Технологическая карта урока окружающего мира "Страна городов" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Баранова Александра Владимировна

Тема урока «Страна городов»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний об облике и жизни Древнерусских городов и знакомство учащихся с архитектурными памятниками Древнего Киева и Древнего Новгорода.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать умение описывать облик и жизнь древнерусских городов;
  2. продолжить обучать работе с исторической картой, с картосхемой;
  3. научить воспринимать красоту архитектурных памятников Древнего Киева и Древнего Новгорода.

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление во время изучения нового материала;
  2. развивать концентрацию внимания в процессе выполнения викторины;
  3. развивать эстетические чувства восприятия красоты архитектурных ансамблей древнерусских городов.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение к культуре Древнего Киева и Древнего Новгорода;
  2. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах и группе;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику и книгам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 16.02.2021

Школа: №152

Класс: 4 «в»

Урок: 1

Время: 14.00 – 14.40  

Кабинет: 110

Студент: Баранова Александра

Группа: 35

Учитель: Берсенева Е.М_________________________

Методист: Пометун Н.Н.________________________

Тема урока «Страна городов»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний об облике и жизни Древнерусских городов и знакомство учащихся с архитектурными памятниками Древнего Киева и Древнего Новгорода.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать умение описывать облик и жизнь древнерусских городов;
  2. продолжить обучать работе с исторической картой, с картосхемой;
  3. научить воспринимать красоту архитектурных памятников Древнего Киева и Древнего Новгорода.

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление во время изучения нового материала;
  2. развивать концентрацию внимания в процессе выполнения викторины;
  3. развивать эстетические чувства восприятия красоты архитектурных ансамблей древнерусских городов.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение к культуре Древнего Киева и Древнего Новгорода;
  2. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах и группе;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику и книгам.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, пенала, учебника. Садитесь.

Создаёт эмоциональный настрой.

-Меня зовут – Александра Владимировна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Как вы считаете, чем мы сегодня будем заниматься? Хорошо. Сегодня мы с вами узнаем много новой информации, а усваивать новую информацию помогает хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Желаю вам удачи в получении новых знаний!

Показывают готовность к уроку.

Отвечают на вопросы:

- узнаем много новой информации.

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет.

 Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

     Практический метод: викторина

Проверяет домашнее задание при помощи викторины:

Итак, проверьте правильность вашей посадки. Ноги должны стоять ровно, спина – прямая, расстояние от парты до груди равно кулачку. В начале урока, вспомним тему, которую вы изучали на прошлом уроке. А проверим мы её при помощи викторины. На экране появятся вопросы. Ваша задача прочитать их, и выбрать правильный ответ. Ответ будет принят по поднятой руке. Приступаем.

1) Как назывался главный торговый путь на территории славянских земель?
«из варяг в греки» 
«из полян в варяги» 
«водь к дреговичам» 
«карелы к древлянам»
2) Кого в древние времена называли варягами? 
Жителей Западной Европы 
Азиатов 
Жителей Северной Европы 
Жителей Африки
3)Какой город был основан в северном регионе славянских земель? 
Ярославль 
Кострома 
Новгород 
Владимир
4) Кто был первым правителем Древней Руси? 
Князь Олег 
Князь Владимир 
Князь Святослав 
Князь Рюрик
5)Как назывались помощники князя киевского? 
Придворные 
Бояре 
Статские советники 
Казначеи
6)Как называлось княжеское войско? 
Армия 
Гренадеры 
Дружина 
Оплот

Проверяют домашнее задание:

-отвечают на вопросы викторины.

-«из варяг в греки» 

-Жителей Северной Европы 

-Новгород

-Князь Рюрик

-Бояре 

-Дружина

Предметные: знать о Древней Руси

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Проектор. Слайд с викториной

Постановка учебной задачи
(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа      

Проблемный метод: подводящий диалог

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи проблемной ситуации:

Ребята, а знаете ли вы, как западные соседи называли Русь?

Они говорили, что Русь – это страна… А вот страна чего, вы узнаете, когда отгадаете ребус, который поможет сформулировать тему урока.

Какой ответ на ребус?

Какую тему урока мы можем сформулировать?

Отлично. А вот в какие города мы с вами отправимся, вы узнаете, разгадав следующие ребусы.

В какие города мы отправимся?

Как вы считаете, какую цель мы должны достигнуть?

Хорошо. Сегодня мы познакомимся с Новгородом и Киевом, узнаем из каких частей состоит, и как он защищен.

Отвечают на вопросы:

-нет.

-городов.

-страна городов.

-Новгород и Киев.

-познакомиться со страной городов, а именно с Новгородом и Киевом.

Предметные:

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Личностные :  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Проектор. Слайд с темой урока и целью.

Ребусы.

"Открытие" детьми нового знания
 (8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная, индивидуальная, в группах

Словесный метод: беседа

Практический метод: работа по учебнику

Решает проблемную ситуацию:

Откройте карту на странице 41 учебника. Рассмотрите её внимательно и скажите, почему иноземцы называли Русь страной городов?

Какие древнерусские города вам известны?

Ребята, подумайте, и скажите, что такое кремль? Какой образ в вашей памяти связан с этим словом?

Кремлем назывался центр древнего русского города, который был укреплен. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь.

Сейчас, ребята, вы узнаете о Новгороде и Киеве. Работу вы будете осуществлять в группе. Первый ряд и половина второго ряда будут готовить рассказ о Киеве, вторая половина второго ряда и третий ряд, будут готовить информацию о Новгороде.

Итак, готовить выступление вы будете по следующему плану:

1.географическое место расположения города;

2.из каких частей состоит город, есть ли кремль, как защищен;

3.важнейшие сооружения;

4.дополнение по схеме(например, в Новгороде есть торг).

Первые две парты первого ряда будут готовить информацию о месте расположения Киева. Последние три парты первого ряда будут готовить информацию о частях города Киева, кремле, о защите. Первые две парты второго ряда будут готовить информацию о важнейших сооружениях Киева, и третья парта второго ряда будет говорить дополнения по схеме.

Последние две парты второго ряда будут готовить информацию о географическом месте расположения Новгорода. Первые две парты третьего ряда будут готовить информацию о частях города Новгорода, кремле, защите. Следующие две парты третьего ряда подготовят информацию о важнейших сооружениях Новгорода, и последняя парта третьего ряда дополнит сообщение по схеме.

На работу у вас 5 минут. Информацию вы можете найти в учебнике со страницы 47 – 52. Определитесь в каком порядке вы будете выступать, вместе или по отдельности. Но помните, что при работе в группе, необходимо соблюдать тишину и выслушивать мнение каждого. Приступайте к работе.

Изучают новый материал:

-на Руси много городов.

-Киев.

-городская крепость.

Предметные: уметь работать с учебником

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные :  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Учебник.

Проектор. Слайд «план выступления».

Первичное закрепление
(8 мин)

Формы: фронтальная, в группах

Словесный метод: беседа, рассказ

Организует рассказ о городах, закрепляя новый материал:

Ребята, работа окончена. Я прошу выйти к доске тех, кто готовил информацию о Киеве. Начните рассказ, начиная с географического места расположения. И далее по порядку. Остальные – внимательно слушайте.

Молодцы! Спасибо за выступление – садитесь.

Сейчас я прошу выйти к доске тех, кто готовил выступление о Новгороде. Начните выступление с места расположения города. А вы – внимательно слушайте.

Молодцы! Спасибо за выступление – садитесь.

Итак, кто внимательно слушал, ответьте, где расположен Новгород?

Где расположен Киев?

При каком князе расцвел Киев?

Ярослав Мудрый — правитель Руси, снискавший себе славу крупнейшего полководца и политического деятеля. Сплотив многие разрозненные племена между собой, он основал много городов и дал жизнь великому государству. Создал свод законов, прославился как градостроитель, а также построил святые храмы, которые поражали людей своим величием.

Какой храм был построен при Ярославе Мудром?

Софийский собор – одна из достопримечательностей Древнего города Киева. Он был построен Ярославом Мудрым в 1037 году в честь победы над печенегами. Митрополит Илларион так отзывался о соборе: «Он вызывает удивление и восхищение во всех сторонах, лежащих окрест, ибо не найдется подобного ему во всех полунощных землях от востока до запада!» Храм назвали в честь святой Софии – мудрости Божией.

Где есть кремль?

На территории Новгородского кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, Софийским. Собор был построен в середине XI века. Он был главным храмом и символом города.

Рассказывают о городах, закрепляя новый материал:

Первая группа по плану рассказывает о Киеве. 

Вторая группа рассказывает о Новгороде по плану.

-на Севере Восточно – европейской равнины, на реке Волхов.

-на Восточно-Европейской равнине, на реке Днепр, ближе

к югу.

-при князе Ярославе.

-Софийский собор.

-в Новгороде.

Предметные:  уметь пересказывать текст

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Проектор. Слайды «расположение Киева», «расположение Новгорода», «Ярослав Мудрый», «Софииский собор в Киеве», «Софийский собор в Новгороде».

Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная,

Взаимопроверка

Практический метод: самостоятельная работа

Организует выполнение самостоятельной работы:

Итак, сейчас пришло время выполнить самостоятельную работу. Откройте рабочие тетради на странице 14 и выполните задание под номером 3. На работу у вас 3 минуты.

Осуществляет проверку ответов:

Закончили. Ребята, давайте проверим работы. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте правильность решения с ответами на слайде. Поставьте простым карандашом плюс, если всё выполнено верно. Если одна ошибку полу плюс, если две – минус. Верните работы.

У кого все верно, поднимите руку.

У кого одна ошибку, поднимите руку.

Молодцы. Все справились с заданием.

Выполняют самостоятельную работу:

Проверяют ответы. Проводят взаимооценку.

Предметные: знать о Киеве и Новгороде

Метапредметные:

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Личностные : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Рабочая тетрадь. Проектор. Слайд «Ответы»

Включение в систему знаний, повторение

(6 мин)

Форма: фронтальная, в парах

Словесный метод: беседа

Практический метод: упражнение

Организует выполнение упражнений:

Продолжаем работу по теме урока. В парах выполните задание под номером 4 в рабочей тетради. Вам необходимо написать, какой город изображен под схемой.

Осуществляет проверку задания:

Закончили работу. Кто желает прочитать ответ?

Кто согласен с ответом – поднимите руку.

Решение верное. Молодцы.

Задает вопросы:

Как назывался центр древнерусского города? Что располагалось внутри кремля?

В каком городе был кремль?

Кто жил за пределами кремля?

Кто построил Софийский собор в Киеве?

Слушают задание:

-на первой схеме Киев, на второй схеме Новгород.

-Центр города был укреплен и назывался кремлем. Здесь возвышалась главная церковь города и княжеский дворец.

-в Новгороде.

-ремесленники, торговцы и простые люди.

-Ярослав Мудрый.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Рабочая тетрадь.

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Оценивает деятельность учащихся на уроке:

Давайте вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока?

Верно. Кто считает, что мы достигли цели, узнали о Киеве и Новгороде, поднимите правую руку.

Кто считает, что цель достигнута частично, некоторые задания были трудными, поднимите левую руку.

А теперь поднимите руку, кто понял тему урока, и сможет рассказать о ней товарищу?

Молодцы! Спасибо за работу на уроке. До свидания!

Отвечают на вопросы:

-познакомиться со страной городов, а именно с Новгородом и Киевом.

Предметные: анализировать собственную деятельность

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные :  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование у учащихся знаний о некоторых городах России, их культуре и достопримечательностях.Задачи урокаДидактические:сформировать знания о городах России;сформировать знания о достопр...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца России и их достопримечатель...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России. Плес, Иваново, Суздаль, Владимир." (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России. Плес, Иваново, Суздаль, Владимир»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого к...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца ...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...