Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука профессий"
рабочая программа

Селютина Наталья Сергеевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука профессий" для 1-4 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Элеваторская  начальная  общеобразовательная  школа»

«Принята на заседании»

Педагогического совета

Протокол №         

От  «____» ________ 20 __ года

«Утверждаю»

Директор

__________Рязанова О.М.                

Приказ №                 

от «____» ________ 20 __ года

                                        

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Азбука профессий»

           (социальное  направление)  для 1-4 классов

Составитель:

ФИО: Селютина Н.С.

учитель  начальных классов

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Азбука профессий»

(социальное направление; для 1-4 классов)

Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, федеральных образовательных программ основного общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.

Программа реализует социальное  направление во внеурочной деятельности начального  общего образования. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития, на основе программы развивающего курса «Мир профессий», авторы Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю.

В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер основываются на типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А. Климовым.данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек – природа».

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.

Программа «Азбука профессий» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.

Цель программы: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших школьников в будущем.

Задачи:

Образовательные:

– расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

– расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

– активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Воспитательные:

– воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.

– расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;

– воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Программа реализуется в работе с обучающимися 1-2-х классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 внеурочных занятий в год.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Азбука профессий» 2 класс

Личностные результаты:

  формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;

 формирование мотива самопознания и саморазвития;

 осознание себя и своего места в жизни.

Метапредметные результаты:

 наличие позитивного образа Я: абсолютное принятие человеком самого себя при достаточно полном знании самого себя;

 развитие умения сделать выбор и готовности нести за него ответственность на основе внутренней позиции взрослого человека.

  формирование личностного самоопределения: наличие внутренней позиции взрослого человека, которая проявляется в осознании себя как члена общества и в понимании необходимости самому принимать решения относительно своего будущего. 

Предметные результаты изучения данной программы внеурочной деятельности:

 устойчивый интерес к курсу внеурочной деятельности «Профориентация»;

  знание объективных психологических законов;  освоение важных для подросткового возраста психологических понятий;

 освоение методов и приемов познания себя;

 адекватное представление обучающихся о своем профессиональном потенциале на основе сам диагностики и знания мира профессий;

 ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способа получения профессии. 

Трудовые:

• формирование интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; •формирование уважения к труду и результатам трудовой деятельности;

• формирование осознанного выбора и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Обучающийся научится:

• планировать и выполнять учебные действия, связанные с поиском информации; • выбирать и использовать методы, соответствующие рассматриваемой проблеме; • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём  

исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать игровые приёмы для решения практико-ориентированных задач; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное описание, объяснение, использование статистических данных,  интерпретация фактов.

Обучающийся получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебные действия, связанные с решением практико-ориентированных задач;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности; • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненных работ;

Содержание курса внеурочной деятельности «Азбука профессий» 2 класс

Модуль 1. «Мир профессий в литературе» (7 ч.)

С.Михалков «Дядя Степа». Просмотр мультфильма, инсценирование сюжета. К.Чуковский «Доктор Айболит». Просмотр мультфильма. Ричард Скарри «Город добрых дел». Чтение отрывков из книги. Стихи о профессиях. Игра «Угадай профессию». В.Маяковский «Кем быть?». Чтение произведения, создание коллажа по профессиям. Д.Родари «Чем пахнут ремесла?». Чтение произведения и рисование по сюжету. Выставка книг о профессиях.

Модуль 2. «Кому что нужно?» (2 ч.)

Дидактические игры. Викторина «Найди нужный предмет».

Модуль 3. «Кто нас лечит?» (2 ч.)

Сюжетно-ролевая игра «Больница». Где купить лекарство? Аптека ролевая игра.

Модуль 4. «Кто ведет нас по дороге знаний?» (3 ч.)

Школьные профессии. Экскурсия по школе. Проект «Кто ведет нас по дороге знаний?».

Модуль 5. «Кто построил этот дом?» (3 ч.)

Строили, строили и построили… Мультфильм «Чебурашка». Мы строители. Конструирование из бумаги, бросового материал и палочек. Проект «Сказочный дом» ТРИЗ.

Модуль 6. «Мы идем в магазин» (2 ч.)

Кто работает в магазине? Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Модуль 7. «Творческие профессии» (4 ч.)

Знакомство с творческими профессиями. Сюжетно-ролевая игра «Художники». Виртуальная экскурсия «Работа дизайнера». Проект

«Музыканты, писатели, фотографы».

Модуль 8. «Профессия моих родителей» (4 ч.)

Встреча с представителями  разных профессий. Мастер-классы по  разным профессиям. Играем в профессии. Проект «Профессия  моих родителей».

Модуль 9.  «Путешествие в мир профессий сельского хозяйства» (4 ч.)

Хлеб – всему голова. Профессия цветовод. Кто такой фермер? Выставка и презентация рисунков «У бабушки в деревне».

Модуль 10. «В мире профессий» (3 ч.)

Игровой час «Какие бывают профессии?». Викторина «Все работы хороши, выбирай на вкус!». Проект «Азбука профессий».

Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности  «Азбука профессий»

п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Модуль 1. «Мир профессий в литературе»

7

1

С.Михалков «Дядя Степа». Просмотр мультфильма, инсценирование сюжета.

1

2

К.Чуковский «Доктор Айболит». Просмотр мультфильма.

1

3

Ричард Скарри «Город добрых дел». Чтение отрывков из книги.

1

4

Стихи о профессиях. Игра «Угадай профессию».

1

5

В.Маяковский «Кем быть?». Чтение произведения, создание коллажа

по профессиям.

1

6

Д.Родари «Чем пахнут ремесла?». Чтение произведения и рисование

по сюжету.

1

7

Выставка книг о профессиях.

1

Модуль 2. «Кому что нужно?»

2

1

Дидактические игры.

1

2

Викторина «Найди нужный предмет».

1

Модуль 3. «Кто нас лечит?»

2

1

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

1

2

Где купить лекарство? Аптека ролевая игра.

1

Модуль 4. «Кто ведет нас по дороге знаний?»

3

1

Школьные профессии.

1

2

Экскурсия по школе.

1

3

Проект «Кто ведет нас по дороге знаний?».

1

Модуль 5. «Кто построил этот дом?»

3

1

Строили, строили и построили… Мультфильм «Чебурашка».

1

2

Мы строители. Конструирование из бумаги, бросового материал и

палочек.

1

3

Проект «Сказочный дом» ТРИЗ.

1

Модуль 6. «Мы идем в магазин»

2

1

Кто работает в магазине?

1

2

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

1

Модуль 7. «Творческие профессии»

4

1

Знакомство с творческими профессиями.

1

2

Сюжетно-ролевая игра «Художники».

1

3

Виртуальная экскурсия «Работа дизайнера».

1

4

Проект «Музыканты, писатели, фотографы».

1

Модуль 8. «Профессия моих родителей»

4

1

Встреча с представителями разных профессий.

1

2

Мастер-классы по разным профессиям.

1

3

Играем в профессии.

1

4

Проект «Профессия моих родителей».

1

Модуль 9. «Путешествие в мир профессий сельского хозяйства»

4

1

Хлеб – всему голова.

1

2

Профессия цветовод.

1

3

Кто такой фермер?

1

4

Выставка и презентация рисунков «У бабушки в деревне».

1

Модуль 10. «В мире профессий»

3

1

Игровой час «Какие бывают профессии?».

1

2

Викторина «Все работы хороши, выбирай на вкус!».

1

3

Проект «Азбука профессий».

1

Общее количество часов по программе

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шаг в профессию"

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...

Рабочая программа Курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Путешествие в мир профессий»

В материале размещено содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации занятий и видов                         ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности профориентационной направленности при получении начального общего образования «Тропинка в профессию»

Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его буду...

Рабочая программ курса внеурочной деятельности "В мире профессий"

Рабочая программ курса внеурочной деятельности "В мире профессий" 1,2 кл....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тропинка в профессию"

Рабочая программа учебного курса  «Тропинка в профессию» для начального  общего образования (1-4 класс)Срок освоения: 4 года...

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Тропинка в профессию»

Рабочая программа курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка в профессию» адаптирована на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной школы «Тропинк...