Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ в начальной школе на тему: "Рождество Пресвятой Богородицы".
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ в начальной школе на тему: "Рождество Пресвятой Богородицы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок, как наиболее распространенная форма организации образовательного процесса – пространство взаимодействия педагога и учащихся. Именно от того, как построен урок, во многом зависит, в какой мере будут реализованы задачи, представленные в тексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Каковы же особенности современного урока?
1) Современный урок – это личностно-ориентированный урок.
2) Современный урок – это деятельностный урок.
3) Современный урок – это компетентностный урок, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).
Как же построить современный урок по ОРКСЭ, чтобы реализовать требования стандартов начального общего образования?
Начиная проектировать, вспомним основные составляющие урока.
- Цели и задачи урока - т. е зачем учить?
- Содержание урока - т.е. чему учить?
- Методика урока - т.е. как учить?
как можно рассматривать факты религиозной культуры, не нарушая при этом принципов научности и мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения.
Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развить способности младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Важным условием успешности организации образовательного процесса является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Это такие методы: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, игры.
При этом личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна – это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления», «ненавязывания» своего собственного мировоззрения.
В профессиональном стандарте педагога в перечне обобщенных трудовых функций определено построение образовательного процесса, направленного на достижение учащимися целей образовательной программы, проектирование и реализация образовательного процесса. Современной формой проектирования различных этапов образовательного процесса является составление технологической карты урока.
Основными при проектировании учебного процесса являются следующие позиции:
- ориентация на достижение ожидаемых результатов;
- организация учителем учебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода;
- встроенность системы оценивания (самооценки учащимися) процесса и результатов образовательного процесса (учебной деятельности);
- индивидуальный подход к обучающимся.
Исходя из выше сказанного, начинаем проектировать урок.
1 этап - определение типа урока. Отвечаем на вопрос: зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок и выбираем, какой это урок.
- Вводный урок
- Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности
- Урок по закреплению знаний и способов деятельности
- Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности
- Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности
- Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности
Структурной основой образовательной ситуации и мотивационной базой учебной деятельности на уроке должна стать учебная задача. Именно с противоречия, с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, обычно начинается мышление.
Учебной ситуацией может стать задание: составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Результатом столкновения с противоречием должно стать возникновение у детей потребности его разрешить. Эта потребность становится мотивационной основой последующей работы, у детей появляется цель – неотъемлемый атрибут осознанной деятельности и самостоятельно действующего субъекта. Стремясь достигнуть возникшей в недрах его сознания (души) цели, человек перестает быть пассивным слушателем, наблюдателем, исполнителем заданий.
Замысел урока отражается, прежде всего, в его целях.
Цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто ученик:
- сам себе их поставил
- они понятны ему
- очевидны
- «с интересом и охотой усвояемы».
Основными характеристиками целей сегодня являются:
- конкретность
- привлекательность / побудительность
- достижимость.
С учётом поставленных целей учитель отбирает содержание урока.
Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на некоторые ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с обучающимися на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их повседневного поведения.
На уроке рекомендуется использовать: выдержки из биографий религиозных деятелей, литературных произведений, трудов учёных, статей и книг глав и активных деятелей различных конфессий; репродукции, макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкеты.
На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. Качество воспроизведения видео и аудио иллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным. Следует помнить, что музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, непривычен и малопонятен для большинства школьников.
На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения обучающимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно исключить, без ущерба для понимания. Манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Не следует бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизировать изложение материала.
Полезно и эффективно использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях. Например, беседуя о православии, нелишним будет мини-экскурсия в храм. При этом следует учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, а следовательно любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной.
Следующий этап проектирования – это обоснованный выбор оптимального сочетания методов обучения.
Следующий этап при проектировании урока - отбор средств обучения (дидактические материалы, демонстрационные материалы, УМК, компьютерная техника с программным обеспечением, мультимедийные ресурсы, образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ, учебный кабинет как средство обучения).
Необходимо помнить: только обоснованно, целесообразно, рационально и комплексно нужно использовать те или иные средства обучения. Применение каждым учителем средств оправдано тогда, когда оно экономит силы учителя и учеников, экономит время урока (дефицитный ресурс), улучшает восприятие учебного материала и позволяет осуществить контроль за тем, что усвоено, а что нет. Нужно помнить, что чрезмерная наглядность тормозит развитие абстрактного мышления.
Следующий этап урока – рефлексия деятельности.
- Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
-Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
- Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
Виды
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
III. По цели:
- Эмоциональная
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.
- Рефлексия деятельности
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Как проводить (примеры организации работы):
- Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
- Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
- Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.
- Рефлексия содержания материала
Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Как проводить:
- Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
- Графическая: на доске таблица со знаками
В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.
- Анкета
Однако урок - это ещё и отношения между людьми.
Поэтому, мы должны продумать, как поддержать психологический комфорт и атмосферу взаимодействия.
Если раньше учитель это - носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а ученик - объект деятельности учителя, то с введением стандартов второго поколения функции учителя - это организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. А ребёнок хочет учиться, когда получается, когда ничто не угрожает, когда интересно.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Современный урок – это современный учитель.
Хочу предложить вашему вниманию разработку урока.
См. Приложение 1
Приложение 1
Тема урока: Рождество Пресвятой Богородицы - урок №3 (в рамках урока на тему: «Икона»)
Цель урока: сформировать представление о двунадесятом празднике Рождества Пресвятой Богородицы; показать детям разные виды икон Рождество Пресвятой Богородицы.
Задачи урока:
1) Образовательная:
- изучить новые понятия: «икона», «послушание», «молитва»;
- учить выполнять самостоятельные исследовательские работы (работа с одаренными учащимися (родословная Богородицы);
2) Развивающая:
- развивать память, мышление; развивать навыки сотрудничества, умение грамотно и культурно излагать свои мысли и мнение, умение слушать товарища.
3) Воспитательная:
- воспитывать духовность, любовь к православию, послушание, незлобие, умение сострадать ближним.
Подготовка к уроку:
Учитель: оформление доски (икона «Рождество Пресвятой Богородицы», украшенная осенними листьями; эпиграф урока), подготовка презентации на тему урока.
Учащиеся: самостоятельно находят материал о том, как Пресвятая Богородица появилась на свет; учат стихотворения.
Оборудование урока: учебник «Основы православной культуры» А.В. Кураев, распечатка листов с текстами, предлагаемых для работы на уроке, толковые словари, икона Рождества Пресвятой Богородицы, компьютер, проектор, мяч.
План урока:
- Мотивационный этап (3 мин)
- Введение в тему урока (Метод эмоционального погружения) (4 мин)
- Открытие новых знаний. (20 мин)
- Физминутка (2 мин)
- Закрепление материала (10 мин)
- Рефлексия (4 мин)
- Домашнее задание (2 мин)
Ход урока:
- Мотивационный этап
(Звучит колокольный звон) (слайд 1)
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.
Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок.
Вот мы руки развели, словно удивились.
И друг другу до земли в пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились, наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись, поклонись и улыбнись.
Учитель: Начнем урок с минуты настроения. В жизни человека большую роль играет настроение. С радостным настроением легко получаются любые дела. И наоборот, когда плохое настроение, все «валится из рук». Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения и подарим друзьям свои улыбки.
Учитель: Что вы ожидаете от этого урока? Какие цели вы поставили перед собой? (ответы детей, 2-3 ребёнка)
Учитель: Спасибо за ваши мысли и пожелания. У меня есть возможность на уроке помочь вам осуществить ваши планы, быть вам полезной, помочь вам узнать много нового и постараюсь сделать так, чтобы вам было интересно на уроке и вы ушли с багажом новых знаний.
- Введение в тему урока
Учитель: Сейчас я начну говорить фразу, а вы её закончите…
Всех желаний исполненье –
Лучший праздник – …
(День рожденья)
Учитель: Молодцы! Каждому человеку дорога память о том дне, когда он появился на свет. В этот день человеку была дарована жизнь. Поэтому люди помнят день своего рождения и дни рождения близких людей, поздравляют друг друга, дарят подарки.
В связи с этим у меня возник вопрос:
- Как вы думаете, а с каким чувством люди воспринимают рождение ребёнка? Наверняка у вас есть младшие братья и сестры. Кто хочет поделиться своим рассказом об их рождении? (ответ детей, у которых есть младшие братья и сёстры)
- Спасибо за ваши рассказы. Правильно вы сказали, что рождение близкого человека приносит радость в дом.
- Открытие новых знаний.
Учитель: Но есть в календаре такие дни рождения, которые объединяют всех христиан. Один из таких праздников – день, когда родилась Пресвятая Богородица. Этот день даже называется особенно – не День рождения, как у всех людей, а Рождество Пресвятой Богородицы, а если сказать точнее Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. (слайд 2)
Через пять дней мы с вами будем праздновать рождение Божией Матери. Рождение Богородицы. Это величайшее в истории человечества событие празднуют ежегодно 8 сентября по старому стилю и 21 сентября по новому стилю. И уходящие краски лета, и золото осенней природы как бы напоминают нам о духовных сокровищах Девы Марии.
Хочу обратить ваше внимание на то, что наш урок проходит в рамках урока на тему: «Икона». Будет уместно, если мы сначала узнаем, что означает слово «икона». Откройте учебники на странице 52 и прочитайте, что означает в переводе с греческого слово «икона». (работа с текстом)
В течение урока вы увидите много икон с изображением Рождества Пресвятой Богородицы. Это связано с тем, что писались иконы разными иконописцами и в разное время. Вы внимательно рассматривайте их и запоминайте, с ними мы ещё будем работать на следующих уроках.
- Многие из вас ходят с мамами, бабушками в храм. Вы знаете что-нибудь об этом празднике? Может быть вам кто-нибудь рассказывал об этом? (ответы детей)
Я постараюсь, с помощью вас, более подробно рассказать вам об этом событии. А начать свой рассказ я хотела бы со слов знаменитого поэта 1830-х годов Александра Огильви, который описал в стихотворной форме жизнь Пресвятой Богородицы. Это начало к стихотворению «Введение во Храм»:
Когда мир дольний погибал
И всюду грех в нем ликовал,
В стенах смиренных Назарета
Явилося спасенье света:
Родилась Дева Мариам.
Л.Огильви.
(отрывок из стихотворения, эпиграф к уроку – на доске)
С точки зрения вероучения Церкви, рождение Пресвятой Богородицы — Матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества.
Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого.
О Рождестве Богородицы повествует нам Священное Предание (Писание). И рассказывается в нём вот о чём:
(Самостоятельно подготовленный рассказ ученика) (слайд 3)
Ученик: Очень давно, больше двух тысяч лет назад, в маленьком городке Назарете, жили муж и жена - Иоаким и Анна. Происходили они из древних и знатных родов и глубоко верили в Бога. Семья была довольно зажиточная (Иоаким владел большими стадами овец), но жили они очень скромно - большую часть доходов жертвовали на Иерусалимский храм и раздавали беднякам. (слайд 4)
И все же Господь послал Иоакиму и Анне нелегкое испытание - у них не было детей, хотя они прожили в браке 50 лет. По закону Моисея Иоаким мог оставить свою жену, но он очень любил ёё и не хотел с ней расставаться. Добрые супруги очень переживали и не переставали молить Господа, чтобы Он даровал им дитя: ведь семья без детей не семья.
Учитель: Я бы хотела вас спросить:
- Как вы считаете, почему говорят, что семья без детей не семья? (ответы детей)
- Спасибо за ваши ответы. Все они правильные. Смысл семьи заключается в детях, в продолжение рода человеческого. Ребёнок – это смысл жизни.
А в то время считалось, что если у людей нет детей, то они - грешники и так наказывает их Господь за грехи. Поэтому-то соседи Иоакима и Анны частенько подсмеивались и осуждали их. Но супруги старались не обижаться на злые и несправедливые слова и по-прежнему жили праведно и горячо молились Господу.
И вот наступил один из больших праздников. Как и все мужчины, старец Иоаким направился в Иерусалим, чтобы принести жертву Господу в храме. Он принес богатые дары, но священник Иссахар в этот раз не принял его жертву. (слайд 5) Он сказал Иоакиму, что дар бездетного, а значит, грешного человека неприятен Богу. Громко сказанные жестокие и несправедливые слова вызвали насмешки находившихся в храме людей. Сердце несчастного Иоакима пронзило такой болью, что казалось, оно сейчас разорвется. Не глядя ни на кого, в глубокой печали, он поспешно покинул храм... (слайд 6)
Иоаким не заметил, как оказался в пустынном месте около пещеры. И вот, что он сказал:
Ученик (читает): "Не вкушу никакой пищи, не возвращусь в дом свой, пока не услышит меня Господь Бог, - Пусть слезы мои будут мне пищей, а пустыня - домом моим..." (слайд 7)
Учитель: Здесь, в пещере, где укрывались в непогоду пастухи, сорок дней и ночей оплакивал он свое горе и молился Господу. И вот с ним случилось чудо: ему явился Ангел и сказал:
Ученик (читает): "Господь принял твои молитвы, Иоаким: у вас родится Дочь на радость всему миру. Иди же в Иерусалим - там у Золотых ворот ты встретишь свою жену".
Учитель: Но вернёмся немного назад. Когда Иоаким покинул храм и ушёл неизвестно куда, новость об этом дошла и до Анны. Ей рассказали о том, что священник не принял жертву Иоакима, а сам он куда-то исчез. Всем сердцем ощутила она боль мужа и не смогла сдержать слез. Она долго плакала в тени лаврового дерева. А в то время над ней, когда она подняла голову, то увидела, как птичка в гнезде кормит своих маленьких птенцов. Ещё больше её сердце стало разрываться от боли. И вот, что она говорила плача:
Ученица (читает): "Теперь - я несчастнее всех: Богом оставлена и мужем забыта! Я самая грешная из всех! Другие носят на руках детей своих, лишь одна я лишена этого утешения! От других принимают дары в храм Божий, и оказывают им уважение за то, что у них есть дети. Одна я отвержена от храма Бога моего! Горе, горе мне! Воззри же, Господи, на меня и услыши наконец плач мой и молитвы мои!"
Учитель: Долго плакала она... И... о чудо! Плачущая Анна увидела Ангела, который произнес: (слайд 8)
Ученик (читает): "Анна! Господь услышал твои молитвы. Ты родишь Дочь и назовешь Ее Марией, что значит "госпожа, надежда".
Учитель: Ангел велел Анне идти в Иерусалим, где у Золотых ворот храма она встретит своего мужа. ) Пойдя в Иерусалим Анна нашла своего мужа. (слайд 9)
Потрясенные Иоаким и Анна не верили своему счастью! Немного придя в себя от радости, они дали обещание посвятить будущего ребенка Богу.
А когда на деревьях зазолотились листья и наступила осень, у праведной четы родилась долгожданная Дочка. И это было чудом - ведь Иоаким и Анна были уже очень пожилыми людьми. Но Богу подвластно все, недаром Его называют Всемогущим. Девочку, как и сказал Ангел, назвали Марией. (слайд 10)
Иоаким и Анна нежно любили свою Дочь, они не могли нарадоваться на Неё.
- А что произошло с Марией дальше, мы поговорим на следующих уроках.
Учитель: Ребята, вы несколько раз слышали слово «молитва». Давайте узнаем, что же оно обозначает. У вас на столах лежат толковые словари, поработайте в парах, найдите слово молитва и его значение. (работа в парах)
- Физминутка.
Учитель: Вы, наверное, устали. Предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте поиграем.
Игра «Делайте добро»
Дети встают в круг, кидают друг другу мяч, называя добрый поступок.
(помог маме, донёс сумку, накормил птиц, поднял мусор, пожалел котёнка, подарил подарок, защитил слабого, убрал в столовой, объяснил другу задачу)
- Закрепление материала.
Учитель: Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века. Отмечали этот день очень широко, приглашали в гости родных, друзей. Готовили вкусную праздничную пищу. В этот день существовали народные традиции. Одна из низ такая:
В избах и на полях обновляли старый огонь. Старый гасили, а новый возжигали.
Учитель: И в древности и сейчас, праздник Рождества Пресвятой Богородицы считается семейным праздником. (слайд 10) Потому что Матерь Божия является Мамой не только Иисусу Христу, но и всему человечеству. Поэтому в наших семьях, как было в семье Иоакима и Анны и их дочери Девы Марии, должны царить любовь, доброта, милосердие и послушание (работа в мини-группах, дети находят слово в толковых словарях и объясняют друг другу его значение).
- А как вы отмечаете этот праздник дома? Может быть у вас тоже есть какие-то семейные традиции. (ответы детей)
- Я думаю, что в этот день многие из ваших бабушек и мам тоже посещают храм и пекут вкусные пироги. А если они не знали об этом празднике, то вы теперь можете им рассказать и поделиться полученной информацией.
Учитель: Праздник по православной традиции продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство.
На праздничной службе Рождества Пресвятой Богородицы в храмах поют величание Богородице: (слайд 12)
(Звучит в записи)
Величаем Тя, Пресвятая Дево,
и чтим святых Твоих родителей,
и всеславное славим Рождество Твое.
Также ещё поют Рождество Пресвятой Богородицы.
Послушайте, пожалуйста, фрагмент этого песнопения. (звучит в записи)
-А сейчас в преддверии праздника, я попрошу вас прославить Рождество Богородицы стихотворениями.
(Дети читают стихи, заранее выученные наизусть)
Ученик: Рождество Богородицы
Осень мягко золотится.
В дальний путь готовы птицы.
Освежает их собранье
Ветра теплое дыханье.
В день сентябрьский долгожданный
У Иоакима с Анной
Давняя мечта сбылась:
Дочь Мария родилась.
Светлана Высоцкая
Ученик:
Богородицы день рождения,
Праздник Веры, Любви и Спасения.
Сколько ласки в нем и доброты…
Ученик:
В тот день особенно цветы благоухали,
И птицы пели звонче, чем всегда,
Началом нашего спасения назвали
Тот день, когда была Мария рождена.
Ученик:
В тот день особенно цветы благоухали,
И птицы пели звонче, чем всегда,
Они Пречистую Марию прославляли,
Что людям лестницей дана на небеса
Ученик:
И мы зовём Ее Заступницей усердной,
Помощницей своей в заботах и трудах,
Мы славим Матерь Божию молитвой верной
В день Рождества Ее во всех церквах.
Ученик:
Радуйся, Невеста Неневестная,
Детям, взрослым –
Всем, всем, всем известная!
Словно солнце доброе, весеннее,
Ты – наша Надежда на спасение!
Ученик:
Радуйся, любви и счастья Житница –
Всем, всем, всем Помощница, Защитница!
Учитель: Пресвятая Богородица пришла на нашу землю более тысячи лет назад. И с тех пор не покидает ее. Богородица пришла в мир для всего человечества, но именно Россию избрала своим четвертым и последним земным уделом. Земля русская является самой большой почитательницей Богородицы. Поэтому часто святые отцы и богословы называют Россию землей Пресвятой Богородицы.
Без Православия нет будущего у народа, который называет себя русским!
- Рефлексия.
Наш урок подходит к концу.
- Что вы узнали нового? (ответы детей)
Место рождения Девы Марии…
Родители Девы Марии…
Что означает слово «икона», «молитва», «послушание»…
- С каким настроением вы заканчиваете урок? ( ответы детей)
- А как бы вы себя оценили? Как вы работали на уроке? (ответы детей)
- Я благодарю вас за урок.
7. Домашнее задание.
Учитель: прочитать материал в учебнике на странице 53.
Спаси вас Бог, ребята. (слайд 13, звучит песня «Рождество Богородицы)
Литература.
- Аудио материалы с: тропарем Рождеству Богородицы, колокольным звоном .
- Библия для детей.
- Л.Огильви «Введение во Храм».
4. Материалы интернет-сайтов
- Светлана Высоцкая. Сборник стихов.
- Словари: С. И. Ожегов «Словарь русского языка», А. Н. Тихонов «Школьный образовательный словарь русского языка», В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»;
- Учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)
Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра...
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ урок 10 "Свобода и ответственность"
Методическая разработка урока "Свобода и ответственность" по курсу ОРКСЭ с использованием психологической сказки "О Спиногрызкине"...
Методическая разработка урока по курсу: ОРКСЭ Модуль: «Основы православной культуры» Учителя начальных классов Тур.Т.Г.
Предмет: ОРКСЭ , модуль «Основы православной культуры»Класс: четвертыйТип урока: открытие новых знанийТема: Христианская семьяТехнологии: технология деятельностного метода обучения, технология ...
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модули "Светская этика" и "Основы православной культуры" тема: Чтобы быть коллективом
Представленная методическая разработка урока, включает тренинги и игровыеупражнения, вырабатывающие у учащихся чувство дружбы. коллективизма, взаимовыручки....
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ "Что может быть семьи дороже"
Методическая разработка...
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль ОПК. Урок №27 Тема: Христианская семья.
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль ОПК. Урок №27 Тема: Христианская семья....