Урок ОПК "Пасха"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
РМО учителей ОПК
27.03. 2013 г.
Митрофанова Е.Г.,
руководитель РМО учителей ОПК
ИКТ на уроках основ православной культуры
УРОК ОПК «ПАСХА»
ЭТАП УРОКА | СОДЕРЖАНИЕ | |
1. Орг. Момент. 1.Мотивация к учебной деятельности | Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Все в порядке на столе? (Да!) Есть порядок в голове? (Да!) Мы за парты сели ровно. И к работе все готово. -Покажите мне, пожалуйста, настроение, с каким вы пришли сегодня на урок. (смайлики) - Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. - Я желаю вам узнать на уроке много нового, интересного и доброго. | |
2. Проверка д/з | - О чём мы говорили на прошлом уроке? (о кресте Иисуса Христа и его значении для христиан). - Кто такой Иисус Христос? (Богочеловек). - Как понимаете это слово? - Что означают слова воплощение, Богочеловек? (родился как человек, Бог в теле человека) - Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям? - Как связаны между собой слова «Рождество» и «Боговоплощение»? - Какой праздник посвящён этому событию? (Рождество Христово) - Где по учению Христа находится Царствие Небесное? - Вашим домашним заданием было: нарисовать Крест Господень и подписать каждую из его составляющих. - Проверьте, все ли выполнили правильно? | |
3. Введение в новую тему «Пасха» | - Вы любите праздники? Какие весенние праздники вы знаете? - Какие православные весенние праздники вы знаете? - А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение и постараться определить тему сегодняшнего урока. (чтение стихотворения ученицей) (слайд 1) звон колоколов | |
ХРИСТОС ВОСКРЕС! (Апполон Майков) Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес... Христос воскрес! Христос воскрес! С полей уж снят покров снегов, И реки рвутся из оков, | И зеленеет ближний лес... Христос воскрес! Христос воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля, Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! | |
- Какова тема сегодняшнего урока? (Пасха) (слайд 1) - Как догадались? (по словам «Христос воскрес!» и по изображению на слайде) - Что вы знаете о Пасхе? - В каких источниках мы можем получить информацию о Пасхе? (книги, интернет, энциклопедии, спросить у кого-то и т.д.) - Давайте прочитаем в Большой российской энциклопедии, что такое «Пасха».(читает учащийся) (слайд 2) - Как иначе называется этот праздник? (Светлое Христово воскресенье, Царь-день, Светлое Воскресение, Великий день) (слайд 3) - Какому историческому событию посвящён этот праздник? - Какое значение имеет слово «Воскресение»? (день возобновления жизни) Давайте прочитаем об этом в учебнике: с. 28, 1 абзац. - Воскресение - день возобновления жизни. В природе мы тоже можем наблюдать воскресение, т.е. возобновление жизни. Можете привести примеры? - (слайд 4) Гусеница вдруг перестаёт питаться листьями и на время превращается как бы в мёртвый кокон. Там, в коконе, у неё незаметно вырастают крылья, и однажды она вылетает из него прекрасной бабочкой. - Почему Иисуса Христа называют спасителем? Давайте прочитаем об этом в учебнике: с. 28, последний абзац. -Что угрожало людям? (смерть, потеря души, потеря Бога) - Что взял на себя Господь? (грехи людские) - А что такое грехи? (плохие дела и поступки) | ||
4. Новая тема «Пасха» | Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Воскресение Спасителя из мертвых – это торжество веры и добродетели, и поэтому этот праздник для каждого верующего – самый светлый, торжество из торжеств, Праздник праздников. Слово «Пасха» еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать «прехождение от смерти к жизни». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения. Православная Церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Из поколения в поколение, традиция празднования Пасхи распространилась по всему миру. - Что делают люди на пасху? (ходят в храм, молятся) - Давайте прочитаем об этом в учебнике. (с.30 1-2 абзац) | |
Праздник Христова Воскресения или праздник Пасхи – всемирный и величайший православный праздник. В ряду церковных праздников Пасха занимает центральное место. У нас в России люди по старой национальной традиции идут в православные храмы святить яйца, пасхи, куличи. Во всех храмах в этот день проводится ночное пасхальное торжественное богослужение, сопровождающееся крестным ходом вокруг храма. Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем. - А вы видели крестный ход и пасхальное Богослужение? - Захотелось ли вам побывать в храме на Пасху и увидеть крестный ход? - Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию в храм (видеофрагмент). | ||
- К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом — временем покаяния и духовного очищения. - Что такое пост? Пост - это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений, посещать больных и заключённых, совершать добрые поступки. - За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова. | ||
Придя домой, вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучали молитвы, зажигали свечи. Православные христиане разговлялись. - Как вы понимаете это слово? - Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасха, яйца. После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило, в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи. А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости, а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью. Вот еще обычай, над которым следует задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нищим, больным людям, тем, заключённым в тюрьме). Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Хотелось бы, чтобы и сейчас соблюдался этот милосердный обычай. Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. | ||
- У Пасхи есть свои символы. Какие? (ответы детей). - У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо. (слайд5) Кулич–«праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях. Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба, они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них. Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница (ягнёнка). Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире. Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!» В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и трижды расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами. Это действие называется – христосоваться. | ||
- Кто знает, почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет? (возможные ответы детей) (слайд 6) Рассказ ученика. - Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора. | ||
- Как сегодня красят яйца? (ответы детей). - С давних времен к нам пришло несколько видов украшения пасхальных яиц. Это – писанки, красшенки, крапанки, малёванки, драпанки. (слайды 7, 8, 9, 10) «Крашенки» - это яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей (луковой шелухой, листьями березы, дуба, крапивы, еловых шишек) «Писанки» - яйца, которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков, узоров, орнаментов. | ||
- (слайды 11, 12, 13) | ||
5. Групповая работа | – Пасхальные игры. В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями. Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений были игры с пасхальными яйцами. (слайды 14, 15) 1 группа показывает игру «Катанье яиц» и объясняет правила игры. Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет. 2 группа показывает игру «Чоканье яйцами(битки)», стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, - также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника. 3 группа показывает игру «Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель! | |
6. Практическая работа. | - А вы сами красили когда-нибудь пасхальные яйца? - у вас на столах карточки. Несмотря на то, что праздник Пасхи ещё далеко, он празднуется всегда весной, я предлагаю вам раскрасить яички и устроить выставку. Вы можете раскрасить готовые эскизы, а можете создать свой рисунок. | |
7. Рефлексия | - О чем узнали на уроке? - Что было нового для вас? - На какие вопросы получили ответ? - Какие новые слова и термины узнали? (пост, разговляться, христосоваться) - Что для вас осталось непонятным? 3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? 4. Как звучит главный пасхальный гимн? 5. В чем состоит христианский пост? | |
9.Д/З (НА КАРТОЧКЕ) |
| |
8. Итог урока | - На этом наш урок окончен. Спасибо за работу. Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал, что… В конце урока мне бы хотелось посмотреть не ваше настроение. (Дети показывают свое настроение). (слайд 17) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...