Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 20
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
В данной работе представлен второй урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Второй урок расширяет знания детей о нравственном поступке. На куроке в полном объёме реализуются проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная технологии, педагогика сотрудничества, технология личностно-ориентированного обучения.
Данные методические материалы базируются на системно-деятельностном подходе. Предлагаемый комплекс уроков создает оптимальные условия для максимально целостного восприятия заявленной темы, качественного ее усвоения, расширяют возможности полного раскрытия творческих способностей каждого ребенка, дальнейшего развития его личностных качеств; успешно решают задачи учебно-исследовательской деятельности, что в значительной степени способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k_uroku_no20.docx | 161.04 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_no20.pptx | 861.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Воробьева Вера Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №44»
Методическая разработка урока
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
4-й класс, 2- полугодие, урок №20
Тема урока:
Нравственный поступок
Цели урока:
-побуждать учащихся к осознанию и принятию нравственных ценностей и этических норм, обеспечивающих успешную социализацию; к освоению социального опыта и применению его в повседневной практике;
-продолжить совершенствование у школьников коммуникативной, этической, социальной компетенций;
- формировать у учащихся умения работать с инструментарием, позволяющим им осознать самих себя и раскрыть тайны собственного я, своего поведения, своих привычек, своего характера, с инструментарием, мотивирующим к работе над собой;
- совершенствовать у учащихся представление об особых признаках нравственного поступка;
- расширить у учащихся представления о нравственном поступке и золотом правиле нравственности.
Планируемые результаты (личностные)
-принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и правилах поведения;
-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
-развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Планируемые результаты (метапредметные)
-знание, понимание и принятие школьником ценностей: мир, Отечество, семья, религия - как основы жизни многонационального народа России;
-знакомство с основными нормами светской и религиозной этики, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- умение осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата; понимание причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
-определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты (предметные)
-знание, понимание и принятие школьником ценностей: Мир, Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-понимание значения нравственности, в жизни человека и общества;
-развитие представлений младшего школьника о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
-осознание ценности человеческой жизни.
Основные понятия: золотое правило нравственности, нравственный поступок; признаки нравственного поступка: мотив, цель, средства достижения цели; самовоспитание, саморазвитие, самопознание, самосовершенствование.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика.
Тип урока: комбинированный.
Ресурсы: Данилюк А.Я. Основы духовно- нравственной культуры народов России. О-75 основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы [текст] / Данилюк А.Я.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.-63с.: ил.-ISBN 978-5-09-026774-8; презентация урока
Технические средства: компьютер, проектор, экран, магнитная доска, песочные часы.
Иллюстративный материал: оформление классной доски: раздел «Мы вместе» (опорный конспект предыдущего урока: слайды презентации на бумажном носителе); раздел « Я сам!» (опоры: «Наша (моя) речь», «Презентация-контроль», «Правила действий в рабочих парах и группах»; «прошлое»; «Настоящее»; «будущее»; секретные конверты; Инструкция «Как применять ЗПН в жизни»; листы достижений рабочей пары; матрица «нравственного роста» (для индивидуальной работы дома)
Сценарный план урока
1.Организационный этап
Слайд 1
-Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.
Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!
- Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
2.1.Включение знаний в систему повторения в ходе проверки домашнего задания
2.1.1. Повторение во внешней речи с использованием опорного конспекта
-Мы продолжаем исследование социальной сферы общества, его нравственных идеалов, ценностей; продолжаем освоение социальных норм, правил поведения; и на их основе учимся выстраивать личные взаимоотношения.
-Кто сможет «только обозначить» открытия прошлого урока? (Оформление классной доски включает раздел «Мы вместе», в котором традиционно размещается опорный конспект предыдущего урока - слайды презентации на бумажном носителе).- Кто и с кем поделился нашими последними достижениями? (Обычно все ученики выражают жестовое «согласие» и называют своих друзей, одноклассников, родных, учителей). - Испытал ли ваш собеседник (и) чувства радости от общения? - Сумел ли он (и) порадоваться за наш с вами общий успех и за ваши личные победы? (На эти два вопроса практически всегда все ученики выражают жестовое «согласие). - Моя душа тоже «поет» от радости за наши общие достижения и за каждого из вас, мои дорогие! Сколько любви, красоты, добра мы с вами уже подарили нашему прекрасному миру. Продолжаем трудиться? (Все ученики выражают жестовое «согласие»).
2.1.2. Повторение во внутренней речи посредством моделировании ятекста
2.1.2.1. Погружение в деятельность по моделированию
- Кто поделится своими «домашними успехами» по учебному предмету? (Учитель обращает внимание учеников на опоры «Наша (моя) речь» из раздела «Я - сам!»: «Я узнал…»; Я понял….; Мне захотелось изучить…; Я осознал необходимость…; Я получил опыт…». Дети высказываются, пользуясь опорами при необходимости: Я узнал о Зое Космодемьянской; о Николае Петровиче Каманине. Я понял, что в формировании характера Ю. А. Гагарина было ключевым. Мне захотелось изучить жизнь этих героев и быть похожими на них. Я осознал важность жизненных целей и нравственных законов. Я получил опыт взаимоотношений в обществе).
-Замечательно! Правильно ли я поняла, вы все дома работали с двумя текстами? (Жестовое «согласие». Традиционная «кричалочка»: - Ну, а времени хватило? - Да! – Интересно, дети, было? - Да! - А полезно? - Да! (три раза) - Может, все же ерунда? - Нет!- Истина ли - ваш ответ?- Да! – Будем дальше изучать! – Да! – Молодцы! Так и держать!
2.1.2.2. Работа в парах по созданию материального продукта. Презентация. Самопроверка
Давайте, поработаем, в парах. Задание по выбору в конвертах «на два счета!» (пауза). (За время этого счета детям необходимо сделать выбор конверта. В конверте с изображением портрета Ю. А. Гагарина без подписи инициалов и номера варианта находятся опоры словосочетаний: правильные мысли; правильные решения; правильные действия; правильные привычки; правильная жизненная позиция. В конверте с изображением портрета Н. П. Каманина опоры словосочетаний: добрая мысль; доброе слово; доброе дело; доброе имя; добрая память. Дети выкладывают опоры в смысловой логике. Для осуществления самопроверки используется электронная поддержка слайда №2. В ходе ее проведения дети заполняют лист достижений самостоятельно).- Один, два! - Кто успел договориться? - Мы! (Готовность пары определяется жестом пары: партнеры, взяв друг друга за руки, поднимают их вверх, «строят крышу своего уютного домика»).- Вы сегодня все дружны! Проверяем, как умны!- Соотнесите текст с опорами, презентуйте полученный «в дружбе» учебный продукт. - Секунды побежали. (Учитель «получает» новый резерв учебного времени, если периодически усложняет форму подачи заданий аналогичной конструкции. При этом для детей усложнение происходит «безболезненно», с максимальным достижением личностного результата у каждого из них. Первичная форма подачи: - Кто нашел задание? Внимательно изучите опоры. Кто сможет сформулировать задание? Кто понял, какое задание нужно выполнить?).
- Внимание на экран! Оцените свой труд. (Дети знают критерии самооценки, зафиксированные в листах (группы/пары), достижений). - Вместе с кем я могу сейчас порадоваться? (Жестовое «согласие», в случае ошибки, учитель поддерживает пару).- Пожалуйста, презентуйте, учебный продукт своего труда. (Презентация проводится в соответствии с критериями самооценки в листе достижений).
Слайд2
2.2. Включение знаний в систему повторения в ходе интерпретации проблемных ситуации
2.2.1. Интерпретация проблемной ситуации посредством моделирования текста
- Спасибо! Ваше сотрудничество в парах достойно уважения.
- Попробуйте (акцент) кратко сформулировать задание, которое вы сейчас успешно выполнили. (Ответы: Установите «прямую» последовательность действий. Составьте алгоритм действия нравственности, нравственного человека. Смоделируйте схему счастья, успеха, мира, «ЗОЖ» - здорового образа жизни. Постарайтесь представить образец нравственного человека. В ходе детских ответов формулировки заданий конкретизируются относительно вариантов и последовательно появляются на слайде №2. Формулировка задания первого варианта: смоделировать схему здорового образа жизни (ЗОЖ). - Правильные мысли - правильные решения - правильные действия - правильные привычки правильная жизненная позиция. Формулировка задания второго варианта: построить Дорогу Добра (ПДД). - Добрая мысль - доброе слово - доброе дело - доброе имя - добрая память). - Замечательно! Потрясающе! Гениально! Ваши мысли «высший класс!» (Учитель: жест «рукопожатие»). Выше прыгаем сейчас? (Дети: жест «согласие») Кто желает продолжать, нужно в миг красиво встать! (Обычно все ученики встают).
2.2.2. Интерпретация проблемной ситуации по тренингу «ЗОЖ - ПДД»
Слайд№2. - Внимание на экран! Перед вами модели - «нравственных дорог». Шаг за шагом мысленно «повторите» путь своей пары «на счет пять»: Один, два, три, четыре, пять! У кого получилось? (Дети используют слайд, сигнализируют о готовности). - Прекрасно! - А теперь - « Ночь!»* Мысленно шаг за шагом пройдите этот путь самостоятельно «на этот же счет» (пауза) Один, два, три, четыре, пять! - «День!»* - Кто благополучно завершил самостоятельный путь, пожалуйста, присядьте за парты, отдохните для нового путешествия. Проверьте свои осанки. Отдохнули?! - Кто хочет пройти этой дорогой сейчас в классе? (Обычно всегда желают пройти все ученики). - Замечательно! Внимание, инструкция! Для того, чтобы сейчас (пауза) в классе (пауза) пройти эту дорогу, вам необходимо сделать (пауза) от своей парты (пауза) по направлению к классной доске (пауза) пять секретных шагов. (При первичном знакомстве с аналогичным тренингом параллельно со словесным объяснением учитель демонстрирует действия) - Кто сможет раскрыть секрет шагов? (Ученики без труда «раскрывают» правила известных им подвижных игр). - Я согласна с вами, секрет шагов простой: на каждый шаг нужно (акцент) красиво называть словосочетание в установленном вами порядке. (Чтобы получить значительный образовательный эффект посредством тренинга, в демонстрацию путешествия обязательно включать детей обоих вариантов, организовывать коллективную, групповую и парную работу).- Молодцы! Теперь каждый из вас не только в тренинге (пауза), но и в своей реальной жизни сможет успешно проделать этот путь!
2.2.3. Интерпретация проблемной ситуации посредством учебного опыта участия в социально-значимом труде
-А сейчас мы единой командой продолжаем дружно шагать по великой дороге общественного опыта и успешно решать проблемы мирового масштаба. - Дети, кто работал в команде (официальный тон) с первым советским лётчиком - космонавтом, Героем Советского Союза, кавалером высших знаков отличия ряда государств, Почётным гражданином многих российских и зарубежных городов, первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство, пожалуйста, встаньте! Поприветствуем команду (Учитель использует традиционный на уроке жест дирижера, все дети хором завершают фразу). Гагарина Юрия Алексеевича. (Общие аплодисменты). - Кто работал в команде с советским лётчиком, военачальником, генерал - полковником авиации, одним из первых Героев Советского Союза, организатором и участником подготовки первых советских космонавтов, пожалуйста, поднимитесь! Поприветствуем команду (Учитель использует жест) Каманина Николая Петровича. (Общие аплодисменты. Завершить эту фразу вместе с учителем смогут только те дети, которые дома захотели «заглянуть» в дополнительную информацию на «всякий случай» и запомнили ее. Те ученики, у которых такого желания еще не возникло, запомнят «на всякий случай» эту информацию на уроке. Они чуть позже начнут «самообучение»). - Спасибо! Пожалуйста, садитесь, и уверенно продолжим шагать по нашим воображаемым дорогам!
3. Актуализация знаний
3.1. Погружение в проблему. Работа со словосочетаниями. Тренинг «Доброе слово». Упражнение «Рифмуй-ка!»
- Друзья мои, еще раз внимательно всмотримся в одну из них Слайд №2 (Учитель акцентирует внимание на опору «доброе слово»).
- Назовите, пожалуйста, «добрые слова». (Дети называют по цепочке разные ласковые слова). - Посмотрите вокруг! Вслушайтесь, всмотритесь, вчувствуйтесь, в себя, в наш мир! Что произошло сейчас в нашем классе? (Как будто, в классе стало потише. Музыка «поется». Мы говорим ласково, нежно, красиво, улыбаясь. Повеселели. Сил прибавилось у нас. Может быть, Добро «вошло» в класс). – Вы сейчас показали мне, что умеет делать добро, когда оно попадает в умелые руки к мудрым сердцам. - Когда вы услышали мою просьбу, как вы искали свои добрые слова? (Мы думали, выбирали, какое слово лучше назвать). Правильно я вас поняла? Когда вы мысленно искали свое доброе слово, у вас в голове были добрые (жест дирижера) мысли. - Вы сделали выбор своего слова, по каким признакам? - (По смыслу слова доброму. От таких слов всегда всем становится приятно. Эти слова звучат красивее, не расстраивают, не обижают, не пугают. Дальнейшие рассуждения: добрая мысль-это тоже слово, но только в голове. Доброе имя, память - так говорят о хорошем человеке, который делает добро, красоту. Доброе имя - у доброго человека, о нем остается добрая память. Добрый человек приносит всем всегда только пользу. Доброе дело – полезное дело. Все люди на Земле обязаны говорить друг другу больше добрых слов и делать больше добрых дел). – Я припоминаю, что кому-то недавно хотелось петь, и моя душа запела от ваших ответов. Предлагаю упражнение «Рифмуй-ка! на мотив «Если с другом вышел в путь!».
Слайд№3
- Кто нашел рифму, пожалуйста, встаньте! (Практически все ученики встают и называют пропущенные рифмованные слова, которые «по клику» появляются на слайде № 3). – Три, четыре, не скучай, нашу песню запевай! (Вместе со мной дети поют «наше общее произведение». «Такие» песни надолго «привязываются» и «прилипают» к ребятам. Они продолжают петь, сочиняя о своих добрых делах, причем - поют дома, на улице, в гимназии на переменках).
3.2.Выявление недостаточности знаний для решения проблемы на основе содержания текста «Нравственный поступок»
- Спасибо, дорогие мои певцы, мы прекрасно «спелись», но мне сейчас важно узнать, как определить, что поступок добрый? (По своим чувствам. Он хороший, красивый, нужный, просто настоящий. Добрый поступок любому человеку нравится. Всем людям приносит пользу, радость, красоту, доброту, тепло, улыбку. Добрые поступки «делаются» и получаются всегда нравственно).
- Простите, пожалуйста, я не совсем согласна. Вот посмотрите, (Учитель обращается к опорному конспекту прошлого урока слайд №14) мы определили действия мальчика в рассказе, как (жест дирижера) нравственный поступок. Все пять признаков этого поступка - полезны, красивы, истинны, одним словом, нравственны. Но известно ли нам, что именно происходило до этого поступка (Учитель размещает опору «прошлое» на магнитную доску»), это, во-первых. Во - вторых, (Учитель размещает опору «будущее» в строке после опоры «прошлое») знаем ли мы, какие события последовали за этим поступком? (Ученики выражают жестовое «несогласие»). Я правильно рассуждаю? Нужна ли сейчас эта информация? Чувствую ваше сомнение, давайте разберемся в этом. - Предположим, что мальчик, прибирая в квартире, разбил мамину вазу и промолчал, схитрил, не желая испортить сюрприз? Возможно ли такое? (В ходе учебного диалога это предположение дети отвергают, ссылаясь на название текста «Нравственный поступок», а нравственный человек поступает всегда и во всем нравственно: его совесть, воля не позволяют делать один раз - хорошо, другой раз плохо). - Правильно ли я вас поняла: мы анализируем рассказ. Рассказ - это (жест дирижера) небольшая литературная форма. Включите логику. Информация этого текста содержит только лишь один конкретный настоящий (опора «Настоящее») момент жизни героя, (Учитель размещает опору «Настоящее» между опорами «прошлое» и «будущее») один его простой житейский поступок. Все особые признаки нравственного поступка мы «вычитали» из текста (Учитель обращается к слайду № 16 опорного конспекта прошлого урока). Мы охарактеризовали этот один описанный в рассказе поступок нравственным поступком. Значит, наши предположения о прошлом и будущем (Учитель акцентирует внимание детей эти опоры) для анализа рассказа будут лишними, некорректными. (Все ученики выражают жестовое «согласие»). А в нашей реальной жизни порой (Учитель обращается к опорному конспекту прошлого урока слайд №13) такое случается? (жестовое «согласие»).- Как же в этом случае надо поступить? («Столкнулись» два мнения. Одно - надо сказать самому все как было честно, но попозже, не сразу, чтобы не портить сюрприз, мама меньше расстроиться, зло будет меньше. Отдельные ученики дополнительно объяснили: надо сказать самому все, как было честно не просто попозже, а в подходящий момент, чтобы мама их не наказала. Это дополнение - тревожный сигнал учителю для индивидуальной беседы с родителями этих детей. Многие дети считали, что зла сделаешь меньше, если скажешь сам все, как было честно сразу. При этом, обязательно нужно повиниться; раскаяться, извиниться, попросить прощение, дать обещание быть более осторожным).
4. Первичное усвоение нового материала
4.1. Поиск информации. Самостоятельная работа по тексту с использованием опоры «инсайт»
- Дети, ваши мнения интересны, но какое из них истинное, правильное?
Слайд №4
Как совершать только добро? Вы чувствуете необходимость дополнительной информации? (Все ученики выражают жестовое «согласие»). – Предлагаю вам поискать ее в нашем мудром учебнике на страницах 42, 43. (жест дирижера, вместе с детьми произносится «кричалочка») Хочешь знания добыть – ты в «инсайте» должен быть. (Детский вариант: хочешь знанья добывать – погружайся, друг, в «инсайт».). Время - 3 минуты. Готовность сигнализируйте. (Дети самостоятельно работают с текстом, делая пометки, соответствующие восприятию (опора «инсайт»). Готовность выражается жестом «согласие».
- Я увидела общую готовность класса. Вопрос ждет краткого ответа! (Акцент на слайд №3 с формулировкой вопроса: как надо делать выбор, чтобы совершать только добро?) Что учебник ответил на этот вопрос? (Нужно пользоваться «золотым правилом нравственности». Надо «перепроверить» поступок на себе. Учитель предлагает детям «ответить словами теста», если они испытывают затруднение).
4.2. Принятие социального опыта. «Социологический» опрос. Игра «День! - Ночь!»*
- Молодцы! Вы достаточно хорошо добыли информацию. – Кто хочет принять участие в «соцопросе»? (Жестовое «согласие». Учителю необходимо тщательно отслеживать жестовые ответы каждого ребенка. Особенно, это необходимо делать на первых уроках. Дети быстрее освоят навыки учебного труда, привыкнут к стилю сотрудничества, к приему удержания внимания, к форме обратной связи и видам контроля. Организация учебной деятельности в «нашем режиме» значительно повышает качество урока и способствует достижению планируемых результатов). - Ночь!»*. - Кто согласен с тем, что золотое правило нравственности (ЗПН) является универсальным способом для выбора поступка? (Ученики выражают жестовое «согласие»). – Всем, большое спасибо! - «День!» - Меня порадовали результаты «соцопроса». Аргументируйте свой выбор. Внимание на экран! - Если ситуацию сложно разрешить, золотое правило следует открыть! (Примеры детского творчества: Если ситуацию трудно разрешить, надо золотое правило открыть! Чувствами и мыслями мудро управляй! Правила про нравственность ты не забывай!)
Слайд №5
4.3. Освоение социального опыта
4.3.1. Включение правила в систему знаний
- (Учитель, используя «жест дирижера», читает вместе с детьми ЗПН: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе» - Что интересного в формулировке ЗПН? (Два варианта: как надо поступать - это добро и как не надо поступать – это зло) – «Ночь!»*. Попробуйте вместе составить инструкцию. Объяснить друг другу, как применять ЗПН в жизни пошагово? Время -2 минуты. О готовности сообщите.
4.3.2.Создание материального учебного продукта - инструкции по применению ЗПН. Работа в парах
(Учитель организует контроль в форме «презентации учебного продукта». В ходе ее проведения, на слайде № 4 появляются формулировки шагов, с которыми все ученики согласны, и которые учитель корректирует, если необходимо, задавая вопрос: «Правильно, ли я вас поняла?»).
Слайд № 6
- Кому нравится наш учебный продукт? (Ученики выражают жестовое «согласие»).- Действительно, очень добротно, красиво, истинно! (Вариант. Учитель: Красота! Красота! Дети: Вот такая красота! Педагог обращает внимание учеников на глаголы в словосочетаниях «каждого шага», а так же на количество времени для принятия решения и «выбора»). - Пожелайте напутствие путешественникам в дальнюю дорогу. (Ответы: В добрый час!; В добрый путь»; Спешите делать добро!; Внимательнее!; Осторожнее!; Смелее!; Удачи!; Успехов!; Побед!; Всем счастливого пути!)- Молодцы! Такие добрые пожелания необходимы и в нашей сегодняшней учебной дороге.
5. Проверка понимания учебного материала в ходе решения проблемы
5.1.Пробные учебные действия. Игра «День!- Ночь!»*
- Всмотритесь в инструкцию пошагово и подумайте: можем ли мы утверждать, что любой поступок - это всегда жертва? - «Ночь!»*. (Все ученики выражают жестовое «согласие». Учитель «диагностирует» ответы детей). - «День!» - Кто может это пояснить, пожалуйста, встаньте? Посмотрите вокруг! Вы видите, как здорово подросли! Подросли: И ваше тело! И ваша душа! И ваш ум! Пожалуйста, присаживайтесь, продолжаем «расти вместе»!- Включите воображение! Знаем, пища для ума - это (жест дирижера, на распев) на-ши зна-ни-я! Итак, вы единогласно утверждаете, что любой поступок - это всегда жертва. Доказывайте! (Ученики приводят жизненные примеры, в которых, совершая поступок человеку приходиться жертвовать многими вещами: временем, чувствами, знаниями, материальными благами, здоровьем и даже жизнью. Совершая поступок, человек может потерять что-то, но при этом он может и найти, объясняя слово «что-то» понятиями добра и зла. Так и «получается» у людей выбор: хорошего и не очень хорошего - как в «тренинге Ваза»).
Слайд№7
5.2. Интерпретация проблемной ситуации. Учебная коллизия
- Дети, вы подробно все «разжевали», но, простите, пожалуйста, я опять не могу согласиться. Вот скажите, чем может пожертвовать человек, совершая злой поступок? (Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, учитель указывает жестом на «Дорогу Добра в конвертах», тогда ученики догадываются, что такой человек будет жертвовать своей честью, совестью, добрым именем, доброй памятью, уважениям, славой, добром).
-Вот, теперь я с вами согласна! - Ваши мысли «высший класс!» (Жесты педагога: «здорово» «рукопожатие») - Выше прыгаем сейчас? (жесты детей: «согласие» Учитель использует эту учебную «кричалочку», если ученикам в данный момент урока необходим дополнительный стимул.) Убедили, чувствую, вы готовы ответить на очень сложный вопрос. Готовы? (Все ученики выражают жестовое «согласие»).
Слайд№8
5.3. Интерпретация проблемной ситуации. Открытие нового знания
- Включите «математическую» память! (Учитель интригует, акцентируя внимание на опору «единицы измерения». Мы измеряем длину и расстояние в: микронах, нанометрах, милли-метрах, санти- (акцент на первый корень сложного слова, жест дирижера) метрах, деци-метрах, кило-метрах. Для этого нужны разные инструменты «жест дирижера»: ученическая линейка, сантиметр, рулетка, шагометр, дальнометр, телеметр. - Включите воображение!- Внимание вопрос!
- А в чем и чем измеряется нравственность? (В поступках, поступками).
- Молодцы! - Важен ли «размер», «содержание» поступка, «количество» поступков определении нравственности? (Нам всегда нужно знать, о том каким способом и по каким причинам, совершается поступок: искренне; за награду; бескорыстно, добровольно или принудительно; от «чистого сердца» или «сквозь зубы», от «всей души» или «с камнем за пазухой». Необходимо рассматривать каждую ситуацию и отдельно и в целом. Всегда и во всем поступать по совести, по добру, красиво, справедливо, нравственно. Учитель подводит итог учебного диалога, сопровождающийся слайдом №9).
Слайд№9
-Внимание на экран! Включите логику! - Если всегда и во всем следовать ЗПН, то Нравственные Поступки (клик мышью слайд №9) «вырастут» (клик мышью слайд №9) в Нравственные Привычки. Нравственные Привычки станут (клик мышью слайд №9) Нравственными Убеждениями и Принципами, а это все вместе сложится (клик мышью слайд №9) в Жизненную Позицию, которая определяет (клик мышью слайд №9) добрую Счастливую Судьбу человека! Человека с Доброй Судьбой сделает (клик мышью слайд №9) Доброй Судьбу (жест дирижера) Семьи! Добрые Судьбы множества таких Семей составят (клик мышью слайд №9) Добрую Судьбу малой Родины! Добрые Судьбы малых Родин сложатся (клик мышью слайд №9) в Добрую Судьбу Страны! А, Добрые Судьбы Стран – это Добрая Судьба Планеты! Это - (жест дирижера) добро, красота, счастье, мир. (В эту сказку «Репка» дети очень быстро включаются, «технологическую цепочку нравственности» заканчивают совместно с учителем. Если дети не могут «подхватить сказочное звено», учитель один комментирует слайд, но обязательно задает вопрос: «Эта цепочка вам ничего не напоминает?». Если дети не припоминают, то учитель конкретизирует: «Какую сказку вам напоминает эта цепочка?» Учитель проводит аналогию со сказкой, что способствует практически полному осознанию детьми взаимосвязей и взаимозависимостей).-У кого уже готово точное «имя» нашему открытию? («программа нравственного роста»; механизм действия ЗПН; Как закалить характер?; Как вырастить мир?; Как вырастить добро?; Формула Доброй Судьбы; Формула Успеха; Формула нравственного роста; Формула Счастья; Дорога Добра на Земле! Учитель «разводит» имена схем: Это схема личностного роста. Это- схема общего роста.) - Давайте полюбуемся результатом нашего труда! - Вам все это нравится? (жестовое «согласие», - Да!) – Может это ерунда? (жестовое «несогласие», - Нет!) Это истинный ответ? (жестовое «согласие», - Да!) - Все желают повторить? (жестовое «согласие», - Да!)- Можно дома закрепить? (жестовое «согласие», - Да!).
6. Информация о домашнем задании
Слайд №10
Дома:
1. Поработайте в учебнике с текстом по « инсайту» на странице 42,43.
2. По желанию побарахтайтесь в «Мудрых мыслях», поплескайтесь в «НИЛе»
7. Закрепление учебного материала на основе работы с пословицами
7.1. Уточнение механизма действия в учебных схемах « роста»
(Если дети не увидели в схеме «личностного роста» разную высоту букв и знак вопроса, то учитель акцентирует их внимание на это обязательно. Один из вариантов - Включите внимание! Еще раз всмотритесь в наше открытие! Что интересного вы увидели?)
- Еще раз полюбуемся нашим открытием! - Постойте-ка, а это что такое? Какой- то вопрос? Почему-то разная высота букв? (Учитель сам показывает на знак вопроса) - Компьютер опять, что ли «завис»? (Дети с радостью объясняют, что размер букв обозначает личностный рост, знак вопроса – ребенок еще учится делать добро).- Знак вопроса говорит: «Маленький человек» входит в большую жизнь, учится, старается. И не все порой чудесно (жест дирижера) получается. А секрет старанья прост. (Учитель использует эту учебную «кричалочку», если ученикам в данный момент урока необходим дополнительный стимул) Он таится в народной мудрости. Кто хочет его узнать, встаньте, пожалуйста!» (Все встают всегда).
7.2.Интерпретация проблемной ситуации посредством иллюстративного материала
- Я, друзья, не сомневалась! - Вам же надо развиваться. Приложить усилия, посчитать старание и отметить результат. Кто сегодня будет рад? - Это ты!- Это я!- Это все мои друзья! (Учитель» выбирает эту «кричалочку в зависимости от ситуации на уроке, как сигнал детям: приступить к выполнению определенного упражнения, и как дополнительный стимул. В данный момент урока за время проговаривания, ученики целенаправленно готовиться к самооценке в листе достижений). Внимание на экран! в данный момент урока
Слайд №11
-Включите «Я сам»! Время- 30 секунд. (Терпенье и труд все перетрут. Критерии самооценки в ходе «кричалочки»: «Я сегодня очень рад. Отмечаю результат».- справился сам, набрал 2балла. «Что-то я не очень рад. Но отмечу результат. Где ошибка - повторю и друзей я догоню!»- использовал дополнительную информацию, набрал 1балл. «Я пока совсем не рад. Неудачный результат. Надо очень постараться,- до друзей своих добраться»- пока еще не смог ответить.). Внимание на экран!
Слайд №12
-Включите «Я сам»! Время- 30 секунд. (Человек – кузнец своего счастья). Внимание на экран! - Включите «Я сам»! Время- 30 секунд.
Слайд№13
(«Посеешь поступок – получишь привычку, посеешь привычку – получишь характер, посеешь характер – получишь судьбу». Если дети затрудняются и не могут назвать пословицу, в качестве первой дополнительной информации- подсказки, которая может звучать «Кто возьмет подсказку?», учитель поясняет: «Механизм действия наших открытий (жестовый показ на схемы «личностного и общего роста») народная мудрость выразила давным-давно в этой пословице. Шаг за шагом проанализируйте каждый рисунок и попробуйте восстановить текст пословицы. Вторая дополнительная информация - подсказка: «Уточняю!»: Это схема «личностного роста». Третья дополнительная информация-подсказка «Последняя попытка!», когда учитель «открывает на рисунке» последовательно слова, обозначающие изображение предметов. На каждую попытку дается дополнительное время - 10 секунд. Учитель подводит итог работы на основе восстановленного текста пословицы, дети раскрывают ее смысл).
- В процессе роста и развития каждого из нас формируется множество различных привычек. Все и вредные и полезные привычки мы «выращиваем» в себе сами. Выращивание полезных привычек - дело долгое, кропотливое. Вредные, как сорняки очень легко пускают корни. Стоит только один раз чуть-чуть пожалеть себя, как уже незаметно ты ставишься их слугой. Каждый человек только сам отвечает за свою судьбу. (Учитель жестикулирует). Дети, вы узнал, как завести этот механизм «выращивания» полезных привычек, а в целом, механизм самовоспитания.
8. Контроль и закрепление усвоения учебного материала
8.1.Мониторинг личностных достижений посредством прогнозирования содержания притчи «Осколки». Слайд 9
-Хочется рассказать вам одну притчу, но мне нужны соавторы. Кто будет прогнозировать события? (Ученики сигнализируют, правила прогнозирования им известны: кричалочка: «Коль ты не знаешь, не зевай воображение подключай!», «участвовать можно тем, кто незнаком с текстом»). Притча «Осколки».
Слайд№14
Когда-то очень-очень давно один молодой человек вышел попрощаться с родным городком. Он должен был в скором времени уезжать на новое место работы. Покидать свою малую родину ему никак не хотелось. Край свой родной он искренне любил, очень гордился и заботливо сохранял.
Стоял прекрасный весенний денек. Человек долго гулял по знакомым паркам, красивым площадям, уютным улицам. (Интонация меняется). И вот на одной из них он встретил слепого нищего, перед которым стояла жестяная банка. Проходя мимо него, наш молодой человек бросил в эту жестяную банку: прогнозируйте, …
(В целом, детские прогнозы добрые, с сочувствием и состраданием, готовностью помочь. Но были уроки, на которых некоторые дети предлагали бросить мусор, окурок, камень, что вызывало явное осуждение остальных и является определенным показателем уровня сформированности чувства доброжелательности, отзывчивого отношения к окружающим (показатель Л-4 по кодификатору личностных результатов освоения ООП НОО)
Все ваши прогнозы добрые, чистые, заботливые, некоторые неожиданные, настораживающие. Будем сравнивать с первоисточником? (Ученики сигнализируют)
То ли потому, что у молодого человека было грустное настроение, то ли просто так, он бросил в эту жестяную банку (пауза, равнодушно) осколки битого стекла (темп увеличить) и прошел мимо, а вскоре уехал из города детства. Прошло ровно тридцать лет и три года. Кто хочет продолжить?
(Обычно дети прогнозируют, что «зло, излученное тобой, к тебе вернется непременно», сочиняя трагические истории). - Продолжаем сравнивать с первоисточником:
-Все в жизни человека сложилось удачно: большая дружная семья, замечательные верные друзья, успешная профессиональная карьера, уважение, почет, благополучие (пауза, изменение интонации). Но все эти долгие тридцать три года, теперь уже пожилого человека, ни на секунду не покидал пронзительный звон из родного города (пауза) - мучительный звон осколков, брошенных им в жестяную банку слепому (пауза).
8.2. Мониторинг личностных достижений посредством «социологического» опроса в ходе прогнозирования содержания притчи «Осколки»
-Прежде чем продолжить прогноз, приглашаю провести «соцопрос». Кто участвует в статистике? (Ученики сигнализируют)
-«Ночь!»* - Истинным ли будет утверждение о том, что эти тридцать три года были для главного героя притчи счастливыми? (Ученики сигнализируют единогласное «несогласие» практически всегда и объясняют, что человек живет с грехом, со злом). – Всем большое спасибо! - «День!»* Я все ваши ответы успела проанализировать. Результат необходимо проверить, пожалуйста, прогнозируйте…
(Детские прогнозы в своем большинстве напоминают современные сериалы с невероятным сюжетом, но важно, что в каждой из них дети находят место вине, раскаянию, прощению, оказанию помощи. Многие ребята практически угадывают события притчи, испытывая от этого огромную радость).
- Проверяем по первоисточнику:
Пожилой человек вернулся в город своего детства. Нашел ставшее для него роковым место. А на нем (пауза) как в молодости, в тот прекрасный весенний денек (пауза, печально) все так же сидит тот же, только, постаревший, слепой нищий, а перед ним все так же стоит все та же жестяная банка.
Молодой человек подошел к нему честно признался, повинился, искренне раскаялся и от всего сердца попросил прощения: «Тридцать три года назад я просто так бросил в эту банку осколки битого стекла, прости меня, пожалуйста».
Слепой поднял на него свои незрячие глаза и ответил: «Те осколки в тот же день я выбросил, а ты все эти годы носил их в своем сердце».
8.3.Закрепление во внешнюю речь учебного опыта, приобретенного в ходе анализа содержания притчи
-Кто хочет поделиться своими чувствами и мыслями? (Я не ожидал такого окончания в притче. Меня оно удивило. Я переживал за слепого человека, думал, что он поранится осколками, но он был осторожный и терпеливый. Он не обиделся, сразу простил. Он не был нищим в душе. В притче мне понравилось сравнение осколков со стыдом за свой поступок. Я понял, что просто так можешь сам себя наказать. Я не думал, что плохой след может остаться на тридцать три года. Он совершил зло, и оно его мучило, пока он не признал ошибку, не раскаялся, не извинился. Он всего один раз согрешил, и этот грех не давал ему покоя. Он научился контролировать свои поступки, стал сдержанным человеком. Он и был хороший, просто не сдержался потому, что ему было грустно. Он просто так обидел слабого, беззащитного, за что сам себя не мог простить. Он не такой уж плохой. Каждый человек может не сдержаться. Он потом никого не обижал. Он запятнал свою честь. У него не заживал шрам, сидела заноза зла. Он вынул осколки своей подлости. Это был ему урок на всю жизнь. Она у него изменилась. Он ее изменил. Он поменялся, а нищий так и не изменился. Хоть он согрешил, но у него была нравственная позиция, поэтому он и раскаялся, повинился, хотя надо было это уму сразу сделать. Его жизненная позиция заставила исправить зло. Он не простил свое зло сам себе). - Ребята, я очень довольна ваши грамотными ответами. Вы «вычерпали» практически всю информацию о жизненном опыте нашего героя, глубоко ее проанализировали и кто готов к тренингу и тестированию, встаньте, пожалуйста.
8.4. Релаксационная пауза. Тренинг-тестирование «Образ»
Слайд №15
«Ночь!»*- Включите воображение! Представьте пять образов: первый образ – это слепой нищий человек; второй образ- это человек молодой до встречи; третий образ - это человек молодой в момент встречи; четвертый образ - это человек пожилой в чужом городе; пятый образ - это пожилой человек в родном городе. - Кто сообразил, почему я называла образы в такой последовательности? (Ученики сигнализируют) - Молодцы! Теперь самостоятельно представляйте эти образы и запоминайте их номера: один -это (слепой); два - это до встречи (человек молодой); три – это в момент встречи (человек молодой); четыре - это в чужом городе (человек пожилой); пять - это в родном городе (человек пожилой) - Внимание! - Все еще «Ночь!»* - Кому удалось представить, можете присесть за парты? - Внимание вопрос! - Чей образ больше всего вы не желаете никогда изображать? (Дети показывают «ответ на пальцах»). - Чей образ хотели бы изобразить? Вот теперь я должна поразмышлять над вашими ответами. Всем, спасибо! «День!»*
8.5. Интерпретация проблемной ситуации. Учебная коллизия
- Кто и в какую секунду в притче сделал неверный шаг? (Молодой человек, любящий свой город. Учитель уточняет ответ на второй вопрос).- Простите, я вас не совсем точно поняла: когда брошены осколки, сделан неверный шаг? Или, когда человек не совладал с собой и потерял контроль? Дети, почувствуете, какая тонкая грань между добром и злом, жизнью и смертью, между счастливой и роковой минутой. - Давайте «остановим» эту роковую секунду (У учителя появляются в руках песочные часы, которые он кладет горизонтально). Мы установили причину неверного шага и сейчас в наших силах все исправить, помочь нашему герою сделать верный шаг. Порекомендуйте, как можно было уберечь свое счастье, честь, свое доброе имя в ту роковую секунду? (Учитель как бы случайно обращает внимание на опорный конспект предыдущего урока, пользуясь которым определенные дети уверенно дают рекомендации). Молодцы! Грамотно проконсультировали, как избежать проблемы «Роковой секунды» (РС) и «Двух шагов» (ДШ). И я уверена, что теперь вам очень понятно выражение: Цена секунды - жизнь! - Вы прекрасно объяснили, что секунду не только нужно беречь, к ней еще нужно и осторожно относится: в считанные секунды можно сделать шаг и к счастью и к несчастью, и к трагедии. Не торопитесь делать неверные шаги! Спешите только к добру! Спешите делать только добро! Шагайте делать добро!
- Дети, наше сегодняшнее сотрудничество меня очень порадовало.
9. Рефлексия
Слайд №16
-Наши традиционные три вопроса, которые настраивают нас на дальнейшее творчество: (ответ - жесты). Сегодня на уроке:
-Спасибо за такую прекрасную оценку урока и чудесное сотрудничество.
Зовет на перемену нас звонок,
Там ожидает новый нас урок!
Люби! Исследуй! и Твори!
Добро и Красоту дари!
Приложение
- Лист достижений рабочей пары одноклассников_____________и__________
Дата ___________ Тема урока _________________________________________
Критерии самооценки результатов | ||
Баллы | Учебная | По «кричалочке» |
0 | Пока еще не ответил(и) | Я пока совсем не рад. Неудачный результат. Надо очень постараться,- до друзей своих добраться! |
1 | Ответил(и), используя дополнительную информаци | Что-то я не очень рад. Но отмечу результат. Где ошибка - повторю и друзей я догоню! |
2 | Ответил(и) самостоятельно | Я сегодня очень рад. Отмечаю результат! |
Итого |
Секретный конверт | ||
Дополнительная информация | ||
Инструкция. Как применять ЗПН в своей жизни. | ||
Первая Народная Мудрость | ||
Вторая Народная Мудрость | ||
Третья Народная Мудрость | ||
Определение средства достижения цели | ||
Последовательность « Образов» | ||
Итого: | ||
Рекомендации |
- Опора «Презентация- контроль»:
Наш (мой) вариант № ___ Мы (я) создал(и) модель\схему текста о________. Дополнительной информацией - подсказкой (не) пользовался(лись). После самопроверки получил(и)_______баллов. Хотим(чу) улучшить наши/свои личностные достижения. Для этого нам/мне необходимо: ___________________
- Секретный конверт
Вариант 1 Вариант2
- Опора «Наша (моя) Речь»
МЫ (я) | получил(и) | |
узнал(и) | ||
понял(и) | ||
осознал(и) | ||
догадался(ись) | ||
решил(и) | ||
НАМ (мне) | захотелось |
- Инструкция. Как применять ЗПН в жизни
Инструкция. Как применять ЗПН в жизни | ||
Шаг первый | оценить | |
Шаг второй | перепроверить | |
Шаг третий | почувствовать | |
Шаг четвертый | решить | |
Шаг пятый | поступать | |
результат | Добро! |
- Матрица личностного роста.
Хочешь, в «НИЛе» поплескайся,
«Рифмуй-ка!»______________________________!
(можно слова изменять по формам)
Поступок (однократное действие) | Привычка (непроизвольно повторяющиеся действия, закрепившиеся в поведении) | Характер (качества личности, личностные свойства) | Судьба (жизненные принципы, ценностные ориентиры) | |
Семья | профессиональная сфера | общество | государство | мир |
Участие( слово) | Участие( слово) | Участие( слово) | Участие( слово) | |
Участие( дело) | Участие( дело) | Участие( дело) | Участие( дело) | |
Самопожертвование | Самопожертвование | Самопожертвование | Самопожертвование | |
- Опоры «прошлое»; «Настоящее»; «будущее»;
7
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Создание учебного продукта 1 вариант : Правильные решения Правильные привычки Правильные действия Правильная жизненная позиция Правильные мысли 2 вариант : доброе слово доброе имя доброе дело добрая память добрая мысль Смоделировать схему ЗОЖ: Построить Дорогу Добра
Наши добрые _______ Мир порадуют _______ дела всегда !
Как делать только добро?
Золотое правило нравственности (ЗПН) «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». « поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Не не
Инструкция. Как применять ЗПН в своей жизни Первый шаг Второй шаг Третий шаг Четвертый шаг Пятый шаг Оценить последствия задуманного в мыслях и чувствах. Перепроверить задуманное: встать на место окружающих в мыслях. Почувствовать, будет ли добро мне от моего задуманного в мыслях. Решить, хочу ли я, чтобы задуманное мной вернулось ко мне в реальности. Поступать, если хочу, чтобы задуманное свершилось в моей жизни.
Любой поступок – это всегда жертва? приходится жертвовать временем; чувствами; знаниями; материальными благами; здоровьем; жизнью. Совершая злой поступок, поступая безнравственно, чем жертвует человек? честью, совестью, добрым именем, доброй памятью, уважением, счастьем, спокойствием и добром
Единица измерения Мы измеряем длину и расстояние в микронах, нанометрах, милли-метрах , санти-метрах , деци-метрах , кило-метрах А в чем и чем измеряется нравственность ? В поступках, поступками
Схема личностного роста Схема общего роста
Дома: 1. Поработайте в учебнике с текстом по « инсайту » на странице 42,43. 2. По желанию « побарахтайтесь в «Мудрых мыслях», поплескайтесь в « НИЛе »» УДАЧИ!
Прогнозирование по притче
Релаксационная пауза. Тренинг-тестирование «Образ» первый образ – слепой нищий человек; второй образ- молодой человек до встречи; третий образ – молодой человек в момент встречи; четвертый образ - пожилой человек в чужом городе; пятый образ - это пожилой человек в родном городе
саморефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 19
В данной работе представлен первый урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Урок предполагает получение учащимися первичных пред...
Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 21
В данной работе представлен третий урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».Урок отводится на обобщение изученного материала в хо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для учащихся 4 классов на 2015 - 2016 учебный год
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ СОШ №2 г.Лермонто...
Учебно-тематическое планирование учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры".
В учебно-тематическом планировании представлены: темы уроков, предметные и метапредметные УУД....
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с...
Рабочая программа учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики", 4 класс
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...