РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ.
рабочая программа (4 класс) на тему

Васильченко Нина Владимировна

Программа по Основам религиозных культур и светской этики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_uchebnaya_programma.docx45.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи

Рассмотрено:                                                Утверждаю

на  педагогическом совете                          Директор МБОУ НОШ №2 г. Охи

Протокол №____________                          _______________ С. А. Цирихова  

От «____» ________2015 г.                         от «____» ______________2015 г.  

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

начальное общее образование

базовый уровень

4 класс

срок реализации 1 год

составлена учителем начальных классов Васильченко Ниной Владимировной

                                                             

Оха

2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», автором которой является А. Я. Данилюк. Программа рассчитана на 34 часа. Программа подкрепляется учебником «Основы светской этики» автор А. Я. Данилюк  для 4 класса (М.: Просвещение, 2013). Программа составлена для 4 класса общеобразовательной школы.

        Цели изучения предмета:

  • формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

            Задачи изучения предмета:

 • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и

развития культурных и духовных ценностей.     

 Концепция, заложенная в содержании учебного материала.

Курс призван актуализировать в содержании образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

        При обучении основам светской этики используется  системно-деятельностный подход.  Основная форма обучения  – урок. По характеру познавательной деятельности используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы; по источнику получения знаний – наглядный, словесный, практический методы.

        Знания, умения и навыки учащихся по основам светской этики не оцениваются.        

        Срок реализации программы 1 год.

Тематический план

(Модуль «Основы светской этики»)

раздела, темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

В т. ч. на практические и тестовые работы

1.1

Россия — наша Родина.

1.2

Что такое светская этика.

1.3

Культура и мораль.

1.4

Особенности морали.

1.5

1.6

Добро и зло.

1.7

1.9

Добродетель и порок.

1.9

Свобода и моральный выбор человека.

1.10

Свобода и ответственность.

1.11

Моральный долг.

1.12

Справедливость.

1.13

Альтруизм и эгоизм.

1.14

Дружба.

1.15

Что значит быть моральным.

1.16

1.17

Подведение итогов.

1.18

Род и семья —исток нравственных отношений.

1.19

Нравственный поступок.

1.20

Золотое правило нравственности.

1.21

Стыд, вина и извинения.

1.22

Честь и достоинство.

1.23

Совесть.

1.24

1.25

Нравственные идеалы.

1.26

Образцы нравственности в культуре Отечества.

1.27

Этикет.

1.28

Семейные праздники.

1.29

Жизнь человека — высшая нравственная ценность.

1.30

Любовь и уважение к Отечеству.

1.31

1.32

1.33

1.34

Презентация творческих проектов учащихся.

Итого: 34ч

Тематический план

(Модуль  «Основы православной культуры»)

п/п

раздела, темы

Наименование разделов и тем

Дата проведения

Коррект-вка

1

1.1

Россия - наша Родина.

07.09

2

1.2

Культура и религия.

14.09

3

1.3

Человек и Бог в православии.

21.09

4

1.4

Православная молитва.

28.09

5

1.5

Библия и Евангелие.

05.10

6

1.6

Проповедь Христа.

12.10

7

1.7

Христос и Его Крест.

19.10

8

1.8

Пасха.

26.10

9

1.9

Православное учение о человеке.

09.11

10

1.10

Совесть и раскаяние.

16.11

11

1.11

Заповеди.

23.11

12

1.12

Милосердие и сострадание.

30.11

13

1.13

Золотое правило этики.

07.12

14

1.14

Храм.

14.12

15

1.15

Икона.

21.12

16

1.16

Творческие работы учащихся.

28.12

17

1.17

Подведение итогов.

18.01

18

1.18

Как христианство пришло на Русь.

25.01

19

1.19

Подвиг.

01.02

20

1.20

Заповеди блаженства.

08.02

21

1.21

Зачем творить добро?

15.02

22

1.22

Чудо в жизни христианина.

22.02

23

1.23

Православие в Божием суде.

29.02

24

1.24

Таинство Причастия.

07.03

25

1.25

Монастырь.

14.03

26

1.26

Отношение христианина к природе.

21.03

27

1.27

Христианская семья.

04.04

28

1.28

Защита Отечества.

11.04

29

1.29

Христианин в труде.

18.04

30

1.30

Любовь и уважение к Отечеству.

25.04

31

32

33

34

1.31

1.32

1.33

1.34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

02.05

16.05

23.05

30.05

Содержание учебного материала

(Модуль «Основы светской этики»)

Россия — наша Родина. Что такое светская этика. Культура и мораль. Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм.

Дружба. Что значит быть моральным. Подведение итогов. Род и семья —исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности.

Стыд, вина и извинения. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Жизнь человека — высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству. Презентация творческих проектов учащихся.

Перечень обязательных проектов

(Модуль «Основы светской этики»)

  1. Проект «Россия –Родина моя»
  2. Проект «Всюду добрые люди вокруг…»
  3. Проект «Я хочу вам рассказать об одном добром человеке»
  4. Проект «Добро и зло в русских народных сказках»
  5. Проект «Добродетельные герои сказок Г. – Х. Андерсена, Ш. Перро»
  6. Проект «Вот что значит  настоящий, верный друг»
  7. Проект «Ты  навсегда в ответе за тех, кого приручил»

Содержание учебного материала

(Модуль  «Основы православной культуры»)

         Россия - наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его Крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженства. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие в Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Перечень обязательных проектов

(Модуль  «Основы православной культуры»)

1. Проект «Россия – наша Родина»

  1. Проект «Пасха»
  2. Проект «Совесть и раскаяние.»
  3. Проект «Милосердие и сострадание.»
  4. Проект «Зачем творить добро?»
  5. Проект «Защита Отечества»
  6. Проект «Любовь и уважение к Отечеству»

Результаты освоения программы

Личностные результаты освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в

выстраивании конструктивных отношений в обществе;

— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Перечень учебно-методического обеспечения

Книгопечатная продукция

  1. Данилюк А. Я. Основы светской этики. Учебник. 4 класс..- М.: Просвещение, 2013.

Технические средства обучения

  1. Электронное сопровождение к учебнику «Основы светской этики», 4 класс

Календарно-тематическое планирование

Модуль «Основы светской этики»

Количество часов в неделю: 1 час;

п/п

раздела, темы

Наименование разделов и тем

Дата проведения

Коррект-вка

1

1.1

Россия — наша Родина.

03.09

2

1.2

Что такое светская этика.

10.09

3

1.3

Культура и мораль.

17.09

4

1.4

Особенности морали.

24.09

5

1.5

Добро и зло.

01.10

6

1.6

Добро и зло.

08.10

7

1.7

Добродетель и порок.

15.10

8

1.8

Добродетель и порок.

22.10

9

1.9

Свобода и моральный выбор человека.

29.10

10

1.10

Свобода и ответственность.

12.11

11

1.11

Моральный долг.

19.11

12

1.12

Справедливость.

26.11

13

1.13

Альтруизм и эгоизм.

03.12

14

1.14

Дружба.

10.12

15

1.15

Что значит быть моральным.

17.12

16

1.16

Подведение итогов.

24.12

17

1.17

Подведение итогов.

14.01

18

1.18

Род и семья —исток нравственных отношений.

21.01

19

1.19

Нравственный поступок.

28.01

20

1.20

Золотое правило нравственности.

04.02

21

1.21

Стыд, вина и извинения.

11.02

22

1.22

Честь и достоинство.

18.02

23

1.23

Совесть.

25.02

24

1.24

Нравственные идеалы.

03.03

25

1.25

Нравственные идеалы.

10.03

26

1.26

Образцы нравственности в культуре Отечества.

17.03

27

1.27

Этикет.

07.04

28

1.28

Семейные праздники.

14.04

29

1.29

Жизнь человека — высшая нравственная ценность.

21.04

30

1.30

Любовь и уважение к Отечеству.

28.04

31

32

33

34

1.31

1.32

1.33

1.34

Презентация творческих проектов учащихся.

05.05

12.05

19.05

27.05

Календарно-тематическое планирование

Модуль  «Основы православной культуры»

Количество часов в неделю: 1 час;

п/п

раздела, темы

Наименование разделов и тем

Дата проведения

Коррект-вка

1

1.1

Россия - наша Родина.

07.09

2

1.2

Культура и религия.

14.09

3

1.3

Человек и Бог в православии.

21.09

4

1.4

Православная молитва.

28.09

5

1.5

Библия и Евангелие.

05.10

6

1.6

Проповедь Христа.

12.10

7

1.7

Христос и Его Крест.

19.10

8

1.8

Пасха.

26.10

9

1.9

Православное учение о человеке.

09.11

10

1.10

Совесть и раскаяние.

16.11

11

1.11

Заповеди.

23.11

12

1.12

Милосердие и сострадание.

30.11

13

1.13

Золотое правило этики.

07.12

14

1.14

Храм.

14.12

15

1.15

Икона.

21.12

16

1.16

Творческие работы учащихся.

28.12

17

1.17

Подведение итогов.

18.01

18

1.18

Как христианство пришло на Русь.

25.01

19

1.19

Подвиг.

01.02

20

1.20

Заповеди блаженства.

08.02

21

1.21

Зачем творить добро?

15.02

22

1.22

Чудо в жизни христианина.

22.02

23

1.23

Православие в Божием суде.

29.02

24

1.24

Таинство Причастия.

07.03

25

1.25

Монастырь.

14.03

26

1.26

Отношение христианина к природе.

21.03

27

1.27

Христианская семья.

04.04

28

1.28

Защита Отечества.

11.04

29

1.29

Христианин в труде.

18.04

30

1.30

Любовь и уважение к Отечеству.

25.04

31

32

33

34

1.31

1.32

1.33

1.34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

02.05

16.05

23.05

30.05

Лист корректировки

Куда внести изменения

Описание изменений

Причины изменения

Контроль выполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по "Основы религиозных культур и светской этике", модуль "Светская этика"

Рабочая учебная программа  по модулю "Светская этика" для обучающихся 4 класса...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе

Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса  разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")

Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов .

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы  светской этики») для 4 классов...