Технологическая карта по окружающему миру 4 класс "Средние века. Время рыцарей и замков"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Холопова Олеся Сергеевна

формирование представления о Средневековье и  знакомство с эпохой средних веков, достижениями, особенностями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 4 классе

УМК: «Школа России».

Класс: 4

Тема урока: «Средние века: время рыцарей и замков»

Раздел программы: «Страницы всемирной истории»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Учебник: Плешаков А. А., Крючкова Е. А., 4 класс, 2 часть

Цель урока: формирование представления о Средневековье и  знакомство с эпохой средних веков, достижениями, особенностями.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать представление о средневековье;
  • формирование представлений о религиях, получивших распространение в средние века;
  • дать представление о средневековых рыцарях и замках.

Развивающие:

  • расширять кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и интерес к изучению истории.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников для выполнения учебных заданий;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

Регулятивные УУД:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
  • планировать свои действия;
  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве

Коммуникативные УУД:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Наглядные пособия и оборудование: правила работы в группе, материал для работы в группах, тесты, учебник, компьютер, презентация.

Средства обучения:

  • Вербальные: учебник, раздаточный материал.
  • Компьютерные: проектор, презентация.

Этапы урока Продолжительность этапов

Содержание учебного материала, заданий для учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1

Организационный момент

2 мин.

– Здравствуйте, ребята!

 - Если вы веселы – улыбнитесь. Если вы дружны – возьмите за руки своего соседа, почувствуйте тепло ладоней и передайте своё настроение друг другу.

Создаю эмоциональный настрой на урок.

Стоят, приветствует учителя, взялись за руки , передают своё настроение друг другу

2

Актуализация знаний

8 мин.

Мы с вами продолжаем путешествие по страницам всемирной истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны быть внимательными, любознательными и собранными.

Ребята, а давайте вспомним, что такое история? (История- это наука о прошлом. История изучает, как жили разные народы, какие происходили события).

На прошлом уроке мы с вами совершали путешествие в Древний Египет, Грецию и Рим, поэтому вам сейчас предстоит вспомнить про мир древности.  На столах лежат тесты, задания даны по вариантам. Подпишите листочки и приступайте к работе.

Самостоятельная работа: заполните тест по теме «Мир древности: далекий и близкий». (см. приложение)

- Ну что справились? – Поменяйтесь листами и проверьте работу соседа.

Проверяя работу, вы сделали для себя выводы: кому надо доработать, а кто - молодец!

– История не заканчивается, она продолжается. И мы сегодня продолжим путешествие по «ленте времени».

Организую фронтальную беседу.

Организую самостоятельную работу с целью проверки изученного материала.

Организую взаимопроверку работ.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Работают с заданием самостоятельно.

Осуществляют взаимопроверку и делают выводы.

К.: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

3

Введение в тему урока

1 мин.

Обратите внимание на доске лента времени она поможет вам определить  тему нашего урока.

Назовите следующую после Древнего мира историческую эпоху.

Лента на ней знаковые модели :   рыцари, замок. В какие века были рыцари, замки? Какова тема урока?

Средние века: время рыцарей и замков.

-Что бы вы хотели узнать о средневековье? На какие вопросы мы должны ответить?

(Кто такие рыцари? Где они жили? Как становились рыцарями? Чем занимались рыцари?)

Через организацию побуждающего диалога подвожу к формулированию темы урока.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Формулируют тему урока и цель деятельности

Р.: понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу.

К.: формулировать ответы на вопросы;

4

Открытие новых знаний

13 мин.

– Я приглашаю вас сегодня в средние века. Эпоха Средневековья скрывает много тайн, которые предстоит нам открыть сегодня на уроке.

– Средние века охватывают 11 столетий: с середины 5 века до конца 15 века. Давайте найдём этот временной промежуток на “ленте времени”.

- Кто жил?

– В Средневековье жили разные группы населения, но самым ярким представителем этой эпохи были рыцари. О них мы сегодня и поговорим. Вспомним правила работы в группе распределим обязанности членов группы. У каждой группы своя задача и вспомогательные материалы

  1. Исследователи Замков
  2. Исследователи Рыцарства

1 группа «Исследователи рыцарей»

Вопросы для исследования:

Вопросы.

1.Кто такие рыцари?

2.Кому подчинялись рыцари?

3.Как выглядели рыцари?

( Рыцарь – это смелый человек, верный своему долгу. Рыцарь – это благородный человек. Рыцарь – это самоотверженный, безупречный человек.)

– Слово рыцарь в русском языке происходит от немецкого “Ritter”– всадник, конный воин.

Рыцарь, собственно, и есть конный воин, но далеко не всякий, а один из сословия воюющих, обычно владелец феодала.

Рыцарями могли быть только люди «благородного» происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.

Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений – герцогов, графов, баронов.

2группа «Исследователи замков».

Вопросы для исследования:

Вопросы.

1.Для чего и как строились замки?

2.Как устроены замки внутри?

3.Хотели бы вы в наше время жить в средневековом замке?

Жили рыцари в замках. Замок – это дворец и крепость феодала. Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводились в хорошо защищенных местах. Место для замка выбирали со старанием. Их строили на высоком холме, острове посреди реки. главная башня окружалась валами, рвами, стенами. Замки знати представляли собой не очень удобные жилища. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника. Короли и знать строили себе замки для защиты от врагов.

Создаю эмоциональный настрой на открытие новых знаний.

Через организацию побуждающего диалога подвожу к формулировке задач урока.

Организую работу групп учащихся.

Формулируют вопросы - задачи урока.

Учащиеся работают в группах и отвечают на поставленные вопросы.

Выступления групп.

Пр.: сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья; находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; понимать важность изобретения книгопечатания для человечества; работать с терминологическим словариком.

Позн.: осуществлять поиск необходимой информации из различных источников для выполнения учебных заданий; устанавливать причинно-следственные связи.

Р.: сохранять учебную задачу в течение всего урока; контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве.

К.: формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; составлять рассказ на заданную тему;

5

Фронтальная работа с учащимися.

– Сначала рыцарем мог стать любой человек, который был достаточно богат, чтобы приобрести боевого коня и вооружение.

Позже, только человек благородного происхождения.

– Для того, чтобы стать настоящим воином – рыцарям, требовалось много времени и сил.

– А вот умение читать и писать для рыцарей считалось не обязательным. Как вы считаете, это достоинство или недостаток рыцарей? А можно ли в настоящее время представить себе такого рыцаря?

Ребята, представьте, что вы рыцари из Средневековья, в каком бы замке вы хотели жить? (ответы детей)

Да, в прекрасных замках вы бы жили, но какой замок без балов. В Средневековье на балах танцы состояли из шагов

Организует работу групп.

Группы озвучивают ответы, подготовленные группой.

Учащиеся задают вопросы.

Пр.: формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Позн.: строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов.

Р.: планировать своё высказывание.

К.: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.

6

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Сейчас представим, что мы очутились на таком балу.

Все встанем в круг и под музыку будем танцевать. (2 шага вперёд, поворот и поклон, 2 шага назад, поворот и поклон)

Спасибо вам за прекрасный приём. А какими качествами должен  обладать рыцарь? Я предлагаю вам составить кодекс рыцарской чести.

«Кодекс рыцарской чести»

- Рыцарь должен быть храбрым.

- Защищать христианскую веру.

- Нападать со спины.

- Обманывать

-Хитрить

-Мошенничать

-Защищать невиновных

-Проявлять уважение к старшим.

-Почитать женщин.

-Проявлять Храбрость в словах и делах.

-Сражаться доблестно.

-Всегда держать слово чести.

-Выдавать секреты или товарища.

     -Преданность друзьям и тем, кто доверяет тебе.

     -Быть благородным, отзывчивым

   – Ещё рыцари изучали такую науку, которую не изучают современные дети ни в одной школе.

– Это наука геральдика.

– Посмотрите на разнообразные гербы рыцарей.

– Как вы считаете, в каких жизненных ситуациях рыцарю мог пригодиться герб?

Например,

– на войне, ведь лицо рыцаря было закрыто шлемом, и распознать его можно было только по гербу;

– на турнире, герольд, глядя на герб, изображённый на щите  одетой поверх доспехов, объявлял имена рыцарей.

Герб рассказывает о своём хозяине. На гербе могут быть изображены различные животные, растения, геометрические фигуры, девиз, который кратко рассказывает о жизненных принципах своего хозяина.

У вас на партах лежат заготовки, из которых вы сделаете свой герб. На нём вы должны отобразить свои интересы, по которым надо стремиться правильно жить. После изготовления герба вы нам расскажите о нём.

Организует коллективную работу

Выполняют за учителем движения

Составляют «Кодекс рыцарской чести»

Изготавливают герб своей группы

К.: осуществлять взаимный контроль

7

Закрепление изученного материала.

– Средневековье – это красивая эпоха, оставившая яркий след в истории. Ни одна историческая эпоха не проходит бесследно, есть что-то, чем мы с вами пользуемся и в настоящее время. Например, правила этикета.

Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Каждая группа рассказывает правила этикета

Позн.: устанавливать причинно-следственные связи.

К.: формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме.

8

Рефлексия

- Ребята, смогли мы с вами ответить на поставленные в начале урока вопросы?

- Что интересного и нового вы сегодня узнали?

- Нашему рыцарю не хватает чего? Мы с вами вооружились знаниями. У вас у каждого есть меч, вооружите рыцаря, если вы считаете, что в достаточной степени узнали о рыцарях и можете поделиться своими знаниями.

Наш рыцарь вооружён.

- Я предлагаю закончить наш урок посвящением.

Но обряд этот будет современным.

– Я предлагаю девочкам посвятить своих мальчиков в рыцари.

Девочки начнут посвящение со слов: “Будь …”. (Будь: смелым, верным, воспитанным, порядочным, отважным, справедливым, храбрым, вежливым, добрым, преданным Родине, люби и почитай родителей своих…)

Посвящение девочками мальчиков в рыцари.

Клятва рыцарей. Звучит средневековая музыка.

Клянитесь рыцарями быть

И рыцарство в борьбе добыть !

Долой и латы, и забрало !

Мы – рыцари добра –

И в этом наша слава !

Даю комментарий к домашнему заданию.

Девочки посвящают мальчиков в рыцари

Слушают и записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Окружающему миру "Средние века. Время рыцарей и замков"

На уроке дети узнают о эпохе средневековья. Выполняют мини -проекты по созданию гербов рыцарей....

Технологическая карта по окружающему миру на тему: «Средние века: время рыцарей и замков» 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование  представления о Средневековье; ознакомление учащихся с мировыми религиями: христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом; развитие кругозора учащихся, устн...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Времена года" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: создание условий для представления учащихся о смене времен года, распознавания сезонных яв­лений.Задачи урокаДидактические:Познакомить с причиной смены времен года;Научить распознавать...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Времена года" (УМК "Перспектива" - 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование знаний о временах годах, причинах их смены, а также их характерных сезонных явлениях;Задачи урока: Дидактические:1)...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Средние века время рыцарей и замков»

Вам представлена технологическая карта урока по теме: «Средние века: время рыцарей и замков», конспект урока и приложение....