Урок по ОРКСЭ в начальной школе по программе "Планета знаний"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Надеюсь этот материал кому- то поможет при подготовке урока по ОРКСЭ по программе "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по ОРКСЭ | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по ОРКСЭ проведённый в 4 классе.
Тема: «Семья».
Цели:
1. Создать условия для формирования понятия «семья», выявления особенностей семьи.
2. Организовать совместную поисковую деятельность детей по определению основных ценностей современной семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи.
3. Организовать совместную деятельность по формированию уважения к членам своей семьи, доведению до сознания детей, что семья - это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение.
Основные понятия: семья, ценности, любовь, семейные традиции.
Межпредметные связи: окружающий мир, история, этика.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь; планшеты с надписями «Семья», «Дружная семья»; презентация, словари.
Организация пространства: фронтальная, групповая.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент и самоопределение к деятельности | У меня есть мама, У меня есть папа, У меня есть дедушка, У меня есть бабушка, А у них есть я. Что это? (Семья.) (На доску вывешивается планшет с надписью «Семья».) - Сегодня наш разговор пойдет о семье, о взаимоотношениях в ней, о семейных ценностях. | Дети отвечают на поставленный вопрос. |
II. Актуализация опорных знаний | - Твоя семья - это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Составление синквейна со словом «семья». Синквейн - белый стих, составленный по следующей схеме: 1) заголовок - ключевое слово; 2) два прилагательных, ассоциирующихся у учащихся с ключевым словом; 3) три глагола - по тому же принципу; 4) фраза, несущая смысловую нагрузку; 5) вывод-резюме. | Дети составляют и озвучивают свои варианты синквейна. Семья. Дружная. Большая. Радуется. Живёт. Богатеет. Вся семья вместе - так и душа на месте. Это семь «я». |
III. Объяснение нового материала | - Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»? - Для чего люди создают семью? - Как называются люди, объединённые одной семьёй? - Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? - А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? - Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми. Кем они приходятся вам? - А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам? - Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»? - Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить? - В древности существовало поверье, что те люди, кто создают семью, являются главными, ключевыми людьми. Именно на них могут повлиять и сбить с истинного пути злые духи. Чтобы защитить от злых духов мать и отца, было велено звать их не по имени, а мамой и папой. Мама в жизни ребенка - это сама природа, то, что питает, защищает, учит сосуществовать со всем вокруг в гармонии, ненасилии. А вот папа - это энергия действия, познания, завоевания! Только мужская энергия способна научить познавать, стремиться к достижению чего-либо, преодолевать себя и свои возможности, а также жизненные препятствия на пути к цели! а) групповая работа - Сейчас вы совместными усилиями попробуете определить: в какой семье вырастут добрые и счастливые дети и как же должна быть устроена жизнь в счастливой семье. Вы запоминаете все варианты, предложенные в группе, далее выбираете одного человека, который будет выступать от вашей группы. А вторая группа будет внимательно слушать, дополнять и соглашаться или не соглашаться с мнением ребят. Для этого у вас на партах есть сигнальные карточки. Если вы согласны, вы поднимаете карточку «+», если не согласны, то «-», и мы обсуждаем вашу точку зрения. б) фронтальная работа - Сейчас я произнесу слово «семья» несколько раз, а вы попробуете услышать, какие два слова в нем спрятались? (Семь я.) - Почему же слово «семья» образовалось именно от этих слов? Во-первых, «семь» - это особое, таинственное, волшебное число. Вспомните, где мы его встречаем? (Семь чудес света, семь дней недели...) Пословицы: 1) Семь раз отмерь, один раз отрежь. 2) Семеро одного не ждут. 3) Семь бед - один ответ. Выражения: 1) До седьмого пота. 2) На седьмом небе. 3) Семь шкур спустить. 4) Семь верст до небес, и все лесом. - Каждая молодая семья - это папа, мама, ребенок, две бабушки, два дедушки. Сколько получилось? (Семь.) - Давайте теперь обратимся к толковому словарю, который нам даст нам точное определение, что же такое семья. - «Если хочешь знать истину, слушай, что говорит легенда». Прочитайте китайскую притчу «Ладная семья» и ответьте на вопрос: «Что является основой хорошей семьи?» Китайская притча «Ладная семья» Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, ч го семья была особая - мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение, И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?» - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. | Дети отвечают на поставленные вопросы. Идет обсуждение предложенного задания в группах, потом группа отчитывается в проделанной работе. Дети отвечают на поставленные вопросы. Дети ищут в словаре определение «семья». Семья - организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социаль-ной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроиз-водстве. Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаИМНОЙ ПОМОЩЬЮ, МОральной и правовой ответственностью. СЕМЬЯ 1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Глава семьи. Член семьи. Советская семья, У нас была хорошая, непьющая семья. Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, пускай себе разумником слыви, а в семью не включат. И вот ввели в семью чужую. Влияние семьи на ребенка. Пошли гулять всей семьей. Происхождение семьи. В семье не без урода (пословица). //перен. Организация, группа людей, дружная и сплоченная общими интересами. Не пускать паразитов в семью трудящихся. Наша кооперативная семья увеличилась. Дети читают притчу самостоятельно и отвечают на вопрос. «Что является основой хорошей семьи?» |
IV. Первичное закрепление | - А теперь представьте, что ваши родные пришли к нам в класс. Давайте скажем им несколько тёплых слов. Дополнить предложения: • Мама и папа для меня самые... • Я доверяю свои тайны... • Я люблю бабушку за то, что.... • Свою семью я считаю... • Родным я хочу пожелать... | Дети дополняют предложения. |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой | - В каждой семье есть семейный альбом. Чьё фото мы поместим на первую страницу альбома? Почему? - На первую страницу альбома помещают фото главы семьи. Кто это? - Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. Какой орган дерева находится в земле? (Корень.) Как дерево берёт своё начало от корня, так и нашим появлением на свет мы обязаны папам и мамам, а папы и мамы появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. Каждому человеку нужно знать корни своей семьи. Вот и сегодня мы попытаемся создать деревья ваших семей. - Вы закончили выполнять семейные деревья? А на кого из своей семьи вы хотите быть похожим? Почему? | Глава семьи - это самый старший член семьи. Ему оказывается большое уважение, поэтому фото главы семьи обычно на первой странице. Дети под музыку на заранее приготовленный макет дерева приклеивают фото членов своей семьи. |
VI. Итог урока. Рефлексия | - С какими понятиями вы сегодня познакомились на уроке? - Ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности. Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба. Для этого вам нужно подумать, каким может быть герб вашей семьи. Каким вы его представляете? Какие цвета вы бы внесли в семейный герб? Что может быть в гербе? - Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья! 1. Это близкие и родные люди. 2. Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример. 3. Те люди, о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья. 4. Это наши родители, дедушки, бабушки, сестры и братья. | Дети отвечают на поставленные вопросы. |
VII. Домашнее задание | Вместе с родителями придумай и нарисуй герб своей семьи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные требования к знаниям, умениям обучающихся начальной школы, система оценки знаний и умений.
Достаточно полно раскрыта система оценки ЗУН обучающихся. программные требования, требования к проверке диктантов, изложений и т. д ....
Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ в начальной школе
Методы работы....
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ в начальной школе на тему: "Рождество Пресвятой Богородицы".
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ в начальной школе на тему: "Рождество Пресвятой Богородицы"...
Работа с текстами на уроках ОРКСЭ в начальной школе
В поурочном планировании не дается рекомендаций по использованию того или иного вида чтения на определенном этапе урока, т.к. выбор вида чтения зависит от конкретных условий: у...
Воспитание патриотизма на уроках ОРКСЭ в начальной школе («Основы религиозных культур и светской этике»)
Опыт работы по патриотическому воспитанию на уроках ОРКСЭ...
Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках ОРКСЭ в начальной школе»
Учебный предмет ОРКСЭ обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нрав...