Класс: 4 Учебный модуль «Основы светской этики». Тема: «Дружба»
методическая разработка (4 класс) по теме

Латышова Надежда Алексеевна

На материалах литературных произведений раскрыть значения дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей; воспитывать честность, доброту, чувство дружбы, товарищества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Основы светской этики23.78 КБ

Предварительный просмотр:

   Ф.И.О. учителя: Латышова Надежда Алексеевна город Стерлитамак МАОУ «СОШ № 34»

   Класс: 4

   Учебный модуль «Основы светской этики».

   Тема: «Дружба»

   Цели:

Личностные:

   Развитие  доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания  чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности  за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Метапредметные:

   Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими  действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Предметные:

   Формирование понятий  «друг», «дружба»;   осознание ценности человеческой жизни.

Задачи:

   На  материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей; воспитывать честность, доброту, чувство дружбы, товарищества.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Формы и виды деятельности:

   Беседа, комментированное чтение,  работа с иллюстративным материалом, групповая деятельность, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

 План  урока:

  1. Организационный момент. 2 мин.
  2. Создание проблемной ситуации. 5 мин.
  3. Беседа по содержанию. 10 мин.
  4.  Групповая деятельность. 7 мин.
  5. Физпауза.     3 мин.
  6. Основные понятия. 12 мин.
  7. Рефлексия. 5 мин.
  8. Дом. Задание. 1 мин.
  1. Организационный момент.

Прослушивание песни  «Настоящий друг» ( музыка Е. Крылатова, слова М. Пляцковского)

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит

Вот что значит настоящий, верный друг!

Мы поссоримся — и помиримся,

«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.

В полдень или в полночь друг придёт на помощь –

Вот что значит настоящий, верный друг!

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту —

Вот что значит настоящий, верный друг!

  1. Создание проблемной ситуации.

Учитель зачитывает  рассказ Валентины Александровны Осеевой «Три товарища»

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял...

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.

- До обеда далеко еще!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

Учитель. Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о дружбе)

3.  Беседа по содержанию.

- Какое настроение вы испытали, слушая произведение?

- В каких эпизодах при чтении вы испытали тревогу и почему?

- А когда настроение стало солнечным, светлым?

- Назовите героев рассказа.

- Кто из героев вам понравился? Почему?

- Кто не понравился? Почему?

Подберите пословицы, которые можно соотнести с содержанием рассказа.

 ( Крепкую дружбу и водой не разольешь.

 Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

 Друзья познаются в беде. 

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

-  Обоснуйте свой выбор.

-  Как бы вы поступили в подобной ситуации?

А сейчас я хочу вам зачитать легенду о возникновении пословицы “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”.

Легенда.

   К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им:

- Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает?

Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года.

- Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить?

   Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой.

  А у того, у кого были друзья по - настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай.  Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  1. Групповая деятельность.

Вспомните слова с корнем  друж-  (дружить, дружок, дружелюбие,…)

Продолжите предложения:

«Дружба – это…..»

«Друг – это тот….»

Формулируется вывод, к которому приходят дети.

А по толковому словарю Ожегова:

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

  1. Физпауза.

Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.

Тук, тук молотком,

Строим, строим новый дом.

Этот дом — для Маши,

Этот дом — для Саши,

Этот дом — для Даши,

Этот — для Наташи.

Этот дом — для Ксюши,

Этот — для Андрюши.

Все соседи,

Все друзья.

Жить без дружбы им нельзя.

  1. Основные понятия.

Работа по иллюстрации в учебнике на с. 32.

Чтение текста. С. 32-33

Игра «Найди вторую половинку»

Друга ищи, …(а найдешь, береги)

Старый друг -… (лучше новых двух)

Один за всех,…(а все –за одного)

Доброе братство -… (лучше богатства)

  1. Рефлексия.

- Ребята, у кого есть настоящий друг, друг, которому можно доверять?

- Кто в нашем классе может быть настоящим другом?

- Могут ли взрослые (родители, учителя) быть вашими друзьями?

-Улыбнитесь друг другу.

Закончи фразы:

«Своей работой на уроке я…    доволен

                                                        не совсем доволен

           не доволен, потому что..»

«Сегодня на уроке….                   было интересно

                                                        было трудно..

                 больше всего понравилось….

8. Домашнее задание.

Сформулируйте  законы дружбы.

Источники:

  1. Учебно –методическое пособие: Реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной общеобразовательной школе. Автор – составитель С. С. Пичугин. –Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2012.
  2. Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. «Основы светской этики». Изд-во «Просвещение», 2010.
  3. www.festival.1september.ru
  4. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

«Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», тема урока: «Добро и зло»

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории....

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...