Технологическая карта урока окружающего мира "Страна городов" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тема урока «Страна городов»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование знаний об облике и жизни Древнерусских городов и знакомство учащихся с архитектурными памятниками Древнего Киева и Древнего Новгорода.
Задачи урока
Дидактические:
- формировать умение описывать облик и жизнь древнерусских городов;
- продолжить обучать работе с исторической картой, с картосхемой;
- научить воспринимать красоту архитектурных памятников Древнего Киева и Древнего Новгорода.
Развивающие:
- развивать логическое мышление во время изучения нового материала;
- развивать концентрацию внимания в процессе выполнения викторины;
- развивать эстетические чувства восприятия красоты архитектурных ансамблей древнерусских городов.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к культуре Древнего Киева и Древнего Новгорода;
- воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах и группе;
- воспитывать бережное отношение к учебнику и книгам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока окружающего мира "Страна городов" (УМК "Школа России", 4 класс) | 35.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 16.02.2021 Школа: №152 Класс: 4 «в» Урок: 1 Время: 14.00 – 14.40 Кабинет: 110 | Студент: Баранова Александра Группа: 35 Учитель: Берсенева Е.М_________________________ Методист: Пометун Н.Н.________________________ |
Тема урока «Страна городов»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование знаний об облике и жизни Древнерусских городов и знакомство учащихся с архитектурными памятниками Древнего Киева и Древнего Новгорода.
Задачи урока
Дидактические:
- формировать умение описывать облик и жизнь древнерусских городов;
- продолжить обучать работе с исторической картой, с картосхемой;
- научить воспринимать красоту архитектурных памятников Древнего Киева и Древнего Новгорода.
Развивающие:
- развивать логическое мышление во время изучения нового материала;
- развивать концентрацию внимания в процессе выполнения викторины;
- развивать эстетические чувства восприятия красоты архитектурных ансамблей древнерусских городов.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к культуре Древнего Киева и Древнего Новгорода;
- воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах и группе;
- воспитывать бережное отношение к учебнику и книгам.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, пенала, учебника. Садитесь. Создаёт эмоциональный настрой. -Меня зовут – Александра Владимировна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Как вы считаете, чем мы сегодня будем заниматься? Хорошо. Сегодня мы с вами узнаем много новой информации, а усваивать новую информацию помогает хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Желаю вам удачи в получении новых знаний! | Показывают готовность к уроку. Отвечают на вопросы: - узнаем много новой информации. | Метапредметные: К: планируют учебное сотрудничество Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет. | ||
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: беседа Практический метод: викторина | Проверяет домашнее задание при помощи викторины: Итак, проверьте правильность вашей посадки. Ноги должны стоять ровно, спина – прямая, расстояние от парты до груди равно кулачку. В начале урока, вспомним тему, которую вы изучали на прошлом уроке. А проверим мы её при помощи викторины. На экране появятся вопросы. Ваша задача прочитать их, и выбрать правильный ответ. Ответ будет принят по поднятой руке. Приступаем. 1) Как назывался главный торговый путь на территории славянских земель? | Проверяют домашнее задание: -отвечают на вопросы викторины. -«из варяг в греки» -Жителей Северной Европы -Новгород -Князь Рюрик -Бояре -Дружина | Предметные: знать о Древней Руси Метапредметные: Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом К: планируют учебное сотрудничество Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | Проектор. Слайд с викториной | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная Словесный метод: беседа Проблемный метод: подводящий диалог | Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи проблемной ситуации: Ребята, а знаете ли вы, как западные соседи называли Русь? Они говорили, что Русь – это страна… А вот страна чего, вы узнаете, когда отгадаете ребус, который поможет сформулировать тему урока. Какой ответ на ребус? Какую тему урока мы можем сформулировать? Отлично. А вот в какие города мы с вами отправимся, вы узнаете, разгадав следующие ребусы. В какие города мы отправимся? Как вы считаете, какую цель мы должны достигнуть? Хорошо. Сегодня мы познакомимся с Новгородом и Киевом, узнаем из каких частей состоит, и как он защищен. | Отвечают на вопросы: -нет. -городов. -страна городов. -Новгород и Киев. -познакомиться со страной городов, а именно с Новгородом и Киевом. | Предметные: Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции Личностные : широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Проектор. Слайд с темой урока и целью. Ребусы. | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Формы: фронтальная, индивидуальная, в группах Словесный метод: беседа Практический метод: работа по учебнику | Решает проблемную ситуацию: Откройте карту на странице 41 учебника. Рассмотрите её внимательно и скажите, почему иноземцы называли Русь страной городов? Какие древнерусские города вам известны? Ребята, подумайте, и скажите, что такое кремль? Какой образ в вашей памяти связан с этим словом? Кремлем назывался центр древнего русского города, который был укреплен. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь. Сейчас, ребята, вы узнаете о Новгороде и Киеве. Работу вы будете осуществлять в группе. Первый ряд и половина второго ряда будут готовить рассказ о Киеве, вторая половина второго ряда и третий ряд, будут готовить информацию о Новгороде. Итак, готовить выступление вы будете по следующему плану: 1.географическое место расположения города; 2.из каких частей состоит город, есть ли кремль, как защищен; 3.важнейшие сооружения; 4.дополнение по схеме(например, в Новгороде есть торг). Первые две парты первого ряда будут готовить информацию о месте расположения Киева. Последние три парты первого ряда будут готовить информацию о частях города Киева, кремле, о защите. Первые две парты второго ряда будут готовить информацию о важнейших сооружениях Киева, и третья парта второго ряда будет говорить дополнения по схеме. Последние две парты второго ряда будут готовить информацию о географическом месте расположения Новгорода. Первые две парты третьего ряда будут готовить информацию о частях города Новгорода, кремле, защите. Следующие две парты третьего ряда подготовят информацию о важнейших сооружениях Новгорода, и последняя парта третьего ряда дополнит сообщение по схеме. На работу у вас 5 минут. Информацию вы можете найти в учебнике со страницы 47 – 52. Определитесь в каком порядке вы будете выступать, вместе или по отдельности. Но помните, что при работе в группе, необходимо соблюдать тишину и выслушивать мнение каждого. Приступайте к работе. | Изучают новый материал: -на Руси много городов. -Киев. -городская крепость. | Предметные: уметь работать с учебником Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Учебник. Проектор. Слайд «план выступления». | |
Первичное закрепление | Формы: фронтальная, в группах Словесный метод: беседа, рассказ | Организует рассказ о городах, закрепляя новый материал: Ребята, работа окончена. Я прошу выйти к доске тех, кто готовил информацию о Киеве. Начните рассказ, начиная с географического места расположения. И далее по порядку. Остальные – внимательно слушайте. Молодцы! Спасибо за выступление – садитесь. Сейчас я прошу выйти к доске тех, кто готовил выступление о Новгороде. Начните выступление с места расположения города. А вы – внимательно слушайте. Молодцы! Спасибо за выступление – садитесь. Итак, кто внимательно слушал, ответьте, где расположен Новгород? Где расположен Киев? При каком князе расцвел Киев? Ярослав Мудрый — правитель Руси, снискавший себе славу крупнейшего полководца и политического деятеля. Сплотив многие разрозненные племена между собой, он основал много городов и дал жизнь великому государству. Создал свод законов, прославился как градостроитель, а также построил святые храмы, которые поражали людей своим величием. Какой храм был построен при Ярославе Мудром? Софийский собор – одна из достопримечательностей Древнего города Киева. Он был построен Ярославом Мудрым в 1037 году в честь победы над печенегами. Митрополит Илларион так отзывался о соборе: «Он вызывает удивление и восхищение во всех сторонах, лежащих окрест, ибо не найдется подобного ему во всех полунощных землях от востока до запада!» Храм назвали в честь святой Софии – мудрости Божией. Где есть кремль? На территории Новгородского кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, Софийским. Собор был построен в середине XI века. Он был главным храмом и символом города. | Рассказывают о городах, закрепляя новый материал: Первая группа по плану рассказывает о Киеве. Вторая группа рассказывает о Новгороде по плану. -на Севере Восточно – европейской равнины, на реке Волхов. -на Восточно-Европейской равнине, на реке Днепр, ближе к югу. -при князе Ярославе. -Софийский собор. -в Новгороде. | Предметные: уметь пересказывать текст Метапредметные: П: работать по предложенному плану К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Проектор. Слайды «расположение Киева», «расположение Новгорода», «Ярослав Мудрый», «Софииский собор в Киеве», «Софийский собор в Новгороде». | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Формы: индивидуальная, Взаимопроверка Практический метод: самостоятельная работа | Организует выполнение самостоятельной работы: Итак, сейчас пришло время выполнить самостоятельную работу. Откройте рабочие тетради на странице 14 и выполните задание под номером 3. На работу у вас 3 минуты. Осуществляет проверку ответов: Закончили. Ребята, давайте проверим работы. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте правильность решения с ответами на слайде. Поставьте простым карандашом плюс, если всё выполнено верно. Если одна ошибку полу плюс, если две – минус. Верните работы. У кого все верно, поднимите руку. У кого одна ошибку, поднимите руку. Молодцы. Все справились с заданием. | Выполняют самостоятельную работу: Проверяют ответы. Проводят взаимооценку. | Предметные: знать о Киеве и Новгороде Метапредметные: П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач Личностные : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Рабочая тетрадь. Проектор. Слайд «Ответы» | |
Включение в систему знаний, повторение (6 мин) | Форма: фронтальная, в парах Словесный метод: беседа Практический метод: упражнение | Организует выполнение упражнений: Продолжаем работу по теме урока. В парах выполните задание под номером 4 в рабочей тетради. Вам необходимо написать, какой город изображен под схемой. Осуществляет проверку задания: Закончили работу. Кто желает прочитать ответ? Кто согласен с ответом – поднимите руку. Решение верное. Молодцы. Задает вопросы: Как назывался центр древнерусского города? Что располагалось внутри кремля? В каком городе был кремль? Кто жил за пределами кремля? Кто построил Софийский собор в Киеве? | Слушают задание: -на первой схеме Киев, на второй схеме Новгород. -Центр города был укреплен и назывался кремлем. Здесь возвышалась главная церковь города и княжеский дворец. -в Новгороде. -ремесленники, торговцы и простые люди. -Ярослав Мудрый. | Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Рабочая тетрадь. | ||
Рефлексия деятельности (3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Оценивает деятельность учащихся на уроке: Давайте вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока? Верно. Кто считает, что мы достигли цели, узнали о Киеве и Новгороде, поднимите правую руку. Кто считает, что цель достигнута частично, некоторые задания были трудными, поднимите левую руку. А теперь поднимите руку, кто понял тему урока, и сможет рассказать о ней товарищу? Молодцы! Спасибо за работу на уроке. До свидания! | Отвечают на вопросы: -познакомиться со страной городов, а именно с Новгородом и Киевом. | Предметные: анализировать собственную деятельность Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: формирование у учащихся знаний о некоторых городах России, их культуре и достопримечательностях.Задачи урокаДидактические:сформировать знания о городах России;сформировать знания о достопр...
Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Золотое кольцо России»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца России и их достопримечатель...
Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России. Плес, Иваново, Суздаль, Владимир." (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Золотое кольцо России. Плес, Иваново, Суздаль, Владимир»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого к...
Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца ...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...
Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Россия на карте" 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)...