Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме "Кто такие птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс:  1 класс

Предмет:  Окружающий мир

УМК:  «Школа России»

Тема урока:  Кто такие птицы?

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель:  Знакомство с птицами как представителями животного мира.

Задачи: 

Предметные: сформировать у детей представление о птицах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; познакомить с голосами птиц.

Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать  умение извлекать  фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать  выводы.

Личностные: воспитывать у детей бережное  отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать  семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь),  творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и  работу группы.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы  ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), системно-деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Продолжительность   урока: 35 мин

Учебник и учебные пособия:

Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч. 1.

Плешаков А.А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир Тесты 1 класс, М.: Просвещение, 2012.

Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель, М.: Просвещение, 2010.  172, 180,184,186 с.

Оборудование  урока: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); атласы-определители 4 шт. с цветными закладками (с.172, 180, 184,186);  смайлики, счётный материал «Спектра» (красные и синие квадраты)

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный этап. Мотивация.

Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Слушай всё  внимательно,

Поймёшь всё обязательно!

Установление эмоционального контакта.

II. Этап повторения изученного.

Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме «Рыбы».

Ребята,  вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.  

Назовите, одним словом данные картинки.

Разделите картинки на 2 группы.

Назовите отличительные признаки рыб.

Перечислите названия рыб.

Назовите отличительные признаки насекомых.

Перечислите названия насекомых.

Заполнение таблицы.

ЖИВОТННЫЕ:

1.Насекомые

6 лап

2.Рыбы

Чешуя, дышат с помощью жабр.

3.

Молодцы.

Животные.

Насекомые и рыбы.

Чешуя, дышат с помощью жабр.

Окунь, сом...

6 лап.

Бабочка, жук…

Дети  заполняют таблицу.

Умение отвечать на поставленные вопросы.

Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов.

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

Цель – активизация мыслительной деятельности,  формулирование темы урока.

Игра «Собери пазлы».

Назовите тему урока.

Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать и продолжим заполнять таблицу  «Животные».

Прочитайте в учебнике, чему мы должны научиться на уроке.

Картинка птицы.

«Кто такие птицы?»

Познакомиться с многообразием птиц, выделить отличительные признаки.

Выбор оснований, оценки и классификации объектов.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

IV. Этап актуализации знаний.

Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Птицы»; подготовить к восприятию новой темы.

Птицы. Что вы о них знаете?

(Учитель записывает   все предложения детей )

Муравей Вопросик прислал нам письмо.

Давайте прочитаем его.

А вы как думаете, ребята?

Дети называют  признаки птиц.

«Однажды вечером, я возвращался домой. Вот и солнышко стало садиться. Прокукарекал петух, созывая кур. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало- перелетало удивительное животное, похожее на белку, белка – летяга. «Какие разные животные,- подумал я, - но все они умеют летать. Наверное, все они – птицы?»

Актуализация знаний.

V. Этап изучения новых знаний. Практическая работа учащихся.

Физминутка

Цель – сравнение признаков птиц с признаками других животных, выявление признаков, присущих только птицам, самостоятельное формулирование вывода и проверка по учебнику.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных.

Работа по учебнику. Строение птиц.

Какой основной отличительный признак птиц?

Откройте учебник  на с. 37. Проверим правильность нашего вывода.

Молодцы, вы справились с заданием.

Перья согревают птицу. Они не пропускают ветер и отталкивают воду.

Не случайно птиц часто называют «пернатые».

Рассмотрите рисунки животных из письма Муравья Вопросика.

Тело летучей мыши и летяги покрыто шерстью, у бабочки 6 лап.

Эти животные будут птицами?

Дети изучают строение на примере голубя по рисунку в учебнике, работая в парах. Затем кто – либо из учащихся рассказывает по рисунку о строении тела птиц.

Обсуждают, формулируют вывод:  птицы отличаются от других животных наличием перьев.

Находят в учебнике вывод. Один учащийся зачитывает его вслух.

Из всех животных, изображенных на рисунке, только петух – птица.

Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов.

Выявление существенных признаков.

Сопоставление фактов.

Цель – реализация двигательной активности,  

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно.

Клювиком почистил пух

И скорей за парту плюх.

VI. Этап применения  изученного. Практическая работа учащихся.

Цель –  умение работать в группе, вести учебный диалог,   работать с дополнительной литературой, расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища.

Ребята, где можно встретить птиц?

Задание:

Рассмотрите  фотографии птиц.

  • Названия каких птиц вы можете назвать самостоятельно?
  • Найдите на странице атласа птиц, изображённых на ваших фотографиях; прочитайте названия (для читающих).
  • Рассмотрите птиц. Поделитесь друг с другом своими впечатлениями.

Чем питаются птицы?

Варианты ответов детей: на улице, в лесу, у реки…

 

Определяют названия.

Сопоставляют фото и картинку в атласе.

Чтение по учебнику.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Извлечение необходимой информации.

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.

VII. Этап контроля и самоконтроля.

Цель – проверить усвоение материала.

Проверим, как вы усвоили тему урока. Я раздаю вам небольшой тест. (Учитель читает задание, даёт время на выполнение задания.)

Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -).

Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по тесту?

Работают с тестами.

(Кто такие птицы?)

Взаимопроверка.

Могут высказать несогласие с проверкой работы. Должны это обосновать.

Сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.

VIII. Этап коррекции

Цель –  вызвать у детей сочувствие к птицам, найти пути выхода из сложной ситуации, привлечь семью к проблеме помощи птицам зимой. 

Многие птицы улетают от нас на зиму.

Как называются эти птицы?

Почему же они улетают?

Но многие не улетают.

Чтение стихотворения  А. Яшина  «Покормите птиц зимой».

О чём заставляет задуматься это стихотворение? Какие важные вопросы затрагивает?

Как вы можете помочь птицам?

Сделаем доброе дело. Дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу.  С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших.

Холодно, нечего есть.

Люди должны помогать птицам зимой,  подкармливать их.

Дети высказывают свои мысли.

Сделать кормушку, не забывать подкармливать птиц …

Умение  нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

IX. Этап подведения итогов занятия.

Цель – подведение итогов, формулирование вывода, заполнение части таблицы.

Подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие птицы?

Дети самостоятельно формулируют правило, используя слова подсказки.

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Мы вернулись к нашей таблице.  С какой группой животных мы познакомились сегодня?

Какая отличительная особенность у этих животных?

Назовите птиц.

Птицы.

Есть перья.

Дети вспоминают или могут воспользоваться атласом-определителем.

X. Этап сопоставления знаний до и после урока.

Цель – сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний.

 Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке?

Анализируют записи на облаках, которые читает учитель. Могут показать + или – в знак согласия или несогласия.

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном.

XI. Этап рефлексии.

Цель – вспомнить, проанализировать и оценить  свою работу на уроке.

Оцените свою работу на уроке  и отметьте, понравился ли вам урок.

Работа со смайликами.

Осознание качества и уровня усвоения.

ТЕМА « Кто такие птицы?»                      ФАМИЛИЯ, ИМЯ ______________________________ Дата_______

1.Как называют животных, тело которых покрыто перьями?

а) птицы;

б) рыбы;

в) звери.

2.Какая птица так о себе говорит?

И петь не пою,

И летать не летаю…

За что же тогда меня птицей считают.

а) петух;

б) страус;

в) павлин.

3.Определи птиц?

а) петух;

б) бабочка;

в) летучая мышь;

г) белка – летяга.

4. Какая птица не умеет летать, хорошо ныряет и плавает, добывает себе пищу крабов, рачков, рыбу.

а) чайка;

б) пингвин;

в) утка.

5. Назови одним словом:

Цапля, сова, снегирь – это …

6. Установи соответствие:

Перелётные птицы                                       Зимующие птицы

Ласточка журавль дятел цапля ворона синица жаворонок

7Выбери верное утверждение:

а) Колибри – самая большая и красивая птичка.

б) Синицы – красивые птички ростом с воробья.

в) Клёст – это птица, которая выводит птенцов только летом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру на тему: Кто такие птицы?

Конспект урока по окружающему миру 1 класс (ФГОС), с использованием цифровых образовательных ресурсов....

конспект урока по окружающему миру по теме " Как помочь птицам зимой"

Данный конспек урока разработан для 1 класса по теме "Как помочь птицам зимой?"...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Кто такие птицы" 1 класс

Данный урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Что такое экономика" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему  "Что такое экономика" 2 класс...

Конспект урока по окружающего мира на тему "Кто такие птицы?" 1 класс

Конспект урока по окружающего мира на тему "Кто такие птицы?" для 1 класса по программе "Школа России" ....

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Кто такие птицы?" для 1 класса УМК Школа России

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Кто такие птицы?" для 1 класса УМК "Школа России"...