Использование активных методов обучения на уроках окружающего мира с целью развития креативного мышления и формирования ключевых компетенций обучающихся.
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование активных методов обучения на уроках окружающего мира с целью развития креативного мышления и формирования ключевых компетенций обучающихся.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями.
Процесс активной мыслительной и практической деятельности спосубствует развитию креативного мышления у обучакющихся. (Слайд 1)
Эпиграфом к теме. (Слайд 2)
Дети должны жить в мире красоты,игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А.Сухомлинский
Цель: определение эффективноности развития креативных (Слайд 3)
способностей младшего школьника при использовании наглядности, игры, икт.
Задачи:
- Обосновать целесообразность использования наглядности, икт, игры для развития креативных способностей.
- Выявить пути повышения эффективности и результативности развития креативных способностей младшего школьника.
- Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве.
Содержание уроков окружающего мира в наибольшей степени способствует и развитию креативных способностей к учебно-познавательной деятельности.
Что такое креативные способности?
К.С.- способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Существует много методов способствующих развитию креативных способностей : наглядности ,игры и использование ИКТ
Существует несколько классификаций заданий по В. А. Шелонцеву:
- Репродуктивного уровня
- Частично-поискового уровня
- Творческий уровень
- Разминка (репродуктивные задачи) Слайд 4
Цель: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона.
На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счёт ограничения времени на ответ, применения “обманных” заданий, чередования вопросов из разных областей знаний, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.
Используются игры, загадки, задачи с ответами «да»-«нет», вопросы, чайнворды, кроссворды, ребусы, синквейны.
Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.
В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке.
Ребусы Слайд 5
- На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
- На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
- Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»: рук + а = рука.
- Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = Акула.
- Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем: пла + ток = платок.
- Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем: А + ВТО + Р = АВТОР.
2. Решение частично-поисковых задач Слайд 6
Цель: формирование и усовершенствование памяти, внимания, воображения, наблюдательности.
- Найдите отличия между рисунками
- Творческие задания
- Решение логических задач
- Рассказ с ошибками
- Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)
Реши задачу на логическое мышление. Слайд 7
В чём смысл этих пар слов? Если вы это поймёте, то назовёте недостающее слово.
- Зима– лето = день – …. НОЧЬ
- Рысь – кошка = волк – … СОБАКА
- Кошка- котёнок= лошадь-…ЖЕРЕБЁНОК
- Курица-яйцо+ корова-..МОЛОКО
Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов.
- Например, могут ли в пустынях жить растения нашего края?
Упражнение. Соединяем несоединимое Слайд 8
Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых.
Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия.
Ну а детишкам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.
Так как же все-таки курицу со столбом соединить? Вариантов много:
- Курица ходит вокруг столба.
- Курица была слепая, шла и врезалась в столб.
- Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.
- Столб упал прямо на курицу .
Соедините:
- ромашку с молоком;
- наушники с медузой;
- сапоги с луной.
3.Творческий уровень Слай 9
Цель: способствовать развитию детской фантазии, умению мыслить
- Волшебный конверт
- Составьте ассоциативную цепочку
- Приём «Матрешка
- Путешествие
- Черный ящик
- Составление рассказов с ошибками
Волшебный конвер
Учитель задумывает понятие, предмет ,явление и постепенно называет свойства (или признаки) задуманного понятия, начиная с второстепенных. Учащиеся должны как можно быстрее определить это понятие.
Черный ящик Слайд 10
В черном ящике находится прибор, который стал известен в Европе в XII веке. Считалось, что он был изобретён китайцами 4500 лет назад под именем "чинан” и заменил мореходам птиц. Основу прибора составляет магнитная стрелка. Он служит для определения сторон горизонта.
Что это был за прибор? (компас)
В черном ящике находится то, что не имеет запаха, сыпучее, растворяется в воде, может быть мелкой, крупной, красной, чёрной, белой.
Что это ? (соль)
Составление рассказов с ошибками Слайд 11
Животноводство
Животноводство – отрасль сельского хозяйства, которая занимается разведением диких животных. Среди них есть насекомые, птицы, звери, рыбы, земноводные. Их содержат на специальных фермах. Домашнюю рыбу разводят в реках. В специальных домиках– ульях– живут домашние пчёлы.
Рефлексия « Ведро» Слайд 12
Прочитай выразительно.
- 1. Зачем нам это ведро?
- 2. Зачем мне очень ведро?
- 3. Зачем мне хороший ведро?
- 4. Зачем мне и ведро?
- 5. Зачем мне прекрасный ведро?
- 6.Зачем мне способ ведро?
- 7. Чем мне занять ведро?
- 8.Зачем мне чем-нибудь ведро?
- 9. Зачем нам педагогов в ведро?
- 10.Зачем мне на ведро?
- 11. Зачем мне 25 ведро?
- 12. Зачем мне минут ведро?
Все эти упражнения учат:
- соблюдать правила игры;
- быть сдержанными,
- умению задавать вопросы.
Младшие школьники с удовольствием выполняют различные креативные задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающего мира.
Развитие креативного мышления обучающихся способствует формированию ключевых компетенций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности по кубановедению»
Краснодарский край Апшеронский районг. Апшеронск «Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках ...

Использование активных методов обучения на уроках технологии в начальной школе.
Данная презентация раскрывает использование активных методов обучения на уроке технологии в 1 кл....

«Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков обучающихся».
С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хруп...

Использование активных методов обучения на уроках в 1 классе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД Урок обучения грамоте по образовательной системе УМК «Перспективная начальная школа» организован в соответствии с тре...

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе
Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, ...