Урок по ОРКСЭ по модулю ОПК "Христианская семья"
план-конспект урока по теме

Маркелова Надежда Викторовна

Урок по ОРКСЭ по модулю "Основы православной культуры" "Христианская семья "  в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_27.khristianskaya_semya.docx178.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Христианская семья».

Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества.

Задачи урока:

а) образовательные: познакомить с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для создания Семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся; познакомить с таинством венчания;

б) воспитательные: воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения;

в) развивающие: развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Участники: учащиеся 5-ого класса

Подготовительная работа: подготовить карточки с напечатанными опорными словами (компоненты), презентацию для сопровождения теоретического материала.

Оборудование: учебное пособие «Основы православной культуры» 4–5 класс, рабочие тетради (у учащихся), электронное приложение к учебному курсу (А.В. Кураев), магнитная доска и магниты, карточки с опорными словами.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с педагогом (учащиеся садятся в расставленные по кругу стулья):

– Добрый день! Я неслучайно выбрала сегодня такую не совсем обычную форму общения – круг. Оказывается, круг – наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. А еще это возможность некоторое время быть вместе, вот так – глаза в глаза, рука к руке. Круг – гарантия вашей защиты.

– Ребята, а сейчас я задам вам первый вопрос, будьте внимательны. Подумайте и ответьте всем нам, за что вы любите себя? (Отвечают по кругу, первым отвечает педагог. При ответе каждый свою руку кладет на плечо соседа.)

– Сейчас я приоткрыла каждого из вас для себя, а все мы открылись для одноклассников. А сейчас подумайте над таким вопросом – за что вас любят в семье? (Отвечают только дети)

+ Меня любят за то, что я… помогаю родителям, помогаю маме с младшим братом, всегда вместе с родителями, делюсь с родителями новостями школьной жизни, аккуратный и хорошо учусь…

  1. Сообщение темы урока:

– Спасибо за ваши ответы. Я думаю, вы догадались, о чем мы сегодня поведем разговор?

+ Мы будем говорить о семье.

– Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». Тема нашего урока: «Христианская семья». Присядьте, пожалуйста, за парты. (Слайд 2)

  1. Обсуждение смысла русской народной пословицы:

-  Дома вы должны были посмотреть пословицы о семье. Я приготовила у вас на партах для работы – русскую народную пословицу. Однако у вас только первая часть народной мудрости, а вторую вы сейчас постараетесь дополнить. (Дополняют самостоятельно, после выполнения учитель просит 1-2  учащихся зачитать свои варианты.)

У учащихся на парте: «Семья без детей, что…»

– В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». К какой же мысли привела нас русская пословица? (Слайд 3)

+ Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть.

– Правильно. Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. (На магнитной доске – «Семья», «Радость».)

– Ребята, произнося слово «семья», что или кого вы представляете в первые секунды?

+ Свой дом, маму, любимые игрушки, бабушку и дедушку, посаженное мной деревце…

– Молодцы! Уже сейчас вы увидели емкость данного слова.

  1. Беседа с учащимися, активизация знаний предыдущего урока:

– А сейчас откройте страницу учебного пособия 86. Прочитайте шепотом первое предложение. (Слайд 4)

С чем сравнивает семью автор учебного пособия? Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?

+ Семья – наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод.

– На предыдущем уроке мы читали и анализировали библейскую легенду. Вспомните, корабль-ковчег по сюжету легенды стал прибежищем для кого?

+ Для животных.

– Почему на корабле Ноя не было людей?

+ Люди не поверили ему, не верили, что потоп может захлестнуть мир.

– Вспомните, за что Бог наказал человечество потопом?

+ Люди стали бессердечными, злыми, жестокими.

– Какими бы качествами вы наделили Ноя?

+ Смелый, решительный.

+ Жил по совести, честный человек.

+ Добрый, отзывчивый, у него доброе сердце.

– Молодцы! Он взял с собой «каждой твари по паре», о чем забоится Ной?

+ Ной заботится о будущем, о продолжении рода, о продолжении жизни на Земле.

– Ной видел в природе прекрасный храм Божий, не просто видел, а старался его сохранить и приумножить.

  1. Чтение и анализ текстов (рассказ К.Д. Ушинского, притча):

– Ребята, а что может стать «потопом» для семьи? Вы затруднились при ответе, ничего страшного. Сейчас мы все узнаем. Я предлагаю вам послушать поучительный рассказ К.Д. Ушинского «Дедушка»

– Интересный рассказ, не правда ли? А теперь скажите, о чем забыли сын и дочь (невестка)?

+ О заботе о ближнем: старый человек требует большего внимания и заботы.

+ Забыли, что отец – представитель старшего поколения; умудренный опытом человеком заслуживает внимания.

+ А возможно, сын и невестка живут в его доме.

– Молодцы! В притче родственные связи (родство) между сыном и отцом есть. Но назвать их семьей – трудно, так как отсутствует родственное внимание. Разрешается ли бросать заболевшего и постаревшего представителя семьи? Нет!

(На магнитной доске учитель добавляет понятия: «Родственные связи», «Родственное внимание».)

– Вас ждёт второе задание, но уже по вариантам. Прочитайте самостоятельно свои истории и подготовьте ответ на вопрос (устно).

1 вариант

Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.

Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.

Если крутятся колеса у телеги – это дело,

Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело,

Э-ге-гей, не ленись,

Э-ге-гей, улыбнись!

Если крутятся колеса, то не стоит горевать,

Если трудная работа, нужно дружно напевать,

Э-ге-гей, не ленись,

Э-ге-гей, улыбнись!

Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье?

+ В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети. (На магнитной доске – «Труд каждого»; «Общее дело».)

2 вариант

Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.

Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:

– Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.

Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:

– Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.

Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.

Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата?

+ Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате. (На магнитной доске – «Братская любовь», «Нравственный долг».)

– Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень емкими словами. Прочитаем их вслух.

  1. Работа с текстом учебного пособия (выборочное чтение):

– Данные компоненты необходимы, чтобы семья христианина была дружной и крепкой. А если вы прочитаете четвертую микротему на странице 87, то сможете назвать мне еще несколько составляющих.

+ Общие события и праздники. (Выносятся на магнитную доску)

– На какие праздники обращают внимание авторы учебного пособия? Почему?

+ Рождество Христово, Пасха. В эти дни люди становятся ближе друг к другу.

+ Семейные традиции. (Выносятся на магнитную доску)

– Ребята, а кто пояснит нам значение слова «традиция»? (Если дети затрудняются, учитель объясняет сам.)

+ То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

– Прочитаем вслух предпоследнюю микротему («по цепочке).

– О каком понятии узнали мы из содержания. (Выносится на магнитную доску)

– Ребята, вот теперь наша опорная запись представлена широко, ёмко. Посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы Семья была счастлива, дружна, крепка.

– Скажите, пожалуйста, какую ценность нам необходимо поставить первой в понятии «семья»?

+ Любовь.

– Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание – одно из важнейших таинств Православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботится друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы.(Слайды 5-11)

– Материалы нашего учебного пособия расскажут нам о венцах (страница 86). Просмотрите данное текстовое поле и подчеркните материалы о них.

– Зачитайте подчеркнутую информацию. Что из прочитанного материала оказалось для вас новым? А что показалось удивительным?

  1. Домашнее задание:

– Я прошу вас перечитать дома материал учебного пособия, страницы 86–87. Привлекайте к чтению родителей или представителей старшего поколения. Все вместе постарайтесь ответить на вопросы на странице 87, особое внимание обратите на последний вопрос: «Расскажите, какие традиции есть в вашей семье». При рассказе на уроке вы можете использовать фотографии. (Слайд 12)

  1. Итог урока:

– Скажите, ребята, о чем мы сегодня вели разговор?

– Как вы думаете, почему именно христианская семья?

– Я прошу вас снова построиться в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите, сколько компонентов мы внесли с вами в такое понятие как «Семья». И все-таки произнесите сейчас всего лишь одну ценность для семейного счастья (по кругу).

– А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!

А дом, заставленный добром, – еще не дом.

И даже люстра над столом, – еще не дом.

И на окне с живым цветком – еще не дом.

И даже с чайника баском – еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом –

Твоим теплом. (Слайд 13)

– Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов в любых начинаниях. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются, встречаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла.(Слайд 14)

Литература:

  1. Забылин М. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  2. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учебн. пособ. для общеобразоват. учрежд. / А.В. Кураев. М.: Просвещение, 2010.
  3. Моя родословная. СПб.: «Ленинградской издательство», 2008.
  4. Основные приемы и технологии в работе тренера-преподавателя: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2010.
  5. Савенкова Л.Б. Мы в зеркале пословиц / Л.Б.Савенкова. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Рабочая тетрадь. Урок 27

Христианская семья

Задание 1.

Прочитай отрывок из сказки:

...Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» –

Говорит она ему.

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть–тоска меня съедает:

Люди женятся; гляжу,

Не женат лишь я хожу». –

«А кого же на примете

Ты имеешь?» – «Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть,

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит...

Только, полно, правда ль это?»

Князь со страхом ждет ответа.

Лебедь белая молчит

И, подумав, говорит:

«Да! такая есть девица.

Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнешь

Да за пояс не заткнешь.

Услужу тебе советом –

Слушай: обо всем об этом

Пораздумай ты путем,

Не раскаяться б потом!»

Как называется это произведение? _______________________________________________

Кто его автор? ______________________________________________________________

Как ты думаешь, почему Лебедь дала князю такой ответ? Можно ли назвать ее совет мудрым? Обоснуй свое мнение. _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2.

Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания означают одновременно и награду и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов.

        Попробуй «сплести» такой венок из добродетелей. Какие «цветы» вплести туда, чтобы брак был счастливым?

                                                                        ЛЮБОВЬ

Венок_3

                ВЕРНОСТЬ

Задание 3.

Какие обязанности имеешь ты в своей семье? ______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Есть ли в вашей семье какие-то особенные традиции? Расскажи о них. _________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выбери, что символизируют брачные венцы.

rules-03

Царство

Мученичество

Награда

Вечность

Богатство

Единство любви и испытаний

  1. Составь вместе с родителями свое генеалогическое древо.

древо2

* (Задание по выбору)

Напиши мини-сочинение на тему: «Кого мы называем хамом?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-урока по ОРКСЭ № 1 ( модуль ОПК)" Наш дом-Россия"

Данный материал рекомендую использовать при проведении вводного урока по ОРКСЭ. Надеюсь коллегам, которые будут впервые вести данный курс мой материал окажет небольшую методическ...

Урок по ОРКСЭ на тему: "Христианская семья"

урок по ОРКСЭ на тему: "Христианская семья" (№27) Задачи: обучающая: знакомство со смыслом обряда венчания, особенностями семейных традиций в православной культуре; воспитательная: воспитание ответств...

Урок по ОРКСЭ по теме "Христианская семья"

Данный урок по программе ОРКСЭ  № 27 в системе уроков по предмету,  1 час по данной теме....

План - конспект урока по ОРКСЭ пот теме "Христианская семья"

Материал содержит методические рекомендации для проведения урока модуля "Основы православной культуры" по теме "Христианская семья"...

Конспект урока по ОРКСЭ (модель ПК "Христианская семья"

Что значит для меня моя семья?Конечно, счастье и уют домашний,Семь правил обязательных храня,Лишь только семь, но очень-очень важныхВо-первых, это главное – любовь.Всем сердцем и душою всей, и разумом...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему : "Христианская семья" (4 класс)

Тема урока: Христианская семьяТип урока: открытие новых знаний.Цель: сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.Задачи:  Раскрыть сущность правосла...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Христианская семья"

Урок по ОРКСЭ на тему: "Христианская семья" (№27) Задачи: обучающая: знакомство со смыслом обряда венчания, особенностями семейных традиций в православной культуре; воспитательная: воспитани...