Рабочая программа по этике, 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_1-4kl.docx | 56.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно – правовая база:
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1.законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012.г.
2.Федеральным государственным образовательным Стандартом (далее – Стандарт) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП – приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
3.примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития – одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15)
4.Конституцией РФ
5.Конвенцией о правах ребёнка
6.СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
7.учебным планом школы.
8.календарным учебным графиком школы.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету.
Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 1-4 классов с ЗПР. Настоящая программа составлена для 1-4 класса ЗПР СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат» в соответствии с учебным планом данного учебного заведения.
Место факультатива в образовательном процессе
В соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования в рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в 1–4 классах вводится факультатив «Этика: азбука добра». На изучение данного факультатива отводится 3 часа в неделю (99 часов в первом классе, по 102 часа во 2–4 классах).
Рабочая программа факультатива «Этика: азбука добра» разработана на основе авторской программы «Этика: азбука добра» для начальной школы И.С. Хомяковой,
В.И. Петровой.
Цели и задачи
Необходимость реализации данного направления в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребность общества в нравственно зрелой личности, способной действовать в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами общения и нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что для них крайне важны идеи добра и справедливости, проблемы общения.
Основная цель факультатива — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Общая характеристика факультатива
Нравственное развитие личности учащегося является приоритетной целью начальной школы. Оно предполагает организацию нравственного образования младших школьников в процессе изучения предметов, таких как литературное чтение, русский язык, окружающий мир, основы духовно-нравственной культуры народов России, и во время внеурочной деятельности в форме факультатива «Этика: азбука добра».
В основе отбора содержания, методов, используемых в процессе обучения и воспитания, лежит принцип гуманизма. Содержание обучения и воспитания направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс
Развитие способности осмысления нравственной ситуации. Осознание нравственных правил как ориентира поступков: ситуация — поведение — правило. Оценка нравственных поступков.
2 класс
Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление следовать правилам. Переход от социального контроля (учитель, родители, сверстники) к самоконтролю. Формирование у школьников понимания, что стремление следовать определённым правилам при совершении поступков обеспечивает их нравственное взросление.
3 класс
Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
4 класс
Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и средство предотвращения нежелательных (безнравственных) действий.
Задачи
- развитие способности увидеть нравственную ситуацию;
- осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило;
- оценка нравственных поступков.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
- личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
- стимулирующие, когда с помощью диалога поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет заинтересовать ребёнка и довести до его сознания представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. В реальной жизни всё это скрыто от внимания ребёнка, а работа с художественными произведениями позволит учителю использовать образы из фольклора и детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о взаимоотношениях с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с содержанием пословиц о добре, труде и учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок и других произведений художественной литературы, их инсценировка — всё это нацелено на воспитание начальных этических представлений учащихся (понятия добра и зла, значение вежливых слов, правила поведения и их мотивация), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления. Кроме того, она знакомит учащихся с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?»; «Какой нравственный выбор сделал герой?»; «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?»; «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными навыками (сравнение, анализ, синтез обобщение, классификация по родо-видовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам, сопоставить, сравнить героев и их поведение, классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе), сравнить иллюстрацию с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения, уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы открытого типа, например, «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, работать коллективно или в группах, парах. Также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и т. д.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогают школьникам учиться использовать различные способы поиска информации. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К четвёртому классу учащиеся научатся отлично ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
В силу того, что время, которое отводится на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся, то программой факультатива закладываются не требования к достижениям ученика/выпускника, как в учебном предмете, а планируемые результаты, соотнесённые в общеобразовательной программой начального общего образования школы, реализующей ФГОС НОО.
Планируемые результаты
В результате изучения факультатива «Этика: азбука добра» на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
Ученик научится:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
- высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
- описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
- использовать в общении доброжелательный тон;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Учебно-тематический план
1 класс
№ | Наименование раздела | Часы учебного времени |
1 класс | 99 часов | |
1 | Школьный этикет | 15 |
2 | Правила общения | 33 |
3 | О трудолюбии | 18 |
4 | Культура внешнего вида | 12 |
5 | Внешкольный этикет | 21 |
2 класс | 102 часа | |
1 | Школьный этикет | 15 |
2 | Правила общения | 33 |
3 | О трудолюбии | 21 |
4 | Культура внешнего вида | 12 |
5 | Внешкольный этикет | 21 |
3 класс | 102часа | |
1 | Школьный этикет | 15 |
2 | Правила общения | 33 |
3 | О трудолюбии | 24 |
4 | Культура внешнего вида | 12 |
5 | Внешкольный этикет | 18 |
4 класс | 102 часа | |
1 | Школьный этикет | 24 |
2 | Правила общения | 24 |
3 | О трудолюбии | 21 |
4 | Культура внешнего вида | 12 |
5 | Внешкольный этикет | 21 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Наименование раздела и тем занятий | Характеристика основной деятельности ученика | ||
Дата(планирование) | Дата (факт) | |||
Школьный этикет | ||||
Мы в школе | Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками | |||
Мы пришли на урок | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | |||
Зачем нужны перемены? | Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях | |||
Мы в школьной столовой | Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях | |||
Правила поведения за столом | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | |||
Правила общения | ||||
Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? | Уметь применять слова вежливости конкретной жизненной ситуации | |||
Правила вежливости | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми | |||
Элементарные представления о добрых и недобрых поступках | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры | |||
Знакомство с образом добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов | Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов | |||
Значение вежливых слов в жизни | Употреблять в различных ситуациях слова вежливости | |||
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками | |||
Мой учитель | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости при общении с учителем | |||
Думай о других: сочувствие, как его выразить? | Уметь проявлять заботу о других, сочувствие | |||
Моя семья | Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениями имён и фамилий своей семьи (рода) | |||
Пути выхода из конфликтной ситуации | Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины) | |||
Практическое знакомство с правилами коллективных игр | Уметь применять на практике правила коллективных игр | |||
О трудолюбии | ||||
Значение труда в жизни людей | Оценивать проявления профессионального мастерства и результаты труда | |||
Что помогает учиться лучше (старательность) | Уметь практически применять правила коллективных игр | |||
Учение как основной труд и обязанность школьника | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда | |||
Трудолюбие как главная ценность человека | Определять значение трудолюбия (в культуре народов своего края) как одного из важнейших общественно значимых качеств личности | |||
Трудолюбие как главная ценность человека | Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека | |||
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи) | Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности | |||
Культура внешнего вида | ||||
Внешний вид человека | Определять оптимальные правила внешнего вида | |||
Правила опрятности и их значение для здоровья | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности | |||
Основные правила Мойдодыра | Применять основные правила Мойдодыра | |||
Итоговое занятие | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми | |||
Внешкольный этикет | ||||
Правила поведения на улице | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | |||
Правила поведения в транспорте | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | |||
Правила поведения в общественных местах | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | |||
Вежливое отношение к людям | Выбирать вежливое с позиции нравственных норм отношение к людям | |||
«Спасибо» и «пожалуйста» | Уметь применять слова «спасибо» и «пожалуйста» | |||
«Здравствуйте» и «до свидания» | Уметь применять слова «здравствуйте» и «до свидания» | |||
Итоговое занятие | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ | Наименование раздела и тем занятий | Характеристика основной деятельности ученика | ||
Дата (планирование) | Дата(факт) | |||
Школьный этикет | ||||
1 | Дисциплина в школе | Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками. Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях | ||
2 | Дисциплина в классе | Воспроизводить правила поведения в классе и при взаимоотношении со сверстниками | ||
3 | В библиотеке | Моделировать ситуации поведения в библиотеке | ||
4 | Книга — твой друг, береги её | Уметь работать с обложкой книги. Практическая работа: ремонт книги | ||
5 | Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. | Составлять план работы по поддержанию чистоты и порядка в классе и школе | ||
Правила общения | ||||
6 | Что такое сопереживание? | Уметь применять нужные слова, сопереживать в конкретной жизненной ситуации | ||
7 | Помощь друзьям | Уметь проявлять заботу о других, сочувствие | ||
8 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов | ||
9 | Преданный друг | Моделировать отношения друзей: как правильно себя вести и что недопустимо в дружеских отношениях | ||
10 | О доброте и бессердечии | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова | ||
11 | Дал слово — держи его | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками | ||
12 | Диалоги со сверстниками и со взрослыми | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми | ||
13 | О зависти и скромности | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками | ||
14 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины, терпимость, толерантность) | ||
15 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | Уметь проявлять внимание к окружающим, заботу о них | ||
16 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками | ||
О трудолюбии | ||||
17 | Самообслуживание | Оценить уровень собственного самообслуживания, составить план корректировки | ||
18 | Учусь всё делать сам | Определить, чему можно научиться самому, у друзей, взрослых | ||
19 | Взаимопомощь дома и в школе | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его | ||
20 | Труд моих родных | Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях | ||
21 | Труд людей вокруг нас | Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда | ||
22 | В мире мудрых мыслей | Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека. Трудолюбие как главная ценность. Элементы культуры труда | ||
23 | Что значит беречь результаты труда? | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда | ||
Культура внешнего вида | ||||
24 | Правила личной гигиены | Определять оптимальные правила личной гигиены. Составить памятку личной гигиены | ||
25 | Игра «Узнай по описанию» | Соблюдать правила коллективной игры. Оценивать внешний вид человека | ||
26 | Бережное отношение к своей одежде | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности | ||
27 | Ремонт одежды | Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях | ||
Внешкольный этикет | ||||
28 | Правила поведения в общественном транспорте | Воспроизводить правила поведения в общественном транспорте | ||
29 | Правила поведения в музее, кино, театре | Воспроизводить правила поведения в музее, кино, театре | ||
30 | Растения в жизни человека | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | ||
31 | Братья наши меньшие | Выбирать заботливое с позиции нравственных норм отношение к животным | ||
32 | Бережное отношение к природе | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | ||
33 | В мире мудрых мыслей | Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику) | ||
34 | Итоговое занятие | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми, использовать доброжелательный тон в общении |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ | Наименование раздела и тем занятий | Характеристика основной деятельности ученика | ||
Дата(планирование) | Дата(факт) | |||
Школьный этикет | ||||
1 | Правила поведения в школе | Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками | ||
2 | Перемена с увлечением | Воспроизводить правила поведения на перемене с пользой для себя и окружающих | ||
3 | Долг воспитанных ребят — режим школьный выполнять | Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях | ||
4 | Взаимопомощь: учёба и труд | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | ||
5 | Школьное имущество надо беречь | Воспроизводить правила обращения со школьным имуществом | ||
Правила общения | ||||
6 | Добрый день. Здравствуйте | Уметь применять вежливые слова в конкретной жизненной ситуации | ||
7 | По стране вежливых слов | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми | ||
8 | Поговорим о доброте | Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры | ||
9 | Без друга в жизни туго | Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов | ||
10 | Порадовать близких — как это просто! | Уметь проявлять внимание и заботу к другим | ||
11 | Можно и не ссориться | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками | ||
12 | Большое значение маленьких радостей | Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова | ||
13 | Этикет познавая, дружно, весело играем! | Уметь практически применять правила коллективных игр | ||
14 | Время надо беречь | Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его | ||
15 | Слово лечит, слово ранит | Употреблять в различных ситуациях вежливые слова | ||
16 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм) | Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины) | ||
О трудолюбии | ||||
17 | Твой труд дома | Наметить пути избавления от неорганизованности, недисциплинированности | ||
18 | Учись учиться | Наметить пути и способы преодоления лени, неумения трудиться | ||
19 | Ответственность | Анализировать и оценивать свои действия | ||
20 | Труд кормит, а лень портит | Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека | ||
21 | Как организовать свой труд | Анализировать и оценивать свои действия | ||
22 | Даже будни может труд сделать праздничными днями | Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности | ||
23 | Цена ломтика | Обосновывать необходимость уважения к труду людей | ||
24 | Профессии людей | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда | ||
Культура внешнего вида | ||||
25 | Уход за своими вещами | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности | ||
26 | Одежда будничная и праздничная | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях | ||
27 | По одёжке встречают | Определять оптимальные правила внешнего вида | ||
28 | Есть обычай у ребят —гигиену соблюдать | Применять основные правила Мойдодыра | ||
Внешкольный этикет | ||||
29 | Разговор по телефону | Воспроизводить правила поведения в разговоре по телефону | ||
30 | Поведение в гостях | Воспроизводить правила поведения в гостях | ||
31 | Я пишу письмо | Воспроизводить правила написания письма | ||
32 | Правила безопасности при общении с животными | Уметь применять правила поведения с животными | ||
33 | Поведение на природе | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения на природе | ||
34 | Я в роли прохожего. Путь от дома до школы | Воспроизводить правила поведения на улице в роли прохожего |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ | Наименование раздела и тем занятий | Характеристика основной деятельности ученика | ||
Дата(планирование) | Дата(факт) | |||
Школьный этикет | ||||
1 | Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим | Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками | ||
2 | Забота о младших | Моделировать ситуации поведения с младшими, уметь проявлять заботу о других, сочувствие | ||
3 | «Познай самого себя» | Объяснять причины своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, определять границы собственного знания и незнания | ||
4 | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | ||
5 | Как я работаю над собой | Адекватно оценивать свою деятельность, вносить корректировку, уметь контролировать свои действия | ||
6 | О терпении | Моделировать ситуации поведения в различных ситуациях, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | ||
7 | Конец каждого дела обдумай перед началом | Уметь ставить конечную цель своей деятельности и планировать способы её достижения | ||
8 | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» | Уметь анализировать свои действия, адекватно принимать оценку других | ||
Правила общения | ||||
9 | Традиции общения в русской семье. «Домострой» | Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов, обсудить правила «Домостроя» | ||
10 | Культура общения в современной семье | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения | ||
11 | Правила приличия в житейских ситуациях | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения | ||
12 | Культура спора | Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины) | ||
13 | Правила этикета: знакомство | Употреблять вежливые слова в различных ситуациях. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости | ||
14 | Язык, мимика и жесты | Уметь точно излагать свои мысли, адекватно воспринимать других, используя жесты, мимику | ||
15 | «Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей» | Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова | ||
16 | Игра «Город вежливости» | Уметь практически применять правила коллективных игр | ||
О трудолюбии | ||||
17 | Культура физического и умственного труда | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда | ||
18 | Положительные герои в былинах и сказках | Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений | ||
19 | Книга — источник знаний | Формулировать собственное мнение и позицию, осознавать необходимость самосовершенствования | ||
20 | Золотые руки | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда | ||
21 | Кем быть? | Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека, расширять познавательные интересы | ||
22 | Твоя малая родина | Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности | ||
23 | Герои труда | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда | ||
Культура внешнего вида | ||||
24 | Что такое культура внешнего вида? | Определять оптимальные правила внешнего вида | ||
25 | Одежда и осанка | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности, правила сохранения осанки | ||
26 | Вежливость и внешний вид | Применять основные правила вежливости и опрятности | ||
27 | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми | ||
Внешкольный этикет | ||||
28 | Осваиваем правило «так нельзя» | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | ||
29 | Услышать собеседника | Выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на восприятие позиции собеседника, уметь работать в паре | ||
30 | Совесть — основа нравственности | Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | ||
31 | Что такое хорошо и что такое плохо | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми | ||
32 | В мире мудрых мыслей | Уметь работать с дополнительными источниками информации, уметь объяснять пословицы | ||
33 | Россияне о любви к Родине | Оценивать яркое проявление патриотизма | ||
34 | Итоговое занятие | Подвести итоги, осознавать необходимость к самосовершенствованию |
Содержание программы[1]
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
— оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), её оценка.
Универсальные учебные действия:
— использовать в речи слова вежливости;
— участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
— высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
— создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
— описывать сюжетную картинку (серию);
— оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
— самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Бережное отношение к вещам, созданным трудом других людей. Способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
— проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
— оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида, чистота, опрятность, аккуратность.
Правила опрятности и их значение для здоровья, хорошего самочувствия, отношения окружающих.
Оценка внешнего вида человека, критерии оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
— оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям;
Универсальные учебные действия:
— использовать доброжелательный тон в общении;
— оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168с.
- Этикет от А до Я / Автор составитель Н.В.Чудакова.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 112с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников. — 2004–2007. — №1–9.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.— М. : Просвещение, 2010. 204 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Дидактические материалы
- Демонстрационные картинки с изображением профессий
- Демонстрационные картинки и плакаты по правилам дорожного движения
- Наборы сюжетных картинок
Для обучающихся
- Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. М. — «Вече», 2004.
- Барто А.Л. «В театре».
- Волков А. М. Волшебник Изумрудного города / Худож. М. Светланов. — Т.: Укитувчи. 1989.
- Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З. Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. — М. : Правда,1985.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
- Маршак С.Я. «Вот какой рассеянный».
- Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо».
- Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной / Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. — М. : Правда,1985.
- Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. Возраста / Худож. А. Момуналиев. — Ф.: Адабият, 1990.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: «Астрель», «Олимп», «АСТ», 2000.
- Осеева В.А. «Волшебное слово».
- Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4–5 лет: в 2 ч. — М.: Эксмо, 2010
- Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
- Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». М. — Просвещение, 2000.
- Титкова Т.В. Как принимать гостей. — Издательская группа АСТ., 2004.
- Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
- Толстой Л.Н. Волк и собака.
- Чуковский К. И. «Федорино горе».
- Чуковский К.И. «Мойдодыр».
- Чуковский К.И. «Телефон».
- Чуковский К.И. «Краденое солнце».
- Шалаева Г.П. Как себя вести? — Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. — Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя дома. — Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. — Издательская группа АСТ., 2010.
[1] Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 168с.- С.91-93
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Светская этика. 4 класс.
Рабочая программа составлена на основе программы с учётом нового государственного стандарта 2009 года, из расчёта 1 час в неделю. Адресована учащимся 4 классов....
Рабочая программа. Светская этика. 4 класс. Шемшурина
Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе:Федерального государственного об...
рабочая программа по этике (27,11,15)
рабочая программа по этике. 9 класс (зпр)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Этика: Азбука добра»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА«Этика: Азбука добра»...
рабочая программа по "Этике"
Хорошая программа по внеурочноу деятельности в начальной школе...
Рабочая программа кружка "Этика: азбука добра" 1 класс
Рабочая программа кружка "Этика: азбука добра" 1 класс...