урок по ОРКСЭ по теме "Праздник Пасхи в семье детскими руками"
учебно-методический материал (орксэ, 4 класс) по теме

Кравчина Елена Петровна


Праздник Пасхи в семье детскими руками" приобщить младших школьников к истокам русской культуры, воспитать любовь к культуре  своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Православные праздники»

Тема урока: «Праздник Пасхи в семье детскими руками…»

Цель урока: - приобщение младших школьников к истокам русской культуры;

- воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.

Задачи урока:

Образовательные:

-обобщить имеющиеся знания учащихся о празднике Пасха, сформировать новые знания, научить использовать материал урока для организации праздника дома.

Развивающие: развивать

- наблюдательность, память при проведении практической части урока;

- интерес к предмету через необычные формы работы на уроке.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам;

-продолжить просвещение школьников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»;

-прививать заботу к родным и близким;

-развивать чувство прекрасного.

Формируемые знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;

расширение знаний учащихся о празднике Пасха

Формируемые компетенции:

учебно-познавательная компетенция:

-развитие умений: сравнивать, анализировать,  быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку изученному материалу, выдвижение своих идей по организации праздника Пасхи в семье;

информационная компетенция:

развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;

коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Формы организации работы детей:

Групповая, индивидуальная, проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

Формы организации работы учителя: организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу, практическую часть урока, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (для просмотра слайдов).

Оборудование для практической части урока:  «яйцо», клей, пластилин, краски, карандаши, резинка и т. д.

Предметы: «Основы религиозных культур и светской этики», история, литература, русский язык.

План урока:

  • Сущность праздника Пасхи.
  • О культуре русского народа, его традициях, обычаях, обрядах;
  • Практическая часть урока – раскрашивание яиц;
  • Пасхальные приметы;
  • Рефлексия; Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Введение.

Учитель: Ребята, на моем столе разложены некие предметы. Они накрыты. Я вижу, что вас распирает любопытство посмотреть, что здесь?! Давайте внимательно рассмотрим их. Может кто -то из вас догадался, какой праздник они характеризуют ? (ожидаемый ответ: праздник Пасха).

А откуда вам известен этот праздник? (ожидаемый ответ – из дома, от родителей, бабушек и дедушек).

Ребята, сейчас вы мне можете сказать, о чём мы будем говорить на нашем уроке? (ожидаемый ответ – О празднике Пасха).

Правильно! А вы хотели бы организовать дома праздник Пасхи для своих родных и близких? Как вы думаете, у вас получится сделать это, если я вам помогу? ( ожидаемый ответ - да).

Я хочу сегодня провести с Вами урок по теме:«Праздник Пасхи в семье детскими руками…» Вам нравится тема?

Название темы, ребята, подразумевает практическую часть урока и она, я уверена, принесёт вам много радости, потому что вы научитесь создавать подарки своими руками!

Также мы пополним ваши знания об этом великом празднике, а для этого мы должны в ходе урока найти ответы на следующие вопросы:

- что такое Пасха?  

- как празднуют Пасху?

- в какое время года вы слышали слово Пасха особенно часто?

Ребята! Вспоминая материалы прошлого урока, мы знаем, что История Христа не заканчивается Его казнью. Евангелие рассказывает, что после распятия Христос вернулся к жизни - воскрес. Знакомое вам слово воскресенье связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень «крес» означает жить, сиять, сверкать. Воскресение - день возобновления жизни.

Ученики и друзья Христа были поражены тем, как изменилось Его тело. Они рассказали, что тело Христа стало сияющим, как бы «воздушным», неподвластным силе земного притяжения. Он мог мгновенно появляться и исчезать, проходить через стены и закрытые двери.

Христиане верят в то, что с ними однажды произойдет то же самое, что произошло с Иисусом Христом. Они тоже воскреснут. Однажды к мальчику, который ничего не слышал о христианах, в день Пасхи обратился прохожий: «Братишка, Христос воскресе!». Парень растерялся. Он не очень понял, о чем ему говорят и чего от него ожидают. Но он понял, что ему сказали (пожелали) что-то доброе. И поэтому он ответил: «И Вам того же!». И он оказался прав.

В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется - Пасха Христова (буквально слово пасха на древнееврейском языке означает «переход», «избавление»).

Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения - пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.

На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо - и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!». Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.

2. Изучение нового материала.

Важный подарок этого праздника - пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца появляется новая жизнь - поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям. Крашеные яйца называют «писанки».

И мы попробуем сегодня с вами украсить хотя бы одно яичко. Но вначале постараемся усвоить следующие правила по росписи:

1. Художник (мастер) не сразу создает свое произведение: он обдумывает замысел, а затем создает образ.

2. Яйцо хрупкое, маленькое, объемное - поэтому его нужно очень осторожно держать в руках и во время работы поворачивать, чтобы видеть со всех сторон.

3. При разрисовке средней части яйца удобно держать его в руке, взяв пальцами оба его конца.

4. При выполнении писанок придумывайте свои узоры. Чем больше фантазии вы проявите, тем наряднее и интереснее получатся ваши работы.

Приступаем к работе.

Вначале нарисуйте рисунок на листе бумаги, потом перенесите его на болванку «яйцо» в карандаше. Затем аккуратно раскрасьте, высушите и порадуйтесь за прекрасный результат!

Какие рисунки можно нанести на яйцо, мы видим на слайде.

Ребята, дома вы можете вместе с родителями, сестрами и братьями, бабушками и дедушками сесть за большой круглый стол и дружно разрисовать пасхальные яички! Я уверена, что вы сумеете научить всех этому ремеслу! После праздника вы расскажете нам о своих успехах. А мы вместе порадуемся за вас. Постарайтесь сделать фотографии, чтоб сохранить в памяти это прекрасное событие и поделиться опытом с одноклассниками.

Ребята, а вы знаете, для чего делали писанки? Зачем создавали такую красоту?

Писанки дарили друг другу дети и взрослые. Считалось, что писанки в доме - это признак благополучия, согласия.

Использовали писанки и в разных веселых забавах, развлечениях и играх.

Ребята, а какие игры с яйцами вы знаете?

Раскручивали яйца на поверхности стола или на лавке - чье будет дольше вертеться.

Скатывали с положенной наклонно доски - чье яйцо покатится дальше.

Ударяли яйца друг о друга концами - чье самое крепкое.

Любимой пасхальной забавой всегда было катание яиц. Яйца катали с бугорочка. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. Опытные игроки выбирали яйца особой формы - чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось цело.

Учитель: Давайте вспомним пасхальные приметы.

Если пойдет дождь — ... (весна дождливая будет)

На Пасху небо ясное и солнце играет — ... (к хорошему урожаю и красному лету.)

На Пасху бросать и лить за окно нельзя — ... (Христос под окнами ходит)

3. Подведение итогов урока:

Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Чему научились?

Да, сегодня на уроке вы освоили роспись яиц, узнали о маленьких хитростях, которые помогли вам превратить простую яичную скорлупу в настоящие произведения искусств. Ваша «писанка» будет чудесным подарком родным или друзьям.

Сможете вы дома провести праздник Пасхи?

Рефлексия.

Домашнее задание: Дома постарайтесь придумать очередной сюжет для нового яйца и небольшой рассказ, раскрывающий этот сюжет.

Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока по ОРКСЭ по теме "Пасха"

Конструкт урока по теме "Пасха" для 4 класса...

Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»

Материал предназначен для учащихся 4 -х классов , оснащен слайдами....

Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»

Презентация к плану урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»...

Урок по ОРКСЭ по модулю ОПК "Христианская семья"

Урок по ОРКСЭ по модулю "Основы православной культуры" "Христианская семья "  в 5 классе...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. "Дом и семья в православии"

На уроках ОРКСЭ в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Ведь во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. В содержание уроков вклю...

Урок по ОРКСЭ на тему "Пасха"

                     Цель данного урока - помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоциональн...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Пасха"

Оборудование урока: Учебник «Основы православной культуры» 4-5 классы, автор А.В. Кураев, проектор, ноутбук учительский, ноутбуки ученические, аудиозаписи, система контроля и мониторинга PROClass для ...