Технологическая карта урока "Дружба" по курсу "Светская этика".
план-конспект урока (орксэ, 4 класс) по теме
Тема. Дружба
Цель: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnolog._karta_uroka.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока "Дружба" курса "ОРКиСЭ". Модуль "Основы светской этики". Автор: Чуприна Елена Сергеевна, учитель начальных классов
Тема. Дружба
Цель: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности
Задачи:
-выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
-формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;
-формировать лексику; развивать умение обучающихся вести рассуждения;
-воспитывать чувство сопричастности друг к другу;
-активизировать самовоспитание
Планируемый результат: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.
Ресурсы: словарь Ожегова, Даля, песня В. Шаинского «Дружба» песня И.Крутого «Мой друг», учебник А. Я. Данилюк «ОСЭ».
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
| Проверка готовности к уроку | – Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. | |||
| Выявить усвоение учащимися знаний, полученных на уроке | Альтруист, эгоист | Учитель задаёт вопросы. | Учащиеся отвечают на вопросы | |
| формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности | Дружба, друг, | – Послушайте стихотворение и определите тему урока. Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет. А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг, Всегда ему надежный друг В беде протянет руку. – Молодцы! Тема нашего урока «Дружба». – Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить, вы бы хотели ответить? (Все версии выслушиваются и на доске появляется запись. – Сегодня мы с вами мы выясним: Что такое дружба? Настоящий друг – кто он? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Почему важно дружелюбно относиться друг к другу? Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса? | Слушают , определяют тему урока. Высказывают версии | |
Освоение нового | – Дружба в нашей жизни встречается постоянно: названия населенных пунктов, лагерей отдыха, садовых участков, горные переходы, названия фонтанов, есть даже орден Дружбы народов. ( показ фото) Что такое дружба? Каждый знает. Может быть, и спрашивать смешно. Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно? (отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе») – Что означает «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы ) а) работа с толковым словарем – Обратимся к толковому словарю Ожегова, Даля. Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение. (Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью) - Прочитайте, а как в учебнике даётся понятие «дружба». | Дети отвечают на вопросы. Работают с толковыми словарями Ожегова, Даля. Читают текст учебника. | |||
Работа в группах « Собери пословицу» -О дружбе создано много пословиц. И вы многие знаете. – Собери пословицу из слов. – О каких секретах дружбы говорится в пословицах? - А какие ещё пословицы о дружбе вы знаете? | Дети работают в группах. Собирают пословицы. Объясняют их смысл. Старый друг лучше новых двух. Друзья познаются в беде. Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает. Дерево живет корнями, а человек – друзьями. Друга – ищи , а нашел – береги. Человек без друзей ,что дерево без корня. Друг за друга держаться – ничего не бояться. Ребята приводят примеры пословиц и объясняют их смысл. | ||||
Работа с легендой. -А сейчас я предлагаю вам прочитать легенду о возникновении пословицы “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”. Задание: Кто главные герои легенды? Какими вы их представляете? - Кто вам больше понравился? Почему? -С кем бы вы хотели дружить? Почему? В какой строчке заключён главный смысл этой легенды? | Читают легенду. Отвечают на вопросы. Легенда. К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им: - Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает? Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года. - Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить? Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой. А у того, у кого были друзья по - настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай. Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. | ||||
Работа над отличительными чертами дружбы ( уч. с.32-33) избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия и общность интересов. (чтение текста) | Читают текст учебника | ||||
б) проблемная ситуация – Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему? (читает ученик) Друг напомнил мне вчера, Сколько делал мне добра: Карандаш мне дал однажды, (Я в тот день забыл пенал), В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал. Я упал и весь промок – Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка: Откусить мне дал когда-то, А теперь представил счёт. Не влечёт меня, ребята, Больше к другу не влечёт. ( корысть) – Каким не должен быть настоящий друг? – Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков? - Что ему не хватало, чтобы стать настоящим другом? | Слушают, отвечают на вопросы, доказывая свою точку зрения | ||||
-А теперь ещё одна история… Все живут, не тужат, а со мной не дружат! Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной». Есть разряд у Ильиной и девчонок свита. Подружусь и я с Ильиной — стану знаменита. Все пятерки до одной у Светловой Нади. Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день! Будешь ты меня спасать — дашь контрольную списать». А девчонка — на дыбы! Говорит: «Молчала бы!» Не вставать же на колени уговаривать подруг. Напишу я объявление: «Срочно требуется друг». — Как вы думаете, почему с этой девочкой никто не хотел дружить? | Слушают, отвечают на вопросы, доказывая свою точку зрения | ||||
Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз, поэтому каждый день нужно творить добро. -И ещё одна история… | |||||
«Мы – друзья» С виду мы не очень схожи: Петька толстый, Я – худой. Не похожи мы, а всё же Нас не разольёшь водой! Дело в том, что он и я Закадычные друзья! Всё мы делаем вдвоём. Даже вместе… Отстаём! Дружба дружбою, однако И у нас случилась драка. Был, конечно, важный повод. Очень важный повод был. Помнишь, Петя? Что – то, Вова, Позабыл. И я забыл! Ну не важно! Дрались честно. Как положено друзьям! Я как стукну! Я как тресну! А я как дам! Скоро в ход пошли портфели. Словом, скромничать не буду – Драка вышла хоть куда! Только смотрим – что за чудо? С нас ручьём бежит вода! Это Вовкина сестра Облила нас из ведра! С нас вода ручьями льётся, А она ещё смеётся: – Вы действительно друзья! Вас водой разлить нельзя. -Правильно ли вели себя ребята? -К чему могла бы привести такая ссора? -Можно ли назвать их друзьями? Добрыми людьми? -Как бы вы поступили на месте мальчиков? -Правильно, ребята, если бы люди не помнили старые обиды и старались делать добро друг другу, то не было бы печали, горя, а слезы бы лились от радости и счастья. | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока светской этики по теме:" ДРУЖБА"
Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Дружба"....
Технологическая карта урока светской этики по теме "СВОБОДА И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА"
Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Свобода и моральный выбор человека"....
Технологическая карта урока по учебному модулю «Основы светской этики» по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики»
Урок по курсу «Основы светской этики» -"Стыд, вина. извинение" ...
Технологическая карта"Основы светской этики).
Основы светской этики...
Технологическая карта по светской этике 4 класс по теме "Что значит быть моральным?"
Технологическая карта к уроку светской этике "Что значит быть моральным?"...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека" (учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свободе, моральном выборе и конфликте, их связиЗадачи урокаДидактические:1. познакомит...
Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»
Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...