Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 21
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
В данной работе представлен третий урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».Урок отводится на обобщение изученного материала в ходе создания учебного продукта. На уроке в полном объёме реализуются проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная технологии, педагогика сотрудничества, технология личностно-ориентированного обучения.
Данные методические материалы базируются на системно-деятельностном подходе. Предлагаемый комплекс уроков создает оптимальные условия для максимально целостного восприятия заявленной темы, качественного ее усвоения, расширяют возможности полного раскрытия творческих способностей каждого ребенка, дальнейшего развития его личностных качеств; успешно решают задачи учебно-исследовательской деятельности, что в значительной степени способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k_uroku_no21.docx | 96.83 КБ |
urok_no21.pptx | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Воробьева Вера Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №44»
Методическая разработка урока
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
4-й класс, 2 - полугодие, урок №21
Тема урока:
Нравственный поступок
Цели урока:
-побуждать учащихся к осознанию и принятию нравственных ценностей и этических норм, обеспечивающих успешную социализацию; к освоению социального опыта и применению его в повседневной практике;
-продолжить совершенствование у школьников коммуникативной, этической, социальной компетенций;
- формировать у учащихся умения работать с инструментарием, позволяющим им осознать самих себя и раскрыть тайны собственного я, своего поведения, своих привычек, своего характера, с инструментарием, мотивирующим к работе над собой;
- совершенствовать у учащихся представление об особых признаках нравственного поступка;
- расширить у учащихся представления о нравственном поступке и золотом правиле нравственности.
Планируемые результаты (личностные)
-принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и правилах поведения;
-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
-развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Планируемые результаты (метапредметные)
-знание, понимание и принятие школьником ценностей: мир, Отечество, семья, религия - как основы жизни многонационального народа России;
-знакомство с основными нормами светской и религиозной этики, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
умение осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата; понимание причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
-определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты (предметные)
-знание, понимание и принятие школьником ценностей: Мир, Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-понимание значения нравственности, в жизни человека и общества;
-развитие представлений младшего школьника о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
-осознание ценности человеческой жизни.
Основные понятия: золотое правило нравственности, нравственный поступок; признаки нравственного поступка: мотив, цель, средства достижения цели; самовоспитание, саморазвитие, самопознание, самосовершенствование.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика.
Тип урока: комбинированный.
Ресурсы: Данилюк А.Я. Основы духовно- нравственной культуры народов России. О-75 основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы [текст] / Данилюк А.Я.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.-63с.: ил.-ISBN 978-5-09-026774-8; презентация урока
Технические средства: компьютер, проектор, экран магнитная доска, песочные часы.
Иллюстративный материал: оформление классной доски: раздел «Мы вместе» (опорный конспект предыдущего урока: слайды презентации на бумажном носителе); раздел « Я сам!» (опоры:, «Правила действий в рабочих парах и группах»); листы достижений рабочей группы; лист самооценки; матрица нравственного роста (для индивидуальной домашней работы и групповой в классе), матрицы ситуаций, «волшебный» стул, опоры для творческого отчета, матрицы для самостоятельной работы дома.
Сценарный план урока
1.Организационный этап
Слайд 1
-Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.
Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!
- Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
2.1.Включение знаний в систему повторения в ходе проверки домашнего задания
2.1.1. Повторение во внешней речи с использованием опорного конспекта
-Мы продолжаем исследование социальной сферы общества, его нравственных идеалов, ценностей; продолжаем освоение социальных норм, правил поведения; и на их основе учимся выстраивать личные взаимоотношения.
-Кто сможет «только обозначить» открытия прошлого урока? (Оформление классной доски включает раздел «Мы вместе», в котором традиционно размещается опорный конспект предыдущего урока - слайды презентации на бумажном носителе).- Кто и с кем поделился нашими достижениями? (Обычно все ученики выражают жестовое «согласие» и называют своих друзей, одноклассников, родных, учителей). - Испытал ли ваш собеседник (и) чувства радости от общения? - Сумел ли он (и) порадоваться за наш с вами общий успех и за ваши личные победы? (На эти два вопроса практически всегда все ученики выражают жестовое «согласие). - Моя душа тоже «поет» от радости за наши общие достижения и за каждого из вас, мои дорогие! Сколько любви, красоты, добра мы с вами уже подарили нашему прекрасному миру. Продолжаем трудиться? (Все ученики выражают жестовое «согласие»).
2.1.2. Повторение во внутренней речи посредством конструирования высказываний
- Кто поделится своими «домашними успехами» по учебному предмету? (Учитель обращает внимание учеников на опоры «Речь» из раздела «Я - сам!»: «Я узнал…»; Я понял….; Мне захотелось изучить…; Я осознал необходимость…; Я получил опыт…». Дети высказываются, пользуясь опорами при необходимости: Я узнал формулу счастья, как оценить личностный рост, как вырастить привычку; как сотворить себя, как составить программу личностного роста. Я понял, как делать добро, как применять ЗПН в жизни, как закалять характер. Мне захотелось изучить о том, как знают у нас в гимназии золотое правило нравственности. Я осознал важность работы над собой, и необходимость выполнения ЗПН. Я получил опыт взаимоотношений в паре. Я здорово побарахтался в мудрых мыслях. Мне стали известны секреты ЗОЖ, Двух шагов, цены секунды жизни. Я запомнил народную мудрость «Посеешь поступок – получишь привычку, посеешь привычку – получишь характер, посеешь характер – получишь судьбу».- Кто плескался в бурном «НИЛе»? (Дети ждут этот вопрос с огромным нетерпением на каждом уроке. Учитель должен «оттянуть» его до тех пор, пока не прозвучит вся информация опорного конспекта. Он предлагает ребятам еще и еще раз задать самим себе «вопрос-контроль»: «А могу ли я шагать дальше, готов ли я штурмовать вершины общественных познаний, многовекового социального опыта?», учебную « кричалочку»: « Соберись в дальнейший путь, ничего не позабудь!» Когда все же он прозвучал, ребята не могут удержаться от ответа «Это, ты! Это, я! Это все - мои друзья!»)
2.2. Погружение в учебно-исследовательскую деятельность
2.2.1. Анализ принципа построения матрицы, предложенной для выполнения пробных действий в домашней работе. Тестирование посредством игры «Ночь! - День!»*
- Прежде всего, как обычно перед началом презентации своего проекта, рассмотрим основные положения исходного объекта - матрицы. Слайд №2
- « Ночь!»* - Внимание первый вопрос! - Можете ли вы утверждать, что матрица повторяет шаги пословицы «Посеешь поступок – получишь привычку, посеешь привычку – получишь характер, посеешь характер – получишь судьбу»? (Жест согласие») - Вопрос второй! - Можете ли вы утверждать, что привычка-это однократное действие? (Жест «несогласие») - Вопрос третий! - Можете ли вы утверждать, что убеждения - это жизненные принципы, ценностные ориентиры? (Жест «согласие») - Вопрос четвертый! - Можете ли вы утверждать, что матрица не учитывает взаимосвязи и взаимоотношения социума? (Жест «несогласие») - Вопрос пятый, последний! Сколько уровней участия человека в действии матрица предполагает возможным для моделирования? (Дети показывают «ответ на пальцах». Учитель, максимально сократив время, получает обратную связь от каждого ученика. Все дети на этом уроке показывают разные ответы - количество пальцев: три, пять, восемь).- «День!»* (Дети «убирают ответы» и открывают глаза).*
- 2.2.1. Самопроверка результатов тестирования. Анализ ошибок.
Большинство ваших ответов меня очень порадовали, однако необходимо уточнить пятый вопрос. Внимание на экран! Самопроверка Слайд №3
Пожалуйста, проанализируйте свои ответы. Контрольное время -1 минута.- Встаньте, кто воспользовался «Правом одной ошибки». («Право одной ошибки» гласит о том, что «маленький человек» входит в большую жизнь, учится, старается. И не все порой чудесно (жест дирижера) получается. Дети встают все). – Позвольте мне спрогнозировать, что «Пятый вопрос» воспользовался у каждого из вас «Правом одной ошибки»? (Жест «согласие». Учитель акцентирует внимание детей на этого формулировку в слайде№2 ) –Приготовьте свои исходные матрицы «на счет два» ( Учебная «кричалка»: Ни за что не отставай! Дружно в ногу ты шагай! Коль от «счета» ты отстанешь, очень много потеряешь!). - Один, Два! – Внимание на экран!
Слайд №4
Вчитайтесь пошагово! Найдите информацию, во- первых, о том - В каких социальных сферах матрица предлагает рассмотреть шаги (действия человека)? (семья, профессиональная (образовательная) сфера, общество, государство, мир) во- вторых, о том - Какую степень участия в этих социальных сферах матрица предлагает рассмотреть? (участие словом, участие делом, самопожертвование). Какие слова – незнакомцы выскочили? Я вижу, что все слова вам знакомы. Значит, можем двигаться дальше по правилу ОО (Правило Окончательного Ответа: Право на ошибку уже потерял. Честно информацию перепроверял. И сомнений больше в правильности нет. Громко Окончательный говорю Ответ!). Сколько уровней участия человека в действии матрица предполагает возможным для моделирования? - « Ночь!»* (Дети показывают «ответ на пальцах».) - «День!»* (Дети «убирают ответы» и открывают глаза).*- Кто уверен в своем ОО (Окончательном Ответе), пожалуйста, встаньте! (Приветствую покорителей правильных ответов общими аплодисментами). - Кто чувствует готовность к сегодняшним открытиям, присядьте, пожалуйста, за свои парты
- 2.3 Включение знаний в систему повторения в ходе интерпретации проблемных ситуации посредством презентации учебного продукта
- 2.3.1 Анализ выставки проектного творчества
- На перемене я успела (Меня никто не отвлекал, дисциплина радовала.) проанализировать нашу сегодняшнюю выставку проектного творчества. Идеи представленных работ великолепны, но требуют каждая определенной доработки. Я приглашаю авторов этих проектов на очередное заседание секции «Эврика» научного общества «Гимназист». Мы «причешем» немножко ваши работы. Особый интерес у меня вызвал проект, автору которого я передаю слово.
- 2.3.2 Презентация лучшего учебного продукта проекта, полученного дома
Я создал проект « на основе предложенной нам матрицы «Программа личностного роста». Его презентацию предлагаю провести в игре «А знаете ли Вы, как…?» - Кто хочет мне помочь, встаньте, пожалуйста. Спасибо! Вы будите моими ассистентами, поэтому получите дополнительную информацию. (Автор раздает свой учебный продукт) Пока вы знакомитесь с ней. Я прошу всех остальных одноклассников быть экспертами проекта. Кто согласен? ( Жест «согласие») Мне приятно, что вы не отказываетесь. Я делюсь с вами интересным «вопросом залу» - А знаете ли Вы, из какого «зерна» вырастить порядочность в судьбе?
Если человек один раз сложил аккуратно вещи, второй раз тоже сложил аккуратно, и так он привык всегда аккуратно складывать, то у него вырастит привычка к аккуратности. У человека в жизни будет все по порядку, вот и вырастит порядочная судьба. Правильно! А знаете, что такое чистоплотный характер? (Чистоплотность - чистая плоть). Молодцы! Я чувствую, что мои ассистенты готовы. Слова- незнакомцы у вас «выскочили»? Внимание вопрос?
Если я буду соблюдать режим дня, в моем характере будет дисциплинированность и организованность, в обществе мне будут доверять;
- А знаете ли Вы, как воспитать в судьбе интеллигентность? (Для этого нужно вырастить привычку к вежливости).
- А знаете ли Вы, какая привычка формирует высокий интеллект? (Если выработаешь привычку хорошо учиться, то по характеру ты будешь трудолюбивый, любознательный .)
– А знаете ли Вы, как отразится на судьбе человека, умение видеть вокруг себя прекрасное, как это повлияет на его характер? (Характер расцветет обаянием, привлекательностью, красотой. Его судьба наполнится высоким эстетическим вкусом)
– А знаете ли Вы, из какой привычки вырастает высоконравственный человек? (В проекте я нашел необходимую для ответа на этот вопрос информацию: высоконравственный человек вырастает из привычки «не проходить» мимо чужого горя. Уметь сострадать, сочувствовать, сопереживать. «Привычка ТрехС»).- Спасибо, вы мне очень помогли, выражаю уверенность, в том, что вам моя информация будет полезна. Уважаемые ассистенты, пожалуйста, выскажите свое мнение о моем проекте.
- Я хочу поблагодарить автора проекта за жизненные рецепты. Мне было легко отвечать на вопросы. В проекте интересная и полезная информация для нас. Спасибо. Мне бы хотелось бы оставить его для себя, если можно.
(Ассистенты отвечали на вопросы, используя информацию презентуемого проекта, который получили в качестве дополнительной информации в самом начале презентации).
Индивидуальная программа развития ученика(цы) 4-го класса _________________________________________________Ф. И. О. | ||
Привычка. | Характер | Судьба |
1.Аккуратность. | Чистоплотность (чистая плоть) | Порядочность |
2.Режим дня. | Организованность, дисциплинированность. | Ответственность( сможет работать на сложных, ответственных должностях, доверять, дружить) |
3.Вежливость. | Воспитанность | Интеллигент. |
4.Желание учиться. | Трудолюбие, любознательность. | Высокий интеллект |
5.Умение видеть и ценить прекрасное. | Обаяние, привлекательность, красота. | Высокий эстетический вкус. |
6.Вырабатывать, сострадание, сочувствие, милосердие. | Гуманист, добро, отзывчивость. | Высоконравственный человек. |
-Предоставляю слово экспертам. Красота! (Эксперты - Красота! Вот такая красота! Общие аплодисменты).- Уважаемые Эксперты, я искренне разделяю ваше мнение и только вам раскрою сегодняшний секрет. Готовы? А секрет ужасно прост. Автор мой раскрыл вопрос! Подготовил вас, друзья! Для (дальнейшего) проектного труда! В «НИЛ» я приглашаю всех. Там заждался вас Успех!
3. Закрепление учебного материала
3.1. Творческая работа в «НИЛ» (научно-исследовательская лаборатория). Практическая работа с матрицей
- Работа в группах по матрице. Время-2 минуты. О готовности сообщите. (О завершении своей работы дети сообщают традиционным жестом: «взявшись за руки друг друга, поднимая их вверх». Учитель выставляет песочные часы, и по истечению времени последовательно после ответа каждой группы проводит проверку. Он использует электронную поддержку. Каждая группа фиксирует результат в своем листе достижений).
Слайд№5
3.2. Творческий отчет рабочих групп.
-Уважаемые теоретики, ваши 2 минуты истекли. - Внимание! Начинаем Творческий отчет! Позвольте мне сегодня его провести? (жест «согласия»)
-Спасибо за доверие! Тогда подайте заявки на выступление. (Дети подают свои рабочие «мысли». Исходя из ситуации урока, учитель решает вопрос о целесообразности проведения жеребьевки и объявления порядка отчетов). Время отчета - 2 минуты. Пожалуйста, соблюдайте регламент!- Согласно жеребьевке, слово для отчета предоставляется Первой рабочей группе.
3.2.1. Творческий отчет «Первой» рабочей группы.
- Наша рабочая группа изучила первую ситуацию. Мы действовали ,согласно предложенному алгоритму:
- 1й шаг: определить учебную задачу, используя материалы матрицы. Мы определили!
Результат: - нам нужно узнать по матрице жизненные принципы.
- 2й шаг: проанализировать информацию о поступке, привычке и характере. Мы проанализировали!
Результат: - если человек увидел чужую беду и не остался равнодушным, помог не только словом, но и делом, и не один раз в жизни, то он умеет сочувствовать, сострадать, сопереживать.
- 3й шаг: сделать вывод.
Мы пришли к общему выводу!
Результат: - о том, что из добрых поступков, заботы, умения видеть чужую беду и не проходить мимо неё, вырастают гуманизм и милосердие. Из «зерна» неравнодушия вырастает гуманизм- это жизненный принцип, ценность.
3.2.2. Творческий отчет «Второй» рабочей группы.
- Наша рабочая группа изучила вторую ситуацию. Мы действовали ,согласно предложенному алгоритму:
- 1й шаг: определить учебную задачу, используя материалы матрицы. Мы определили!
Результат:- нам нужно узнать по матрице личностные качества характера.
- 2й шаг: проанализировать информацию о поступке, привычке и судьбе. Мы проанализировали!
- Результат: - если человек перечит, оговаривается, не слушается, упирается, то он одинок в своей настоящей жизни и в дальнейшей судьбе, он будет всегда конфликтовать даже с самыми близкими ему людьми.
- 3й шаг: сделать вывод.
Мы пришли к общему выводу!
Результат: - о том, что по характеру такой человек упрям. Непослушание порождает упрямство, и из этого «зерна» вырастает одиночество в судьбе?
3.2.3. Творческий отчет «Третьей» рабочей группы.
- Наша рабочая группа изучила третью ситуацию. Мы действовали ,согласно предложенному алгоритму:
- 1й шаг: определить учебную задачу, используя материалы матрицы. Мы определили!
Результат:- нам нужно узнать по матрице привычку человека
- 2й шаг: проанализировать информацию о поступке, характере и судьбе. Мы проанализировали!
- Результат: - если человек слушает и слушается, упорно добивается своей цели, непреклонно следует советам старших, то в судьбе его ждет успех, то в будущем он будет самореализован и востребован в любом социуме.
- 3й шаг: сделать вывод.
Мы пришли к общему выводу!
Результат: - о том, что послушание помогает добиваться цели и ведет к успешной судьбе.
3.3. Самопроверка практической работы по матрице. Оценка результатов творческих отчетов. Коллизия
- Группы завершили отчеты. Осуществим самопроверку по эталону. - Внимание на экран!
Слайд №5
- Красота! Красота! Вот такая Красота! - Дополнительная информация- подсказка (алгоритм действий - математическая модель «Уравнения») была полезна для вас? (жест «согласие»). Мне приятно, что вы разгадали этот мой «секретик» и смогли им воспользоваться. Но у меня вызывает сомнение один из компонентов в этих «уравнениях». (Дети разъясняют различия между упорством и упрямством, когда впервые ребенок учится достигать цели и как это отражается в его судьбе).- Вот теперь все «пазлы сложены». Я вас всех благодарю. И в награду вам «крутую» еще матрицу дарю. Принимаете, иль нет? (жест «согласие») Честный слышу я ответ? (жест «согласие»). Ну, тогда, друзья старайтесь, в бурном «НИЛе» кувыркайтесь!
5. Информация о домашнем задании
Слайд №7
Дома:
- По желанию побарахтайся в «Мудрых мыслях», поплескайся в бурном «НИЛе»
- Используя алгоритм действий математической модели «Уравнения» смоделируйте учебную ситуацию.
(Возможна индивидуальная консультация на заседании секции «Эврика» НО «Гимназист»: используя алгоритм действий математической модели «Уравнения» дети моделируют учебную ситуацию-поступок по опорным словам: ребенок, транспорт, пожилой человек. Они определяют и расписывают результат действий по показателям признаков поступка, для ребенка и для окружающих. В дальнейшей работе можно рассмотреть роль (значение действий) окружающих для личностного роста ребенка и получения социального опыта. В листе самооценки отмечают получение опыта самостоятельного общественного действия).
4. Контроль и закрепление усвоения учебного материала. Тренинг «Стул»
4.1. Интерпретация проблемной ситуации. Мониторинг личностных достижений
Внимание! - Ждет еще награда вас. Тренинг проведем сейчас! - Я приглашаю к доске по два представителя от группы. Поддержим и пожелаем удачи! (Группы поддержки аплодируют представителям)
- Вы - фантазеры. Встаньте, пожалуйста, в полукруг. - «Ночь!»* Представьте «волшебный» стул, на котором исполняются все ваши мечты, сохраняйте его образ до тех пор, пока не наступит «День!».*- Учитель обращается к группам поддержки: - Вы - группы поддержки. Постарайтесь угадать, какой «стул» представили ваши фантазеры. (Ответы детей по цепочке: трон, табуретка, детский стульчик, кресло, спортивный снаряд, стул на высоких ножках, компьютерный, барный, очень мягкий, надувной стул и.т.д. Эти ответы могут служить учителю своеобразной диагностикой интересов и нравственных ценностей ребенка).- Спасибо! Проверим, угадали вы образы, которые представляли ваши друзья. (Учитель обращается к фантазерам) - Если вы представили этот «волшебный» стул, по сигналу приготовьтесь открыть глаза. (Одновременно с этими словами учитель быстро ставит в полукруг фантазеров свой стул). Группы поддержки (жест дирижера) «День!»
(Фантазеры открывают глаза и видят стул, учитель интригует их:- Смотрите, вот он этот стул - чудесный, этот волшебный, необыкновенный стул, вот оно – это лучшее место на планете! (учитель, улыбаясь, смотрит то на стул, то на детей, если дети не пытаются сесть на стул, следует продолжить расхваливать стул) - Многие люди желают занять это волшебное место под солнцем, многие хотят очутиться на нем.(если дети по-прежнему не пытаются сесть на стул, следует продолжить) - Почему же Вы не предпринимаете никаких действий? Неужели Вам не хочется занять это место? (И после этого наверняка дети наперегонки пытаются сесть на стул, некоторые уступают друг другу, на основании этих действий детей также возможно провести некоторую диагностику уровня сформированности моральных норм и правил поведения Учитель благодарит участников тренинга, просит их пройти на свои места и организует анализ результатов).
4.2 Включение знаний в систему повторения в ходе интерпретации проблемных ситуации. Анализ тренинга.
-Давайте проанализируем ситуацию и составим программу действий тренинга.
(Учитель обращается к ребенку, который так и не сел на стул:- Пожалуйста, скажи, что помешало тебе сесть на этот стул? – Я уступил место (называет имя одноклассника(цы), я пропустил…я не хотел обидеть……)
(Учитель обращается к классу: - Назовите качества, которые проявили дети. Что заставило поступить именно так? ( Совесть) - Кто не решился сесть на стул, что ему мешает быть успешным? Как работать над собой? Какие качества ему нужно развивать в себе? (ответы: решительность, смелость. У тех детей, кто сел на стул, следует спросить: «Что помогло Вам принять решение?» Качество, названное ребенком, будет его личностным достижением.)
4.3. Программа действий тренинга. Уточнение механизма действия в учебном тренажере
- Чтобы вы в дальнейшем смогли провести самодиагностику, составим алгоритм действий. - Включите «Я сам»! Внимание на экран! Слайд№6 Время- 30 секунд. (Дети объясняют алгоритм действий в тренинге).
1 шаг представили ситуацию;
2 шаг задали вопрос;
3 шаг ответили;
4 шаг обнаружили проблемы;
5 шага определили личностный результат
- Еще раз всмотритесь в наш учебный продукт! (Учитель еще раз обращает внимание детей на глаголы «каждого шага», уже открывшиеся на опоре. По ситуации данного момента урока можно использовать «кричалочку». На все времени хватило? - Да! – Интересно, дети, было? - Да! – Вам, полезно, дети? - Да! – Может, все же это, вред? - Нет!- Истина ли - ваш ответ?- Да! – Будем дальше изучать! – Да! – Браво! Дети!- Так держать!)
Слайд№6
- Молодцы! Теперь каждый из вас не только в тренинге (пауза), но и в своей реальной жизни сможет успешно проделать этот путь! - Кому нравится наш учебный продукт? (Ученики выражают жестовое «согласие»).- Действительно, очень добротно, красиво, истинно!
- Замечательно! вы все успешно «побарахтались в мудрых мыслях и поплескались в «НИЛе»», отлично поработали.
9.Саморефлексия
Слайд №11
-Наши традиционные три вопроса, которые настраивают нас на дальнейшее творчество: (ответ - жесты). Сегодня на уроке:
-Спасибо за такую прекрасную оценку урока и чудесное сотрудничество.
Зовет на перемену нас звонок,
Там ожидает новый нас урок!
Люби! Исследуй! и Твори!
Добро и Красоту дари!
Приложение
- Матрица личностного роста (самостоятельные пробные действия)
Поступок (однократное действие) | Привычка (непроизвольно повторяющиеся действия, закрепившиеся в поведении) | Характер (качества личности, личностные свойства) | Судьба (жизненные принципы, ценностные ориентиры) | |
семья | профессиональная сфера | общество | государство | мир |
Участие( слово) | Участие( слово) | Участие( слово) | Участие( слово) | |
Участие( дело) | Участие( дело) | Участие( дело) | Участие( дело) | |
Самопожертвование | Самопожертвование | Самопожертвование | Самопожертвование | |
Самостоятельные пробные учебные действия | ||||
- Матрица личностного роста для анализа ситуаций
Поступок (однократное действие) | Привычка (непроизвольно повторяющиеся действия, закрепившиеся в поведении) | Характер (качества личности, личностные свойства) | Судьба (жизненные принципы, ценностные ориентиры) | |
семья | Профессиональная сфера | общество | государство | мир |
Участие( слово) | Участие( слово) | Участие( слово) | Участие( слово) | |
Участие( дело) | Участие( дело) | Участие( дело) | Участие( дело) | |
Самопожертвование | Самопожертвование | Самопожертвование | Самопожертвование | |
увидел чужую беду (и помог) | не быть безучастным к чужому горю, неравнодушие | сочувствие, сострадание, сопереживание | Гуманизм, милосердие | |
непослушание | Неисполнительность Необязательность (перечить) | упрямство | неуживчивость, неоконформизм, непримиримость , конфликтность, , негативизм, нигилизм, одиночество | |
послушание | Достижение цели | упорство | Успешность, удовлетворенность самореализация, востребованность, |
- Опора для творческого отчета
- Матрица учебных ситуаций №1
Матрица для конструирования учебных ситуаций
4. Матрица учебных ситуаций №1
Дополнительная информация-подсказка: алгоритм действий – математическая модель «Уравнения»
Ситуация (поступок) | Цель | Мотив | Средства достижения цели | Самодействие | Результат | |||
истина | ложь | истина | ложь | |||||
Самостоятельно увидел и вежливо уступил | помочь | Сострадание Сочувствие Сопереживание | В соответствии с нравственными нормами | Самостоятельно | Окружающие (их влияние) | Принята, одобрена ( важно, чтобы была принята) | ||
ребенок | Внутреннее удовлетворение Личностный рост | |||||||
Самостоятельно увидел и вежливо уступил | Получить похвалу | Выделиться, покрасоваться | В соответствии с нравственными нормами | Самостоятельно | Окружающие (их влияние) | Принята, одобрена ( важно, чтобы была не принята) | ||
ребенок | Внутреннее удовлетворение Отрицательный опыт |
Практическая работа №1
Смоделируйте ситуацию (поступок), используя опорные слова: ребенок, транспорт, пожилой человек и показатели признаков поступка, определите результат для ребенка и для окружающих. Рассмотрите роль (значение действий) окружающих для личностного роста ребенка и получения социального опыта. В листе самооценки отметьте получение опыта самостоятельного общественного действия
- Матрица учебных ситуаций №2
Дополнительная информация-подсказка: алгоритм действий – математическая модель «Уравнения»
Ситуация (поступок) | Цель | Мотив | Средства достижения цели | Самодействие | Результат | |||
истина | ложь | истина | ложь | |||||
Посторонний человек попросил ребенка уступить | Отсутствуют | В соответствии с нравственными нормами | несамостоятельно | Окружающие (их влияние) | (Не) принята, (не)одобрена ( важнее, чтобы была не принята) | |||
ребенок | Внутреннее удовлетворение Отрицательный опыт | |||||||
Самостоятельно увидел, знает ,что надо уступить, но сам помочь не желает, помогает за счет другого человека | Помощь за счет другого человека | Подмена мотива | Помощь за счет другого человека | Отсутствует | Окружающие (их влияние) | Принята, одобрена ( важно, чтобы была не принята) | ||
ребенок | Внутреннее удовлетворение Отрицательный опыт |
Практическая работа №2
Смоделируйте ситуацию (поступок), используя опорные слова: ребенок, транспорт, пожилой человек и показатели признаков поступка, определите результат для ребенка и для окружающих. Рассмотрите роль (значение действий) окружающих для личностного роста ребенка и получения социального опыта. В листе самооценки отметьте получение опыта самостоятельного общественного действия
- Матрица учебных ситуаций №3
Дополнительная информация-подсказка: алгоритм действий – математическая модель «Уравнения»
Ситуация (поступок) | Цель | Мотив | Средства достижения цели | Самодействие | Результат | |||
истина | ложь | истина | ложь | |||||
Самостоятельно увидел, знает, что надо уступить, но нет желания | Подмена цели Неискренняя помощь | Подмена мотива | Совершил над собой усилие в соответствии с нравственными нормами | Самостоятельно | Окружающие (Их влияние) | Принята, одобрена ( важно, чтобы была принята) | ||
ребенок | Внутреннее удовлетворение Личностный рост | |||||||
Самостоятельно увидел, знает, что надо уступить, но нет желания (Уступил нехотя, небрежно, ворча) | Подмена цели Неискренняя помощь | Подмена мотива | Совершил над собой усилие . не соблюдая нравственным нормам | Самостоятельно | Окружающие (Их влияние) | (Не) принята, (Не) одобрена ( важно, чтобы была не принята) | ||
ребенок | Внутреннее удовлетворение Отрицательный опыт |
Практическая работа №3
Смоделируйте ситуацию (поступок), используя опорные слова: ребенок, транспорт, пожилой человек и показатели признаков поступка, определите результат для ребенка и для окружающих. Рассмотрите роль (значение действий) окружающих для личностного роста ребенка и получения социального опыта. В листе самооценки отметьте получение опыта самостоятельного общественного действия
7 Лист личностных достижений
ФИО______________________________________________________
Дата___________Тема урока __________________________________
Критерии самооценки результатов | ||
Баллы | Учебная | По «кричалочке» |
0 | Пока еще не ответил(и) | Я пока совсем не рад. Неудачный результат. Надо очень постараться,- до друзей своих добраться! |
1 | Ответил(и), используя дополнительную информаци | Что-то я не очень рад. Но отмечу результат. Где ошибка - повторю и друзей я догоню! |
2 | Ответил(и) самостоятельно | Я сегодня очень рад. Отмечаю результат! |
Опорный конспект | ||
Конструирование высказывания | ||
Тестирование | ||
Презентация своего проекта | ||
Доля участия в «НИЛе» | ||
Самодиагностика | ||
Итого: | ||
Рекомендации |
- Лист самооценки
Приобретение социальных знаний | |||||||||||||||
Приобретение социального опыта | |||||||||||||||
Приобретение самостоятельного общественного действия |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поступок (однократное действие) Привычка (непроизвольно повторяющиеся действия, закрепившиеся в поведении) Характер (качества личности, личностные свойства) Судьба (жизненные принципы, ценностные ориентиры) Семья профессиональная сфера общество государство мир Участие( слово) Участие( слово) Участие( слово) Участие( слово) Участие( дело) Участие( дело) Участие( дело) Участие( дело) Самопожертвование Самопожертвование Самопожертвование Самопожертвование Практическая работа
Самопроверка ..матрица повторяет шаги пословицы? ..привычка-это однократное действие? ..убеждения - это жизненные принципы, ценностные ориентиры? ..матрица не учитывает взаимосвязи и взаимоотношения социума? Сколько уровней участия человека в действии? Можете ли вы утверждать, что… 8
Поступок (однократное действие) Привычка (непроизвольно повторяющиеся действия, закрепившиеся в поведении) Характер (качества личности, личностные свойства) Судьба (жизненные принципы, ценностные ориентиры) Семья профессиональная сфера общество государство мир Участие( слово) Участие( слово) Участие( слово) Участие( слово) Участие( дело) Участие( дело) Участие( дело) Участие( дело) Самопожертвование Самопожертвование Самопожертвование Самопожертвование Практическая работа
Поступок (однократное действие) Привычка (непроизвольно повторяющиеся действия, закрепившиеся в поведении) Характер (качества личности, личностные свойства) Судьба (жизненные принципы, ценностные ориентиры) Семья профессиональная сфера общество государство мир Участие( слово) Участие( слово) Участие( слово) Участие( слово) Участие( дело) Участие( дело) Участие( дело) Участие( дело) Самопожертвование Самопожертвование Самопожертвование Самопожертвование увидел чужую беду ( и помог) не быть безучастным к чужому горю, неравнодушие сочувствие, сострадание, сопереживание непослушание Неисполнительность необязательность (перечить) неуживчивость, неоконформизм , непримиримость , конфликтность, негативизм , нигилизм, одиночество послушание упорство Успешность, удовлетворенность самореализация, востребованность, Практическая работа Гуманизм, милосердие Упрямство Достижение цели
Каким Вы себе представляете стул? Я не села на этот стул, потому что … (СОВЕСТЬ) Мне необходимо … ВОПРОС ОТВЕТ ПРОБЛЕМА ДЛР Что помешало Вам на него сесть? СИТУАЦИЯ Тренинг «Стул»
Дома: 1. По желанию « побарахтайся» в «Мудрых мыслях», поплескайся в « НИЛе »» 2. Используя алгоритм действий математической модели «Уравнения » смоделируйте учебную ситуацию. УДАЧИ!
Матрица для конструирования учебных ситуаций, алгоритм действий – математическая модель «Уравнения» Ситуация (поступок) Цель Мотив Средства достижения цели Самодействие Результат истинная ложная истинная ложная Самостоятельно увидел и вежливо уступил помочь Сострадание Сочувствие Сопереживание В соответствии с нравственными нормами Самостоятельно Окружающие (Их влияние) Принята, одобрена ( важно, чтобы была принята) ребенок Внутреннее удовлетворение Личностный рост Самостоятельно увидел и вежливо уступил Получить похвалу Выделиться, покрасоваться В соответствии с нравственными нормами Самостоятельно Окружающие (Их влияние) Принята, одобрена ( важно, чтобы была не принята) ребенок Внутреннее удовлетворение Отрицательный опыт
Ситуация ( поступок) Цель Мотив Средства достижения цели Самодействие Результат истинная ложная истинная ложная Посторонний человек попросил ребенка уступить Отсутствуют В соответствии с нравственными нормами несамостоятельно Окружающие (Их влияние) (Не) принята, (не)одобрена ( важнее, чтобы была не принята) ребенок Внутреннее удовлетворение (+,-)опыт Самостоятельно увидел, знает ,что надо уступить, но сам помочь не желает, помогает за счет другого человека Помощь за счет другого человека Подмена мотива Помощь за счет другого человека Отсутствует Окружающие (Их влияние) Принята, одобрена (важно , чтобы была не принята) ребенок Внутреннее удовлетворение Отрицательный опыт
Ситуация ( поступок) Цель Мотив Средства достижения цели Самодействие Результат истинная ложная истинная ложная Самостоятельно увидел, знает, что надо уступить, но нет желания Подмена цели Неискренняя помощь Подмена мотива Совершил над собой усилие в соответствии с нравственными нормами Самостоятельно Окружающие (Их влияние) Принята, одобрена ( важно, чтобы была принята) ребенок Внутреннее удовлетворение Личностный рост Самостоятельно увидел, знает, что надо уступить, но нет желания (Уступил нехотя, небрежно, ворча) Подмена цели Неискренняя помощь Подмена мотива Совершил над собой усилие . не соблюдая нравственным нормам Самостоятельно Окружающие (Их влияние) (Не) принята, (Не) одобрена ( важно, чтобы была не принята) ребенок Внутреннее удовлетворение Отрицательный опыт
саморефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 19
В данной работе представлен первый урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Урок предполагает получение учащимися первичных пред...
Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 20
В данной работе представлен второй урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Второй урок расширяет знания детей о нравственном по...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 классов на 2015 - 2016 учебный год
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ СОШ №2 г.Лермонто...
Учебно-тематическое планирование учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры".
В учебно-тематическом планировании представлены: темы уроков, предметные и метапредметные УУД....
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с...
Рабочая программа учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики", 4 класс
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...