Урок ОРКСЭ
план-конспект урока (орксэ, 4 класс) по теме

Пичугина Ольга Олеговна

Открытый урок "Ритуалы в иудаизме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_iudaizm.docx42.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Религиозные обряды и ритуалы в Иудаизме.

Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровне рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка).

Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, работать с иллюстрациями, толковым словарем осуществлять поиск и выделение необходимой информации, применять на практике.

Предметные УУД: знать основное содержание: обряды жизненного цикла в иудаизме.

                                                  Ход урока

Играет еврейская музыка.(Хава Нигала)

Вспомните, о чем говорили на прошлом занятии. (о Законах в Иудаизме, о хранителях в    

разных религиях мира)

Дома читали параграф, кто хочет поделиться своими впечатлениями?

Презентация (Мимио)Слайд№1. Прочитайте заголовок. Кто такие хранители? Какое задание хочу вам предложить? (разделить на группы: хранители, символы религий, сооружения, построенные для совместных молитв)

Кто из вас был в церкви, мечети, синагоге? Для чего мы их посещаем? (кристины, венчание, общение с богом….)

Как назвать одним словом?(церемонии, обряды)

А зачем нам надо это знать? Нужны ли эти знания в жизни?(нужны: чтобы быть осведомленными, знать ,что происходит в обществе, в котором ты живешь, т.к. нравственные законы заложены обществом, уважительно относиться к людям другой веры……)

Назовите тему урока….Религиозные обряды и ритуалы в Иудаизме

Слайд№2  Израиль- древнейший город на Земле, которому 4000лет.

Израиль- крошечное государство, которое можно пересечь на авто с запада на восток за 2 часа, с юга на север за 6часов. 70% всей территории занимает пустыня.

Слайд№3.№4 Синагога-дом собраний.

Работа по учебнику (стр.78выборочное чтение), и со словарем (община стр. 188)

Главной еженедельной традицией для иудеев является соблюдение субботы (ШАББАТ)

День покоя, установленный Богом. Шаббат начинается вечером пятницы, с закатом солнца и появлением на небе первой звезды. Атрибутами праздника наступления субботы являются покрытый скатертью стол, два свечи, традиционный хлеб «хала» и кошерное вино. Мужчины идут в Синагогу на «кабалат шабат», субботние молитвы. В Шаббат еврейским женщинам запрещается пользоваться губной помадой, румянами, тушью для ресниц и другой красящей косметикой. Нельзя расчесывать волосы, но если они растрепались, их можно пригладить при помощи мягкой щетки. Не рекомендуется пользоваться дезодорантом, если он имеет запах.
Шаббат кончается вечером, с заходом солнца.

3 раза в год мужчина должен приходить в храм на Песах, Шавуот, Суккот.

           Презентация. Праздники.(в таблицу записывайте название праздников)

   Песах- Исход из Египетского рабства не только физического, но и духовного.

        Шавуот- праздник дарования Торы

        Суккот -40 лет шли по пустыне, чтобы попасть в землю обетованную (обещанную богом)

                                            Праздник «Суккот»

Каждую осень, когда погода начинает портиться, евреи в старину оставляли свои дела и на неделю и уходили жить в шалаш(сукка) в память о том событии, когда евреи выходили из Египта. Оставив свои обжитые дома, сорок лет они шли по пустыне, чтобы попасть в землю обетованную. Труден был их путь, не было стен, защищающих от ветра, не было крыш, спасающих от дождя и солнца, люди строили временные шалаши из веток, травы и других подсобных материалов чтобы провести в них ночь. По ночам, глядя на звёздное небо в отверстиях крыш, люди как бы разговаривали с богом, благодаря его за жизнь, за богатый урожай.

В дни празднования этого праздника едят много фруктов, готовят блюда из овощей.

.                                            Еврейская свадьба (показ видиофильма)

Еврейская свадьба - это не просто обряд, это традиция, за которой стоит много тысячелетий. Мужчина должен просить руки своей будущей невесты у ее отца и закрепить договор, уплатив выкуп.  Во время этой церемонии разбивают тарелку, которая символизирует разрушение Храма Иерусалимского и напоминает, что евреи и в праздничный день помнят горе от потерь.   Перед свадьбой жених покупает перстень своей любимой. По еврейским обычаям, обручальное кольцо должна быть простое, без лишних деталей, камней. Свадьба может проводиться в любой день недели, за исключением Шаббата. За неделю до свадьбы для жениха в синагоге устраивается специальная церемония. Невеста тем временем отправляется в ритуальный бассейн, для процедуры духовного очищения. Вообще всю неделю перед свадьбой молодые не должны встречаться. Свидетель и гости- мужчины  одевают белые шапочки - ермолки.  Еврейскую свадьбу часто называют хупа. Это потому, что оно проводится под специальным балдахином. Невеста обходит своего жениха семь раз. Потом молодые пьют с одного бокала, который после этого нужно разбить. Свадебный банкет проходит весело и пышно. Зачитывается Туба (брачный договор, древнейший документ 3век до н.э.,вывели мудрецы)Фиксируют ОБЯЗАТЕЛЬСТВА мужа к жене).Кольцо надевает жених на правый указательный палец. Обязательно выполняется традиционный еврейский танец - Хора. По еврейскому закону мужчинам и женщинам не положено веселиться вместе. Чтобы они не видели друг друга зал перегрождается высокой перегородкой .Гуляют 7 дней. Свадьба-это радость. Жениха иневесту возвышают на плечи, почитая их  как короля с королевой.

Дополнительный материал.

                               Праздник «Ханука»

Этот праздник отмечается в месяце «кислев» (декабрь). Проведение

праздника связано с историческими событиями, произошедшими в жизни народа. Слово «Ханука» - освещение (имеется в виду освещение древнего Иерусалимского храма, которое произошло в 164 году до новой эры). Тогда евреями

правили греки. Их заставляли перенимать греческие обычаи, говорить на греческом языке, носить такую же одежду, поклоняться греческим богам. Но в этом им евреи никогда не уступали. Они верили в единого бога, строго соблюдали законы своей веры.

Три года шла война, и, хотя , отряды евреев были малочисленны, они храбро сражались и победили греков. Со все сторон стека-

лись люди в храм, чтобы благодарить бога за помощь, воздать ему почести. Но,войдя  в храм, они увидели страшные разрушения, грязь, осквернения,но самое страшное – угас вечный огонь, светильник, который должен гореть день и ночь. Один еврей захотел зажечь вечный огонь, но масла в храме не оказалось. После долгих поисков, он обнаружил маленький кувшинчик со священным маслом, которого могло хватить на один день. Но случилось чудо: светильник горел 8 дней. За это время приготовили новое масло. С тех пор был провозглашён новый праздник – праздник чуда, праздник света – ханука, который длится 8 дней. Каждый день зажигают по одной новой свече. На празднике поют песни, танцуют, играют в разные игры.

 На «Хануку» принято готовить блюда на масле: картофельные оладьи –«латкес», пончики, блины. http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=329806466-18-72&n=21

                                         Праздник «Пурим»

Однажды персидский царь решил жениться. Со всех концов света к нему везли самых красивых девушек. Он выбрал еврейскую девушку, хотя и сам об этом не знал. Она окружила себя еврейскими министрами и стала сама управлять страной. За это ее возненавидел царь и решил истребить весь еврейский род. Но девушка еврйка успела предупредить народ и они победили войско персидского царя. И назвали этотдень  праздник «Пурим», чтобы евреи и их потомки не забывали, как скорбь и плач обернулись для народа победой и радостью. Праздник «Пурим» отличается особым весельем. И дети, и взрослые веселятся, дурачатся, ходят ряженными, устраиваются весёлые представления – карнавалы. В этот день принято посылать подарки своим друзьям и близким, а также бедным. Принято посылать друг другу лакомства: конфеты, фрукты, пирожки треугольной формы – гоменташ. В этот день принято поднимать ужасный шум. Большинство детей и взрослых пользуются специальными трещотками, погремушками.

                                                 Праздник «Рош  ашана» Новый год

Это праздник обновления человека, очищения  его души.

В эти дни подводятся итоги всем добрым делам, человека записывают в «книгу жизни»,люди желают друг другу доброго Нового года. На празднике, сказав хвалу хлебу,  его макают в мёд, чтобы предстоящий год был «Добрым и сладким». Самый известный обычай этого праздника – есть яблоки, обмакнув их в

мёд. Перед началом праздничной трапезы принято есть голову рыбы. При этом говорят: «да будет воля твоя, чтобы мы были во главе, а не в хвосте». К праздничному столу подают гранаты, потому что в них есть десятки маленьких зёрнышек, каждое зёрнышко –

символ мицвы – доброго, благородного дела, которое евреи  хотели бы сделать в будущем году.

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=338112079-69-72&n=21

ВЫВОДЫ: У разных народов и в разных религиях существуют свои обычаи, обряды, ритуалы. Мы познакомились с традициями многотысячилетними и непрерывными в Иудаизме.

Каждый день в жизни человека приносит ему что-то новое: встречи с людьми, знакомство с новыми местами. У нас с вами пока это заочное путешествие, но оно позволяет нам узнавать много нового.

Давайте представим , что: Религия, обряды, обычаи- это вершина горы Синая, а мы с вами –Альпенисты.

Определите, удалось ли приблизиться к вершине. Возьмите человечка и поместите его на нашу гору.

Урок прошел с пользой для вас, приобрели ли знания?. Оцените свое место на горе.

 

Итог.

Учение- это многолетний труд. Человек, постигший нравственные законы возвышается духовно, и от того, насколько будет прилежным и усердным в процессе духовного и нравственного обучения-человек будет более совершеннее, уподобен творцу.В чем и состоит задача и цель человека, прихода его в этот мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе

Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...