Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ в начальной школе на тему: "Рождество Пресвятой Богородицы".
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Аринина Елена Ивановна

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ в начальной школе на тему: "Рождество Пресвятой Богородицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Урок, как наиболее распространенная форма организации образовательного процесса – пространство взаимодействия педагога и учащихся. Именно от того, как построен урок, во многом зависит, в какой мере будут реализованы задачи, представленные в тексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

    Каковы же особенности современного урока?

1) Современный урок – это личностно-ориентированный урок.

2) Современный урок – это деятельностный урок. 

3) Современный урок – это  компетентностный урок, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).

    Как же построить современный урок по ОРКСЭ, чтобы реализовать требования стандартов начального общего образования?  

Начиная проектировать, вспомним основные составляющие урока.  

  •  Цели и задачи урока - т. е   зачем учить?
  • Содержание  урока - т.е. чему учить?
  • Методика   урока -  т.е. как учить?

как можно рассматривать факты религиозной культуры, не нарушая при этом принципов научности и мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения.

     Особенности преподавания курса  «Основы религиозных культур и светской этики»

   Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  Задачи:

- познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развить способности младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе  взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

   Важным условием успешности организации образовательного процесса является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Это такие методы: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, игры.

     При этом личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна – это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления», «ненавязывания» своего собственного мировоззрения.

   

    В профессиональном стандарте педагога в перечне обобщенных трудовых функций определено построение образовательного процесса, направленного на достижение учащимися целей образовательной программы, проектирование и реализация образовательного процесса. Современной формой проектирования различных этапов образовательного процесса является составление технологической карты урока.

   Основными при проектировании учебного процесса являются следующие позиции:

- ориентация на достижение ожидаемых результатов;

- организация учителем учебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода;

 - встроенность системы оценивания (самооценки учащимися) процесса и результатов образовательного процесса (учебной деятельности);

 - индивидуальный подход к обучающимся.

Исходя из выше сказанного, начинаем проектировать урок.

1 этап - определение типа урока. Отвечаем на вопрос: зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок и выбираем, какой это урок.

  • Вводный урок
  • Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности
  • Урок по закреплению знаний и способов деятельности
  • Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности
  • Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности
  • Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности

 Структурной основой образовательной ситуации и мотивационной базой учебной деятельности на уроке должна стать учебная задача. Именно с противоречия, с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения,  обычно начинается мышление.

Учебной ситуацией может стать задание: составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Результатом столкновения с противоречием должно стать возникновение у детей потребности его разрешить. Эта потребность становится мотивационной основой последующей работы, у детей появляется цель – неотъемлемый атрибут осознанной деятельности и самостоятельно действующего субъекта. Стремясь достигнуть возникшей в недрах его сознания (души) цели, человек перестает быть пассивным слушателем, наблюдателем, исполнителем заданий.

Замысел урока отражается, прежде всего, в его  целях.

Цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто ученик:

  • сам себе их поставил
  • они понятны ему
  • очевидны
  • «с интересом и охотой усвояемы».

Основными характеристиками целей сегодня являются:

  • конкретность
  • привлекательность / побудительность
  • достижимость.

С учётом поставленных целей учитель отбирает содержание урока.

Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на некоторые ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с обучающимися на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их повседневного поведения.

      На уроке рекомендуется использовать: выдержки из биографий религиозных деятелей, литературных произведений, трудов учёных, статей и книг глав и активных деятелей  различных конфессий; репродукции, макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкеты.

          На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. Качество воспроизведения видео и аудио иллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным. Следует помнить, что музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, непривычен и малопонятен для большинства школьников.

      На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения обучающимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно исключить, без ущерба для понимания. Манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Не следует бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизировать изложение материала.

  Полезно и эффективно использовать окружающую культурную и историческую  среду в учебных целях. Например, беседуя о православии, нелишним будет мини-экскурсия в храм. При этом следует  учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, а следовательно любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной.

    Следующий этап проектирования – это обоснованный выбор оптимального сочетания методов обучения.

    Следующий этап при проектировании урока - отбор средств обучения (дидактические материалы, демонстрационные материалы, УМК, компьютерная техника с программным обеспечением, мультимедийные ресурсы, образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ, учебный кабинет как средство обучения).

   Необходимо помнить: только обоснованно, целесообразно, рационально и комплексно нужно использовать те или иные средства обучения. Применение каждым учителем средств оправдано тогда, когда оно экономит силы учителя и учеников, экономит время урока (дефицитный ресурс), улучшает восприятие учебного материала и  позволяет осуществить контроль за тем, что усвоено, а что нет. Нужно помнить, что  чрезмерная наглядность тормозит развитие абстрактного мышления.

Следующий этап  урока – рефлексия деятельности.

- Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. 

-Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

- Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

  • Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

  • Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

  • Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске таблица со знаками

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/21656849.jpg

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

  • Анкета

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

Однако урок - это ещё и отношения между людьми.  

Поэтому, мы должны продумать, как поддержать  психологический комфорт и атмосферу взаимодействия.

Если раньше учитель это - носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а ученик - объект деятельности учителя, то с введением стандартов второго поколения функции учителя - это организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. А ребёнок хочет учиться, когда  получается, когда ничто не угрожает, когда интересно.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Современный урок – это современный учитель.

Хочу   предложить вашему вниманию   разработку урока.  

См.  Приложение 1

                                                                             Приложение 1

Тема урока: Рождество Пресвятой Богородицы  - урок №3 (в рамках урока на тему: «Икона»)

Цель урока: сформировать представление о двунадесятом празднике Рождества Пресвятой Богородицы;  показать детям  разные виды икон   Рождество Пресвятой Богородицы.

Задачи урока:
1) Образовательная:

- изучить новые понятия: «икона», «послушание», «молитва»;

- учить выполнять самостоятельные исследовательские работы (работа с одаренными учащимися (родословная Богородицы);
2) Развивающая:

- развивать память, мышление; развивать навыки сотрудничества, умение грамотно и культурно излагать свои мысли и мнение,  умение слушать товарища.

3) Воспитательная:

 - воспитывать духовность,  любовь к православию, послушание, незлобие, умение сострадать ближним.

Подготовка к уроку:

Учитель: оформление доски  (икона «Рождество Пресвятой Богородицы», украшенная осенними листьями; эпиграф урока), подготовка презентации на тему урока.

Учащиеся: самостоятельно находят  материал о том,  как Пресвятая Богородица появилась на свет; учат стихотворения.

 Оборудование урока: учебник «Основы православной культуры» А.В. Кураев, распечатка листов с текстами, предлагаемых для работы на уроке, толковые  словари, икона Рождества Пресвятой Богородицы, компьютер, проектор, мяч.

План урока:

  1. Мотивационный этап (3 мин)
  2. Введение в тему урока (Метод эмоционального погружения) (4 мин)
  3. Открытие новых знаний.   (20 мин)
  4. Физминутка (2 мин)
  5. Закрепление материала (10 мин)
  6. Рефлексия (4 мин)
  7. Домашнее задание (2 мин)

Ход урока:

  1. Мотивационный этап

(Звучит колокольный звон) (слайд 1)

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.

 Долгожданный дан звонок,  начинаем наш  урок.

Вот мы руки развели, словно удивились.
И друг другу до земли в пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились, наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись, поклонись и улыбнись.

Учитель: Начнем урок с минуты настроения. В жизни человека большую роль играет настроение. С радостным настроением легко получаются любые дела. И наоборот, когда плохое настроение, все «валится из рук». Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения и подарим друзьям свои улыбки.

Учитель:  Что вы ожидаете от этого урока? Какие цели вы поставили перед собой? (ответы детей, 2-3 ребёнка)

 Учитель: Спасибо  за ваши мысли и пожелания. У меня есть возможность на уроке помочь вам осуществить ваши планы, быть вам полезной, помочь вам узнать много нового и постараюсь сделать так, чтобы вам было интересно на уроке и вы ушли с багажом новых знаний.

  1.  Введение в тему урока

Учитель: Сейчас я начну говорить фразу, а вы её закончите…

Всех желаний исполненье –
Лучший  праздник – …
                     (День рожденья) 

 Учитель: Молодцы! Каждому человеку дорога память о том дне, когда он появился на свет. В этот день человеку была дарована жизнь. Поэтому люди помнят день своего рождения и дни рождения близких людей, поздравляют друг друга, дарят подарки.

В связи с этим у меня возник вопрос:

- Как вы думаете, а с каким чувством люди воспринимают рождение ребёнка? Наверняка у вас есть младшие братья и сестры. Кто хочет поделиться своим рассказом об их рождении? (ответ детей, у которых есть младшие братья и сёстры)

- Спасибо за ваши рассказы. Правильно вы сказали, что рождение близкого человека приносит радость в дом.

  1. Открытие новых знаний.  

Учитель: Но есть в календаре такие дни рождения, которые объединяют всех христиан. Один из таких праздников – день, когда родилась Пресвятая Богородица. Этот день даже называется особенно – не День рождения, как у всех людей, а Рождество Пресвятой Богородицы, а если сказать точнее Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.  (слайд 2)

     Через пять дней  мы с вами будем праздновать рождение Божией Матери. Рождение Богородицы. Это величайшее в истории человечества событие празднуют ежегодно 8 сентября по старому стилю и 21 сентября по новому стилю. И уходящие краски лета, и золото осенней природы  как бы напоминают нам о духовных сокровищах Девы Марии.

  Хочу обратить ваше внимание на то, что наш урок проходит в рамках урока на тему: «Икона». Будет уместно, если мы сначала узнаем, что означает слово «икона». Откройте учебники на странице 52 и прочитайте, что означает в переводе с греческого слово «икона».   (работа с текстом)

В течение урока вы увидите много икон с изображением Рождества Пресвятой Богородицы. Это связано с тем, что писались иконы разными иконописцами и в разное время. Вы внимательно рассматривайте их и запоминайте, с ними мы ещё будем работать на следующих уроках.

  - Многие из вас ходят с мамами, бабушками в храм.  Вы знаете  что-нибудь об этом празднике? Может быть вам кто-нибудь рассказывал об этом? (ответы детей)

    Я постараюсь, с помощью вас,  более подробно рассказать вам об этом событии.   А начать свой рассказ я хотела бы со слов знаменитого поэта 1830-х годов Александра Огильви, который описал в стихотворной форме жизнь Пресвятой Богородицы. Это начало к стихотворению «Введение во Храм»:

Когда мир дольний погибал

И всюду грех в нем ликовал,

В стенах смиренных Назарета

Явилося спасенье света:        

Родилась Дева Мариам.

Л.Огильви. 
(отрывок из стихотворения, эпиграф к уроку – на доске)

  С точки зрения вероучения Церкви, рождение Пресвятой Богородицы — Матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества.

   Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого.

  О Рождестве Богородицы повествует нам Священное Предание (Писание). И рассказывается в нём вот о чём:

 (Самостоятельно подготовленный рассказ ученика) (слайд 3)

Ученик: Очень давно, больше двух тысяч лет назад,  в маленьком городке Назарете, жили муж и жена - Иоаким и Анна. Происходили они из древних и знатных родов и глубоко верили в Бога. Семья была довольно зажиточная (Иоаким владел большими стадами овец), но жили они очень скромно - большую часть доходов жертвовали на Иерусалимский храм и раздавали беднякам.   (слайд 4)

И все же Господь послал Иоакиму и Анне нелегкое испытание - у них не было детей, хотя они прожили в браке 50 лет. По закону Моисея Иоаким мог оставить свою жену, но он очень любил ёё и не хотел с ней расставаться.  Добрые супруги очень переживали и не переставали молить Господа, чтобы Он даровал им дитя: ведь семья без детей не семья.

Учитель: Я бы хотела вас спросить:

- Как вы считаете, почему говорят, что семья без детей не семья? (ответы  детей)

 - Спасибо за ваши ответы. Все они правильные. Смысл семьи заключается в детях, в продолжение рода человеческого. Ребёнок – это смысл жизни. 

 А в то время считалось, что если у людей нет детей, то они - грешники и так наказывает их Господь за грехи. Поэтому-то соседи Иоакима и Анны частенько подсмеивались и осуждали их. Но супруги старались не обижаться на злые и несправедливые слова и по-прежнему жили праведно и горячо молились Господу.

И вот наступил один из больших праздников. Как и все мужчины, старец Иоаким направился в Иерусалим, чтобы принести жертву Господу в храме. Он принес богатые дары, но священник Иссахар в этот раз не принял его жертву. (слайд 5)  Он сказал Иоакиму, что дар  бездетного, а значит, грешного человека неприятен Богу. Громко сказанные жестокие и несправедливые слова вызвали насмешки находившихся в храме людей. Сердце несчастного Иоакима пронзило такой болью, что казалось, оно сейчас разорвется. Не глядя ни на кого, в глубокой печали, он поспешно покинул храм... (слайд 6)

 Иоаким не заметил, как оказался в пустынном месте около пещеры. И вот, что он сказал:

Ученик (читает): "Не вкушу никакой пищи, не возвращусь в дом свой, пока не услышит меня Господь Бог, - Пусть слезы мои будут мне пищей, а пустыня - домом моим..." (слайд 7)

Учитель:  Здесь, в пещере, где укрывались в непогоду пастухи, сорок дней и ночей оплакивал он свое горе и молился Господу. И вот с  ним случилось чудо: ему  явился Ангел и сказал:

Ученик (читает):  "Господь принял твои молитвы, Иоаким: у вас родится Дочь на радость всему миру. Иди же в Иерусалим - там у Золотых ворот ты встретишь свою жену".

Учитель: Но вернёмся немного назад. Когда Иоаким покинул храм и ушёл неизвестно куда, новость об этом дошла и до Анны. Ей рассказали  о том, что священник не принял жертву Иоакима, а сам он куда-то исчез. Всем сердцем ощутила она боль мужа и не смогла сдержать слез. Она долго плакала в тени лаврового дерева. А в то время над ней, когда она подняла голову, то увидела, как птичка в гнезде кормит своих маленьких птенцов. Ещё больше её сердце стало разрываться от боли. И вот, что она говорила плача:

Ученица (читает):  "Теперь - я несчастнее всех: Богом оставлена и мужем забыта! Я самая грешная из всех! Другие носят на руках детей своих, лишь одна я лишена этого утешения! От других принимают дары в храм Божий, и оказывают им уважение за то, что у них есть дети. Одна я отвержена от храма Бога моего! Горе, горе мне! Воззри же, Господи, на меня и услыши наконец плач мой и молитвы мои!"

 Учитель: Долго плакала она... И... о чудо! Плачущая Анна увидела Ангела, который произнес:   (слайд 8)

Ученик (читает): "Анна! Господь услышал твои молитвы. Ты родишь Дочь и назовешь Ее Марией, что значит "госпожа, надежда".

 Учитель: Ангел велел Анне идти в Иерусалим, где у Золотых ворот храма она встретит своего мужа.  )  Пойдя в Иерусалим Анна нашла своего мужа. (слайд 9)

  Потрясенные Иоаким и Анна не верили своему счастью! Немного придя в себя от радости, они дали обещание посвятить будущего ребенка Богу.

  А когда на деревьях зазолотились листья и наступила осень, у праведной четы родилась долгожданная Дочка. И это было чудом - ведь Иоаким и Анна были уже очень пожилыми людьми. Но Богу подвластно все, недаром Его называют Всемогущим. Девочку, как  и сказал Ангел, назвали Марией. (слайд 10)

Иоаким и Анна нежно любили свою Дочь, они не могли нарадоваться на Неё.

 - А что произошло с Марией дальше, мы поговорим на следующих уроках.  

Учитель: Ребята, вы несколько раз слышали слово «молитва». Давайте узнаем, что же оно обозначает. У вас на столах лежат толковые словари, поработайте в парах, найдите слово молитва и его значение.  (работа в парах) 

  1. Физминутка.

Учитель: Вы, наверное, устали. Предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте поиграем.

Игра «Делайте добро»

Дети встают в круг, кидают друг другу мяч, называя добрый поступок.

(помог маме, донёс сумку, накормил птиц, поднял мусор, пожалел котёнка, подарил подарок, защитил слабого, убрал в столовой, объяснил другу задачу)

  1. Закрепление материала.

Учитель: Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века. Отмечали этот день очень широко, приглашали в гости родных, друзей. Готовили вкусную праздничную пищу. В этот день существовали народные традиции. Одна из низ такая:

В избах и на полях обновляли старый огонь. Старый гасили, а новый возжигали.

Учитель:  И в древности и сейчас, праздник Рождества Пресвятой Богородицы считается семейным праздником. (слайд 10) Потому что Матерь Божия является Мамой не только Иисусу Христу, но и всему человечеству. Поэтому  в наших семьях, как было в семье Иоакима и Анны и их дочери Девы Марии,  должны царить любовь, доброта, милосердие и послушание (работа в мини-группах, дети находят слово в толковых словарях  и объясняют друг другу его значение).

- А как вы отмечаете этот праздник дома? Может быть у вас тоже есть какие-то семейные традиции. (ответы детей)

- Я думаю, что в этот день многие из ваших бабушек и мам тоже посещают храм и пекут вкусные пироги. А если они не знали об этом празднике, то вы теперь можете им рассказать и поделиться полученной информацией.

Учитель: Праздник по православной традиции продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство.

На праздничной службе Рождества Пресвятой Богородицы в храмах поют величание Богородице:   (слайд 12)

(Звучит в записи)
Величаем Тя, Пресвятая Дево,
и чтим святых Твоих родителей,
и всеславное славим Рождество Твое.

Также ещё поют Рождество Пресвятой Богородицы.

Послушайте, пожалуйста, фрагмент этого песнопения. (звучит в записи)

-А сейчас в преддверии праздника, я попрошу вас  прославить Рождество Богородицы стихотворениями.

(Дети читают стихи, заранее выученные наизусть)

Ученик: Рождество Богородицы
Осень мягко золотится.
В дальний путь готовы птицы.
Освежает их собранье
Ветра теплое дыханье.

В день сентябрьский долгожданный
У Иоакима с Анной
Давняя мечта сбылась:
Дочь Мария родилась.
                Светлана Высоцкая 
Ученик:

Богородицы день рождения,

Праздник Веры, Любви и Спасения.
Сколько ласки в нем и доброты…

Ученик:

В тот день особенно цветы благоухали,
И птицы пели звонче, чем всегда,
Началом нашего спасения назвали
Тот день, когда была Мария рождена.

Ученик:

В тот день особенно цветы благоухали,
И птицы пели звонче, чем всегда,
Они Пречистую Марию прославляли,

Что людям лестницей дана на небеса

Ученик:

И мы зовём Ее Заступницей усердной,

Помощницей своей в заботах и трудах,

Мы славим Матерь Божию молитвой верной

В день Рождества Ее во всех церквах.

Ученик:

Радуйся, Невеста Неневестная,

Детям, взрослым –

Всем, всем, всем известная!

Словно солнце доброе, весеннее,

Ты – наша Надежда на спасение!

Ученик:

Радуйся, любви и счастья Житница –

Всем, всем, всем Помощница, Защитница!

Учитель:   Пресвятая Богородица пришла на нашу землю более тысячи лет назад. И с тех пор не покидает ее. Богородица пришла в мир для всего человечества, но именно Россию избрала своим четвертым и последним земным уделом. Земля русская является самой большой почитательницей Богородицы. Поэтому часто святые отцы и богословы называют  Россию землей Пресвятой Богородицы.

Без Православия нет будущего у народа, который называет себя русским!

  1. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу.

- Что вы узнали нового? (ответы детей)

Место рождения Девы Марии…

Родители Девы Марии…

Что означает слово «икона», «молитва», «послушание»…

- С каким настроением вы заканчиваете урок? ( ответы детей)

- А как бы вы себя оценили? Как вы работали на уроке? (ответы детей)

- Я благодарю вас за урок.

7.     Домашнее задание.

Учитель: прочитать материал в учебнике на странице 53.

Спаси вас Бог,  ребята. (слайд 13, звучит песня «Рождество Богородицы)

Литература.

  1. Аудио материалы с: тропарем Рождеству Богородицы, колокольным звоном .
  2. Библия для детей.
  3. Л.Огильви «Введение во Храм».
    4.       Материалы интернет-сайтов
  1. Светлана Высоцкая. Сборник стихов.
  2. Словари: С. И. Ожегов «Словарь русского языка»,  А. Н. Тихонов «Школьный образовательный словарь русского языка», В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»;
  3. Учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ урок 10 "Свобода и ответственность"

Методическая разработка урока "Свобода и ответственность" по курсу ОРКСЭ с использованием психологической сказки "О Спиногрызкине"...

Методическая разработка урока по курсу: ОРКСЭ Модуль: «Основы православной культуры» Учителя начальных классов Тур.Т.Г.

Предмет: ОРКСЭ , модуль «Основы православной культуры»Класс: четвертыйТип урока: открытие новых знанийТема: Христианская семьяТехнологии: технология  деятельностного метода обучения, технология ...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модули "Светская этика" и "Основы православной культуры" тема: Чтобы быть коллективом

Представленная методическая разработка урока, включает тренинги и игровыеупражнения, вырабатывающие у учащихся чувство дружбы. коллективизма, взаимовыручки....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль ОПК. Урок №27 Тема: Христианская семья.

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль ОПК.  Урок №27 Тема: Христианская семья....