Рабочая программа. Светская этика. 4 класс.
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе программы с учётом нового государственного стандарта 2009 года, из расчёта 1 час в неделю. Адресована учащимся 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._svetskaya_etika._4_klass.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 115»
Рассмотрена на заседании ШМО начальных классов ___________Гусарова А.П. Протокол № ___ от «____»____________2012г. | Рекомендовано к утверждению педсоветом Протокол № __ от «____»____________2012 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №115 _____________Сучкова И.И. Приказ № ___ от «___»____2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Основы религиозных
культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
4 класс
(1 час в неделю)
(всего 34 часа)
Составитель
Гусарова А.П.
2012 – 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по курсу «Основы светской этики».
Рабочая программа составлена на основе программы с учётом нового государственного стандарта 2009 года, из расчёта 1 час в неделю. Адресована учащимся 4 классов.
Актуальность курса – это реализация идей обновленного стандарта образования:
- Основана на развитии уважительного отношения к основным мировым культурам: православной культуре, исламской культуре, иудейской культуре, буддийской культуре. Предложенная система заданий позволяет учителю формировать не только предметные умения, но и универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные.
- Методический аппарат учебников предлагает учителю возможные варианты организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа парами, в группе, индивидуально. Предлагаются темы для проектных и творческих работ.
- Учебная деятельность организуется таким образом, что позволяет формировать у учащихся умения работать с разными источниками информации: рисунок, модель, наблюдения, опыт, энциклопедия, Интернет и др.
- Учебное содержание представлено отдельными модулями.
- Достаточное количество творческих заданий разного уровня сложности позволяет реализовать идеи развивающего обучения.
- Учебная информация представлена в таком виде, что позволяет реализовать деятельностный подход к обучению – знания добываются, а не репродуцируются.
- Достаточное внимание уделено формированию знаний и умений, которые необходимы ученику не только для учения, но и для его повседневной жизни.
- Особое внимание уделено формированию логических операций: анализу, сравнению, обобщению, классификации.
- Широко представлены задания по наблюдению и дальнейшему моделированию природных объектов и явлений, социальных явлений, кодированию и декодированию полученной информации, по добыванию знаний через опытно-экспериментальную деятельность и др.
Новизна: весь программный материал представляется модулями. Система заданий сформирована с учётов возрастных ,
психофизиологических и индивидуальных особенностей восприятия основ религиозной культуры и светской этики младшими школьниками, с учётом разных уровней усвоения знаний: репродуктивного, продуктивного, творческого, - что даёт возможность учителю варьировать индивидуальную нагрузку.
Значимость: программа оказывает положительное влияние на развитие и обучение младших школьников. Создаёт условия для развития личности школьника, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, повышает интерес к предмету, познавательную активность, творческое отношение к учебной деятельности школьников.
«Основы религиозной культуры и светской этики» как самостоятельный предмет изучается с четвёртого класса.
Результаты освоения программы, содержание, тематическое планирование
«Основы светской этики»
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Содержание | Формы и методы | Формы контроля | Домашнее задание | ||
1. | Россия – наша Родина. | 1 | Государство Россия. Патриотизм в России. Великие люди России. | Эвристическая беседа. | Текущий контроль (устный опрос). | Портрет знаменитого человека России. | ||
Основы светской этики | ||||||||
2. | Что такое светская этика? | 1 | Галерея портретов. Знакомство с понятиями: светский, этика, культура, мораль. | Эвристическая беседа, работа с иллюстративным материалом, работа со словарем, самостоятельная работа с источником информации (учебник). | Текущий контроль. | Беседа с родителями. | ||
3. | Мораль и культура. | 1 | История возникновения морали и культуры. | Самостоятельная работа с источником, беседа, работа в парах. | Текущий контроль. Выборочный пересказ. | Запись в словарь терминов и понятий новые слова. | ||
4. | Особенности морали. | 1 | Виды культур. | Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источником информации. | Текущий контроль. Проверка домашнего задания. Выборочный пересказ. | Творческая работа (придумать пример из жизни или из художественного произведения, иллюстрирующий особенности морали). | ||
5. | Добро и зло. | 1 | Знакомство с понятиями: добро и зло. | Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источником информации, работа с иллюстрациями. | Текущий контроль. Выборочный пересказ, устный опрос. | Творческое задание (на выбор). Нарисовать или найти иллюстрации в сказках доброго и злого героя. | ||
6. | Добро и зло. | 1 | Знакомство с понятием гуманность. | Работа с галереей образов, беседа, рассказ с примерами добрых и злых поступков. | Текущий контроль. Сочинение-миниатюра «Почему важно быть добрым?» | Рассказ родителям о добре и зле, гуманности. | ||
7. | Добродетели и пороки. | 1 | Знакомство с понятиями: добродетель, порок. | Беседа, чтение статьи, выборочный пересказ. Самостоятельная работа по тексту учебника. | Текущий контроль. Выборочный пересказ. | Работа со словарем, найти в тексте пособия 2 определения добродетели и выписать их в словарь. | ||
8. | Добродетели и пороки. | 1 | Знакомство с понятием чувство собственного достоинства. | Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источником информации. | Текущий контроль. Устный рассказ на тему «Добродетель и порок». | Найти в тексте пособия слова антонимы и выписать их. | ||
9. | Свобода и моральный выбор человека. | 1 | Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт. | Урок-практикум. Беседа, работа в группах. | Текущий контроль. Словарный диктант по содержанию 3-8 уроков. Выборочный пересказ. | Инсценировка конфликтной ситуации. | ||
10. | Свобода и ответственность. | 1 | Ответственность. Личность. Свободный выбор. | Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источником информации. | Текущий контроль, выборочный пересказ, проверка домашнего задания (инсценировка в группах). | Устный рассказ на тему «Ответственное поведение литературного героя» (на примере героя сказки или рассказа). | ||
11. | Моральный долг. | 1 | Моральный долг. Моральная обязанность. | Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источником информации. | Текущий контроль. Фронтальный опрос. | Работа со словарем (долг), найти 2-3 пословицы о долге. | ||
12. | Справедливость. | 1 | Справедливость. Моральные правила справедливого человека. | Беседа, самостоятельная работа по составлению плана статьи из учебного пособия. | Текущий контроль. Фронтальный опрос. | Работа в группах (инсценировка ситуаций) | ||
13. | Альтруизм и эгоизм. | 1 | Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоизм. | Работа в группах. Работа с Толковым словарем. | Текущий контроль. Проверка домашнего задания (инсценировка ситуации). | Рассказать членам семьи, что такое эгоизм, альтруизм и разумный эгоизм. | ||
14. | Дружба. | 1 | Дружба. Добродетельные отношения. | Игра «Ассоциации» (Дружба – это…). Беседа. Работа со словарем. | Текущий контроль. | Творческая работа (рассказ о своем друге). | ||
15. | Что значит быть моральным? | 1 | Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы. | Беседа. Работа в парах (Продолжить предложение «Быть моральным – это…»). | Текущий контроль. Словарный диктант по материалам 9-15 уроков. | Подготовка к сочинению (темы на выбор). | ||
16. | Творческие работы учащихся | 1 | Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. | Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала. | ||||
17. | Презентация творческих работ. | 1 | Выставка творческих работ -Организация деятельности учащихся -Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. -Взаимооценивание -Подведение ит. урока. | |||||
№ урока | Тема | Кол. часов | Содержание | Формы и методы | Формы контроля | Домашнее задание | ||
18. | Что значит быть моральным? | 1 | Основные термины и понятия: Род. Семья. Фамилия. Родословная Понятия рода и семьи. Возникновение родов. Нравственные отношения в роде. Семья как основа моральных устоев человека. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи | Фронтальный опрос. | Нарисовать родовой герб и родовоегерб и родовыовыися.са " древо. | ||
19. | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества | 1 | Основные термины и понятия: Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи . | Защита детских работ. Фронтальный опрос. | Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков морального поступка. Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать моральным. | ||
20. | Золотое правило нравственности | 1 | Золотое правило нравственности. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Беседа с учащимися по результатам выполнения домашнего задания. Честь. Достоинство. | Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности. | ||
21. | Стыд, вина и извинение | 1 | Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи | Фронтальный опрос. | Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия). Подготовка к словарному диктанту. | ||
22. | Честь и достоинство | 1 | Честь. Достоинство. кодекс чести . | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи | Подбери две-три пословицы, в которых бы говорилось о чети и достоинстве. | |||
23. | Совесть | 1 | Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи | Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по группам. Задание группам: Прочитайте все пословицы, которые вы подобрали. Выберите две, которые считаете наиболее подходящими к теме. Объясните свой выбор. | Расскажи членам семьи и друзьям о совести, спроси, что нового они узнали, над чем задумались. Выучить термины. | ||
24. | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы | 1 | Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Подготовь рассказ на тему «Нравственный образец богатыря». | |||
25. | Нравственный образ богатыря | 1 | Представление образа богатыря через разные виды искусства. | Работа с музыкой, иллюстративным материалом. | Объяснить смысл пословиц. | |||
26. | Джентльмен и леди | 1 | джентльмен, леди | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Подготовьте рассказ на тему «Джентльмен и леди» | |||
27. | Образцы нравственности в культуре Отечества. | 1 | Нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Обсуди с родителями, кого из наши современников можно назвать героями, защитниками Отечества. Есть ли такие люди в твоей семье? | |||
28. | Этикет | 1 | Этикет. Образец. Правила этикета. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи | Вместе с родителями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник. | |||
Духовные традиции многонационального народа России | 5 | |||||||
29. | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 1 | Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Тестовая работа. Взаимопроверка. | Расскажи членам семьи и друзьям о государстве и морали гражданина. | ||
30. | Подготовка творческих проектов. | 1 | Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) Выбор тем для индивидуальных творческих работ: | Групповая работа, индивидуальные консультации. | Продолжение работы над проектом. | |||
31. | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. | 1 | Выступление с творческими работами. | Подготовка к празднику. | ||||
32. | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | 1 | Выступление с творческими работами. Подготовка проаздника. | Подготовка к празднику. | ||||
33-34. | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | 1 | Праздник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка (1 класс) "Этика: азбука добра".
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...
Открытый урок по предмету «Основы светской этики» Класс 4 Тема : Жизнь священна
Познакомить уч-ся с понятиями: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;-учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с раз...
Рабочая программа. Светская этика. 4 класс. Шемшурина
Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе:Федерального государственного об...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» , составлена в соответствии с ФГОС
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» ...
Рабочая программа учителя начальных классов по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс «__»
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе, тематическое планирование по блокам...
Рабочая программа по этике, 1-4 классы
В соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования в рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в 1–4 классах вводится факультатив «Этика: ...