Методические приёмы на уроках ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс) по теме

Шибанов Вячеслав Александрович

Чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. А содержание курса ОРКСЭ  для этого создает прекрасную возможность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы учителя21.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                Методические приёмы на уроках

                                  "Основы мировых религиозных культур"

                                                                                                           Шибанов В.А.

     Современная педагогическая наука располагает богатым набором инструментов для передачи подрастающему поколению накопленных человечеством знаний и опыта.

    Обучение – это процесс познания окружающего мира, направляемый педагогом и самим учеником. Получая новые знания, ученик прилагает усилия, а педагог со своей стороны должен замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед. Процесс обучения должен быть активным, гибким и  продуктивным. Центральная роль принадлежит учащимся. Преподаватель - организатор и помощник. Именно таким должно  быть современное обучение младших школьников. На это нацеливают сегодня российских учителей ФГОСЫ  нового поколения, другие нормативные документы, где  четко определяются роль и место всех участников образовательного процесса, даются рекомендации по правильному выбору  педагогической технологии как одного из главных факторов повышения качества образования, форм,  методов  и приемов обучения.

    Справедливо возникает вопрос. А как грамотно построить преподавание  такого нового курса  как «ОРКСЭ»  учащимся начальной школы и получить хорошие результаты? Чем должен руководствоваться учитель при выборе педагогических методов и приемов?  

   Приоритетным направлением в моей педагогической деятельности является теоретическое изучение и реализация на практике системно-деятельностного подхода в обучении учащихся младшего школьного возраста. Что, на мой взгляд, в этой концепции принципиально нового и положительного?

   Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Через формирование универсальных учебных действий происходит развитие школьника. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

   Чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. А содержание курса ОРКСЭ  для этого создает прекрасную возможность.

     Что такое педагогический прием? Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка. Учитель четко формулирует цели урока и определяет пути их достижения, то есть  выбирает инструменты.

              В качестве примера хотелось представить фрагмент урока по ОРКСЭ.

             Фрагменты урока  по теме" Православный храм", 4 класс.

Цель: формирование представления о назначении православного храма, его устройстве и разновидностях православных храмов.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

2.Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

3.Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

4.Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Формирование умений: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы, формирование умения высказывать свое отношение к теме урока, выражать свои эмоции, формирование умения высказывать свое предположение на основе работы с материалом.

Прием активизации опорных знаний учащихся и обеспечение мотивации.

Учитель  предлагает задание.

-Внимательно  прочитайте стихотворение. Подумайте, о чем оно? 

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят...

- О любви к кому говорит автор стихотворения? Приходилось ли вам бывать в храме? Какие чувства испытывали, находясь в храме? Что больше всего запомнилось? Что такое храм? Что вы знаете об устройстве храма?

- Прочитайте ключевые слова. Заполните таблицу.

Храм, священник, лампада, свеча, кадило, икона, алтарь, ладан, купол, Богоматерь, крест, богослужение, таинство, колокол, амвон…

                  Знаем

             Хотим узнать

Очень серьезный этап урока. На данном этапе урока учитель создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Ознакомление с новым материалом. Прием «Защита мини-исследований»

- Давайте представим, что мы исследователи. Какие бы цели исследования вы поставили перед собой на нашем уроке?

-Какая литература нам сегодня понадобится? (В качестве справочного материала предлагается презентация по теме «Православный Храм»). Презентация просматривается перед началом исследовательской работы в группах.

1 группа (при помощи текстов словаря и дополнительной справочной литературы дети дают определение, что такое храм?) Как в старину называли храм? Где строились храмы на Руси? Какого значение храма в жизни верующего человека?

2 группа. Исследует внешнее устройство храма по плану: архитектурные особенности православного храма; какие части выделяют у православного храма; что символизирует купол, крест; сколько глав может быть у храма…

3 группа. Исследуется внутреннее строение храма. Притвор, неф, алтарь…

4 группа. Что такое звонница? Почему звонят колокола?..

5 группа. Что такое богослужение? Что такое икона? Лампада? Кадило?..

6 группа. Правила. Как вести себя в храме?..

Используя справочную литературу по теме урока и иллюстративный материал, дети находят ответы на поставленные вопросы. Ответы обсуждаются в группах, учащиеся дискутируют, делают выводы и таким образом справляются с поставленной задачей.

Рефлексия. Прием подведения итогов проделанной работы «Закончи предложение»

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я почувствовал…

Сегодня я достиг….

Сегодня я помог….

Мне хочется….

Этот этап урока очень важный. Каждый ученик должен почувствовать свое продвижение в познании, желание продолжить познание нового. Осознание главного – я сам способен это делать.

Вывод.

Использование эффективных приемов обучения детей на уроках ОРКСЭ – творчество учителя. В  своей педагогической практике обучения младших школьников  я использую больше приемы в соответствии с технологией деятельностного подхода. Ученик должен быть активен в процессе добывания знаний (должен действовать: читать текст, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, находить в тексте ответы на поставленные вопросы, выделять главное), а помочь и направить его деятельность должен учитель с помощью специально подобранных приемов.

 

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приёмы на уроках «Основы мировых религиозных культур»

Приёмы и методы на уроках ОРКСЭ: чтение и обсуждение текста, слушание, пересказ, диалог, синквейн, дискуссия, диспуты, дебаты, рассматривание иллюстраций, слайдов, работа со словарём, работа с к...

Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок»

Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок»   ...

Чудо в Кане Галилейской. Методическая разработка фрагмента урока ОРКСЭ

В разработке приводится объяснение содержания евангельского повествования о первом чуде, которое Господь совершил на брачном пиру в Кане Галилейской....

Методические приёмы по уроку технологии

Методические приёмы по уроку технологии...

методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме "Храм"

Методическая разработка урока по основам православной культуры. Это четырнадцатый урок в изучении предмета ОРКСЭ. Урок направлен на усвоение учащимися  назначения и устройства православного храма...

Методическая разработка к уроку ОРКСЭ 4 класс .Тема: САША РАССКАЗЫВАЕТ О ВЕРОВАНИЯХ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Урок развивает у учащихся первичные представления о верованиях разных народов в мифах,легендах и сказаниях.Учащиеся работают в группах,анализируют текст,иллюстрации, работают с новыми понятиями....