Методическая разработка открытого урока по окружающему миру во 2 классе по теме: "Как помочь птицам зимой?"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Тема: Как помочь птицам зимой.
Цель урока : Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.
Оборудование:
- Учебник «Окружающий мир», 2 класс, автор А.А. Плешаков; у учащихся —учебник и рабочая тетрадь к учебнику.
- ТСО (интерактивная доска, презентация)
- Три тарелки с кормом для птиц
- Кормушки
- Лэпбук «Зимующие птицы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ОСОШ № 2
Орловского района Ростовской области
«Как помочь птицам зимой»
Урок окружающего мира
2 класс
Учитель начальных классов
Ильченко Т.Е.
п.Орловский
2024
Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Тема: Как помочь птицам зимой.
Цель урока : Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.
Оборудование:
- Учебник «Окружающий мир», 2 класс, автор А.А. Плешаков; у учащихся —учебник и рабочая тетрадь к учебнику.
- ТСО (интерактивная доска, презентация)
- Три тарелки с кормом для птиц
- Кормушки
- Лэпбук «Зимующие птицы»
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).
Личностные УУД:
- формировать интерес к изучению родной природы;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты:
1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
2) Правильно подбирать корм для птиц;
3) Уметь изготовить простейшую кормушку;
4) Знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Продолжительность: 1 урок - 40 минут.
Класс: 1 класс.
Технологии: системно-деятельностное обучение; лэпбук.
ИКТ:
аудиозаписи, видеозаписи;
компьютерная презентация.
Структура урока:
- Организационное начало урока.
- Актуализация знаний. Мотивация, целеполагание.
- Основной этап:
- Изучение нового материала
- Первичное закрепление учебного материала
- Подведение итогов. Рефлексия.
Методы обучения:
- По активности познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный
- По источнику знаний: наглядные (ТСО, учебник), словесные, практические (работа в группах)
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Парная
- Групповая
Система контроля:
- Контроль учителя
- Взаимоконтроль
- Самоконтроль
Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.
Предварительная работа:
- На уроках изобразительного искусства ученики рисуют птиц .
- На уроках технологии ученики выполняют аппликационные работы на тему «Птицы».
- Проводятся экскурсии и прогулки с целью наблюдения ,узнавания и охраны птиц, живущих в данной местности.
- Изучения литературы и заучивание стихотворения о птицах.
- Итогом данной работы - стенгазета «Птицы – наши друзья» и кормушка.
Оборудование:
- Учебник «Окружающий мир», 2 класс, автор А.А. Плешаков; у учащихся —учебник и рабочая тетрадь к учебнику.
- ТСО (интерактивная доска, презентация)
- Три тарелки с кормом для птиц
- Кормушки
- Лэпбук «Зимующие птицы»
Ход урока
- Организационный момент.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки - на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Молодцы, а теперь тихонечко сядем.
- Актуализация опорных знаний.
- Ребята, какое время года сейчас за окном?
Зима – это чарующее время года! Это и не удивительно, ведь преображенная природа мало кого оставляет равнодушным в это время! В зиме столько волшебства, столько красоты! Зима - это сказка: красивая, белая, очень-очень чистая! А вам нравится это время года? А чем вам нравится зима?
(ответы детей)
3. Игра «Третий лишний!»
- На столах у вас лежат картинки в конвертах. Разложите их перед собой.
- Ваша задача: определить лишнюю картинку.
( лишней картинкой на всех партах являются – птицы)
- А сейчас, ребята, давайте свои лишние картинки поместим на доску.
Картинки на доску!
4. Целеполагание
- Посмотрите внимательно, что вы видите?
- Наверно вы уже поняли, о ком пойдет речь на уроке? о птицах
- Чем птицы отличаются от других групп животных?
(ответы детей)
- Назовите, каких знакомых птиц вы видите? (дети отвечают и показывают знакомых птиц)
5. Работа по теме урока
- Посмотрите внимательно, как вы думаете, на сколько групп и по какому признаку мы сможем их разделить?
Дети делят птиц на 2 группы
(перелётные – зимующие)
- Да, одни птицы зимуют с нами, а другие улетают в тёплые края.
- А кто знает, почему птицы улетают в тёплые края? Ответы детей
- Правильно! Перелетные птицы улетают в теплые края, там для них есть пища.
- А что происходит с птичками, которые остаются с нами на зиму?
- А давайте послушаем самих птичек:
Сценка (Приложение 2)
Появляются синички, а воробей сидит взъерошенный.
Синичка 1:
Бр-р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаем на лету!
Может быть согреемся мы тут?
Синичка 2:
- Чик-чирики! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в тёплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Я, сосед с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны
Да ещё и хулиганы!
Синичка 2:
Да-да! Нас выслеживают кошки,
А во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Воробей:
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать?
Замерзаем, голодаем, не дожить нам до весны!
- О чем нам рассказали птички?
- Вот сколько бед встречают птички зимой и конечно же им приходится очень тяжело.
С утра до вечера птички ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. 9 синиц погибают. Вам их жалко?
Значит о чем сегодня мы поговорим? ( о птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить ).
Тема нашего урока: «Как зимой помочь птицам?» Слайд 6.
Зимой не весь птичий мир покидает родину, некоторые мирятся со снегами и морозами. Таких птиц называют зимующими. Это в основном те, кто питается плодами и семенами. Птицы, которые круглый год находят на родине подходящие условия для существования, и не совершают перелетов, называются оседлыми. Они обитают вблизи человека, зависят от него
Оседлых птиц вы все очень хорошо знаете и без труда отгадаете загадки.
- Мудрая Черепаха предлагает вам отгадать загадки.
Слайд 9-10.
Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив,
Чив-чив!
(Воробей)
- Почему воробей имеет такое название?
Есть такое предположение, что воробей - сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.
- Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей ? (Кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали)
Слайд 11-12.
Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды —
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
Слайд 13-14.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
- Почему птичку зовут синицей? (поёт си-си-си
Слайд 15-16.
По дереву — вниз головой! —
Бежит в одежде голубой…
(Поползень)
Рассказ учителя:
А вот эту птицу вы могли не видеть, но эта птичка живет у нас круглый год. Свое имя эта птичка получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и перепрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева. Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет все, что сможет найти. Но если найдет кормушку, куда положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы.
Слайды 17-18.
Засвистели : «Сври-свир!»
На рябину налетели
Дружной стаей…
(Свиристели)
Рассказ учителя об этой птице.
Свиристель - красивая певчая птица с хохолком на голове. Песня свиристеля — журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри» напоминает звучание свирели. Зимой свиристели кочуют, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины, поедают ягоды в огромном количестве. Часто полностью снимают в лесу урожай с рябины, калины, боярышника, крушины, барбариса, бузины, шиповника, можжевельника.
Слайд 19.
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле! Кле! Кле! – поёт со свистом? (Клёст)
У птицы клёст необычный, изогнутый в разные стороны клюв. Он питается семенами хвойных деревьев. И ими кормит птенцов. А выводят птенцов клёст, тоже не как все птицы, а зимой.
Слайд 20.
Вороны зимой добывают мясную еду. Перед снегом они летают над лесом - запоминают, где что лежит, чтобы вернуться и утолить голод, находят падаль, криком созывают сородичей. У жилья человека вороны кормятся на помойках пищевыми остатками.
Слайд 21,22.
Кто в беретке ярко – красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (дятел)
Дятел - одна из полезных птиц нашего леса, не улетает на зиму, круглый год уничтожает вредителей. Крошки со стола дятла, упавшие в снег, достаются мелким птичкам.
6. Беседа “ Как живётся птицам зимой?”
У:-Голодно птицам зимой. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Вот здесь – то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма. А помочь им может каждый. Как им помочь?
Отгадайте загадку.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (кормушка) Слайд 31-32.
Мы кормушку смастерили
И столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед
Будет вам зимой обед.
Дети рассматривают кормушки.
При изготовлении кормушки следует помнить несколько нехитрых правил:
Кормушка должна быть с крышкой и, желательно стенками, чтобы ветер и снег не проникал в кормушку. Повесить кормушку во дворе, школьном саду,… на высоте 1,5-1,7 м от земли. И конечно нельзя прибивать ее гвоздями к живому дереву. Очень интересно, когда кормушка развешана за окном – у форточки или на балконе, тогда птиц можно наблюдать в окно с близкого расстояния. Не расстраивайтесь, если птица прилетят не сразу – им нужно время, чтобы найти новую дармовую столовую.
Чем же можно подкармливать птиц, а чем нельзя? Слайд 33.
Учитель: Слайд 34-36. Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо. Когда кушаете арбузы и дыни, соберите и высушите семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Их подкармливают также семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, кусочками несоленого сала и мяса, синицы быстро найдут лакомство. Птицы привыкают к людям в комнате, и через несколько дней вы сможете наблюдать за их возней с расстояния всего в несколько сантиметров – через оконное стекло. Охотно кушают синицы и крошки хлеба ( черного ржаного давать нельзя). Лучшее использовать измельченный черствый хлеб. Свежий на холоде замерзает и птицы не смогут с ним ничего сделать. Рады полакомиться хлебом также воробьи и голуби. Синицы очень любят мякоть кокосового ореха.
НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ СОЛЕНУЮ ПИЩУ И РЖАНОЙ ХЛЕБ Слайд 37.
Самое главное что если вы повесили кормушку, то надо корм подсыпать постоянно. Что бы кормушки не висели просто для красоты пустыми.
Обсудите в паре: Какой корм насыпать в кормушки?
Предлагаю составить меню для птичьей столовой. Работаем в группах. Нужно набрать в тарелку корм, который предпочитает ваша птица. Вам поможет иллюстрация в учебнике.
7.Составление «Меню для птичьей столовой»
Работа с карточками.
Воробьи – крошки хлеба, крупа, семена.
Синицы – кусочки не соленного сала, мясо, творог.
Овес и овсяная крупа – любят воробьи, чечетки, синицы.
Подсолнечник – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
Корм мы положили, но чем-то птицы не довольны. Мало, ребята, сделать кормушку, надо продумать, а удобна ли она для птиц. Семена нужно подавить скалочкой.
У: -Значит какой корм будем подсыпать в кормушки? Слайды 38-39.
У:- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае.
8. Закрепление
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.
Я читаю вопрос , а хлопаете, если согласны « +», и топаете если нет «-«.
1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)
2. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (-)
3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)
4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)
5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (-)
Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием.
9. Итог урока .
- Как помочь птицам зимой?
- Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:
- Теперь я знаю, что ….
- Я понял, что ………
- Я буду …..
- Продолжите любое из этих предложений. Слайд 41-42.
Урок окончен. Пусть наша кормушка напоминает нам обо всех птицах, нуждающихся в нашей помощи. Большое всем спасибо за ваше живое участие и пусть наша встреча будет началом вашей заботы о сохранении родной природы. Ведь природа- это наш родной дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока английского языка в 4 классе по теме "Модальный глагол must. The Present Simple Tense. Утвердительные и отрицательные предложения."
Методическая разработка открытого урока английского языка в 4 классе по теме "Модальный глагол must. The Present Simple Tense. Утвердительные и отрицательные предложения.Данная методическая рахработка...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме "Кто такие птицы"
Технологическая карта урока...
Методическая разработка открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Животные - часть природы"
Данная работа содержит технологическую карту, прзентацию и дополнительный материал к уроку....

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру "Из истории имён. Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия"
Методическая разработка открытого урока по окружающему миру по программе "Начальная школа 21 века", проведенного в 3 классе....

Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру Тема Отчего мы иногда болеем?
УМК Школа 2100 4 класс Раздел Организм человека Тема Отчего мы иногда болеем?...

Методическая разработка "Открытый урок по окружающему миру"
Сформировать у школьников привычку к здоровому образу жизни, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье....