Урок ОПК 4класс Монастырь. Монахи
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока ОПК в 4 классе "Монастырь. Монахи", на котором учащиеся смогут получить первоначальные знания об особенностях жизни монахов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_opk_monastyr._monakhi.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: МОНАСТЫРЬ. МОНАХИ.
Цели:
помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу;
познакомить с особенностями монастырской жизни
Задачи:
дать первоначальные представления о православном монастыре и его обитателях;
развивать нравственные качества;
развивать коммуникативные, информационные компетенции
-Добрый день, ребята, гости. Я рада видеть всех вас. Нашу сегодняшнюю беседу я хочу начать с притчи.
Однажды молодой монах указал старому монаху на ошибку, которую тот допускал в одной вечерней молитве. - Не может быть, - ответил седой монах. – Я молюсь так долгие годы. Часто вижу Ангелов, которые молятся вместе со мной. Если бы я ошибался, то они исправили бы меня. Прошло время. И вот во время очередной молитвы старый монах спросил у Ангела, прав ли он? - Нет, ты не прав, - был ответ. - Почему же все это время, зная, что я ошибаюсь, ты молчал?! – взволнованно спросил старый монах. - Потому что Господь устроил так, что люди должны научаться от людей, - ответил Ангел.
-Так вот, друзья, и мы продолжим научаться: вы – от меня, я – от вас, и все мы - друг от друга.
- О ком была эта притча?
- Что вы знаете о монахах? У вас на столах есть листы. Впишите в таблицу то, что вам известно об этих людях.
Я знаю | Я узнал |
- Послушаем ваши ответы (ответы детей)
- В течение нашей беседы мы узнаем много нового о жизни монахов, это и есть одна из тем нашей встречи, и вы сможете заполнить вторую часть таблицы.
(на доске) Монахи
- Людям естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Это ценно в любой религии мира, и православие – не исключение. Поэтому одна из удивительнейших страниц истории человечества – это появление монахов, или иноков.
(на доске) «монос» (греч) – один
«ин» (древнеслав) – один
Монах – человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи.
Сам монах считает, что он НЕ ОТКАЗАЛСЯ, а СОГЛАСИЛСЯ, согласился с зовом Бога, Который указал на его призвание.
- Как вы понимаете, что такое призвание? (ответы детей)
Призвание монаха – быть всегда только с Богом
Первые христианские монахи появились в конце /// в. От Р.Х. Они определили главное правило монашеской жизни:
(на доске) Трудись и молись
Святой Антоний Великий, первый христианский монах, жил вдали от людей и лишь иногда приходил в село или в город, чтобы поменять сплетенные им корзины на муку.
Со временем люди заметили в глазах монахов особую тишину, радость, свет, мир, любовь. Стали спрашивать их, как можно жить без злобы, подозрений, зависти. Горожане, князья стали зазывать монахов «Вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас Храмы и дома, вокруг них возведем стены, чтобы шум и городская суета не касались вас. Но только разрешите нам приходить к вам для соучастия в вашей молитве, чтобы получать ваши духовные советы»
Так появились городские монастыри
(на доске) Монастырь – община монахов
- Послушайте цитату из книги «Монастыри России»
«Монашество – широко распространилось в Русской Церкви вследствие того, что с самого начала … учение христианства нашло живой отклик в душах … русских людей. … Оно несло народу образование и культуру, очагами которой становились монастыри».
Долгие века именно монахи переписывали книги, почти все больницы создавали и обслуживали монахи, и даже школы часто создавались именно при монастырях.
- Как вы думаете, легко ли стать монахом? (ответы детей)
- Всегда ли родители исполняют ваши просьбы? Почему, как вы думаете? (ответы детей)
Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре в послушании, т.е. стать послушником.
(на доске) Послушание
- Сможете объяснить смысл этого слова? (ответы детей)
Это значит человек принимает серьезное и очень мужественное решение: «Я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об этом у более опытных и мудрых людей».
Когда послушник лучше присмотрится и к себе, и к жизни монастыря, он просит принять его в монахи и приносит
(на доске) монашеские обеты , т.е. обещания
послушание
безбрачие
нестяжание (отсутствие личных вещей)
- А почему монахи не имеют личных вещей? Когда человек более свободен?
Инсценировка притчи «Ссора» двух монахов»
В одном монастыре жили два монаха. Однажды они подумали: «Как же так, все люди друг с другом ссорятся, а мы не умеем это делать. Давай попробуем!»
- А из-за чего мы будем с тобой ссориться?
- Ну, давай хотя бы вот из-за этого кирпича!
- Хорошо. А как мы будем ссориться?
- Ну, я буду говорить, что он мой. А ты говори, что он твой.
- Хорошо. Начинаем.
- Это мой кирпич.
- Конечно, твой. Бери его, брат, себе!
Так и не удалось двум монахам поссориться.
Затем происходит (на доске) Постриг , который означает, что он сам, свободно отдает себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается другая жизнь, поэтому при постриге монах получает новое имя.
Прочитайте отрывок из стихотворения.
Ввели босого и в рубахе –
Пускай он ищет наг, один,
Простертый на полу, во прахе
Свой ангелоподобный чин.
Там, в прошлом, страстной воли скрежет;
Был нерадивый Иоанн,
Потом власы главы обрежут,
Обет священный будет дан.
И облекут в иное платье,
И отрешат от прежних мук.
Вставай же инок, брат Игнатий,
Твою главу венчал клобук.
Новоначального помилуй
И отгони полночный страх,
Ты, чьей недремлющею силой
Вооружается монах…
Мать Мария, 1930
- Что еще, кроме имени, внешне, изменяется у монаха? (ответы детей)
Чтобы познакомиться с монашеской одежной и смыслом, который скрыт в ней, мы поработаем с N-bookами
Подытожить нашу беседу помогут задания из «Тренажера» и «Контроля» (работа в парах)
- Познавательна ли для вас стала наша беседа? Заполните вторую часть таблицы. (самостоятельная работа детей)
- Что же нового вы узнали о монахах? (ответы детей)
Закрепить и расширить новые знания вы сможете дома, прочитав текст и решив кроссворд. (раздать)
Впереди нас ждет заочное путешествие по самым известным православным монастырям России, вот лишь некоторые из них:
Усть-Медведицкому Cпасо-Преображенскому монастырю 19 августа, в день Преображения Господня, исполнится 350 лет. Построенный на берегу Дона, рядом с Серафимовичем, тогда он назывался Межегорской пустынью и был мужским. Основан по ходатайству местного казачьего атамана Фрола Минаева.
А если в действительности вам представится возможность побывать в монастыре, то надо будет соблюдать определенные правила поведения. Подумайте о них дома и запишите, а при следующей встрече мы обсудим их.
Я думаю, вы согласитесь со мной, что сегодня мы успешно потрудились, я благодарю вас за активность, обдуманные ответы, помощь. Поблагодарите и своего соседа, думаю, найдется за что.
На этом наше занятие окончено До свидания.
По горизонтали
3. Место подвига для монаха.
4. Как называются обещания при пострижении в монашество.
5. Общество людей соединенных с Богом.
6. Как называется в монашестве трудовая деятельность.
7. Первый христианский монах.
По вертикали
1. Священнодействие, во время которого послушник принимает монашество.
2. Монах, прославленный Церковью в лики святых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Информационно-коммуникационные технологии. (А.П.Ершов, Д.В.Зарецкий, В.М.Монахов)
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Её основной задачей является эффективное использование ...
Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка
Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...