«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках ОРКСЭ в начальной школе»
статья по орксэ (4 класс)

Учебный предмет ОРКСЭ обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках ОРКСЭ в начальной школе»

Подготовила: Самкина Наталья Васильевна,

учитель начальных классов высшей категоии

МБОУ СОШ № 1 имени А. К. Просоедова.

           Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». 
Что же такое «функциональная грамотность»?  Это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. 

Образование, в узком смысле этого слова, является той частью процесса обучения, перед которой стоит задача обеспечить базовый уровень культуры, познакомить учащегося с ценностями, богатствами и стандартами цивилизации, а также (что главное) максимально развить его духовно – нравственный мир.

Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

  • Коммуникативная
  • Информационная
  • Деятельная

Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.( Изучать Искать Думать Сотрудничать Приниматься за дело.)


               Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. 
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

           Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов. 
 
1. Уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 
2. Уровень – понимание .Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 
3. Уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить 
4. Уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 
5. Уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(перессказа) 
6. Уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать 
              Самый высокий уровень – это оценка. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением. 

                 Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. 

                 Казалось бы, умение работать с информацией должно развиваться вместе с обучением в школе и взрослением. Но специалисты полагают, что для того, чтобы угнаться за нынешним темпом появления новостей, обучению работе с информацией на уроках в начальной школе нужно уделять особое внимание. Недаром это умение лежит в основе функциональной грамотности — способности человека применять свои знания в реальной жизни. Развитие функциональной грамотности без отточенных навыков работы с информацией невозможно.                                                             Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках , но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. 
Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

 Предмет ОРКСЭ является интегрированным и включает в себя такие предметные области, как  “Литературное чтение”, и предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения и формированием умений работы с текстом, а также умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному. 

Связь с «Окружающим миром» на уроке ОРКСЭ предусматривает отработку навыка обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

 
Создавая поделки к основным религиозным праздникам, опираемся на учебный предмет “Технология”, который предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.

Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин.

В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.

Это возможно, если:

  1. В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке
  2. Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно
  3. Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко выразить свою мысль)
  4. Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет найти нужную информацию в источниках
  5. Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью

Средства формирования функциональной грамотности на уроках  ОРКСЭ:

  • перес - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный  диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
  • познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
  • изучение документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
  • чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться  от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.
  • исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).

               Таким образом, учебный предмет ОРКСЭ обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.



Предварительный просмотр:

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках ОРКСЭ в начальной школе»

Подготовила: Самкина Наталья Васильевна,

учитель начальных классов высшей категоии

МБОУ СОШ № 1 имени А. К. Просоедова.

           Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». 
Что же такое «функциональная грамотность»?  Это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. 

Образование, в узком смысле этого слова, является той частью процесса обучения, перед которой стоит задача обеспечить базовый уровень культуры, познакомить учащегося с ценностями, богатствами и стандартами цивилизации, а также (что главное) максимально развить его духовно – нравственный мир.

Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

  • Коммуникативная
  • Информационная
  • Деятельная

Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.( Изучать Искать Думать Сотрудничать Приниматься за дело.)


               Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. 
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

           Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов. 
 
1. Уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 
2. Уровень – понимание .Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 
3. Уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить 
4. Уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 
5. Уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(перессказа) 
6. Уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать 
              Самый высокий уровень – это оценка. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением. 

                 Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. 

                 Казалось бы, умение работать с информацией должно развиваться вместе с обучением в школе и взрослением. Но специалисты полагают, что для того, чтобы угнаться за нынешним темпом появления новостей, обучению работе с информацией на уроках в начальной школе нужно уделять особое внимание. Недаром это умение лежит в основе функциональной грамотности — способности человека применять свои знания в реальной жизни. Развитие функциональной грамотности без отточенных навыков работы с информацией невозможно.                                                             Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках , но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. 
Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

 Предмет ОРКСЭ является интегрированным и включает в себя такие предметные области, как  “Литературное чтение”, и предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения и формированием умений работы с текстом, а также умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному. 

Связь с «Окружающим миром» на уроке ОРКСЭ предусматривает отработку навыка обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

 
Создавая поделки к основным религиозным праздникам, опираемся на учебный предмет “Технология”, который предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.

Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин.

В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.

Это возможно, если:

  1. В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке
  2. Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно
  3. Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко выразить свою мысль)
  4. Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет найти нужную информацию в источниках
  5. Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью

Средства формирования функциональной грамотности на уроках  ОРКСЭ:

  • перес - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный  диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
  • познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
  • изучение документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
  • чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться  от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.
  • исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).

               Таким образом, учебный предмет ОРКСЭ обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ – компетентности учащихся на уроках математики в начальной школе

«Формирование ИКТ – компетентности учащихся на уроках математики в начальной школе».Горланова Н.В.,учитель начальных классов....

Педагогические техники формирования УУД у учащихся на уроках математики в начальной школе

Педагогические техники формирования УУД у учащихся на уроках математики в начальной школе...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В  начальной школе  мы используем такие технологии, как: технология критического мышления, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникативная технология, игровая технология,...

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Приёмы, которые я хочу представить вашему вниманию, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников. Все приёмы можно условно разделить на 3 группы: приёмы, повышающие познават...

Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка"

laquo;Мои ученики будут узнавать новое не от меня.Они будут открывать это новое сами.Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»И. Г. Песталоцци...