РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ.
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа по Основам религиозных культур и светской этики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_uchebnaya_programma.docx | 45.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи
Рассмотрено: Утверждаю
на педагогическом совете Директор МБОУ НОШ №2 г. Охи
Протокол №____________ _______________ С. А. Цирихова
От «____» ________2015 г. от «____» ______________2015 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
начальное общее образование
базовый уровень
4 класс
срок реализации 1 год
составлена учителем начальных классов Васильченко Ниной Владимировной
Оха
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», автором которой является А. Я. Данилюк. Программа рассчитана на 34 часа. Программа подкрепляется учебником «Основы светской этики» автор А. Я. Данилюк для 4 класса (М.: Просвещение, 2013). Программа составлена для 4 класса общеобразовательной школы.
Цели изучения предмета:
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи изучения предмета:
• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и
развития культурных и духовных ценностей.
Концепция, заложенная в содержании учебного материала.
Курс призван актуализировать в содержании образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
При обучении основам светской этики используется системно-деятельностный подход. Основная форма обучения – урок. По характеру познавательной деятельности используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы; по источнику получения знаний – наглядный, словесный, практический методы.
Знания, умения и навыки учащихся по основам светской этики не оцениваются.
Срок реализации программы 1 год.
Тематический план
(Модуль «Основы светской этики»)
№ раздела, темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | В т. ч. на практические и тестовые работы |
1.1 | Россия — наша Родина. | 1ч | |
1.2 | Что такое светская этика. | 1ч | |
1.3 | Культура и мораль. | 1ч | |
1.4 | Особенности морали. | 1ч | |
1.5 1.6 | Добро и зло. | 2ч | |
1.7 1.9 | Добродетель и порок. | 2ч | |
1.9 | Свобода и моральный выбор человека. | 1ч | |
1.10 | Свобода и ответственность. | 1ч | |
1.11 | Моральный долг. | 1ч | |
1.12 | Справедливость. | 1ч | |
1.13 | Альтруизм и эгоизм. | 1ч | |
1.14 | Дружба. | 1ч | |
1.15 | Что значит быть моральным. | 1ч | |
1.16 1.17 | Подведение итогов. | 2ч | |
1.18 | Род и семья —исток нравственных отношений. | 1ч | |
1.19 | Нравственный поступок. | 1ч | |
1.20 | Золотое правило нравственности. | 1ч | |
1.21 | Стыд, вина и извинения. | 1ч | |
1.22 | Честь и достоинство. | 1ч | |
1.23 | Совесть. | 1ч | |
1.24 1.25 | Нравственные идеалы. | 2ч | |
1.26 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | 1ч | |
1.27 | Этикет. | 1ч | |
1.28 | Семейные праздники. | 1ч | |
1.29 | Жизнь человека — высшая нравственная ценность. | 1ч | |
1.30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1ч | |
1.31 1.32 1.33 1.34 | Презентация творческих проектов учащихся. | 1ч | |
Итого: 34ч |
Тематический план
(Модуль «Основы православной культуры»)
№ п/п | № раздела, темы | Наименование разделов и тем | Дата проведения | Коррект-вка |
1 | 1.1 | Россия - наша Родина. | 07.09 | |
2 | 1.2 | Культура и религия. | 14.09 | |
3 | 1.3 | Человек и Бог в православии. | 21.09 | |
4 | 1.4 | Православная молитва. | 28.09 | |
5 | 1.5 | Библия и Евангелие. | 05.10 | |
6 | 1.6 | Проповедь Христа. | 12.10 | |
7 | 1.7 | Христос и Его Крест. | 19.10 | |
8 | 1.8 | Пасха. | 26.10 | |
9 | 1.9 | Православное учение о человеке. | 09.11 | |
10 | 1.10 | Совесть и раскаяние. | 16.11 | |
11 | 1.11 | Заповеди. | 23.11 | |
12 | 1.12 | Милосердие и сострадание. | 30.11 | |
13 | 1.13 | Золотое правило этики. | 07.12 | |
14 | 1.14 | Храм. | 14.12 | |
15 | 1.15 | Икона. | 21.12 | |
16 | 1.16 | Творческие работы учащихся. | 28.12 | |
17 | 1.17 | Подведение итогов. | 18.01 | |
18 | 1.18 | Как христианство пришло на Русь. | 25.01 | |
19 | 1.19 | Подвиг. | 01.02 | |
20 | 1.20 | Заповеди блаженства. | 08.02 | |
21 | 1.21 | Зачем творить добро? | 15.02 | |
22 | 1.22 | Чудо в жизни христианина. | 22.02 | |
23 | 1.23 | Православие в Божием суде. | 29.02 | |
24 | 1.24 | Таинство Причастия. | 07.03 | |
25 | 1.25 | Монастырь. | 14.03 | |
26 | 1.26 | Отношение христианина к природе. | 21.03 | |
27 | 1.27 | Христианская семья. | 04.04 | |
28 | 1.28 | Защита Отечества. | 11.04 | |
29 | 1.29 | Христианин в труде. | 18.04 | |
30 | 1.30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 25.04 | |
31 32 33 34 | 1.31 1.32 1.33 1.34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 02.05 16.05 23.05 30.05 |
Содержание учебного материала
(Модуль «Основы светской этики»)
Россия — наша Родина. Что такое светская этика. Культура и мораль. Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм.
Дружба. Что значит быть моральным. Подведение итогов. Род и семья —исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности.
Стыд, вина и извинения. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Жизнь человека — высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству. Презентация творческих проектов учащихся.
Перечень обязательных проектов
(Модуль «Основы светской этики»)
- Проект «Россия –Родина моя»
- Проект «Всюду добрые люди вокруг…»
- Проект «Я хочу вам рассказать об одном добром человеке»
- Проект «Добро и зло в русских народных сказках»
- Проект «Добродетельные герои сказок Г. – Х. Андерсена, Ш. Перро»
- Проект «Вот что значит настоящий, верный друг»
- Проект «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»
Содержание учебного материала
(Модуль «Основы православной культуры»)
Россия - наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его Крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженства. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие в Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Перечень обязательных проектов
(Модуль «Основы православной культуры»)
1. Проект «Россия – наша Родина»
- Проект «Пасха»
- Проект «Совесть и раскаяние.»
- Проект «Милосердие и сострадание.»
- Проект «Зачем творить добро?»
- Проект «Защита Отечества»
- Проект «Любовь и уважение к Отечеству»
Результаты освоения программы
Личностные результаты освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики»
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики»
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики»
— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;
— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Перечень учебно-методического обеспечения
Книгопечатная продукция
- Данилюк А. Я. Основы светской этики. Учебник. 4 класс..- М.: Просвещение, 2013.
Технические средства обучения
- Электронное сопровождение к учебнику «Основы светской этики», 4 класс
Календарно-тематическое планирование
Модуль «Основы светской этики»
Количество часов в неделю: 1 час;
№ п/п | № раздела, темы | Наименование разделов и тем | Дата проведения | Коррект-вка |
1 | 1.1 | Россия — наша Родина. | 03.09 | |
2 | 1.2 | Что такое светская этика. | 10.09 | |
3 | 1.3 | Культура и мораль. | 17.09 | |
4 | 1.4 | Особенности морали. | 24.09 | |
5 | 1.5 | Добро и зло. | 01.10 | |
6 | 1.6 | Добро и зло. | 08.10 | |
7 | 1.7 | Добродетель и порок. | 15.10 | |
8 | 1.8 | Добродетель и порок. | 22.10 | |
9 | 1.9 | Свобода и моральный выбор человека. | 29.10 | |
10 | 1.10 | Свобода и ответственность. | 12.11 | |
11 | 1.11 | Моральный долг. | 19.11 | |
12 | 1.12 | Справедливость. | 26.11 | |
13 | 1.13 | Альтруизм и эгоизм. | 03.12 | |
14 | 1.14 | Дружба. | 10.12 | |
15 | 1.15 | Что значит быть моральным. | 17.12 | |
16 | 1.16 | Подведение итогов. | 24.12 | |
17 | 1.17 | Подведение итогов. | 14.01 | |
18 | 1.18 | Род и семья —исток нравственных отношений. | 21.01 | |
19 | 1.19 | Нравственный поступок. | 28.01 | |
20 | 1.20 | Золотое правило нравственности. | 04.02 | |
21 | 1.21 | Стыд, вина и извинения. | 11.02 | |
22 | 1.22 | Честь и достоинство. | 18.02 | |
23 | 1.23 | Совесть. | 25.02 | |
24 | 1.24 | Нравственные идеалы. | 03.03 | |
25 | 1.25 | Нравственные идеалы. | 10.03 | |
26 | 1.26 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | 17.03 | |
27 | 1.27 | Этикет. | 07.04 | |
28 | 1.28 | Семейные праздники. | 14.04 | |
29 | 1.29 | Жизнь человека — высшая нравственная ценность. | 21.04 | |
30 | 1.30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 28.04 | |
31 32 33 34 | 1.31 1.32 1.33 1.34 | Презентация творческих проектов учащихся. | 05.05 12.05 19.05 27.05 |
Календарно-тематическое планирование
Модуль «Основы православной культуры»
Количество часов в неделю: 1 час;
№ п/п | № раздела, темы | Наименование разделов и тем | Дата проведения | Коррект-вка |
1 | 1.1 | Россия - наша Родина. | 07.09 | |
2 | 1.2 | Культура и религия. | 14.09 | |
3 | 1.3 | Человек и Бог в православии. | 21.09 | |
4 | 1.4 | Православная молитва. | 28.09 | |
5 | 1.5 | Библия и Евангелие. | 05.10 | |
6 | 1.6 | Проповедь Христа. | 12.10 | |
7 | 1.7 | Христос и Его Крест. | 19.10 | |
8 | 1.8 | Пасха. | 26.10 | |
9 | 1.9 | Православное учение о человеке. | 09.11 | |
10 | 1.10 | Совесть и раскаяние. | 16.11 | |
11 | 1.11 | Заповеди. | 23.11 | |
12 | 1.12 | Милосердие и сострадание. | 30.11 | |
13 | 1.13 | Золотое правило этики. | 07.12 | |
14 | 1.14 | Храм. | 14.12 | |
15 | 1.15 | Икона. | 21.12 | |
16 | 1.16 | Творческие работы учащихся. | 28.12 | |
17 | 1.17 | Подведение итогов. | 18.01 | |
18 | 1.18 | Как христианство пришло на Русь. | 25.01 | |
19 | 1.19 | Подвиг. | 01.02 | |
20 | 1.20 | Заповеди блаженства. | 08.02 | |
21 | 1.21 | Зачем творить добро? | 15.02 | |
22 | 1.22 | Чудо в жизни христианина. | 22.02 | |
23 | 1.23 | Православие в Божием суде. | 29.02 | |
24 | 1.24 | Таинство Причастия. | 07.03 | |
25 | 1.25 | Монастырь. | 14.03 | |
26 | 1.26 | Отношение христианина к природе. | 21.03 | |
27 | 1.27 | Христианская семья. | 04.04 | |
28 | 1.28 | Защита Отечества. | 11.04 | |
29 | 1.29 | Христианин в труде. | 18.04 | |
30 | 1.30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 25.04 | |
31 32 33 34 | 1.31 1.32 1.33 1.34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 02.05 16.05 23.05 30.05 |
Лист корректировки
Куда внести изменения | Описание изменений | Причины изменения | Контроль выполнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по "Основы религиозных культур и светской этике", модуль "Светская этика"
Рабочая учебная программа по модулю "Светская этика" для обучающихся 4 класса...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")
Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») для 4 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Для учителя 4-5 классов по Основам светской этики...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов .
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов...