РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир профессий»
рабочая программа по окружающему миру
Предварительный просмотр:
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО _______/ Е.Б. Гуськова / ______/М.Р. Дедова/ Протокол № 1 от «29» августа 2024г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель руководителя МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина» _____ /Т.А. Салтыкова/ от «30» августа 2024г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина» _____________/ Э.В. Игошин/ Приказ № 862 от «30» августа 2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мир профессий»
УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(1 — 4 КЛАССЫ)
НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЕ ГОДА»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _1__
от «30» августа 2024г.
Составитель рабочей программы: Гуськова Е.В.
Методическое объединение учителей начальных классов
МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина»
Нижневартовск 2024
Аннотация к программе по внеурочной деятельности основы функциональной грамотности «Мир профессий»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий» является частью основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МБОУ «Лицей №1 им. А.С.Пушкина», разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС НОО на основе Федеральной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Мир профессий», входит в обязательную часть плана внеурочной деятельности профориентационного направления и реализуется в 1,2,3,4 классах в 2023-2024 учебном году.
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Мир профессий» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного воспитания и развития, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования, на основе программы авторского курса внеурочной деятельности «Мир профессий» для 1-4 классов (авторы-составители Е.В.Прилипская, Е.Ю.Сухаревская). Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.
Рабочая программа содержит следующие структурные элементы:
-пояснительную записку;
содержание курса внеурочной деятельности «Мир профессий»;
-планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
-тематическое планирование, сформированное с учётом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР и определяющее формы организации внеурочной деятельности.
На основе данной программы учителем разрабатывается КТП в соответствии с Положением о календарно - тематическом планировании по учебному предмету, курсу, модулю. КТП рассматривается на заседании МО и согласуется с заместителем по УВР.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу профориентационного направления «Мир профессий» составлена на основе с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.
Направление программы внеурочной деятельности: профориентационное.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 ч. в год, 2-4 классы - 34 ч. в год.
Форма организации детского коллектива – классная.
Всего программа содержит 135 часов.
Цель программы ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи программы:
Образовательные:
- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Условия эффективной реализации данной программы:
− изменятся методологические основания построения педагогического процесса в начальной школе;
− педагогическое сопровождение процессов формирования основ целостного образа человеческой деятельности в начальной школе;
− создание пропедевтическая профориентационной педагогической системы начальной школы;
− использование в работе исследовательских проектных видов деятельности;
− использование потенциалов микросоциума (семьи) в построении единого интегрального образовательного пространства ребёнка;
− сопровождение технологиями оценивания качества проектной деятельности в начальной школе.
Особенностью данной программы является:
- формирование на ранних стадиях социальной сферы интересов личности ребёнка;
- ознакомление младших школьников с профессиями взрослых, в том числе родителей,
- обеспечение пропедевтики профориентационной подготовки.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».
Межпредметная интеграция способствует: формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую деятельность. Профориентационное воспитание в начальной школе – это создание среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Занятия проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.
Для успешного решения задач важны экскурсии, взаимодействие и сотрудничество с социумом г. Нижневартовска, с родителями обучающихся, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с профессиями людей. Занятия могут проводиться не только в классе, но и в библиотеке на предприятиях города и т. д.
Актуальность Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.
Новизна рабочей программы состоит в том, что уже на ранних стадиях формирования социальной сферы дети знакомятся с профессиями взрослых людей, что обеспечивает пропедевтику предпрофильной подготовки. Таким образом, предлагаемый курс может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на предпрофильное и профильное обучение.
Особенности реализации программы:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, родителями, администрацией.
Основные принципы реализации программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип практической направленности;
- принцип возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся.
Межпредметные связи на занятиях:
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов;
- с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ;
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение включает в себя:
- рабочий кабинет для группы учащихся до 25 человек, оснащенный компьютером, необходимой мебелью для учащихся и педагога;
- отсутствует индивидуальная ученическая литература, в связи с чем используется размноженный раздаточный материал.
Методы и технологии
Формы и методы работы: работа с материалом, с источниками массовой информации, с толковым словарем; изучение литературы; фотосъемки, видеосъемки.
Формы домашних заданий: нарисовать рисунок по теме; написать сочинение по плану; составить викторину, кроссворд, ребус и т.п.; подобрать статьи иллюстративный материал из газет и журналов по теме; написать стихотворение; создать презентацию.
Формы проведения занятий:
- экскурсии
- беседа
- практическая работа
- наблюдение
- коллективные и индивидуальные исследования
- проекты
- самостоятельная работа
- защита исследовательских работ
- консультация
Технологии, методики: поисковая деятельность, информационно-коммуникационные технологии, технология педагогических мастерских, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» предусматривает развитие образовательной среды школы. Программа может быть использована в образовательном учреждении в рамках проведения профориентационной работы, при планировании и реализации социально-значимых проектах классных коллективов, во внеурочной деятельности учителей начальных классов.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе освоения курса внеурочной деятельности достигаются следующие личностные, метапредметные и предметные результаты. Данная программа позволяет добиваться следующих результатов:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять исследовательские модели
- Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
1 класс
- отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
- предприятия и учреждения населенного пункта, района;
- оперировать основными понятиями и категориями, основными приемами выполнения учебных проектов;
-рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
-переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на конкретные жизненные ситуации;
- выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами.
2 класс
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия;
- преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми;
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
3 класс
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия;
- преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми;
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях;
- владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач: - выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка; - проведение полного перебора объектов; - определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений.
4 класс
- рациональное использование распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса, усовершенствование навыков полученных в начальной школе;
- выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
- отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы);
- преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
- решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.
Тематическое планирование курса
1 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Профессии, связанные с природой | 10ч. |
2 | Профессии наших мам | 8ч |
3 | Профессии наших пап | 8ч |
4 | Профессии, связанные с путешествиями | 7ч |
Итого | 33 |
2 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Мир профессий | 3ч. |
2 | Профессии, связанные с природой | 5ч |
3 | Профессии, которые нас охраняют | 10ч |
4 | Профессии, которые нас лечат | 8ч |
5 | Профессии в школе | 8ч |
Итого | 34 |
3 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Представление о труде взрослых | 7ч. |
2 | Кем работают мои родные? | 9ч |
3 | Эволюция профессий | 7ч |
4 | Сложности выбора профессии | 11ч |
Итого | 34 |
4 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | В гостях у своего «Я» | 9ч. |
2 | Правила выбора профессии | 12ч |
3 | Профессии без которых не обойтись | 9ч |
4 | Мир профессий | 4ч |
Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Характеристика деятельности обучающихся | Дата изучения | Цифровые образовательные ресурсы |
Раздел 1. Профессии, связанные с природой (10 ч.) | ||||
1 | Введение в тему | Урок-дискуссия. | 1 неделя | Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/ Атлас новых профессий https://new.atlas100.ru/ Готовые уроки по профориентации https://moeobrazovanie.ru/ |
2 | Путешествие в мир профессий сельского хозяйства | Урок-игра. Просмотр презентации, отгадывание загадок | 2 неделя | |
3 | У бабушки в деревне | Проблемно-познавательный урок. Просмотр презентации, беседа | 3 неделя | |
4 | Ловись рыбка | Урок-викторина. Обучение проектной деятельности. Круглый стол, беседа | 4 неделя | |
5 | Труженики леса | Урок-экскурсия. Викторина, презентация | 5 неделя | |
6 | Хлеб – всему голова | КТД (коллективно-творческое дело) . Просмотр презентации, беседа | 6 неделя | |
7 | Профессия овощевод | Проблемно-познавательный урок. Профессиональная проба в роли овощевода. | 7 неделя | |
8 | Знакомьтесь с агрономом | Проблемно-познавательный урок. Просмотр презентации, беседа | 8 неделя | |
9 | Профессия цветовод | Урок-викторина. Обучение проектной деятельности. Знакомство с профессиями работников сада, теплиц. | 9 неделя | |
10 | Все работы хороши, выбирай на вкус | Проблемно-познавательный урок . Круглый стол, беседа | 10 неделя | |
Раздел 2. Профессии наших мам (8 ч.) | ||||
11 | Экскурсия по магазину | Урок-экскурсия. Интервью. Краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества. Фоторепортаж. | 11 неделя | Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/ Атлас новых профессий Готовые уроки по профориентации |
12 | Кто работает в библиотеке? | Урок-игра. Знакомство с содержанием профессии. Интервью (профессионально-важные качества, риски профессии), фоторепортаж. | 12 неделя | |
13 | Весёлая портняжка | Урок-викторина. Обучение проектной деятельности . Викторина, презентация | 13 неделя | |
14 | Расти здоровым | Урок-экскурсия . Презентация. Ответы на вопросы викторины | 14 неделя | |
15 | Я в учителя пойду | Сюжетноролевая продуктивная игра. Знакомство с содержанием профессии. Интервью (профессионально-важные качества, риски профессии), фоторепортаж. | 15 неделя | |
16 | Кухонный переполох | Проблемно-познавательный урок. Экскурсия в столовую, интервью, фоторепортаж | 16 неделя | |
17 | Причёски такие разные | Урок-игра. Профессиональная проба в роли парикмахера | 17 неделя | |
18 | Профессии наших мам. Кем быть? | Проблемно-ценностная дискуссия. История профессии; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии | 18 неделя | |
Раздел 3. Профессии наших пап (8 ч.) | ||||
19 | Строим вместе дом | Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий. | 19 неделя | Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/ Атлас новых профессий Готовые уроки по профориентации |
20 | У кого мастерок, у кого молоток | Урок-викторина. Обучение проектной деятельности. Анаграммы, ребусы, викторина | 20 неделя | |
21 | Весёлый мастерок | КТД (коллективно-творческое дело) . Беседа. Составление плана рассказа, презентации:
Риски профессии | 21 неделя | |
22 | Профессия водитель | Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий. | 22 неделя | |
23 | Осторожно огонь | Проблемно-ценностная дискуссия | 23 неделя | |
24 | Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат | История профессии; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии | 24 неделя | |
25 | Профессия шахтёр | Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий. | 25 неделя | |
26 | Все профессии нужны, все профессии важны | Урок-конференция | 26 неделя | |
Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (7 ч.) | ||||
27 | Куда уходят поезда | Урок-викторина. Обучение проектной деятельности. Викторина, презентация | 27 неделя | Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/ Атлас новых профессий Готовые уроки по профориентации |
28 | Высоко в облаках | Проблемно-познавательный урок . История профессии; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии | 28 неделя | |
29 | Космическое путешествие | Урок-экскурсия . Презентация, дискуссия | 29 неделя | |
30 | Морское путешествие | Урок-экскурсия . Презентация, дискуссия | 30 неделя | |
31 | На арене цирка | Урок-викторина. Обучение проектной деятельности. Необычные профессии. Просмотр презентации, беседа | 31 неделя | |
32 | Профессии наших родителей | Урок-экскурсия . Круглый стол. Дискуссия. Краткая характеристика профессий. Рассматривание фотографий с работы родителей | 32 неделя | |
33 | Кем быть? Каким быть? | Урок-конференция . Беседа. Составление плана рассказа, презентации:
Профессионально-важные качества. | 33 неделя |
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Характеристика деятельности обучающихся | Дата изучения | |
Раздел 1. Мир профессий (3 ч.) | ||||
1 | Многообразие мира профессий | Деловая игра. Практикум. | 1 неделя | Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/ Атлас новых профессий https://new.atlas100.ru/ Готовые уроки по профориентации https://moeobrazovanie.ru/ |
2 | Многообразие мира профессий | Тестирование. Групповые исследования. | 2 неделя | |
3 | Исследование «Многообразие рабочих профессий» | Конкурс тематических плакатов. | 3 неделя | |
Раздел 2. Профессии, связанные с природой (5ч.) | ||||
4 | Садовник, дворник | Интерактивное занятие. | 4 неделя | Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/ Атлас новых профессий Готовые уроки по профориентации |
5 | Мастер-цветовод | Виртуальная экскурсия. Обсуждение. | 5 неделя | |
6 | Профессия флорист | Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий. | 6 неделя | |
7 | Знакомьтесь с агрономом | Творческая работа. Конкурс рисунков. | 7 неделя | |
8 | Профессия овощевод | Викторина. Конкурс рисунков. | 8 неделя | |
Раздел 3. Профессии, которые нас охраняют (10 ч.) | ||||
9 | Охранник | Творческая работа в парах. | 9 неделя | Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/ Атлас новых профессий Готовые уроки по профориентации |
10 | Полицейский | Проблемно-познавательный урок . История профессии; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии | 10 неделя | |
11 | Пожарный | Проблемно-познавательный урок . История профессии; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии | 11 неделя | |
12 | Военный | Проблемно-познавательный урок . История профессии; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии | 12 неделя | |
13 | Профессия «Следователь» | Творческая работа | 13 неделя | |
14 | Профессия «Следователь» | Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий. | 14 неделя | |
15 | Следствие ведут второклассники! | Групповой проект | 15 неделя | |
16 | Разведчик | Проблемно-познавательный урок . История профессии; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии | 16 неделя | |
17 | Летчик | Проблемно-познавательный урок . История профессии; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии | 17 неделя | |
18 | Водолаз | Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий. | 18 неделя | |
Раздел 4. Профессии, которые нас лечат (8 ч.) | ||||
19 | Врач скорой помощи | Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий. | 19 неделя | Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/ Атлас новых профессий Готовые уроки по профориентации |
20 | Детский врач – педиатр | Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий. | 20 неделя | |
21 | Зубной врач | Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий. | 21 неделя | |
22 | Кто лечит наши глаза | Конкурс тематических плакатов | 22 неделя | |
23 | ЛОР- 3 волшебные буквы | Деловая игра, практикум. | 23 неделя | |
24 | Врач-хирург | Проблемно-познавательный урок . История профессии; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии | 24 неделя | |
25 | Врач-кардиолог | Игра-соревнование в группах | 25 неделя | |
26 | Санитарный врач | Проблемно-познавательный урок . История профессии; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии | 26 неделя | |
Раздел 5. Профессии в школе (8 ч.) | ||||
27 | Профессия – учитель | Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий. | 27 неделя | Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/ Атлас новых профессий Готовые уроки по профориентации |
28 | Профессия – воспитатель | Творческая работа. Конкурс рисунков. | 28 неделя | |
29 | Как помогает логопед | КТД (коллективно-творческое дело) . Беседа. Составление плана рассказа, презентации:
Риски профессии | 29 неделя | |
30 | Профессия – библиотекарь | Экскурсия в библиотеку. Практикум. | 30 неделя | |
31 | Школьная столовая | Творческая работа в группах. | 31 неделя | |
32 | Почему в кабинете так чисто? | Экспресс — исследование. | 32 неделя | |
33 | Школьный доктор | Деловая игра. Выступление. | 33 неделя | |
34 | Создание странички портфолио – «Труд в почете любой» | Защита исследовательских работ. | 34 неделя |
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Характеристика деятельности обучающихся | Дата изучения | ||
| |||||
1 | Представление о труде взрослых | Коллективная работа. | 1 неделя | Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/ Атлас новых профессий Готовые уроки по профориентации Электронный музей профессий -ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/ | |
2 | Представление о труде взрослых | Самостоятельная работа с текстом. | 2 неделя | ||
3 | Вот у Коли, например, мама – полицейский | Творческая работа. Конкурс рисунков. | 3 неделя | ||
4 | «Мама – лётчик? Что ж такого?» | КТД (коллективно-творческое дело) . Беседа. Составление плана рассказа, презентации:
Риски профессии | 4 неделя | ||
5 | Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии | Проблемно-познавательный урок. Просмотр презентации, беседа | 5 неделя | ||
6 | Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы» | Проблемно-познавательный урок. Просмотр презентации, беседа | 6 неделя | ||
7 | Странички портфолио «Профессия мамы и папы» | Деловая игра. Практикум. | 7 неделя | ||
Раздел 2. Кем работают мои родные? (9 ч.) | |||||
8 | Кем работают мои родные? | 8 неделя | Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/ Атлас новых профессий Готовые уроки по профориентации Электронный музей профессий -ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/ | ||
9 | Кем работают ли бабушки и дедушки? | Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий. | 9 неделя | ||
10 | Сочинение «Трудовая гордость моей семьи» | Творческая работа. Конкурс рисунков. | 10 неделя | ||
11 | Исследование трудовой истории моей семьи | Проблемно-познавательный урок. Просмотр презентации, беседа | 11 неделя | ||
12 | Оформление страницы портфолио | Практикум. Творческая работа. | 12 неделя | ||
13 | Оформление страницы портфолио | Выставка. | 13 неделя | ||
14 | Семейные династии | Виртуальная экскурсия. Обсуждение. | 14 неделя | ||
15 | Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии» | Практикум. Творческая работа. | 15 неделя | ||
16 | Странички портфолио по теме: «Семейные династии» | Выставка работ. Обсуждение. | 16 неделя | ||
Раздел 3. Эволюция профессий (7 ч.) | |||||
17 | Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса | Проблемно-познавательный урок. Просмотр презентации, беседа | 17 неделя | Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/ Атлас новых профессий Готовые уроки по профориентации Электронный музей профессий -ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/ | |
18 | Как рождаются новые профессии | Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий. | 18 неделя | ||
19 | Как рождаются новые профессии | Творческая работа. Конкурс рисунков. | 19 неделя | ||
20 | Исчезают ли профессии? | Проблемно-познавательный урок. Просмотр презентации, беседа | 20 неделя | ||
21 | Как приобрести профессию? | Урок-игра. | 21 неделя | ||
22 | «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…» | Творческая работа. Конкурс рисунков. | 22 неделя | ||
23 | Обобщение по разделу | Деловая игра — выступления. | 23 неделя | ||
Раздел 4. Сложности выбора профессии (11 ч.) | |||||
24 | Сложности выбора профессии | Проблемно-познавательный урок. Просмотр презентации, беседа | 24 неделя | Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/ Атлас новых профессий Готовые уроки по профориентации Электронный музей профессий -ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/ | |
25 | Сложности выбора профессии | Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий. | 25 неделя | ||
26 | Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус! | Урок-игра. Знакомство с содержанием профессий. | 26 неделя | ||
27 | Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус! | Творческая работа. Конкурс рисунков. | 27 неделя | ||
28 | В.Маяковский «Кем быть?» | Творческая работа. Конкурс рисунков. | 28 неделя | ||
29 | В.Маяковский «Кем быть?» | Инсценирование. | 29 неделя | ||
30 | Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?» | Беседа. Тестирование. | 30 неделя | ||
31 | Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?» | Творческая мастерская. | 31 неделя | ||
32 | Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны! | Викторина с элементами творчества | 32 неделя | ||
33 | Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны! | Викторина. Игра-состязание. Защита творческих проектов. | 33 неделя | ||
34 | Защита творческих проектов | 34 неделя |
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Характеристика деятельности обучающихся | Дата изучение | |||
| ||||||
1 | В гостях у своего «Я» | Беседа. Практикум. | 1 неделя | Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/ Атлас новых профессий Готовые уроки по профориентации Электронный музей профессий -ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/ | ||
2 | В гостях у своего «Я» | Творческая работа. | 2 неделя | |||
3 | Мое «Я» в гостях у других «Я» | Деловая игра. Викторина | 3 неделя | |||
4 | Мое «Я» в гостях у других «Я» | Коллективное обсуждение. | 4 неделя | |||
5 | Великая радость – работа. | Викторина. Конкурс рисунков. | 5 неделя | |||
6 | «Быть нужным людям…» | Виртуальная экскурсия. Обсуждение. | 6 неделя | |||
7 | Сочинение-рассуждение «Самая нужная профессия» | Беседа-практикум. | 7 неделя | |||
8 | Сочинение-рассуждение «Самая нужная профессия» | Творческая работа. | 8 неделя | |||
9 | Характер и выбор профессии | Тестирование. Мини-исследование. | 9 неделя | |||
Раздел 2. Правила выбора профессии (12 ч.) | ||||||
10 | Правила выбора профессии | Исследовательская деятельность. | 10 неделя | Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/ Атлас новых профессий Готовые уроки по профориентации ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/ Тест. Карта интересов | ||
11 | Творческий проект «Моя будущая профессия» | Проектная деятельность. | 11 неделя | |||
12 | Творческий проект «Моя будущая профессия» | Проектная деятельность. Конкурс. | 12 неделя | |||
13 | Представление о себе и проблема выбора профессии | Деловая игра. Практикум. | 13 неделя | |||
14 | «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо») | Интерактивное занятие. | 14 неделя | |||
15 | «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо») | Игра-соревнование в группах. | 15 неделя | |||
16 | Как готовить себя к будущей профессии. | Мини — исследование. | 16 неделя | |||
17 | Как готовить себя к будущей профессии. | Творческая работа в парах. | 17 неделя | |||
18 | Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?» | Беседа -практикум. | 18 неделя | |||
19 | Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?» | Творческая работа. | 19 неделя | |||
20 | Сочинение « … - это призвание!» | Беседа -практикум. | 20 неделя | |||
21 | Сочинение « … - это призвание!» | Творческая работа. | 21 неделя | |||
Раздел 3. Профессии без которых не обойтись (9 ч.) | ||||||
22 | Профессии, без которых не обойтись | КТД (коллективно-творческое дело) . Беседа. Составление плана рассказа, презентации. | 22 неделя | Всероссийские открытые уроки -Проектория https://proektoria.online/ Атлас новых профессий Готовые уроки по профориентации ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/ Тест. Карта интересов | ||
23 | Профессии, без которых не обойтись | КТД (коллективно-творческое дело) . Беседа. Составление плана рассказа, презентации. | 23 неделя | |||
24 | Профессии, без которых не обойтись | КТД (коллективно-творческое дело) . Беседа. Составление плана рассказа, презентации. | 24 неделя | |||
25 | Исследование «Необычная творческая профессия» | Дискуссия. | 25 неделя | |||
26 | Исследование «Необычная творческая профессия» | Исследовательская деятельность. | 26 неделя | |||
27 | Исследование «Необычная творческая профессия» | Конкурс тематических плакатов. | 27 неделя | |||
28 | Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий» | Групповые исследования. | 28 неделя | |||
29 | Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий» | Групповые исследования. | 29 неделя | |||
30 | Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий» | Выступление. Конкурс газет. | 30 неделя | |||
Раздел 4. Мир профессий (4 ч.) | ||||||
31 | Проект «Я и мир профессий» | Проектная деятельность | 31 неделя | Тест. Карта интересов | ||
32 | Защита «Профессионального портфолио | Защита персонального «Портфолио» | 32 неделя | |||
33 | Защита «Профессионального портфолио | Защита персонального «Портфолио» | 33 неделя | |||
34 | Обобщение по теме «Мир профессий» | Викторина. Игра — состязание. | 34 неделя |
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Список литературы для учителя
1. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Программа развивающего курса внеурочной деятельности. Изд. «ВИТА-ПРЕСС», Ростов-на-Дону, 2015
2. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»: Ростов-на-Дону, издательство «С-ИНФО», 2008
3. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Методические рекомендации для учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2011
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Изд. «Просвещение», 2011
5. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Изд.«Знание», 2009.
6. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие / Кемерово, 2016
7. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. - Ярославль, 2018
8. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой? Учебное пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 2014
9. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей / Т.Н. Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2015
10. Большая детская энциклопедия «Выбор профессии». – М.: Изд. «Просвещение», 2017
11. Энциклопедия «Я познаю мир». – М.: Изд. Дрофа, 2009 12. Ульева Е.А. «Профессии. Кем я стану, когда вырасту?» Энциклопедия для малышей. – М.: Изд.Феникс-Премьер, 2017
Формы учета рабочей программы воспитания в рабочей программе по курсу «Мир профессий»
Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.
Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.
Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии.
Формы контроля
- Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
- По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — по теме: «Кем и каким я хочу стать»
Виды контроля и механизм оценки достижений воспитанников
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
- вводный контроль в начале каждого занятия направлен на повторение и закрепление пройденного, осуществляется в форме устного опроса и в форме выполнения практических занятий;
- текущий контроль в процессе проведения занятии, направленный на закрепление знаний изучаемой темы;
- тематический контроль по завершению изучения раздела программы проводится в форме устного опроса или в форме выполнения самостоятельных работ;
- итоговый контроль по окончании изучения всей темы.
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы: опросные листы, тесты, беседы.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Обработка полученных материалов может включать классификацию профессий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письменных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии.
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала обучения.
Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80%) — 3 балла
2-й уровень (80-90%) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
По окончании курса предусмотрено: - проведение внеурочного занятия «Все профессии хороши, выбирай на вкус»;
- изготовление книжек-самоделок «Моя любимая профессия»;
- написание сочинения-рассуждения «Почему мне нравится профессия »;
- презентации проектов
Основные принципы распределения материала:
- системность: задания располагаются в определенном порядке;
- принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
- увеличение объема материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Реализация воспитательного потенциала учебного курса «Мир профессий» через внеурочную систему обучения и воспитания.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Воспитательный потенциала урока |
1 | Профессии, связанные с природой Профессии наших мам Профессии наших пап Профессии, связанные с путешествиями Мир профессий Профессии, связанные с природой Профессии, которые нас охраняют Профессии, которые нас лечат Профессии в школе Представление о труде взрослых Кем работают мои родные? Эволюция профессий Сложности выбора профессии В гостях у своего «Я» Правила выбора профессии Профессии без которых не обойтись Мир профессий | 10ч. 8ч 8ч 7ч 3ч 5ч 10ч 8ч 8ч 7ч 9ч 7ч 11ч 9ч 12ч 9ч 4ч | Гражданское воспитание:
Патриотическое воспитание: • становление ценностного отношения к своей Родине - России;
края;
Духовно-нравственное воспитание:
Эстетическое воспитание:
Физическое воспитание:
Экологическое воспитание:
Ценности научного познания:
|
Приложение к рабочей программе по курсу «Мир профессий»
1. Инструментарий оценивания предметных результатов на урок
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Е.В.Прилипской, Е.Ю.Сухаревской (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
- Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносит в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
2. Инструментарий для оценивания метапредметных результатов на внеурочной деятельности
Познавательные учебные действия
базовые логические действия:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1)общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать уст ные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
- совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Регулятивные универсальные учебные действия
- самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - выстраивать последовательность выбранных действий;
- самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
З. Оценивание личностных результатов на внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.
Оценивание личностных результатов учащихся на внеурочной деятельности «Мир профессий» является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио.
Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных достижений учащихся за определенный период времени.
Основной смысл «портфолио» - дать возможность ребенку показать все, на что он способен и создать для ученика «стимул роста». Портфолио позволяет поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения, способствовать становлению избирательности познавательных интересов, повышать статус ученика. Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен».
4.Оценка функциональной грамотности
Сформированность функциональной грамотности обучающихся оценивается посредством решения заданий, выходящих за пределы учебных ситуаций. Решение этих задач требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий.
Функциональная грамотность по видам умений
Вид функциональной грамотности | Умения/компетенции |
Читательская грамотность | Находить и извлекать информацию из сплошного и не сплошного текста |
Интегрировать и интерпретировать информацию сплошного и не сплошного текста | |
Осмыслять и оценивать содержание и форму текста | |
Использовать информацию из текста | |
Естественно- научная грамотность | Научное объяснение явлений |
Применение естественно-научных методов исследования | |
Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов | |
Применение математических понятий, фактов, процедур | |
Математическая грамотность | Формулирование ситуации математически |
Рассуждать на математические темы | |
Интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты | |
Глобальные компетенции | Анализировать и выявлять различные мнения, подходы, перспективы (тематика, глобальные проблемы, межкультурное взаимодействие) |
Объяснять сложные ситуации (тематика, глобальные проблемы, межкультурное взаимодействие) | |
Формулировать аргументы (тематика, глобальные проблемы, межкультурное взаимодействие) | |
Оценивать информацию (тематика, глобальные проблемы, межкультурное взаимодействие) | |
Оценивать действия и их последствия (тематика, глобальные проблемы, межкультурное взаимодействие) | |
Креативное мышление | Способность вырабатывать (выдвигать) идеи |
Способность совершенствовать идеи | |
Способность оценивать идеи на инновационность, на эффективность решений и отбирать идеи | |
Финансовая грамотность | Выявление финансовой информации |
Анализ информации в финансовом контексте | |
Оценка финансовых проблем | |
Понимание и применение финансовых знаний |
Для оценки уровня функциональной грамотности обучающимся предлагается комплексная работа, содержащая задания, относящиеся к разным типам функциональной грамотности. Проверка выполнения заданий осуществляется на основе критериев, разработанных для каждой задачи, входящей в задание, по оценке конкретного типа функциональной грамотности. После выполнения работы результаты анализируются по каждому типу функциональной грамотности и по работе в целом. Для оценивания результатов выполнения работы используется общий балл. Каждый тип функциональной грамотности включает шесть уровней. Кратко опишем их, выделив ключевые особенности для математической, читательской и естественно-научной грамотности.
6 уровень
Обучающиеся, достигшие 6 уровня, способны осмыслить, обобщить и использовать информацию, полученную на основе исследования и моделирования сложных проблемных ситуаций в нетипичных контекстах, гибко связывать различные источники информации и представления.
Они могут опираться на целый ряд взаимосвязанных естественно-научных идей, использовать знание содержания, процедур и методов познания для формулирования гипотез относительно новых научных явлений, событий и процессов или для формулирования прогнозов.
При работе с текстом способны детально и точно интерпретировать текст в целом, демонстрировать полное и подробное понимание нескольких текстов и связей между ними, давать критическую оценку сложному тексту на незнакомую тему.
5 уровень
Обучающиеся, демонстрирующие 5 уровень, способны создавать и работать с моделями сложных проблемных ситуаций, выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии решения комплексных проблем, размышлять и рассуждать, связывать между собой формы представления информации.
Могут использовать абстрактные естественно-научные идеи или понятия, чтобы объяснить незнакомые и более сложные, комплексные явления, события и процессы, включающие в себя несколько причинно-следственных связей. Готовы применять более сложные знания, связанные с научным познанием, для того чтобы дать оценку различным способам проведения экспериментов и обосновать свой выбор.
При работе с тестами способны понимать длинные тексты, находить и связывать единицы информации, содержащейся в самых глубинных слоях, одновременно работать с несколькими достаточно длинными текстами, прокручивая их и переключая внимание с одного на другой для сопоставления информации.
4 уровень
Овладение обучающимися 4 уровнем предполагает способность работать с четко определёнными, детальными моделями сложных конкретных ситуаций, выбирать и интегрировать информацию, представленную в различной форме, излагать свои объяснения и аргументы, опираясь на свою интерпретацию, доводы и действия.
Могут использовать знания, полученные в процессе обучения, для объяснения достаточно сложных или не совсем знакомых ситуаций и процессов. Могут проводить эксперименты, включающие две или более независимых переменных, для ограниченного круга задач.
При работе с текстами способны находить и связывать единицы информации, не сообщенной в явном виде, решать задачи, которые требуют запоминания содержания предыдущей задачи.
3 уровень
На 3 уровне обучающиеся демонстрируют выполнение четко описанных процедур, выбор и применение простых методов решения, способность справляться с процентами, обыкновенными и десятичными дробями, работать с пропорциональными зависимостями. Могут выполнять четко описанные процедуры, в том числе те, которые требуют последовательных решений. Они могут построить простую модель и на ее основе выбрать и применить простые стратегии решения проблем.
Обучающиеся, достигшие 3 уровня, могут опираться на не очень сложные знания для распознавания или построения объяснений знакомых явлений. В менее знакомых или более сложных ситуациях они могут строить объяснения, используя подсказки. Используя элементы содержательных или процедурных знаний, они готовы выполнить простой эксперимент для ограниченного круга задач.
При работе с текстами способны выявлять буквальный смысл одного или нескольких текстов при отсутствии явной информации или формальных подсказок, устанавливать такие связи между единицами текстовой информации, которые удовлетворяют нескольким критериям.
2 уровень
Предполагает способность интерпретировать и распознавать в контекстах ситуации, где требуется применять стандартные алгоритмы, формулы, процедуры, соглашения или правила для решения проблем, способны грамотно интерпретировать полученные результаты.
Обучающиеся, достигшие 2 уровня, могут опираться на знания повседневного содержания и базовые процедурные знания для распознавания научного объяснения, интерпретации данных, а также распознать задачу, решаемую в простом экспериментальном исследовании. Они могут использовать базовые или повседневные естественно-научные знания, чтобы распознать адекватный вывод из простого набора данных.
При работе с текстами способны верно выбрать интернет-источник с необходимой информацией из перечня, опираясь на явные, иногда сложные подсказки найти в тексте одну или несколько единиц информации, требующей дополнительного, но несложного осмысления, распознать главную мысль текста, понять связи отдельных частей текста, интерпретировать отдельные части текста, сравнивая или противопоставляя отдельные сообщения текста и оценивая аргументы, которыми они подкреплены.
2 уровень – пороговый, при достижении которого обучающиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших неучебных ситуациях.
1 уровень
1 уровень свидетельствует о недостаточном овладении обучающимися знаниями и умениями для выполнения заданий по функциональной грамотности.
Диагностика функциональной грамотности связана с выявлением уровня сформированности способности мобилизовать знания и умения для выработки стратегии поведения в различных жизненных ситуациях. Для формирования и оценки каждого типа функциональной грамотности используются специальные задания, особенностью которых выступают многофакторность и комплексный характер.
Формирование компетенций функциональной грамотности требует иных подходов к оценке учебных достижений и определения системы критериев уровня мыслительной деятельности при решении заданий от знания к пониманию, применению, систематизации и обобщению полученной информации, которые реализуются в системе комплексных надпредметных заданий. Включая элементы комплексного задания в содержание урока, учитель организует не только диагностику, в ходе которой выявляет учебные затруднения обучающихся, но и тренинг соответствующих компетенций на учебном материале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-21724-1474800699.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мир профессий"
Рабочая программа "Мир профессий"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/21/picture-966116-1669036639.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шаг в профессию"
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...
Рабочая программа Курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Путешествие в мир профессий»
В материале размещено содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации занятий и видов ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/04/picture-1480615-1691117554.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности профориентационной направленности при получении начального общего образования «Тропинка в профессию»
Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его буду...
Рабочая программ курса внеурочной деятельности "В мире профессий"
Рабочая программ курса внеурочной деятельности "В мире профессий" 1,2 кл....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/26/picture-1097008-1545790790.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тропинка в профессию"
Рабочая программа учебного курса «Тропинка в профессию» для начального общего образования (1-4 класс)Срок освоения: 4 года...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/06/picture-1550135-1736138776.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука профессий"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука профессий" для 1-4 классов...