урок по ОРКСЭ по теме "Праздник Пасхи в семье детскими руками"
учебно-методический материал (орксэ, 4 класс) по теме
Праздник Пасхи в семье детскими руками" приобщить младших школьников к истокам русской культуры, воспитать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по теме "праздник Пасхи в семье детскими руками" | 41 КБ |
презентация к уроку "Праздник Пасхи в семье детскими руками | 626.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Православные праздники»
Тема урока: «Праздник Пасхи в семье детскими руками…»
Цель урока: - приобщение младших школьников к истокам русской культуры;
- воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.
Задачи урока:
Образовательные:
-обобщить имеющиеся знания учащихся о празднике Пасха, сформировать новые знания, научить использовать материал урока для организации праздника дома.
Развивающие: развивать
- наблюдательность, память при проведении практической части урока;
- интерес к предмету через необычные формы работы на уроке.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам;
-продолжить просвещение школьников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»;
-прививать заботу к родным и близким;
-развивать чувство прекрасного.
Формируемые знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
расширение знаний учащихся о празднике Пасха
Формируемые компетенции:
учебно-познавательная компетенция:
-развитие умений: сравнивать, анализировать, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку изученному материалу, выдвижение своих идей по организации праздника Пасхи в семье;
информационная компетенция:
развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;
коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.
Формы организации работы детей:
Групповая, индивидуальная, проблемное обучение (решение проблемных вопросов).
Формы организации работы учителя: организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу, практическую часть урока, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (для просмотра слайдов).
Оборудование для практической части урока: «яйцо», клей, пластилин, краски, карандаши, резинка и т. д.
Предметы: «Основы религиозных культур и светской этики», история, литература, русский язык.
План урока:
- Сущность праздника Пасхи.
- О культуре русского народа, его традициях, обычаях, обрядах;
- Практическая часть урока – раскрашивание яиц;
- Пасхальные приметы;
- Рефлексия; Домашнее задание.
Ход урока:
- Введение.
Учитель: Ребята, на моем столе разложены некие предметы. Они накрыты. Я вижу, что вас распирает любопытство посмотреть, что здесь?! Давайте внимательно рассмотрим их. Может кто -то из вас догадался, какой праздник они характеризуют ? (ожидаемый ответ: праздник Пасха).
А откуда вам известен этот праздник? (ожидаемый ответ – из дома, от родителей, бабушек и дедушек).
Ребята, сейчас вы мне можете сказать, о чём мы будем говорить на нашем уроке? (ожидаемый ответ – О празднике Пасха).
Правильно! А вы хотели бы организовать дома праздник Пасхи для своих родных и близких? Как вы думаете, у вас получится сделать это, если я вам помогу? ( ожидаемый ответ - да).
Я хочу сегодня провести с Вами урок по теме:«Праздник Пасхи в семье детскими руками…» Вам нравится тема?
Название темы, ребята, подразумевает практическую часть урока и она, я уверена, принесёт вам много радости, потому что вы научитесь создавать подарки своими руками!
Также мы пополним ваши знания об этом великом празднике, а для этого мы должны в ходе урока найти ответы на следующие вопросы:
- что такое Пасха?
- как празднуют Пасху?
- в какое время года вы слышали слово Пасха особенно часто?
Ребята! Вспоминая материалы прошлого урока, мы знаем, что История Христа не заканчивается Его казнью. Евангелие рассказывает, что после распятия Христос вернулся к жизни - воскрес. Знакомое вам слово воскресенье связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень «крес» означает жить, сиять, сверкать. Воскресение - день возобновления жизни.
Ученики и друзья Христа были поражены тем, как изменилось Его тело. Они рассказали, что тело Христа стало сияющим, как бы «воздушным», неподвластным силе земного притяжения. Он мог мгновенно появляться и исчезать, проходить через стены и закрытые двери.
Христиане верят в то, что с ними однажды произойдет то же самое, что произошло с Иисусом Христом. Они тоже воскреснут. Однажды к мальчику, который ничего не слышал о христианах, в день Пасхи обратился прохожий: «Братишка, Христос воскресе!». Парень растерялся. Он не очень понял, о чем ему говорят и чего от него ожидают. Но он понял, что ему сказали (пожелали) что-то доброе. И поэтому он ответил: «И Вам того же!». И он оказался прав.
В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется - Пасха Христова (буквально слово пасха на древнееврейском языке означает «переход», «избавление»).
Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения - пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.
На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо - и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!». Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.
2. Изучение нового материала.
Важный подарок этого праздника - пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца появляется новая жизнь - поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям. Крашеные яйца называют «писанки».
И мы попробуем сегодня с вами украсить хотя бы одно яичко. Но вначале постараемся усвоить следующие правила по росписи:
1. Художник (мастер) не сразу создает свое произведение: он обдумывает замысел, а затем создает образ.
2. Яйцо хрупкое, маленькое, объемное - поэтому его нужно очень осторожно держать в руках и во время работы поворачивать, чтобы видеть со всех сторон.
3. При разрисовке средней части яйца удобно держать его в руке, взяв пальцами оба его конца.
4. При выполнении писанок придумывайте свои узоры. Чем больше фантазии вы проявите, тем наряднее и интереснее получатся ваши работы.
Приступаем к работе.
Вначале нарисуйте рисунок на листе бумаги, потом перенесите его на болванку «яйцо» в карандаше. Затем аккуратно раскрасьте, высушите и порадуйтесь за прекрасный результат!
Какие рисунки можно нанести на яйцо, мы видим на слайде.
Ребята, дома вы можете вместе с родителями, сестрами и братьями, бабушками и дедушками сесть за большой круглый стол и дружно разрисовать пасхальные яички! Я уверена, что вы сумеете научить всех этому ремеслу! После праздника вы расскажете нам о своих успехах. А мы вместе порадуемся за вас. Постарайтесь сделать фотографии, чтоб сохранить в памяти это прекрасное событие и поделиться опытом с одноклассниками.
Ребята, а вы знаете, для чего делали писанки? Зачем создавали такую красоту?
Писанки дарили друг другу дети и взрослые. Считалось, что писанки в доме - это признак благополучия, согласия.
Использовали писанки и в разных веселых забавах, развлечениях и играх.
Ребята, а какие игры с яйцами вы знаете?
Раскручивали яйца на поверхности стола или на лавке - чье будет дольше вертеться.
Скатывали с положенной наклонно доски - чье яйцо покатится дальше.
Ударяли яйца друг о друга концами - чье самое крепкое.
Любимой пасхальной забавой всегда было катание яиц. Яйца катали с бугорочка. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. Опытные игроки выбирали яйца особой формы - чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось цело.
Учитель: Давайте вспомним пасхальные приметы.
Если пойдет дождь — ... (весна дождливая будет)
На Пасху небо ясное и солнце играет — ... (к хорошему урожаю и красному лету.)
На Пасху бросать и лить за окно нельзя — ... (Христос под окнами ходит)
3. Подведение итогов урока:
Что нового мы сегодня узнали на уроке?
Чему научились?
Да, сегодня на уроке вы освоили роспись яиц, узнали о маленьких хитростях, которые помогли вам превратить простую яичную скорлупу в настоящие произведения искусств. Ваша «писанка» будет чудесным подарком родным или друзьям.
Сможете вы дома провести праздник Пасхи?
Рефлексия.
Домашнее задание: Дома постарайтесь придумать очередной сюжет для нового яйца и небольшой рассказ, раскрывающий этот сюжет.
Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт урока по ОРКСЭ по теме "Пасха"
Конструкт урока по теме "Пасха" для 4 класса...
Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»
Материал предназначен для учащихся 4 -х классов , оснащен слайдами....
Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»
Презентация к плану урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»...
Урок по ОРКСЭ по модулю ОПК "Христианская семья"
Урок по ОРКСЭ по модулю "Основы православной культуры" "Христианская семья " в 5 классе...
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. "Дом и семья в православии"
На уроках ОРКСЭ в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Ведь во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. В содержание уроков вклю...
Урок по ОРКСЭ на тему "Пасха"
Цель данного урока - помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоциональн...
Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Пасха"
Оборудование урока: Учебник «Основы православной культуры» 4-5 классы, автор А.В. Кураев, проектор, ноутбук учительский, ноутбуки ученические, аудиозаписи, система контроля и мониторинга PROClass для ...