Технологическая карта урока по окружающему миру «Средние века время рыцарей и замков»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ивлева Ксения Сергеевна

Вам представлена технологическая карта урока по теме: «Средние века: время рыцарей и замков», конспект урока и приложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта14.54 КБ
Файл конспект24.76 КБ
Файл приложение17.99 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО студентки: Кравчук Ксения Сергеевна

Тема: «Средние века: время рыцарей и замков»

Класс: 4Б

Цель: формирование представления о Средневековье, об образе жизни рыцарей, как одного из господствующих сословий средневековой Европы.

Задачи:

Образовательные:

определить характерные черты эпохи Средних веков, научить находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времён Средних веков;

формировать представление о религиях, получивших распространение в средние века.

Развивающие:

развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; расширять словарный запас учащихся; формировать умения работать с документами и текстом учебника, умения обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать интерес к окружающему миру, формировать уважение историческому прошлому.


Ресурсы урока: правила работы в группе, материал для работы в группах, тесты, учебник “Окр. мир” А.Плешаков. 4 класс, ІІ часть, компьютер и мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности(ФИПГ)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные(ПРК)

Личностные

Орг. этап

момент

Настроить учащихся на познавательную активность.

Словесный (беседа)

Создаю эмоциональный настрой на урок. Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя.

ф

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Актуализация знаний

Применить полученные знания и умения

Словесный (беседа)

Практический (тест)

Организует фронтальную беседу.

Организует фронтальный опрос с целью проверки изученного материала.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Делают выводы.

ф

и

раздаточный материал

фронтальная

Знание Древнего Египта, Греции и Рима.

Постановка цели и задач

Активизировать познавательный интерес к теме.

Словесный (беседа)

Через организацию побуждающего диалога подводит к формулированию темы урока и задач урока.

Взаимодействуют с учителем во время опроса.

Формулируют тему урока и ставят задачи.

ф

фронтальная

Мотивационная основа учебной деятельности

Открытие новых знаний

Изучить новые понятия.

Словесный (беседа)

Практический (исследовательская работа)

Организует работу групп учащихся.

1. Исследователи Эпохи

2. Исследователи Религии

3. Исследователи Замков

4. Исследователи Рыцарства

5. Исследователи

Книгопечатания

Учащиеся работают в группах и отвечают на вопросы, которые представлены в карточках.

г

учебник

самоконтроль

Формирование  представления о средневековье, рыцарях, их образе жизни

Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале

Первичная проверка понимания

Проверить ход усвоения новых знаний.

Словесный (беседа, рассказ)

Практический (исследовательская работа)

Организую работу «спикеров» групп.

«Спикеры» групп озвучивают ответы, подготовленные группой.

Учащиеся задают вопросы.

ф

презентация

фронтальный

планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей

Первичное осмысление и закрепление

Выяснить, как обучающиеся усвоили связь между изученными компонентами темы

Словесный (беседа)

Практический (выполняют практическую работу)

Организует коллективную работу по первичному закреплению в учебнике на стр.21.

Организует самостоятельную работу, контролирует самопроверку.

Читают в учебнике на с. 21 вывод.

Проверяют свои работы и оценивают по заданным критериям.

ф

и

учебник

раздаточный материал

фронтальный

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Подведение итогов

Рефлексия

Систематизировать и проанализировать деятельность на уроке

Словесный (беседа)

Практический (синквейн)

Подводит итоги урока. Просит составить синквейн.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Составляют синквейн и зачитывают их.

ф

и

самоконтроль

 

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности



Предварительный просмотр:

Ход урока Тема урока: Средние века: время рыцарей и замков

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

І. Самоопределение   к деятельности

2 мин

ІІ. Актуализация полученных знаний.

8 мин

Организую фронтальную беседу.

– История – это процесс развития, её можно сравнить с неудержимым движением вперёд.

– С какими историческими эпохами вы познакомились на предыдущих уроках?

 ( Первобытный мир, Древний мир.)

Организует фронтальный опрос с целью проверки изученного материала.

– Чтобы узнать, как хорошо вы знаете эти эпохи, проведём “аукцион знаний”. 

А как вы дополнили предложение под №10?

Ответ на ваши гипотезы вы получите в ходе урока.

  История не заканчивается, она продолжается. И мы сегодня продолжим путешествие по «ленте времени»

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

  1. Введение в тему урока.

Цель: Формулирование темы и целей урока.

1 мин

Через организацию побуждающего диалога подвожу к формулированию темы урока.

Какая эпоха следующая?

Средние века

- Вы что-нибудь знаете об этой эпохе?

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Формулируют тему урока.

 ІІІ. Открытие новых знаний.

 10 мин

Занимаю позицию фасилитатора.

1 группа «Исследователи эпохи»

Прочтите текст на странице 15 и найдите ответы на вопросы. Спикер, защити работу своей группы.

Учащиеся работают в группах и отвечают на поставленные вопросы.

 

 

2  группа «Исследователи религии»

Прочтите текст на странице 16-17 и найдите ответы на вопросы. Спикер, защити работу своей группы.

 

 

3 группа «Исследователи замков»

Прочтите текст на странице 18-19 и найдите ответы на вопросы. Спикер, защити работу своей группы.

 

 

4 группа «Исследователи рыцарей»

 Изучите текст и ответьте на вопросы.

5 группа «Исследователи книгопечатания»

Прочтите текст на странице 20 и найдите ответы на вопросы. Спикер, защити работу своей группы.

IV. Презентация работ в группах

5 мин

Организую работу «спикеров» групп.

«Спикеры» групп озвучивают ответы, подготовленные группой.

Учащиеся задают вопросы.

V. Закрепление изученного материала

6 мин

Организую коллективную работу по первичному закреплению в учебнике на стр.21.

Каждая  группа ответила на поставленные вопросы. А насколько это хорошо у нас получилось, мы проверим, выполняя тест для закрепления.

Организую самостоятельную работу, контролирую самопроверку.

Проверьте. Есть ли учащиеся, которые выполнили работу на отлично? Кто поставил себе хорошо?

Молодцы!

Читают в учебнике на с. 21 вывод.

Проверяют свои работы и оценивают по заданным критериям.

VІ. Рефлексия.

3 мин

Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

– В течение урока мы с вами смогли ответить на все поставленные вопросы и многое узнать о жизни в средние века. Но история на этом не заканчивается, и на следующих уроках вам предстоит познакомиться с развитием истории дальше.

Ребята, исчезли ли ваши опасения, которые возникли у вас в начале урока?

Исполнились ли ваши ожидания?

Подводя итог урока, мы с вами составим синквейн (о Средневековье, о рыцаре, о замке.)

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Составляют синквейн и зачитывают их.

VІІ. Домашнее задание

2 мин

Даю комментарий к домашнему заданию.

РТ выполните на с 7 №1, с 8 № 3.

Слушают и записывают домашнее задание.

                                                                                Приложение к уроку.

Тест № 1.

Вставьте пропущенные слова, чтобы получились  верные высказывания:

 1. Центр общественной жизни Рима - …………………………………………………………………………….

2. Храм всех богов в Древнем Риме - …………………………………………………………………………….

3. Бог Солнца в Древнем Египте - …….…………………………………………………………………...……..

4. Родина Олимпийских игр - ……………………………………………………………………………………..

5.Египетское государство возникло на берегу реки - …………………………………………..……………….

6. Кто, согласно легенде, основал город Рим? - … ……………………………………………..………………

7.Какие мероприятия проводились в Колизее? - …………………………………………………………….….

8. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать - ……………………………………

9. Существо с телом льва и головой человека, «охраняющее» гробницы фараонов - …………………….…

10. Рыцари жили в эпоху - ………………………………………………………………………………………..

___________________________________________________________________________________________

                                                                                Приложение к уроку.

Тест № 1.

Вставьте пропущенные слова, чтобы получились  верные высказывания:

 1. Центр общественной жизни Рима - …………………………………………………………………………….

2. Храм всех богов в Древнем Риме - …………………………………………………………………………….

3. Бог Солнца в Древнем Египте - …….…………………………………………………………………...……..

4. Родина Олимпийских игр - ……………………………………………………………………………………..

5.Египетское государство возникло на берегу реки - …………………………………………..……………….

6. Кто, согласно легенде, основал город Рим? - … ……………………………………………..………………

7.Какие мероприятия проводились в Колизее? - …………………………………………………………….….

8. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать - ……………………………………

9. Существо с телом льва и головой человека, «охраняющее» гробницы фараонов - …………………….…

10. Рыцари жили в эпоху - ………………………………………………………………………………………..

___________________________________________________________________________________________




1 группа «Исследователи эпохи»

Прочтите текст на странице 15 учебника и ответьте на вопросы. Спикер, защити работу группы.

Вопросы исследования

№ п\п

Вопросы

Ответы

1

Сколько лет длилась эпоха?



2

Что произошло в эту эпоху?



3

Какие города возникли?




 
Начни ответ так: Исследуя  предложенные нам вопросы, мы пришли к следующему выводу………….







2 группа «Исследователи религии»

Прочтите текст учебника на странице 16-17 и ответьте на вопросы. Спикер, защити работу группы.

Вопросы исследования.

№ п\п

Вопросы

Ответы

1

С развитием общества изменились ли верования людей?

2

Христианство. Что узнали?



3

 Ислам.  Что узнали?



4

Буддизм. Что узнал?




Начни ответ так: Исследуя  предложенные нам вопросы, мы пришли к следующему выводу…….






3 группа «Исследователи замков»

Прочтите текст учебника на страницаx 18-19 и ответьте на вопросы. Спикер, защити работу группы.

Вопросы для исследований.

№ п\п

Вопросы

Ответы

1

Для чего  строились замки?




2

Какое место выбирали для
строительства замка?




3

 Как строились замки?




4

Как выглядели замки внутри?




Начни ответ так: Исследуя  предложенные нам вопросы, мы пришли к следующему выводу…….




















4 группа «Исследователи рыцарей»

Прочтите текст и ответьте на вопросы. Спикер, защити работу своей группы.

Вопросы для исследований.

№ п\п

Вопросы

Ответы

1

Кто такие рыцари?



2

Как выглядели рыцари?



3

Каким должен быть рыцарь?



4

Чем занимались рыцари?






Начни ответ так: Исследуя  предложенные нам вопросы, мы пришли к следующему выводу…….

























5 группа «Исследователи книгопечатания»

Прочтите текст и ответьте на вопросы. Спикер, защити работу своей группы.

Вопросы для исследований.

№ п\п

Вопросы

Ответы

1

Кто изобрёл способ книгопечатания?

2

Как работал печатный станок?



3

Годом рождения книгопечатания является…

4

В чём важность изобретения книгопечатания?



Начни ответ так: Исследуя  предложенные нам вопросы, мы пришли к следующему выводу…….









                                         Дополнительный материал для группы «Исследователи рыцарства»

Слово «рыцарь первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть только люди благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.

Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей хозяев больших земельных владений герцогов, графов, баронов.

Для того, чтобы стать настоящим воином – рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом и становились личными слугами знатных феодалов или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось не обязательным.

         Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю,  

Становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец нёс доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие.

И только после нескольких лет службы, отличившихся в боях оруженосцев, посвящали в рыцари. Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и конечно, прекрасных дам. Посвящаемый в рыцари должен был встать на колени перед знатным из гостей. Тот наносил будущему рыцарю удар ладонью по затылку или на щеке.  А чтобы в мирное время не пропустить их военное искусство, рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались турнирами.



Памятка для работы в группе

1. Выберите лидера группы.
Роль лидера состоит и в том, чтобы предоставить всем членам группы возможность участвовать в работе, высказывать свои идеи.
2. Распределите задания для каждого из членов группы.
3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.
4. Учитесь находить контакты в группе.
Не перебивай других членов группы. Выражайся ясно, так, чтобы твои слова были понятны всем. Когда говорят другие, внимательно слушай то, о чём они говорят, не перебивай. В ходе обсуждений делай записи.
5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.
Компромисс может быть достигнут лишь тогда, когда каждая из сторон будет уверена в том, что другая сделает ей шаг навстречу. Таким образом, группа сможет достигнуть единства даже в том случае, когда принятое ею решение будет устраивать далеко не всех ее членов.
6. В группе согласуется общее решение.
7. Представитель группы защищает решение перед классом.
8. Лидер группы следит за временем.



Тест для закрепления

1. Замки строили для

а) защиты от нападений                          б) красоты

2. Замки строились

а) в лесу                                                   б) на высоком берегу реки

3. Кого в средние века называли рыцарем?

а) владельцев поместий, несших военную службу                    б) королевских приближённых

4. Чем занимались рыцари?

а) земледелием             б) постигали научные знания               в) военным делом        г) ремеслом и торговлей

5. Чем был вооружён рыцарь?

а) мечом, копьём, палицей, топором                                        б) кольчугой, латами, забралом, конём

6. Как называлась священная книга христиан?

а) Библия                                 б) Кааба                                      в) Коран

7. Какая религия объединила арабские племена?

а) христианство                        б) буддизм                               в) ислам

8. Рыцари жили в эпоху  - ………………………………………………………………………………………………
Тест для закрепления

1. Замки строили для

а) защиты от нападений                          б) красоты

2. Замки строились

а) в лесу                                                   б) на высоком берегу реки

3. Кого в средние века называли рыцарем?

а) владельцев поместий, несших военную службу                    б) королевских приближённых

4. Чем занимались рыцари?

а) земледелием             б) постигали научные знания               в) военным делом        г) ремеслом и торговлей

5. Чем был вооружён рыцарь?

а) мечом, копьём, палицей, топором                                        б) кольчугой, латами, забралом, конём

6. Как называлась священная книга христиан?

а) Библия                                 б) Кааба                                      в) Коран

7. Какая религия объединила арабские племена?

а) христианство                        б) буддизм                               в) ислам

8. Рыцари жили в эпоху  - ………………………………………………………………………………………



Предварительный просмотр:

  Приложение к уроку.

Тест № 1.

Вставьте пропущенные слова, чтобы получились  верные высказывания:

 1. Центр общественной жизни Рима - …………………………………………………………………………….

2. Храм всех богов в Древнем Риме - …………………………………………………………………………….

3. Бог Солнца в Древнем Египте - …….…………………………………………………………………...……..

4. Родина Олимпийских игр - ……………………………………………………………………………………..

5.Египетское государство возникло на берегу реки - …………………………………………..……………….

6. Кто, согласно легенде, основал город Рим? - … ……………………………………………..………………

7.Какие мероприятия проводились в Колизее? - …………………………………………………………….….

8. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать - ……………………………………

9. Существо с телом льва и головой человека, «охраняющее» гробницы фараонов - …………………….…

10. Рыцари жили в эпоху - ………………………………………………………………………………………..

                                                                             


1 группа «Исследователи эпохи»

Прочтите текст на странице 10 учебника и ответьте на вопросы.

Вопросы исследования

№ п\п

Вопросы

Ответы

1

Сколько лет длилась эпоха?



2

Что произошло в эту эпоху?



3

Какие города возникли?




 
Начни ответ так: Исследуя  предложенные нам вопросы, мы пришли к следующему выводу………….







2 группа «Исследователи религии»

Прочтите текст учебника на странице 11-12 и ответьте на вопросы.

Вопросы исследования.

№ п\п

Вопросы

Ответы

1

С развитием общества изменились ли верования людей?

2

Христианство. Что узнали?



3

Ислам.  Что узнали?



4

Буддизм. Что узнал?




Начни ответ так: Исследуя  предложенные нам вопросы, мы пришли к следующему выводу…….






3 группа «Исследователи замков»

Прочтите текст учебника на страницаx 12-14 и ответьте на вопросы.

Вопросы для исследований.

№ п\п

Вопросы

Ответы

1

Для чего  строились замки?




2

Какое место выбирали для
строительства замка?




3

Как строились замки?




4

Как выглядели замки внутри?




Начни ответ так: Исследуя  предложенные нам вопросы, мы пришли к следующему выводу…….

4 группа «Исследователи рыцарей»

Прочтите текст и ответьте на вопросы.

Вопросы для исследований.

№ п\п

Вопросы

Ответы

1

Кто такие рыцари?



2

Как выглядели рыцари?



3

Каким должен быть рыцарь?



4

Чем занимались рыцари?






Начни ответ так: Исследуя  предложенные нам вопросы, мы пришли к следующему выводу…….









5 группа «Исследователи книгопечатания»

Прочтите текст учебника на странице 14  и ответьте на вопросы.

Вопросы для исследований.

№ п\п

Вопросы

Ответы

1

Кто изобрёл способ книгопечатания?

2

Как работал печатный станок?



3

Годом рождения книгопечатания является…

4

В чём важность изобретения книгопечатания?



Начни ответ так: Исследуя  предложенные нам вопросы, мы пришли к следующему выводу…….










Дополнительный материал для группы «Исследователи рыцарства»

Слово «рыцарь первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть только люди благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.

Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей хозяев больших земельных владений герцогов, графов, баронов.

Для того, чтобы стать настоящим воином – рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом и становились личными слугами знатных феодалов или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось не обязательным.

Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец нёс доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие.

И только после нескольких лет службы, отличившихся в боях оруженосцев, посвящали в рыцари. Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и конечно, прекрасных дам. Посвящаемый в рыцари должен был встать на колени перед знатным из гостей. Тот наносил будущему рыцарю удар ладонью по затылку или на щеке.  А чтобы в мирное время не пропустить их военное искусство, рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались турнирами.



Памятка для работы в группе

1. Выберите лидера группы.
Роль лидера состоит и в том, чтобы предоставить всем членам группы возможность участвовать в работе, высказывать свои идеи.
2. Распределите задания для каждого из членов группы.
3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.
4. Учитесь находить контакты в группе.
Не перебивай других членов группы. Выражайся ясно, так, чтобы твои слова были понятны всем. Когда говорят другие, внимательно слушай то, о чём они говорят, не перебивай. В ходе обсуждений делай записи.
5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.
Компромисс может быть достигнут лишь тогда, когда каждая из сторон будет уверена в том, что другая сделает ей шаг навстречу. Таким образом, группа сможет достигнуть единства даже в том случае, когда принятое ею решение будет устраивать далеко не всех ее членов.
6. В группе согласуется общее решение.
7. Представитель группы защищает решение перед классом.
8. Лидер группы следит за временем.



Тест для закрепления

1. Замки строили для

а) защиты от нападений                          б) красоты

2. Замки строились

а) в лесу                                                   б) на высоком берегу реки

3. Кого в средние века называли рыцарем?

а) владельцев поместий, несших военную службу                    б) королевских приближённых

4. Чем занимались рыцари?

а) земледелием       б) постигали научные знания         в) военным делом        г) ремеслом и торговлей

5. Чем был вооружён рыцарь?

а) мечом, копьём, палицей, топором                                 б) кольчугой, латами, забралом, конём

6. Как называлась священная книга христиан?

а) Библия                                 б) Кааба                                      в) Коран

7. Какая религия объединила арабские племена?

а) христианство                        б) буддизм                               в) ислам

8. Рыцари жили в эпоху  - ………………………………………………………………………………………………

Тест для закрепления

1. Замки строили для

а) защиты от нападений                          б) красоты

2. Замки строились

а) в лесу                                                   б) на высоком берегу реки

3. Кого в средние века называли рыцарем?

а) владельцев поместий, несших военную службу                    б) королевских приближённых

4. Чем занимались рыцари?

а) земледелием       б) постигали научные знания         в) военным делом        г) ремеслом и торговлей

5. Чем был вооружён рыцарь?

а) мечом, копьём, палицей, топором                                 б) кольчугой, латами, забралом, конём

6. Как называлась священная книга христиан?

а) Библия                                 б) Кааба                                      в) Коран

7. Какая религия объединила арабские племена?

а) христианство                        б) буддизм                               в) ислам

8. Рыцари жили в эпоху  - ………………………………………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

Урок по Окружающему миру "Средние века. Время рыцарей и замков"

На уроке дети узнают о эпохе средневековья. Выполняют мини -проекты по созданию гербов рыцарей....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Средние века"

Урок окружающего мира в 4 классе "Средние века"...

Технологическая карта по окружающему миру на тему: «Средние века: время рыцарей и замков» 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование  представления о Средневековье; ознакомление учащихся с мировыми религиями: христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом; развитие кругозора учащихся, устн...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урокаФИО учителя: Шевченко Анна НиколаевнаКласс: 4     УМК «Школа России»Предмет: Окружающий мирТема: «Средние века: время рыцарей и замков...