вошла. Слышалось песнопение, воздух был наполнен ладаном, тихонько потрескивали свечи. Вокруг было очень красиво: стены расписаны фресками, много икон. Мужчины и женщины стояли в головных уборах, а некоторые  из них перешёптывались. Я поставила свечи, а потом  зашла в  алтарь. Мне очень понравилось в соборе.

Группа 3.

Посещение буддийского храма.

        Буддийские храмы самые красивые и необычные.  В храме есть алтарь - обтянутый материей стол, на котором расставлены разные ритуальные предметы.  Войдя в храм, мы  увидели красивые рисунки на стенах, я  села перед статуей Будды, поправила головной убор. Воздух в храме наполнен ароматными травами. Вдруг зазвонил телефон, я тихонько ответила.  Мы ходили по храму  назад и вперед, рассматривая изображения божеств. Уходя, я прикоснулась к статуе  Будды, прося у него защиты и покровительства.

Группа 4.

Посещение  иудейской синагоги

      Израиль мне представлялся страной обетованной. Мертвое море, Стена Плача и множество святых мест, только всегда  очень жарко. Гуляя  по городу, решили зайти в синагогу.  Одеты мы были в шорты, сланцы,  майки. В синагоге было много мужчин и женщин, которые молились вместе. Мужчины сидели без головных уборов. У одной из стен зала стоял специальный шкаф, в нем наверное  хранится что-то важное.

          Посередине  стоял светильник - менора. Также я увидел бронзовую доску с выгравированными на ней 10-ю заповедями.

Проверка .

Слайд 23,24,25,26.                               

                                       

 Тест по теме

                                «Священные  сооружения»

1. Мечеть - это…

  • здание  для молитвы  у христиан
  • здание  для молитвы  у мусульман
  • здание  для молитвы  у иудеев

2. Синагога - это…

  • большой дом
  • еврейский храм
  • дом собраний

3. Христиане молятся  в …

  • в  мечете
  • в  храме
  • в   синагоге

4. Священные сооружения в буддизме называются …

  • Ступа
  • Синагога
  • Мечеть

5. В православном храме принято

использовать для молитвы…

  • тфилин
  • креститься
  • молиться на специальном коврике

6.В мечете принято…

  • молиться перед иконами
  • находиться без обуви
  • расставлять ритуальные предметы на алтаре

7. Заходя в буддийский храм, следует…

  • надеть головной убор
  • снять головной убор
  • перекреститься

8.Во время богослужения в синагоге…

  • люди находятся  без обуви
  • люди сидят  на  полу
  • мужчины  надевают  тфилин

- Самостоятельная работа учащихся. Задание: заполнить  Информационную карту

Итог  урока.

Рефлексия. Заполните « Лист самоконтроля»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе

Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...