Методические приёмы на уроках «Основы мировых религиозных культур»
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Свистунова Наталья Петровна

 

Приёмы и методы на уроках ОРКСЭ: чтение и обсуждение текста, слушание, пересказ, диалог, синквейн, дискуссия, диспуты, дебаты, рассматривание иллюстраций, слайдов, работа со словарём, работа с картой, проектирование, театрализация.

приё

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_priyomy_na_orkse.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методические приёмы на уроках

«Основы мировых религиозных культур»

Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

словесных, которые решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

наглядных, которые решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

проблемно-поисковых, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний, и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда.

Можно использовать следующие приёмы и методы работы: чтение и обсуждение текста, слушание, пересказ, диалог, синквейн, дискуссия, диспут, дебаты, рассматривание иллюстраций, слайдов, работа со словарём, работа с картой, заполнение схем, игра, проектирование.

Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя. 

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся.

Синквейн. Эта форма учебной деятельности позволяет активизировать познавательную деятельность .

Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре. Необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, изготовление костюмов и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе.

На уроках возможна организация парной и групповой работы учащихся. В этом случае каждому следует придерживаться следующих принципов:

а) должен уметь слушать своих товарищей,

б) должен принимать участие в работе,

в) должен просить о помощи, когда она ему нужна,

г) должен оказать помощь, если его об этом попросят.

Особое внимание следует обратить на виды учебной деятельности учащихся.

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого.

Составление галереи образов. Эта работа направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.

Экскурсия. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся

Заочная экскурсия. При проведении заочных экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала аудиторией.

Методические принципы преподавания ОРКСЭ.

Максимальная деликатность, интеллигентность, уважение к личностям учащихся в процессе общения на уроках.

Учет индивидуальных особенностей и склонностей каждого из учащихся,

Доброжелательный, деликатный и ровный тон в изложении учебного материала, отсутствие нетерпимости и однозначности в оценках.

Простота и «прозрачность» освещения учителем всех вопросов, включая самые сложные и отвлеченно - философские.

На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков.

Начиная работу, желательно составить для себя «карту» понятий и терминов, разделив их на сквозные и специальные (применимые для той или иной конкретной религии).

Манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Методическая разработка урока по теме «Календарь и религиозные праздники» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс)

Знакомство с солнечным, лунным и юлианским календарями ; с  празднованием Нового года в разных мировых религиях....

Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»

Основы религиозной культуры и светской этики  Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы мировых религиозных культур»

Уроки ОРКСЭ не предполагают изучение религии как таковой. Это уроки, воспитывающие, прежде всего нравственность человека, его любовь и уважение к родителям, Отечеству, к окружающим. Статья раскрывает ...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках «Основы мировых религиозных культур"

ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народов мира, а также к диалогу с пре...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Презентация к уроку "Основы мировых религиозных культур" Священные книги

В период пандемии, когда нельзя соединять учащихся из разных классов для урока ОРКСЭ , презентации стали актуальны для он-лайн уроков. Спасибо nsportal за возможность использовать ресурсы других учите...