Методические приёмы на уроках ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс) по теме
Чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. А содержание курса ОРКСЭ для этого создает прекрасную возможность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
из опыта работы учителя | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические приёмы на уроках
"Основы мировых религиозных культур"
Шибанов В.А.
Современная педагогическая наука располагает богатым набором инструментов для передачи подрастающему поколению накопленных человечеством знаний и опыта.
Обучение – это процесс познания окружающего мира, направляемый педагогом и самим учеником. Получая новые знания, ученик прилагает усилия, а педагог со своей стороны должен замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед. Процесс обучения должен быть активным, гибким и продуктивным. Центральная роль принадлежит учащимся. Преподаватель - организатор и помощник. Именно таким должно быть современное обучение младших школьников. На это нацеливают сегодня российских учителей ФГОСЫ нового поколения, другие нормативные документы, где четко определяются роль и место всех участников образовательного процесса, даются рекомендации по правильному выбору педагогической технологии как одного из главных факторов повышения качества образования, форм, методов и приемов обучения.
Справедливо возникает вопрос. А как грамотно построить преподавание такого нового курса как «ОРКСЭ» учащимся начальной школы и получить хорошие результаты? Чем должен руководствоваться учитель при выборе педагогических методов и приемов?
Приоритетным направлением в моей педагогической деятельности является теоретическое изучение и реализация на практике системно-деятельностного подхода в обучении учащихся младшего школьного возраста. Что, на мой взгляд, в этой концепции принципиально нового и положительного?
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Через формирование универсальных учебных действий происходит развитие школьника. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. А содержание курса ОРКСЭ для этого создает прекрасную возможность.
Что такое педагогический прием? Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка. Учитель четко формулирует цели урока и определяет пути их достижения, то есть выбирает инструменты.
В качестве примера хотелось представить фрагмент урока по ОРКСЭ.
Фрагменты урока по теме" Православный храм", 4 класс.
Цель: формирование представления о назначении православного храма, его устройстве и разновидностях православных храмов.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
2.Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
3.Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
4.Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Формирование умений: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы, формирование умения высказывать свое отношение к теме урока, выражать свои эмоции, формирование умения высказывать свое предположение на основе работы с материалом.
Прием активизации опорных знаний учащихся и обеспечение мотивации.
Учитель предлагает задание.
-Внимательно прочитайте стихотворение. Подумайте, о чем оно?
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят...
- О любви к кому говорит автор стихотворения? Приходилось ли вам бывать в храме? Какие чувства испытывали, находясь в храме? Что больше всего запомнилось? Что такое храм? Что вы знаете об устройстве храма?
- Прочитайте ключевые слова. Заполните таблицу.
Храм, священник, лампада, свеча, кадило, икона, алтарь, ладан, купол, Богоматерь, крест, богослужение, таинство, колокол, амвон…
Знаем | Хотим узнать |
Очень серьезный этап урока. На данном этапе урока учитель создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Ознакомление с новым материалом. Прием «Защита мини-исследований»
- Давайте представим, что мы исследователи. Какие бы цели исследования вы поставили перед собой на нашем уроке?
-Какая литература нам сегодня понадобится? (В качестве справочного материала предлагается презентация по теме «Православный Храм»). Презентация просматривается перед началом исследовательской работы в группах.
1 группа (при помощи текстов словаря и дополнительной справочной литературы дети дают определение, что такое храм?) Как в старину называли храм? Где строились храмы на Руси? Какого значение храма в жизни верующего человека?
2 группа. Исследует внешнее устройство храма по плану: архитектурные особенности православного храма; какие части выделяют у православного храма; что символизирует купол, крест; сколько глав может быть у храма…
3 группа. Исследуется внутреннее строение храма. Притвор, неф, алтарь…
4 группа. Что такое звонница? Почему звонят колокола?..
5 группа. Что такое богослужение? Что такое икона? Лампада? Кадило?..
6 группа. Правила. Как вести себя в храме?..
Используя справочную литературу по теме урока и иллюстративный материал, дети находят ответы на поставленные вопросы. Ответы обсуждаются в группах, учащиеся дискутируют, делают выводы и таким образом справляются с поставленной задачей.
Рефлексия. Прием подведения итогов проделанной работы «Закончи предложение»
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я почувствовал…
Сегодня я достиг….
Сегодня я помог….
Мне хочется….
Этот этап урока очень важный. Каждый ученик должен почувствовать свое продвижение в познании, желание продолжить познание нового. Осознание главного – я сам способен это делать.
Вывод.
Использование эффективных приемов обучения детей на уроках ОРКСЭ – творчество учителя. В своей педагогической практике обучения младших школьников я использую больше приемы в соответствии с технологией деятельностного подхода. Ученик должен быть активен в процессе добывания знаний (должен действовать: читать текст, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, находить в тексте ответы на поставленные вопросы, выделять главное), а помочь и направить его деятельность должен учитель с помощью специально подобранных приемов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические приёмы на уроках «Основы мировых религиозных культур»
Приёмы и методы на уроках ОРКСЭ: чтение и обсуждение текста, слушание, пересказ, диалог, синквейн, дискуссия, диспуты, дебаты, рассматривание иллюстраций, слайдов, работа со словарём, работа с к...
Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок»
Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок» ...
Чудо в Кане Галилейской. Методическая разработка фрагмента урока ОРКСЭ
В разработке приводится объяснение содержания евангельского повествования о первом чуде, которое Господь совершил на брачном пиру в Кане Галилейской....
Методические приёмы по уроку технологии
Методические приёмы по уроку технологии...
методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме "Храм"
Методическая разработка урока по основам православной культуры. Это четырнадцатый урок в изучении предмета ОРКСЭ. Урок направлен на усвоение учащимися назначения и устройства православного храма...
Методическая разработка к уроку ОРКСЭ 4 класс .Тема: САША РАССКАЗЫВАЕТ О ВЕРОВАНИЯХ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Урок развивает у учащихся первичные представления о верованиях разных народов в мифах,легендах и сказаниях.Учащиеся работают в группах,анализируют текст,иллюстрации, работают с новыми понятиями....
Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Методические разработки...