Проект урока по теме :"Дружба".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

 Данный проект можно  использовать на уроках «Основы светской этики»  в 4 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_po_kursu_osnovy_svetskoy_etiki.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Широкова Ирина Анясовна

Район

Г. Дзержинск

Место работы

МБОУ СОШ № 20

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

Основы светской этики

УМК

Учебное пособие «Основы светской этики 4-5»- М.: Просвещение, 2012.

Тема урока

Дружба

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи

Цель:

Развитие представлений о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества.

Задачи:

  • Дать понятие определения «дружба», показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека;
  • развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;
  • развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
  • воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам окружающих людей.

Необходимое оборудование

Учебное пособие, тетрадь, словари, презентация «Дружба», мультимедийное оборудование, записи детских песен «Если с другом вышел в путь», «От улыбки станет всем светлей».

Дидактическое обеспечение

Карточки и раздаточный материал, электронное приложение «Основы светской этики»

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • формирование ценности дружбы, оценивание  различных  ситуации и поступков;
  • самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями художественных текстов посредством эмоционально-действенной идентификации;
  • умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать.
  • предметные

 усвоение понятий «дружба», «добродетельные отношения»

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, формулировать тему;
  • умение анализировать свои действия и действия товарищей;
  • умение работать в группе, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения;
  • использование словарей, справочников;
  • нахождение ответов на вопросы в тексте, песнях, пословицах, иллюстрациях;
  • умение слышать и слушать товарищей.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Тест

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебное пособие «Основы светской этики 4-5», книга для учителя

Дополнительная

  • Словарь Ожегова, рассказы И.Туричина «Дружба», В.Осеевой «До первого дождя», стихотворение В.Погореловского «Друзья»

Интернет-ресурсы

  • Pedsovet.org
  • Pedsovet.su
  • Nsportal.ru
  • Zavuch.info

ЭОРы

Электронное приложение «Основы светской этики»


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

1. Организация деятельности учащихся.

Учащиеся занимают свои места за партами.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

2. Введение в тему урока.

- Внимание на экран.

-О чём эта песня?

-Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня?

Постановка проблемы.

Прослушивание песни Шаинского «Если с другом вышел в путь»

Отвечают на вопросы.

Познавательные ууд

Анализировать и обобщать

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

3. Сообщение темы урока.

-Как вы думаете, что такое «Дружба»

4. Работа по теме урока.

1)Игра «Ищу друга»

Беседа.

2) Словарная работа.

Словари Ожегова

3) Чтение учеником  рассказа В.Осеевой «До первого дождя»

Беседа по вопросам. 

-Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя?»

-Почему покраснели Маша и Таня?

-А теперь я вам предлагаю придумать другое  окончание рассказа.

Дети отвечают (мозговой штурм), записывают тему урока в рабочих тетрадях.

Работа по группам. Пишут объявления о поиске друга.

Высказывают свои мнения

Работа с понятием «Дружба»

Читают определение понятия дружба  из словаря.

Дети слушают.

Дети отвечают на вопросы.

Сочиняют свой вариант окончания рассказа.

Регулятивные ууд

Определять цель

Коммуникативные ууд

Объяснять смысл слов

Познавательные ууд

Извлекать информацию из словарей

Познавательные ууд

Познавательные ууд

Извлекать информацию Коммуникативные ууд

Воспринимать информацию на слух

Высказывать свое мнение

Регулятивные ууд

Выдвигать версии

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

4)Инсценирование рассказа И Туричина «Дружба».

Беседа.

-Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом, Борю?

-Можно ли назвать Сережу настоящим другом?

- Так какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Дружба – это забота о друге, и готовность прийти на помощь ничего, не требуя взамен.

5)Работа с текстом учебника.с.32-33

-Поработайте с учебником и найдите отличительные черты дружбы по рядам:

1 ряд избирательность, 2 ряд – бескорыстность, 3 ряд – общность интересов и взаимная симпатия. 

Физминутка

Инсценируют и  анализируют

Оценивают свои поступки и поступки товарищей

Работа в парах

Учащиеся читают текст и выписывают определения

Дети выполняют физминутку

Коммуникативные ууд

Воспринимать информацию на слух

Умение понимать душевное состояние персонажей текста

Высказывать свое мнение

Коммуникативные ууд

Личностные ууд

Извлекать информацию

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

6.)Работа в группах. Выбор качеств личности, которыми должен обладать настоящий друг.

Беседа.

 Работа по группам

Обсуждение и выбор

Фронтальная беседа

Познавательные ууд

Извлекать информацию

Личностные ууд

Коммуникативные ууд

Высказывать свое мнение

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

7) Работа с пословицами.

Читают задание.

Объясняют смысл каждой пословицы.

Называют известные им пословицы на данную тему

Коммуникативные ууд

Объяснять смысл пословиц

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8)Работа в группах.

Решение ситуаций

Группы обсуждают ситуации.

Группы дополняют друг друга, дают свои варианты ответов.

Коммуникативные ууд

Работать в группе и вырабатывать решение

Личностные ууд

Выбирать поступок и оценивать

Познавательные ууд

Умение делать выводы в результате совместной работы с классом

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9) Чтение стихотворения В.Погореловского «Друзья»

(раздаточный материал)

Беседа

Проверка.

10) -Пословица гласит:  «Дерево сильно корнями, а человек  друзьями».

Составление  дерева  дружбы.

-Другу мы всегда протянем руку: руку помощи, руку с радостью.

На партах лежат трафареты ваших ладоней. Пожалуйста, напишите,  что для вас самое главное в дружбе

 

Учащиеся самостоятельно читают, находят в тексте и подчёркивают ключевые слова.

Прикрепляют свою ладошку к стволу дерева. Получается  дерево дружбы.

Познавательные ууд

Извлекать информацию

Находить ответы на вопросы

Коммуникативные ууд

Личностные ууд

Осознавать и называть качества и черты дружбы

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

11) Проверка знаний. Тест.

 (взаимопроверка)

12)Исполнение песни «От улыбки станет всем светлей»

13) Домашнее задание по выбору.

1)составить небольшой рассказ по рисункам на с.32

2) написать небольшой рассказ о своём друге по плану:

1)Как я понимаю слово «дружба»

2)Кто такой мой друг?

3)Почему я дружу с этим человеком?

4)Что даёт мне дружба?

3) найти и выучить пословицы о дружбе

4) найти рассказы писателей о дружбе, приготовить краткий пересказ.

5) Составить  синквейн со словом «дружба».

14) Итог урока. 

Заполнение таблицы

  • Сегодня я узнал….
  • Я понял, что….
  • У меня получилось….
  • Теперь я могу…
  • Урок дал мне для жизни…..

Отвечают на вопросы теста.

Меняются работами в парах и проверяют

Исполняют песню

Записывают д/з по выбору

Заполняют таблицу

Регулятивные ууд

Определять степень успешности работы по критериям

Познавательные ууд

Извлекать информацию

Личностные ууд

Умение понимать душевное состояние персонажей текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОРКСиЭ. Тема :"Дружба"

Имеется конспект урока и презентация (подработала для учеников своего класса)...

разработка урока по теме "Дружба"(ОРКСЭ 4 класс)

Разработка урока по теме "Дружба" в курсе ОРКСЕ для 4 класса с презентацией...

Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...

Конспект урока по теме "Дружба" (ОРКСЭ)

Данный конспект поможет  провести урок по теме"Дружба" в 4-ом классе....

Урок по теме "Дружба"

Презентация к  интегрированному уроку  по окружающему миру  и русскому языку...

Разработка урока по теме "Дружба" . Предмет ОРКСЭ. 4класс.

Данную разработку можно использовать на уроке "Основы светской этики" в 4 классе....