Технологическая карта урока окружающего мира «Посмотри вокруг» (УМК: «Школа России», 2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта, учить обозначать их на схеме, дать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток; 

Планируемые результаты:

Предметные:

 

1.приобретать знаний о горизонте и линии горизонта.

Личностные:

1) развивать логику, мышление, коммуникативные возможности учащихся, умение сравнивать, анализировать, оценивать, выбирать главное;

2) развивать интерес к новому учебному материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Посмотри вокруг»167.16 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 12.03.2024

Школа: МАОУ «СОШ №152 г. Челябинска»

Класс:

Урок: 4

Время: 16:40 – 17:20   Кабинет: 209

Студент: Ефимова Татьяна Николаевна

Группа: 35

Учитель: Евстифеева Наталья Александровна

Методист: Пометун Надежда Николаевна

Тема урока «Посмотри вокруг»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта, учить обозначать их на схеме, дать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток; .

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формирование у учащихся представления о ценности школы в жизни человека, о культуре общения в школе, о характере взаимоотношений людей в школе;

2) обеспечить формирование представления о правилах поведения в школе.

Предметные:

1) приобретать знаний о горизонте и линии горизонта.

Развивающие:

1) развивать внимание, кругозор, наблюдательность;

2) развивать умение ориентироваться в непривычной и малознакомой ситуации.

Личностные:

1) развивать логику, мышление, коммуникативные возможности учащихся, умение сравнивать, анализировать, оценивать, выбирать главное;

2) развивать интерес к новому учебному материалу.

Воспитательные:

1) воспитывать навыки ориентирования в пространстве, стремление применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях;

2) воспитывать интерес к предмету через содержание учебного материала.

УМК: «Школа России» А.А Плешаков. Окружающий мир, 2 класс. 2 часть.  Рабочая тетрадь. 2 часть. А.А Плешаков.  

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный:  (беседа)

Внешний контроль

 1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Николаевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

Обучающиеся настраиваются на урок.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Компьютер, интерактивная доска, рабочая тетрадь страница.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: (беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

-Ребята, сегодня наш урок будет очень увлекательным.

Сегодня на уроке нам будет помогать Мишка Тишка.

-Тишка приготовил для вас задание, но пока бежал к вам на урока он её разбросал, давайте поможем ему её собрать

( познает, кто, тот путешествует)

-Как вы понимаете смысл пословицы?

-Вы большие молодцы,

 Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения.

Кто путешествует, тот познает

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися  через создание проблемной ситуации.

Послушайте стихотворение и скажите какая тема нашего урока?

мой юный друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет.

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса.

Человек и время года.

Это всё вокруг природа!


- Где находится природа живая и неживая?

 
- Какую цель мы поставим перед собой? , -Откройте учебник на стр.69 и прочитайте

– На уроке мы будем искать ответ на вопрос:  Какая бывает  промышлен

 1. Выдвигают        варианты формулировок цели,                      

участвуют в их обсуждении.

Посмотри вокруг.

Вокруг нас


Узнаем, что такое горизонт, какие бывают стороны горизонта. Научимся на глобусе находить океан и материки

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

Презентация

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесный:  (рассказ учителя)

Практический: выполнение заданий.

Взаимоконтроль.

Самопроверка

1. Организовывает работу обучающихся.

-Ребята, отгадайте загадку от мишки (на доске)

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…

(Земля)

На какой планете мы с вами живём?

-Что вы знаете о нашей планете?

Человечество существует многие тысячелетия. Древние жители нашей планеты не умели читать и писать, не знали откуда пришло их племя, не подразумевали, что существуют другие земли. Но они знали местность, в которой жили, знали, где лес, где горы, водоёмы, трудно проходимые тропы, знали, куда пойти охотиться. Человечество развивалось, люди начали путешествовать и узнавать новое о нашей планете. И все свои знания передавали потомкам.

- Уже в древности мудрецы размышляли о строении мира. Они думали, что Земля- лежит на спинах трёх слонов, а те стоят на огромной черепахе.

-Откройте учебник на стр.70

Перед вами представлены 2 фотографии.

В чём их сходство, а в чём различие?

Ребята, это линия горизонта–Это граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью.

-Ребята, когда мы отправляемся в путешествия что необходимо взять, чтобы ориентироваться в местности?

-Компас,отлично!

-Сейчас я попрошу вас всех встать, и посмотрите на слайд

(На слайде показываю детям горизонт и линию горизонта.

-Повернитесь, пожалуйста, на север; на юг; на восток; на запад.

-У нас с вами случилось проблема, мы не знаем где у нас север, где юг, запад, восток.

-Сейчас мы с вами научимся определять стороны света,

-Откройте учебник нас стр.71

(прочитаем)

Мишка ничего не понял, давайте расскажем Тишке что же вы узнали нового?

-Молодцы, давайте посмотрим на иллюстрацию с попугаем, перед нами представлен компас,

-Какие стороны горизонта здесь не указаны?

-Всё верно, сейчас вы поработаете индивидуально

-Сейчас я вам раздам листочки, на которых изображен компас (вы работаете в парах), но стороны горизонта не написаны, вам нужно будет написать их самостоятельно.

( Спрашиваю что получилось)

- Откройте ваши рабочие тетради на странице 43

Чтобы закрепить  сегодняшний материал, запишите у себя в тетрадях, что такое горизонт и линия горизонта.

И под номером 2 нужно будет помочь Муравью обозначить стороны горизонта

Затем, проверьте себя по учебнику.

(Мишка ходит проверяет)

-Вы большие молодцы,

-А мы отправляемся дальше,

Тишка приготовил для вас ещё одну загадку давайте отгадаем её.

Моря и океаны,

Материки и страны,

Всё умещается на нём,

На этом шаре голубом.

(глобус)

Мишка достаёт глобус.

- Посмотрите внимательно на глобус. Опишите его?

-Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? - Что изображено другими цветами?

-Почему глобус вращается?

-Давайте покажем на глобусе Северный полюс?

А Южный полюс?

Материк-крупные массивы суши «6»

Океан-это огромные водные просторы

(Атлантический,Северн. Ледовитый, индийский,тихий,Антарктида ) «5»

Давайте обратимся к учебнику на стр.73 представлены вопросы, давайте ответим на 3 вопроса сейчас я вызову 3 человека на оценку? (работа с глобусом).

Физминутка

-Давайте все дружно встанем и отдохнём.

Проверим вашу внимательность.

Игра называется «3,13,33»

"3" - руки вперёд, на счёт "13" – в стороны , на счёт "33" - вверх. Сначала всё по правилам, а потом путаете ребят.

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

Земля

Мы знаем что….

Сходство в том, что на обеих фотографиях изображена природа, красивый вид А различие в том, что на первой это поверхность Земли, а на второй это бескрайнее море

Компас

Отвечают

Глобус-, это небольшой шар. Он окрашен разными цветами.

- Вода, реки, океаны, моря – водоемы. - Суша, материки, горы, равнины – земля.

-Потому что земля вращается во круг своей оси.

Евразия —

Африка

Северная Америка Южная Америка Антарктида (Австралия

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Презентация, раздаточный материал

Рабочая тетрадь

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесный: беседа

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

  1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

Сейчас вы поработаете в парах.

Откройте рабочую тетрадь на странице 44.

И выполните задание 5

Вы выполняете и разбираете задание вместе, и записываете каждый в свою тетрадь ответы.

  1. Отвечают на вопросы учителя.

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы

Практические методы

Внешний контроль

  1. Организует самостоятельную работу.
  2. Контролирует работу.

Сейчас вы будете работать самостоятельно

     Модель Земли -  _______ . На глобусе синим цветом  обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, На земном шаре _____ океана  и _______ материков.. Где пересекается небо и земля  -  ___________________.

Расшифруй

С_____

З_____

Ю____

В____

Планета Земля наш общий дом и её надо? __________

  1. Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют самостоятельную работу.

 

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Презентация

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Тишка предлагает поиграть в игру.

 Игра «да – нет»

– Если согласны с данным высказыванием, то хлопаете в ладоши.  

На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса. (Да.)

Глобус- это модель земли? (Да)

Центр где пересекается небо и земля называется полоска? (нет)

Материков всего 3? (нет)

Океанов 5? (да)

Голубым цветом на глобусе показаны реки,океаны? (да)

Коричневым цветом на глобусе показана температура ? ( нет)

 

Учащиеся отвечают на вопросы. Повторение материала урока.

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

Наш урок подходит к концу, давайте ответим на вопросы

С какой темой мы сегодня познакомились? (посмотри вокруг)

Что такое горизонт?

Перечислите основные стороны горизонта?

Какими цветами на глобусе обозначена вода и суша?

-Вы огромные молодцы, мишка приготовил для вас наклейки за хорошую работу!

Вспоминают тему и цель урока.

Оценивают свою работу на уроке.  

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Страна городов" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тема урока «Страна городов»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний об облике и жизни Древнерусских городов и знакомство учащихся с архитектурными пам...

Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана растений" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Охрана растений»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о бережном отношении к природе и закрепление знаний о значении растений в жизни ж...

Технологическая карта урока окружающего мира «Температура воздуха» (УМК Школа России); 3 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование знаний об изменениях температуры воздуха в природе и зависимости температуры от ряда факторовЗадачи урока:Дидактические:1....

Технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" УМК "Школа России"(3 класс)

Тема урока «Красная книга»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о Красной книге и о животных и растениях, занесенных в нее.Задачи урокаДидак...

Технологическая карта урока окружающего мира «Водные богатства» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Водные богатства» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с разнообразием водоёмов планеты; воспитание бережного отношения к природ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Посмотри вокруг" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о горизонте и линии горизонта, полюсах, материках и океанах, представления об умении ориентироваться и находить гл...

Технологическая карта урока окружающего мира "Экологическая безопасность" УМК: «Школа России» учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть

Цель урока: Формирование представления у учащихся знаний об экологической безопасности как одной из видов безопасности человека.Планируемые результаты: Предметные:1)изучить некоторые способы защи...