Урок ОРКСЭ по теме : "ХРАМ"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Храм»
Тип урока: урок-путешествие.
Цель урока: знакомство и формирование умения выделять части
православного храма.
Педагогические задачи:
- создать условия для осознания цели и ситуации устного
общения;
- научить работать с информацией
- формирование устной и объяснительной речи учащихся;
- создавать условия для полноценного межэтнического диалога;
- формирование уважения к истории, культуре народа,
культурным ценностям страны
- обобщение, систематизация и актуализация знаний право
славного храма
Планируемые результаты образования:
Предметные: - формирование умения выделять части храма;
- формирование умений сравнивать, обобщать, группировать, анализировать высказанные вслух мысли;
Метопредметные( критерии сформированности компонентов УУД)
Познавательные: сопоставление данного предмета с другими предметами, обладающими различными свойствами с целью выявления этих свойств.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.
Коммуникативные: участвовать в учебном полилоге; формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Личностные: умеют слушать собеседника, стремятся его понять, проявлять инициативу в процессе учебной деятельности, обнаруживать настойчивость в преодолении трудностей, применять приобретенные навыки в практической деятельности, осуществлять самоконтроль при выполнении заданий, владеть элементарными приемами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям.
Ход урока.
- Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Звучит песня в исполнении Кубанского казачьего хора. ( слайды 1)
После прослушивания:
- Какие чувства возникли?
- Что хотелось бы вам сказать? (высказывание детей)
- Такие слова могут сказать люди, которые любят свою Родину, верят в ее светлое будущее.Я тоже верю, что путешествие, которое вы совершите, будет интересным и поучительным.
- Актуализация знаний
Упражнение « Фотоглаз» (слайд 2)
Колокольня
Купол
Иконостас
Свечи
Храм
Церковь
Дети молча читают слова в течение 30 секунд. Затем учитель выключает экран и задает вопросы:
- Сколько слов?
- Какое слово первое?
-Какое слово обозначает башню с колоколами на здании церкви или у церкви?
-Назовите однокоренные слова (слова открывает учитель)
- Какое слово лишнее ? ( колокольня- самое длинное, храм- самое короткое и т. д.)
- Какие слова являются синонимами?
-Где, когда используют свечи?
-Где еще можно увидеть свечи?
- Постановка учебной проблемы
- Я утверждаю, что слово «храм» и « церковь» могут объединить все остальные слова в одну группу. Подтвердите или опровергните мое утверждение.
- Открытие детьми нового знания
- Сформулируйте тему занятия ( слайды 3)
- Сегодня мы откроем вместе двери православного храма, узнаем, как он устроен, какое значение храм имеет в жизни человека. А вам предлагаю стать на время юными последователями в истории православной культуры.
( Учащиеся разделены на 4 группы. Каждая группа получает несколько текстов, связанных с темой урока.)
-Для начала проведем небольшую разминку (фронтальная работа)
-Что такое храм?
- Вы видели храм)
-Где видели и какие храмы?
-Были вы в храме и с кем ?
-По каким признакам можно отличить здание храма?
Игра (слайд 4)
-Перед вами здания, которые можно увидеть в любом городе. Какому зданию принадлежит крыша №1(и др.) ?
-Какое из зданий называют храмом? Я считаю, что все здания храмы.
- Вы согласны? Почему?
-Встречались ли вам когда-нибудь словосочетания6 храм искусства, храм музыки, храм науки ?
- Какое здание можно назвать храмом искусства. Храмом музыки, храмом науки? Почему? В Армении есть храм книги.
Храм- место(здание), где происходит служение музыке, искусству, науке…
-Чем отличаются православные храмы от других?
Православный храм- это не просто здание, которое построили архитекторы и строители. Для верующих это место служения Богу, Дом Божий.
-Вопрос вам, юные исследователи: где и в каких местах возводились и возводятся православные храмы?
-Найдите среди рукописей ответы ( учащиеся просматривают предоставленные им тексты и находят ответ. Ответ будет только у одной группы. Ее представитель зачитывает ответ в виде исторической справки.
-В каком архитектурном стиле строились и строят храмы? (историческая справка 2)
Посмотрите как выглядит храм снаружи ( слайд 5)
Игра (слайд 6)
- В каждом храме есть 4 основные части. Их названия вы видите в этой группе слов. Покажите с помощью карточек, под каким номером находится купол, вход ( паперть), колокольня, крест.( Учащиеся карточками показывают ответ)
-Какое слово для вас новое ? (Чтение стихотворения « Нищий на паперти»)
5. Физкультминутка « Четыре угла» (Рисунки и фотографии расположены по периметру класса. Ребята поворачивают головы и находят нужное изображение.)
-Давайте войдем в храм и посмотрим, как он устроен внутри. ( слайд7)
-Как надо входить в храм?
- Какие правила должны соблюдать мужчины и женщины?
Мы поднимаемся по ступенькам и притворяем дверь.
- Что можно увидеть около двери? Как вы думаете, как может называть ся эта часть храма?
У нее есть свое название-притвора.
-Почему эта часть так называется?
В первые века христианства здесь стояли люди, которые каялись в своих грехах. В современном храме притвора почти совсем слилась с храмом. В притворе находится лавка, в которой продают церковные принадлежности.
-Какие церковные принадлежности можно приобрести в этой части храма?
Из притворы мы попадаем в среднюю часть храма Именно здесь стоят верующие во время богослужения.
-Что можно увидеть в этой части храма?
В центре зала вы увидите аналою с праздничной иконой, подсвечники со свечами, иконы, канун (слайд 8)
Третья часть храма- это главнейшее место храма. Оно содержится в чистоте, устилается коврами и украшается.(слайды )Вход разрешен только священнослужителям.
- Юные исследователи, найдите название этой части в своих свитках.
Алтарь возвышается над средней частью и отделен иконостасом.
(слайд 9-12 )
-Из чего состоит иконостас?
-Как он расположен? Как называются центральные и боковые врата? Кто может входить в Царские врата?( фильм)
- Закрепление
_Подведем итог нашего путешествия. Еще раз вспомним, как устроен храм снаружи и внутри, а поможет нам кроссворд. На Руси кроссворд называли крестословицей. ( слайд 13 )
- Рефлексия.
«Градусник»
(На заранее заготовленном большом листе бумаги, помещенном на видном и доступном месте, изображен градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно», «отвратительно»)
Учитель: Наш урок подходит к концу. Мне хотелось, чтобы вы оценили атмосферу нашей работы сегодня с помощью любого условного значка (галочки, крестика, звёздочки и т.п.) рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по ОРКСЭ на тему "Храм"
Урок помогает приобщить учащихся к православным святыням. В разработке урока мы узнаем, что люди делают в храме и как устроен православный храм....
Презентация к курсу "ОРКСЭ на тему: "Храм Христа Спасителя"
В этой презентации вы можете получить о зараждении Храма Христа Спасителя....
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм"
Виртуальная экскурсия в храм. На уроке дети работают в паре, группе. В итоге ребята создают путеводитель по храму....
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Храм"
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль "Православие") с дидактической структурой. Тема "Храм"...
методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме "Храм"
Методическая разработка урока по основам православной культуры. Это четырнадцатый урок в изучении предмета ОРКСЭ. Урок направлен на усвоение учащимися назначения и устройства православного храма...
Презентация к уроку по ОРКСЭ на тему "Храм".
Презентация к уроку по ОРКСЭ на тему "Храм" по модулю "Основы православной культуры"....
Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Храм"
Цель урока: создание условий для формирования представлений о православных храмах....