Учебное занятие "Чувство Родины" по ОРКиСЭ в 4 классе (Модуль "Основы светской этики")
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Учебное открытое занятие на районном семинаре по ОРКиСЭ "Формирование познавательной активности у учащихся в рамках изучения курса ОРКиСЭ". Модуль "Основы светской этики". Подготовили и провели учителя начальных классов МБОУ СОШ № 111 г Новосибирска в сборной группе ребят 4-х классов Прохорова А.А., Щетинина М.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-ose.doc | 89.18 КБ |
foto_ose_2.doc | 144.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебное занятие по Основам религиозных культур
и светской этики
Модуль: Основы светской этики
Тема: «Чувство Родины»
Класс — 4-а-б МБОУ СОШ № 111
Учителя: Прохорова А.А.
Щетинина М.А.
Тип занятия: интегрированный
Образовательная цель: формирование у детей образа родной страны , Родины; закрепление понятий «Отчизна», «Мать», «Русь», «Россия», «Родина», «Малая Родина»; развивать исследовательские навыки; формировать умение применять свои знания на практике; развивать познавательный интерес.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к Родине, уважение к ее символам, чувство патриотизма; формировать умение работать по группам.
Формирование УУД:
-Личностные: уважение к своей Родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, в Новосибирске, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
-Регулятивные: определять цель учебной деятельности, уметь извлекать информацию, представленную в виде текста , добывать информацию из дополнительных источников.
-Познавательные: уметь анализировать, перерабатывать, систематизировать нужную информацию.
-Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «Отчизна», «Мать», «Русь», «Россия», «Родина», «Малая Родина».
Оборудование: интерактивный комплекс, карта России, раздаточный материал для работы в группах, на доске вопрос: «Как зовут Родину?», понятия:«Отчизна», «Мать», «Русь», «Россия», «Родина», «Малая Родина», выставка книг.
Эпиграф: «За то, друзья, мы так Отчизну любим, что на земле прекрасней всех она»
А.Пришелец
Технологическая карта занятия
Этап занятия | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Мотивационный этап | Взаимное приветствие учителя и обучающихся друг с другом.
| Все улыбнулись друг другу, приготовились к уроку | Коммуникативные действия: настроиться на работу в группе |
2. Этап актуализации темы | -Ребята, мы долго с вами готовились. Вы выполняли творческие задания, делали доклады, игры, презентации, сочинения. Скажите, какая у вас всех была общая тема? (Ответы детей) -Конечно, мы будем говорить о Родине, о России. И вместе в конце урока нужно будет ответить на вопрос «Как зовут Родину?»(на доске) -А как еще можно назвать Родину? Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…(на доске появляются понятия: Родина, Отчизна, Отечество, Мать, Русь, Россия) | Ответы: мы поговорим о России, о Родине. Дети смотрят презентацию и поют песню «У моей России» Ответы: Отечество, Русь-Матушка, страна, государство, Отчизна. | Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности «Родина», «Малая Родина», «Россия» Уважение к своей Родине, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности. |
3 этап Работа в группах Открытие новых знаний,обмен информацией | (Музыка о Новосибирске-гимн, презентация «Кузьмин») 1) -Первой мы предлагаем выступить команде «Малая Родина» (Красюк, Цыкунов, Кузьмин, Тейхреб...) -А как Вы объясните это понятие? | Ответы детей, выступления детей. | Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Познавательные УУД: анализировать, систематизировать информацию. Регулятивные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников. |
2) — Вторая команда называется «Отечество» (Домнин, Шаталова, Евтихин, Купранова) (ФОН № 3 «Отечество», ФОТО- Евтихин Военный институт ??? музыка Хворостян «Я служу России») | Выступления детей. Домнин Максим рассказывает об Отечественной войне 1812 г и Первой мировой войне 1914 г, показывает свои поделки проекты. Шаталова Лиза проводит игру с пословицами «Пословицы рассыпались» (Все пословицы разрезаны на части, команды и гости «Собирают» их. Затем читают, что получилось) | Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Познавательные УУД: анализировать, систематизировать информацию. Регулятивные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников. | |
3)-Команда «Сибирь» (Пинаев, Ланюгов, Ефимова, Гришин) (Музыка- «Сказание о земле Сибирской»??? или Ваенга «Тайга») | Выступления детей Пинаев рассказывает о своих достижениях | Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Познавательные УУД: анализировать, систематизировать информацию. Регулятивные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников. | |
4)-Команда «Сочинитель» (Пусенко, Шишова, Архипов, Умарова) | Дети читают свои сочинения, обсуждение | Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Познавательные УУД: анализировать, систематизировать информацию. Регулятивные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников. | |
5)-«Искусствоведы» (Солдатенкова, Всеволодский, Дербенев, Реваева) (Музыка Чайковского) | Работа по презентации «Искусство России» Солдатенкова Диана проводит викторину по искусству | Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Познавательные УУД: анализировать, систематизировать информацию. Регулятивные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников. | |
6)-«Кто я для Родины?» (Борисов, Нурилоева, Нурилоев, Боровский, Булычева, Пивоваров) (Музыка, диск ОСЭ) | Выступления детей по своим презентациям, стихотворения читают наизусть | Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Познавательные УУД: анализировать, систематизировать информацию. Регулятивные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников. | |
4 Этап Обобщение | (Фон в конце «С чего начинается Родина?», музыка) -Ребята, готовы вы ответить на вопрос: Как зовут Родину? | Дети встают рядом со своими плакатами, поворачивают их на обратную сторону и читают по буквам: «РОССИЯ» | Познавательные УУД: анализировать, систематизировать информацию. |
5 Этап Рефлексия. | -Скажите своей Родине добрые слова(слова на все буквы слова РОССИЯ) | Синквейк на слово РОССИЯ | Познавательные УУД: анализировать, систематизировать информацию. |
4 Этап. Обобщение Подведение итогов | (Фон в конце «С чего начинается Родина?», музыка) -Ребята, готовы вы ответить на вопрос: Как зовут Родину? А теперь каждая команда оценит уровень своих знаний. Зеленая карточка - «Мы уверены в своих знаниях» Желтая карточка – “Мы немного сомневаемся в своих знаниях” Красная карточка – “Нам трудно” | (дети встают рядом со своими плакатами, поворачивают их на обратную сторону и читают по буквам: «РОССИЯ»)
Обучающиеся обозначают свой уровень усвоения материала на уроке. | Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности « Родина», «семья», «друзья». Радость и гордость от того, что мы живем в России. Познавательные УУД: стремление к поиску интересующей информации и ее систематизации Регулятивные УУД: умение аргументировать свой ответ, делать выводы Регулятивные УУД: способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль. |
План – конспект
1 этап
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Мы рады Вас приветствовать в нашей тесной компании и приглашаем в необыкновенное путешествие
2 этап
-Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос «О чем мы сегодня будем говорить на занятии?» (диск ОСЭ- стихи о Родине)
Ответы: мы поговорим о России, о Родине.
(показ ФОН № 1, с изображением природы, символов России, музыка «У моей России», поем песню)
- Сегодня мы путешествуем по нашей Родине-России.
(На доске появляется слово:Родина)
-Как еще можно назвать Родину?
(Ответы на карточках. Дети прикрепляют понятия на доску и объясняют смысл: Отечество, Русь-Матушка, страна, государство, Отчизна.)
Например:
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное;
а Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…
3 этап Постановка вопроса
-Вы много назвали понятий Родины. Предлагаю в конце занятия ответить вот на такой вопрос: «Как зовут Родину?»
(Вопрос появляется на доске)
4 этап Работа в группах
(Музыка-гимн Новосибирск, презентация Кузьмин- ФОН -2)
1) -На это занятие каждая команда готовила материал на заданную тему. Первой мы предлагаем выступить команде «Малая Родина» (Красюк, Цыкунов, Кузьмин, Тейхреб)
Ответы детей, выступления детей.
В конце выступления команда оценивает свое настроение: удалась ли работа группы (дети совещаются и вывешивают смайлик настроения на карту России)
2) — Вторая команда называется «Отечество» (Домнин, Шаталова, Евтихин, Купранова)
( ФОТО- Евтихин Военный институт ФОН -3, музыка Хворостян «Я служу России»)
Выступления детей.
Домнин Максим рассказывает об Отечественной войне 1812 г и Первой мировой войне 1914 г, показывает свои поделки (коллекции армий разных лет из пластилина)
Шаталова Лиза проводит игру с пословицами «Пословицы рассыпались»:
Одна у человека родная мать, одна него и РОДИНА ! |
Родина краше солнца, дороже золота! |
Родина - мать, умей за неё постоять! |
Родина начинается с семьи! |
На чужбине и собака тоскует! |
На чужой стороне и орёл – ворона! |
Если народ един – он непобедим! |
Кто где родился, тот там и пригодился! |
Без любви к человеку нет любви и к РОДИНЕ! |
В каком народе живёшь, того обычая и держись! |
Своя земля и в горсти мила! |
Человек без Родины не живет! |
(Все пословицы разрезаны на части, команды и гости «Собирают» их. Затем читают, что получилось)
Настроение команды-смайлик
3)-Команда «Сибирь» (Пинаев, Ланюгов, Ефимова, Гришин)
Выступления детей (Музыка- «Военный Новосибирск»)
Настроение команды-смайлик
4)-Команда «Сочинитель» (Пусенко, Шишова, Архипов, Умарова)
Дети читают свои сочинения, обсуждение. (Презентация Шишовой Дарьи)
-Какие чувства вызвали у Вас сочинения о Родине?
Настроение команды-смайлик
5)-«Искусствоведы» (Солдатенкова, Всеволодский, Дербенев, Реваева)
(Музыка Чайковского звучит фоном)
Работа по презентации «Искусство России», Солдатенкова Диана проводит викторину
Настроение команды-смайлик
6)-«Кто я для Родины?» (Борисов, Нурилоева, Нурилоев, Боровский, Булычева, Пивоваров)
(Выступления Борисова и Нурилоевой под собственные презентации)
Письма семьи Кузьминых(Сергей читает письма своего дедушки с фронта)
Настроение команды-смайлик
4 Этап Обобщение
Город Солнца (просмотр фильма “Город Солнца”-собственный фильм)
Все команды оценивают общее настроение (как подготовились, поработали, на каком уровне)
Коллаж(собираем материалы, каждая группа на свой плакат)
(Фон в конце «С чего начинается Родина?», музыка-просмотр и прослушивание)
-Ребята, готовы вы ответить на вопрос: Как зовут Родину?
(Дети встают рядом со своими плакатами, поворачивают их на обратную сторону и читают по буквам: «РОССИЯ») (Звучит фоном мелодия «У моей России»)
5 Этап Рефлексия Синквейк на слово РОССИЯ (дети называют добрые слова своей Родине) Например:
Р-(родная)
О-(огромная)
С-(славная)
С-(сильная)
И-(интересная)
Я-(яркая)
Табличка настроения по цветам
Плохое | Хорошее | Отличное |
Синий смайлик | Желтый смайлик | Оранжевый смайлик |
Список использованной литература:
1. Алексеев Ю.А. и др. Моя Родина — Россия . -Санкт-Петербург: Книжная палата,2006.
2.Каплунова И. Н., Новоскольцева И. А. Я живу в России. -М.:Просвещение,2011 — 106 с.
3. Обществознание. 5 кл.учебник./БоголюбовЛ.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И./ - М. : Просвещение, 2013. - 127с.
4 Интернетресурсы.
5.Энциклопедии “Росмэн” “Чудеса света Россия”, “Народы России”, “Россия”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Мультимедийная презентация по уроку "Ценности рода и семьи" 4 класс (Модуль "Светская этика")
Данный урок является частью курса ОРКСЭ....
Рабочая учебная программа по "Основы религиозных культур и светской этике", модуль "Светская этика"
Рабочая учебная программа по модулю "Светская этика" для обучающихся 4 класса...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс. Модуль Светская этика
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана на основе требований Федерально...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ.
Программа по Основам религиозных культур и светской этики....
Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для 3 класса (КРО).
Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Основы светской этики» автора М.Т. Студеникина; Москва «Русское слово» 2015г. ...