Методическая разработка открытого урока по окружающему миру во 2 классе по теме: "Как помочь птицам зимой?"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Ильченко Татьяна Евгеньевна

Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

Тема: Как помочь птицам зимой.

Цель урока : Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.

Оборудование:

  • Учебник «Окружающий мир», 2 класс, автор А.А. Плешаков; у учащихся —учебник  и рабочая тетрадь к учебнику.
  • ТСО (интерактивная доска, презентация)
  • Три тарелки с кормом для птиц
  • Кормушки
  • Лэпбук  «Зимующие птицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phpymcgbi_metodicheskaya-razrabotka-urok.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ОСОШ № 2

Орловского района Ростовской области

«Как помочь птицам зимой»

Урок окружающего мира                              

2 класс

                     

Учитель начальных классов

                                  Ильченко Т.Е.

п.Орловский

2024

Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

Тема: Как помочь птицам зимой.

Цель урока : Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.

Оборудование:

  • Учебник «Окружающий мир», 2 класс, автор А.А. Плешаков; у учащихся —учебник  и рабочая тетрадь к учебнику.
  • ТСО (интерактивная доска, презентация)
  • Три тарелки с кормом для птиц
  • Кормушки
  • Лэпбук  «Зимующие птицы»

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению родной природы;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности.

Предметные результаты:

1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
2)
Правильно подбирать корм для птиц;
3) Уметь изготовить простейшую кормушку;
4)
Знать правила подкормки птиц.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Продолжительность: 1 урок - 40 минут.

Класс: 1 класс.

Технологии: системно-деятельностное обучение; лэпбук.

                          ИКТ:

                          аудиозаписи, видеозаписи;

                          компьютерная презентация.

Структура урока:

  1. Организационное начало урока.
  2. Актуализация знаний. Мотивация, целеполагание.
  3. Основной этап:
  • Изучение нового материала
  • Первичное закрепление учебного материала
  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Методы обучения:

  • По активности познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный
  • По источнику знаний: наглядные (ТСО, учебник), словесные, практические (работа в группах)

Формы организации познавательной деятельности:

  • Фронтальная
  • Парная
  • Групповая

Система контроля:

  • Контроль учителя
  • Взаимоконтроль
  • Самоконтроль

Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.

Предварительная работа:

  • На уроках изобразительного искусства ученики рисуют птиц .
  • На уроках технологии ученики выполняют аппликационные работы на тему «Птицы».
  • Проводятся экскурсии и прогулки с целью наблюдения ,узнавания  и охраны птиц, живущих  в данной местности.  
  • Изучения литературы и заучивание стихотворения о птицах.
  • Итогом данной работы -   стенгазета «Птицы – наши друзья»  и кормушка.

Оборудование:

  • Учебник «Окружающий мир», 2 класс, автор А.А. Плешаков; у учащихся —учебник  и рабочая тетрадь к учебнику.
  • ТСО (интерактивная доска, презентация)
  • Три тарелки с кормом для птиц
  • Кормушки
  • Лэпбук  «Зимующие птицы»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки - на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

Молодцы, а теперь тихонечко сядем.

  1. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, какое время года сейчас за окном?

Зима – это чарующее время года! Это и не удивительно, ведь преображенная природа мало кого оставляет равнодушным в это время! В зиме столько волшебства, столько красоты! Зима - это сказка: красивая, белая, очень-очень чистая!  А вам нравится это время года? А чем вам нравится зима?

(ответы детей)

3.  Игра «Третий лишний!»

- На столах у вас лежат картинки в конвертах. Разложите их перед собой.

- Ваша задача:  определить лишнюю картинку.

( лишней картинкой на всех партах являются – птицы)

- А сейчас, ребята, давайте свои лишние картинки поместим на доску.  

Картинки на доску!

4. Целеполагание

- Посмотрите внимательно, что вы видите?

- Наверно вы уже поняли, о ком пойдет речь на уроке?    о птицах

- Чем птицы отличаются от других групп животных?

(ответы детей)

- Назовите, каких знакомых птиц вы видите?  (дети отвечают  и показывают знакомых  птиц)

5. Работа по теме урока

- Посмотрите внимательно, как вы думаете, на сколько групп и по какому признаку мы сможем их разделить?

Дети делят  птиц на  2 группы

(перелётные – зимующие)

- Да, одни птицы зимуют с нами, а другие улетают в тёплые края.

- А кто знает, почему птицы улетают в тёплые края? Ответы детей 

- Правильно! Перелетные птицы улетают  в теплые края, там для них есть пища.

- А что происходит с птичками, которые остаются с нами на зиму?

- А давайте послушаем самих птичек:

Сценка (Приложение 2)

Появляются синички, а воробей сидит взъерошенный.

Синичка 1:

Бр-р! Какой мороз трескучий!

Где бы спрятаться получше?

Замерзаем на лету!

Может быть согреемся мы тут?

Синичка 2:

- Чик-чирики! Что с тобой?

Ты взъерошенный такой!

Может, кто тебя обидел?

Или ты кота увидел?

Воробей:

Ой, соседка! Тише! Тише!

Видишь там троих мальчишек

Бессердечных, злых и грубых?

Хорошо им в тёплых шубах,

В шапках, в куртках меховых!

Еле вырвался от них!

Я, сосед с тобой согласна!

Птичья жизнь зимой ужасна!

Против нас мороз, бураны

Да ещё и хулиганы!

Синичка 2:

Да-да! Нас выслеживают кошки,

А во рту с утра не крошки!

Червячков и мошек нет,

А без них какой обед?

Воробей:

Ой, как трудно жить на свете!

Что нам делать?

Замерзаем, голодаем, не дожить нам до весны!

- О чем нам рассказали птички?

-  Вот сколько бед встречают птички зимой и конечно же им приходится очень тяжело.

С утра до вечера птички ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна.  9 синиц погибают. Вам их жалко?

Значит о чем сегодня мы поговорим? ( о птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить ).

Тема нашего  урока: «Как зимой помочь птицам?» Слайд 6.

Зимой не весь птичий мир покидает родину, некоторые мирятся со снегами и морозами. Таких птиц называют зимующими. Это в основном те, кто питается плодами и семенами. Птицы, которые круглый год находят на родине подходящие условия для существования, и не совершают перелетов, называются оседлыми. Они обитают вблизи человека, зависят от него

Оседлых птиц вы все очень хорошо знаете и без труда отгадаете загадки.

- Мудрая Черепаха предлагает вам отгадать  загадки.

Слайд  9-10.

Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив,
Чив-чив!
      (Воробей)
- Почему воробей имеет такое название?

Есть такое предположение, что воробей -  сложилось  из двух  слов:  вора  бей!   Так  называли  воробьев русские  крестьяне, у которых  на огородах, в полях   воробьи  обклевывали  спелые   семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.

- Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей ? (Кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали)

    Слайд 11-12.        

Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут!
      (Снегирь)

Слайд 13-14.

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
      (Синица)

 - Почему птичку зовут синицей? (поёт си-си-си

Слайд  15-16.

По дереву — вниз головой! —
Бежит в одежде голубой…
      
(Поползень)

Рассказ учителя:

 А вот эту птицу вы могли не видеть, но эта птичка живет у нас круглый год. Свое имя эта птичка получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и перепрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых  в щелях дерева. Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет все, что сможет найти. Но если найдет кормушку, куда положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы.

Слайды 17-18.

Засвистели : «Сври-свир!»

На рябину налетели

Дружной стаей…

(Свиристели)

Рассказ учителя об этой птице.

Свиристель - красивая певчая птица с хохолком на голове. Песня свиристеля — журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри» напоминает звучание свирели. Зимой свиристели кочуют, появляясь большими стаями  в городах, особенно в годы урожая рябины, поедают ягоды в огромном количестве. Часто полностью снимают в лесу урожай с рябины, калины, боярышника, крушины, барбариса, бузины, шиповника, можжевельника.

Слайд 19.

Кто там прыгает, шуршит,                                

Клювом шишки потрошит?        

Голоском речистый,        

Кле!  Кле!  Кле! – поёт со свистом? (Клёст)

У птицы клёст необычный, изогнутый в разные стороны клюв. Он питается семенами хвойных деревьев. И ими кормит птенцов. А выводят птенцов клёст, тоже не как все птицы, а зимой.

 Слайд 20.

Вороны зимой добывают мясную еду. Перед снегом они летают над лесом - запоминают, где что лежит, чтобы вернуться и утолить голод, находят падаль, криком созывают сородичей. У жилья человека вороны кормятся на помойках пищевыми остатками.

Слайд 21,22.

Кто в беретке ярко – красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (дятел)

Дятел - одна из полезных птиц нашего леса, не улетает на зиму, круглый год уничтожает вредителей. Крошки со стола дятла, упавшие в снег, достаются мелким птичкам.

6. Беседа “ Как живётся птицам зимой?”

У:-Голодно птицам зимой.  Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Вот здесь – то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма. А помочь им может каждый. Как им помочь?

Отгадайте загадку.

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (кормушка) Слайд 31-32.

Мы кормушку смастерили

И столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед

Будет вам зимой обед.

Дети рассматривают кормушки.

При изготовлении кормушки следует помнить несколько нехитрых правил:

Кормушка должна быть с крышкой и, желательно стенками, чтобы ветер и снег не проникал в кормушку. Повесить кормушку во дворе, школьном саду,… на высоте 1,5-1,7 м от земли. И конечно нельзя прибивать ее гвоздями к живому дереву. Очень интересно, когда кормушка развешана за окном – у форточки или на балконе, тогда птиц можно наблюдать в окно с близкого расстояния. Не расстраивайтесь, если птица прилетят не сразу – им нужно время, чтобы найти новую дармовую столовую.

Чем же можно подкармливать птиц, а чем нельзя? Слайд 33.

Учитель: Слайд 34-36. Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо. Когда кушаете арбузы и дыни, соберите и высушите семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Их подкармливают также семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, кусочками несоленого сала и мяса, синицы быстро найдут лакомство. Птицы привыкают к людям в комнате, и через несколько дней вы сможете наблюдать за их возней с расстояния всего в несколько сантиметров – через оконное стекло. Охотно кушают  синицы и крошки хлеба ( черного ржаного давать нельзя). Лучшее  использовать измельченный черствый хлеб. Свежий на холоде замерзает и птицы не смогут с ним ничего сделать. Рады полакомиться хлебом также воробьи и голуби. Синицы очень любят мякоть кокосового ореха.

НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ СОЛЕНУЮ ПИЩУ И РЖАНОЙ ХЛЕБ Слайд 37.

Самое главное что если вы повесили кормушку, то надо корм подсыпать постоянно. Что бы кормушки не висели просто для красоты пустыми.

Обсудите в паре: Какой корм насыпать в кормушки?

Предлагаю составить меню для птичьей столовой. Работаем в группах. Нужно набрать в тарелку корм, который предпочитает ваша птица. Вам поможет иллюстрация в учебнике.

  7.Составление  «Меню для птичьей столовой»

Работа с карточками.

Воробьи – крошки хлеба, крупа, семена.

Синицы – кусочки не соленного сала, мясо, творог.

Овес и овсяная крупа – любят воробьи, чечетки, синицы.

Подсолнечник – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.

 Корм мы положили, но чем-то птицы не довольны. Мало, ребята,  сделать кормушку, надо продумать, а удобна ли она для птиц. Семена нужно подавить скалочкой.

У: -Значит какой корм будем подсыпать в кормушки? Слайды 38-39.

У:- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае.

8. Закрепление

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

Я читаю вопрос , а хлопаете, если согласны « +», и топаете если нет «-«.

1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

2. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (-)

3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (-)

Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно?  Молодцы! Справились с этим заданием.

9. Итог урока .

 - Как помочь птицам зимой?

 - Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:

- Теперь я знаю, что ….

- Я понял, что ………

- Я буду …..

- Продолжите любое из этих предложений. Слайд 41-42.

 Урок окончен. Пусть наша кормушка напоминает нам обо всех птицах, нуждающихся в нашей помощи. Большое всем спасибо за ваше живое участие и пусть наша встреча будет началом вашей заботы о сохранении родной природы. Ведь природа- это наш родной дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока английского языка в 4 классе по теме "Модальный глагол must. The Present Simple Tense. Утвердительные и отрицательные предложения."

Методическая разработка открытого урока английского языка в 4 классе по теме "Модальный глагол must. The Present Simple Tense. Утвердительные и отрицательные предложения.Данная методическая рахработка...

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Животные - часть природы"

Данная работа содержит технологическую карту, прзентацию и дополнительный материал к уроку....

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру "Из истории имён. Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия"

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру по программе "Начальная школа 21 века", проведенного в 3 классе....

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру Тема Отчего мы иногда болеем?

УМК Школа 2100 4 класс Раздел Организм человека Тема Отчего мы иногда болеем?...

Методическая разработка "Открытый урок по окружающему миру"

Сформировать у школьников привычку к здоровому образу жизни, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье....