Конструкт урока по ОРКСЭ по теме "Пасха"
план-конспект урока (4 класс) на тему
Конструкт урока по теме "Пасха" для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii.doc | 31.5 КБ |
pashalnaya_radost_igra.zip | 640.48 КБ |
pasha.zip | 2.62 МБ |
pasha.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к проведению урока «Пасха» в модуле
«Основы православной культуры».4 класс. 1 час.
Место: урок № 8 (в модуле) проводится накануне празднования Пасхи( весна)
Уровень подготовки обучающихся 4 класса.
К данному уроку обучающиеся должны владеть понятиями: православный крест, его составные части, православие; уметь работать с текстом, выделять главную мысль в массиве текста, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
Компетенция педагога.
Прохождение курсовой подготовки по программе «ОРКСЭ», заинтересованность к самообразованию по темам курса, владение различными образовательными технологиями (ИКТ, интерактивные, ТПО, ТРО, ПСотр), приёмами психолого-педагогической коррекции.
Выявление рисков и путей их преодоления.
РИСКИ при проведении урока | ПУТИ их преодоления |
Большой объём информации | Дозировка содержания учебного материала на каждом этапе урока |
Разный уровень сформированности коммуникативных навыков обучающихся, готовности учащихся к самостоятельной поисковой деятельности | Продумать алгоритм деятельности обучающихся в групповой и индивидуальной работе, помощь учителя при определении выступающего от группы |
Превышение регламента урока (практическая работа) | Определить временные рамки каждого этапа |
Наглядность: презентация, иллюстративный материал учебника, индивидуальные словарики
Задания базового и повышенного уровней.
Базовый уровень – работа с текстом, презентацией, работа в группе, самопроверка.
Повышенный уровень – самостоятельная работа, решение кроссворда, новая терминология в словариках учащихся
Техническое оборудование
Презентация, компьютер, интерактивная доска
Материалы для урока:
кроссворд, заготовки-раскраски для домашнего задания, тест-игра в виде презентации.
Предварительная работа педагога
Изучение и поиск информации в различных источниках, подготовка презентации, составление конструкта урока, алгоритма работы учащихся для организации самостоятельной и групповой поисковой деятельности.
Подписи к слайдам:
ПРАВИЛА ИГРЫ
Вашему вниманию предлагается ряд вопросов на тему православного праздника Пасхи, на каждый вопрос дано три варианта ответов. Выбирайте любой вариант – и надпись скажет вам, правы вы или нет, чтобы продолжить игру – нажмите на значок
Он вас и «отведёт» на следующий вопрос. А потом снова выбирайте вариант ответа.Желаем успехов!
Что означает слово «ПАСХА»?
Возрождение
Слёзы
Весна
Символом православной Пасхи является…
Праздничная одежда
Крашеное яйцо
Тюльпан
Как называется традиционное пасхальное блюдо?
Кулич
Блины
Печенье
В праздник Пасхи это разрешается делать всем желающим
Петь в храме
Звонить в колокола
Громко разговаривать в общественных местах
Весёлое передвижение детворы от дома к дому с пением особых песен в первые дни Пасхи называется…
Волочебный обход
Вечёрки
Колядки
Песни волочебников (участников волочебного обхода) в старину называли…
"Протяжными"
"Великоденскими"
"Плясовыми"
Как называется пьесаП.И.Чайковского, изображающая картину церковного праздника?
"Мама"
"В церкви"
"Нянина сказка"
Как называют пасхальные яйца, крашеные в однородный цвет?
Сюрприз
Крашенки
Матрёшки
Слово «благотворительность» означает:
Помощь нуждающимся, больным, бедным
Праздничный концерт
Подарок
Пасхальная забава взрослых и детей?
Танцы
Леденцы
Качели
Какой музыкальный коллектив сопровождает пасхальную церковную службу?
Хор
Оркестр
Ансамбль скрипачей
Продолжите пословицу: «В Пасху солнце в огород, а девки, парни …»
... в хоровод
...у ворот
...на завод
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Молодцы
Увы, увы , вы не правы …
Увы, увы , вы не правы …
Игра закончена !Вы справились со всеми заданиями !
Подписи к слайдам:
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Древний славянский корень «крес» означает «жить», «сиять», «сверкать».
Воскресение – день возобновления жизни.
Иисус значит Бог спасает.
Александр Александрович Блок Мальчики да девочкиСвечечки да вербочки Понесли домой. Огонечки теплятся, Прохожие крестятся, И пахнет весной. Ветерок удаленький, Дождик, дождик маленький, Не задуй огня! В Воскресенье ВербноеЗавтра встану первая Для святого дня.
С куличами, весельем и радостьюПасха Красная вновь к нам пришла,Чтоб наполнились души благостью, Чтоб надежда в сердцах жила!
Пасха - это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над смертью! По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых!
В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение, которое продолжается всю ночь.
Христос воскрес из мёртвых, победив своей смертью смерть,и прежде умершим даровал жизнь!
Икона праздника «Сошествие в ад»
Зажжённая свеча – символ духовной радости светоносного праздника. Люди уносят свечи с благословенным огнём домой, чтобы затеплить домашний очаг. Это приноситсчастье в дом.
Заутреня начинается крестным ходом. Духовенство облаченное в праздничные одежды с Крестом, Евангелием, и хоругвями выходят из храма, как бы навстречу Спасителю, тем самым выражая свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом.
На Пасху люди радостно приветствуют друг друга, произнося: „Христос Воскресе!” и отвечая: «Воистину воскресе!», обменивалисья красными яичками.
Яйцо – главный символ Воскресения Христова. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца появляется новая жизнь. Красное яйцо знаменует возрождение для жизни вечной.
Заполни корзину
Пасхальный стол
К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом — временем покаяния и духовного очищения.
Зато на Пасху – пир горой! На стол подаются крашеные варёные яйца, куличи (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника – пасха.
Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.
В пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий звук в их жизни. Они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах в первые семь дней пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребёнок) может подняться и позвонить в колокола.
Работа в парах
Кроссворд по теме «Пасха»
1
Х
В
О
С
К
Р
Е
С
Е
2
И
3
С
4
Т
5
О
6
С
Самый главный православный праздник.Как называется булочка, которую пекут и освящают к Пасхе?То, что нам дается при крещении и мы его носим на груди.Как называется огонь, который зажигается чудесным образом в Иерусалиме в храме Воскресения Христова?5.Что называется символом жизни и обязательно освящают к Пасхе?6.Что соблюдают православные христиане в течение семи недель перед празднованием Пасхи?
Старинные пасхальные открытки
Предварительный просмотр:
Салимова Элиза Ильдусовна
ХМАО-Югра
МБОУ МО г.Нягань СОШ №6
«Основы православной культуры»
Автор: А.В.Кураев, М.: Просвещение, 2012г.
Предметная область:
Урок № 8 модуля «Основы православной культуры»
Тема: «Пасха»
Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В.Кураев « Москва «Просвещение»-2012
Тип урока: урок комплексного применения новых знаний
Цель урока: пополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми;
пробудить интерес к старинным русским обрядам;
Развивающие: развивать познавательную активность
Воспитательные: помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше других радостей в жизни.
Планируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним; | Используют навыки извлечения существенной информации из различных источников; | Пользуются навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Составляют текст в устной и письменной формах. | Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока | имеют представление о понятии Пасха |
Педагогический инструментарий достижения планируемых результатов (технологии, формы, методы и приемы):
Образовательные технологии
- ТПО- технология проблемного обучения
- ТРО – технология развивающего обучения
- ИКТ-информационно- коммуникационные технологии
- ПСОТР- педагогика сотрудничества
- ТРКМ – технология развития критического мышления
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный,
Приемы: беседа, словарная работа, работа со справочной литературой и текстом.
Средства обучения:
Оборудование учителя | Оборудование учащихся |
Учебник, экран, мультимедийный проектор, иллюстрации, фотографии, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием модуля, индивидуальная карточка для самопроверки. | Учебники, тетради |
Содержание участия родителей и(или) других субъектов образовательного процесса в уроке:
Межпредметные связи: ИЗО, литературное чтение, родительское собрание.
Этапы | Время (в мин.) | Цели этапа | Пед инструментарий | Содержание | УУД | Оценка (педагогическое наблюдение, самооценка, взаимооценка и др.) | |
Деятельность уч-ля | Деятельность уч-ся | ||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | 2мин. | 1.1. Создание благоприятного эмоционально-психологического фона урока. 1.2. Формирование у учащихся желания работать на уроке и уверенности в своих силах. | Беседа | Учитель приветствует детей: предлагает всем встать в круг и поздороваться друг с другом по очереди. Учитель задает вопрос : «Ребята, вы любите праздники? Какие христианские праздники вы знаете?» | Дети выполняют просьбу учителя, Отвечают на вопрос, обозначая свою эрудицию. | К.: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Р.:понимать цель выполняемых действий | Подводя итог упражнению, выражает надежду, что полученные положительные эмоции помогут каждому ученику решить задачи сегодняшнего урока |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. учащихся, фиксируемое ими самими. | 5-7 мин. | Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности | используя игровой прием «Знаешь ли ты, что…»(учитель говорит начало фразы, обучающиеся завершают её) | Проверяет домашнее задание, Подводит итог игры | Обучающиеся обдумывают ответы и завершают продолжение фразы. | 1.3. П.: умеют объяснить смысл понятий «Иисус Христос и его Крест». Р.: оценивать правильность выполнения задания, высказывания. К.: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. | Предлагает наградить правильно ответившего ученика аплодисментам |
3. Выявление места и причины затруднения. | 5мин | Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | проблемную ситуацию | Обращает внимание учащихся к теме урока - «Пасха», - Слово это, несомненно, вам, ребята, знакомо, вы его много раз слышали. Какие словосочетания приходят вам на ум, когда вы слышите или видите перед собой слово «Пасха»? А можете ли вы дать ответ на вопрос: Что такое Пасха? Какое есть иное определение слова «Пасха»? Как вы думаете, почему слово Пасха связано с жизнью Иисуса Христа? | Учащиеся приводят словосочетания со словом «Пасха», высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем. Дети обозначают тему урока. | Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу. К.:внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью | |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). | 2мин. | Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации. | Предлагает учащимся сформулировать задачи урока. Корректирует вопросы, предложенные учениками. Сообщает план действий : 1. Знакомство с новыми понятиями и беседа по их содержанию. 2. Изучение текста учебника. 3. Составление ответов на главные вопросы урока. | Формулируют задачи урока: 1. Узнать, что такое «Пасха Христова?» (Как религия отвечает на вопрос «Что такое Пасха?» Как религия характеризует понятие «Пасха?») 2. Как связаны между собой «Пасха» и Иисус Христос? | П.: поиски способов решения проблемы Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. | ||
5.Реализация построенного проекта. | 10мин. | Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Презентация | 1. Объясняет новый материал. 2.Организует беседу по содержанию нового материала: Что нового о «Пасхе» вы узнали для себя? 3. Организует чтение текста учебника о взаимосвязи «Пасхи» и Иисуса Христа. | 1. Внимательно слушают учителя. 2. Отвечают на вопросы учителя. 3. Под руководством учителя читают текст учебника(стр.). . | П.: умение выделять существенную информацию из различных источников. Р.: удерживать учебную задачу в процессе работы. К.: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | 5мин | Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Кластер | 1. По вопросам, связанным с понятием «Пасха»:Что необходимо взять из содержания нового материала, чтобы ответить на вопрос «Как религия характеризует понятие «Пасха»?» а) предлагает составить кластер «Пасха»; б) дать определение понятия «Пасха» и краткую характеристику праздника. 2. По вопросу взаимосвязи «Пасхи» и Иисуса Христа.
| 1. Под руководством учителя составляют кластер «Пасха». Отвечают на вопрос «Как религиозная наука определяет понятие «Пасха»? Дают характеристику праздника в соответствии с полученной информацией 2. Участвуют в обсуждении вопроса о взаимосвязи «Пасхи» и Иисуса Христа. Дают ответ на вопрос в соответствии с полученной информацией | П.: понимать информацию, представленную в виде схем. Р.: определение правил составления кластера К.: участвовать в коллективном обсуждении проблемы | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 6мин | Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность | Кроссворд Тест | 1.Учитель предлагает учащимся кроссворд по теме Пасха и маленький тест , разделив детей на группы(приложение). |
| П..:группировать предметы по существенным признакам. Р.: оценивать правильность выполнения задания, К.: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание | Самопроверка |
8. Рефлексия учебной деятельности. | 5мин. | Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Синквейн | 1. Обращает внимание обучающихся на вопросы, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен (дан) ответ; остались ли неразрешенные моменты. 2. Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. 3. Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. 4. Итак, ребята, на этом наш урок закончен. Спасибо всем вам за работу. Все хорошо трудились. Молодцы! До свидания! | 1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.(в таблице) 2. Оценивают своё участие в уроке. 3. Записывают домашнее задание в дневник. 4. составление синквейна по теме урока. | П. Р.: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. К.:быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт урока математики в 1 классе по теме "Измерение отрезков"
Данный урок составлен с учетом требований ФГОС....
Конструкт урока 2 класс "Что такое родственные слова?" УМК "Школа России"
учебник В.П. Канакина...
Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".
Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...
Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе. Образовательная программа «Гармония» Тип: урок-обобщение. Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России». Составитель: Крохалева Наталия Михайловна, учитель нач. классов МКОУ СОШ № 23
Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе.Образовательная программа «Гармония»Тип: урок-обобщение.Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России».Составитель:...
Конструкт урока с использованием ЭОР. Русский язык 3 класс тема "Предложение"
Цель урока: систематизировать знания об особенностях предложений, разных по цели высказывания.УУДПознавательные: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение р...
Конструкт урока ОРКСЭ 4 класс
Конструкт урока по курсу ОРКСЭ, модуль "Светская этика" 4 класс .Тема:"Семейные праздники" В уроке используются метод "водоворот", приемы: синквейн, ассоциации, Урок представлен на городском семинаре ...
конструкт урока по ОРКСЭ
Актуальность темы: Хорошо жить в коллективе, в котором ценят дружбу, искренность, великодушие, взаимопомощь. Все хотят стать настоящими друзьями, ...